Главная / Начальные классы / Разработка урока.Букварь 1 класс

Разработка урока.Букварь 1 класс


Тема:согласные Звуки [н], [н’], буква «н».
Согласная строчная буква «н»

Цели: познакомить со строчной буквой «н», звуками [н], [н’]; расширять словарный запас детей, развивать речь, внимание, фантазию, мелкую моторику рук; учить работать с текстом и иллюстрациями. Воспитывать любознательность и интерес к уроку.

Оборудование: карточки с текстами стихотворений; иллюстрации на тему «Цирк»; кубик.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети, умеющие читать, по очереди читают стихи, записанные на карточках.

Едет клоун по шоссе

На блестящем колесе.

Для чего? Зачем? –

Для смеха.

Пожелайте мне успеха.

Плотный папа прочно встал,

Пирамиду основал,

На плечах стоят без паники

Сыновья, потом племянники.

Медвежий марш и вальс медвежий.

С гармошкой мишка на манеже.

Медведица с медведем пляшет:

Им медвежонок лапой машет.

Гимнастов чтили в Древней Греции.

Гимнаст летает на трапеции.

Вниз головой гимнаст летит,

Гимнастка на него глядит.

(Слайд 1.: «Цирк».)

Догадались, куда мы отправляемся? (В цирк.)

Цирк – это сказочный сверкающий шатер.

Цирк – это кольцами играющий жонглер.

Это тигров полосатых дружный рев.

Это музыка и свет прожекторов.

М. Пляцковский

Слайды с рисунками цирка.

II. Повторение изученного.

Чтобы приобрести билет, надо построить слова из изученных букв. Назовите известные вам буквы. (Учащиеся записывают на доске маленькие и большие буквы.)

Какие звуки обозначает буква? Гласные или согласные? Почему? С какими буквами «дружит»?

III. Изучение нового материала.

Первым номером программы выступит фокусник.

Взял он в руки колесо

И превратил вдруг в букву … («о»).

Взял он в руки три доски,

Получилась буква … («п», «и»).

Если б взял он в руки две,

Получил бы буквы … («т», «г»).

Что за буква?

На этой букве,

Как на лесенке,

Сел фокусник

И распевает песенки.

Это новая буква. Звезда нашей программы – буква «н».

Буква «н» сказала: «Ну!»

Много новых слов начну.

Ножик, ночь, неделя,

Нина, Настя, Неля.

Эй, ребятки, не зевайте,

Вместе с буквой продолжайте.

(Дети называют слова, начинающиеся на букву «н».)

Работа по учебнику (с. 52).

Отгадайте загадку:

Пять ступенек – лесенка,

На ступеньках – песенка.

(Ноты.)

Послушайте:

Просто прелесть – эти пони!

Папа, пони тоже кони?

Выделите голосом первый звук в слове нота. ([н].)

Что можете о нем рассказать? (Согласный, твердый, звонкий.)

Выделите третий звук в словах пони, кони. ([н’.])

Расскажите об этом звуке. (Согласный, мягкий, звонкий.)

Звуки [н], [н’] обозначаются буквой «н».

Дорисуйте схему – человечка. Какие детали добавили? (Колпачок – звонок, ботиночки раскрасили зеленым и синим цветами.)

Эквилибрист, герой экрана,

Доставлен в цирк из океана.

Он носом этот мяч поймает

И долго держит, не роняет.

Чтение слогов по цепочке, по столбикам; дополнение до слов.

Чтение слов: дочитывание слов левого столбика (ран-о, ран-ы и т. д.).

Лексическая работа:

Объясните значение слов.

Чтение слов правого столбика.

Составьте с каждым из них предложение.

Чтение предложения, составление схемы предложения.

Почему слова написаны с большой буквы?

На доске текст:

Мы все любим цирк. Там весело и интересно. Играет музыка. Горят разноцветные огни. На арене цирка выступают смешные клоуны, ловкие гимнасты и борцы. Когда на манеже клоуны, в зале всегда царит смех.

Прочитайте текст. Как его можно озаглавить?

Найдите в тексте ответ на вопрос: «Кто выступает в цирке?»

Напишите его в виде схемы предложения.

Работа в Прописи.

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу!

Анализ буквы «н».

Какие новые звуки мы выделили на уроке? ([н], [н’].)

Эти звуки будем обозначать буквой «н».

(Ученики рассматривают образец написания письменной и печатной буквы «н».)

Сравните печатную букву по форме и размеру с письменной буквой «н».

Показ написания буквы.

Погасли разноцветные огни. Смолкла музыка, под куполом цирка – воздушные гимнасты братья «н».

Пишем наклонную черту сверху вниз, возвращаемся по написанному до середины черты, как балерина, выполняем маленький поворот и веду ручку вверх, пишу черту с закруглением внизу. Соединительный элемент слегка провисает, как веревочка.

Обведите буквы на табло.

Написание 1–3-й строк самостоятельно.

Почему на четвертой строке написаны три буквы? Чем они похожи? Запишите четвертую и пятую строки.

Физкультминутка

И. п. – стойка ноги врозь. Руки, согнутые в локтях, соединены внизу так, что пальцы одной руки касаются локтя другой.

1 – поворот туловища вправо, руки в стороны.

2 – и. п.

3 – то же в другую сторону.

Носорог бодает рогом,

Не шутите с носорогом!

Работа в Прописи.

1. Запись слогов.

Запишите слоги с мягким согласным зеленым карандашом, а с твердым согласным – синим. Старайтесь писать без отрыва.

(Учитель показывает соединение букв на доске, обращает внимание на нижнее и верхнее соединение.)

2. Запись слов.

Дрессированные собачки из «Звериной школы» принесли слова. Прочитайте их. Запишите: обведите и напишите на следующей строке эти же слова.

Наши собачки выполняют цирковой номер. Возьмите красный карандаш. Подчеркните в словах одинаковую букву. («н».) Представьте, что это тумбы. Покажите дугами, как перепрыгивают собачки с одной на другую.

Самостоятельно запишите слова на следующей строке. Продолжите «прыжки» дрессированных собачек.

3. Запись слов парами.

Прочитайте слова парами.

Прочитайте слова в единственном числе.

Прочитайте слова во множественном числе.

4. Знакомство с корнем слова.

Чем различаются слова? Обозначьте ударение.

Чем похожи слова?

Подчеркните одинаковую часть в словах.

Одинаковую часть слов называют корнем. Обозначается он следующим значком:

Обведите слова парами и выделите корень.

Силачи-атлеты, звуковички, научат вас играть в игру «Бояре, мы к вам в гости пришли». Назовите буквы первой цепи. Какая «лишняя»? Какую букву забыли позвать? («п».) Исправьте ошибку. (Вместо «и» – буква «п».) Назовите буквы второй цепи. Как они называются? Согласные стараются разбить цепь гласных, но получаются слоги. Прочитайте их.

Прочитайте имена девочек. Запишите первое имя на строчке. Девочка исполняет танец с лентой. Нарисуйте красную ленту:

Как зовут вторую девочку? Она жонглирует тарелками. Запишите имя, нарисуйте тарелочки:

Придумайте, что делает Инна. (Например: Инна поет. Нарисуйте на верхней и нижней линиях ноты.)

Слоненок удивил ребят,

Слоненок встал на самокат,

Немножко покатался –

И самокат сломался.

Почему сломался самокат?

(Слон тяжелый.)

Сколько весит слон? (Взрослый слон может весить до 4 тонн. Одна тонна – это одна тысяча килограммов. Если все ученики 1а, 1б, 1в классов встанут на весы, это и будет одна тонна.)

Прочитайте слово в рамке. Как произносится звук [н]? (Долго.)

Как на письме обозначен этот долгий звук? («нн»)

Обведите слово синим карандашом, подчеркните двойную согласную.

Физкультминутка

Станем артистами цирка.

(Дети имитируют движения канатоходца, жонглера, танцовщика и т. д.)

Работа по учебнику (с. 53).

Прочитайте название стихотворения.

Кто автор?

Рассмотрите рисунки.

Предположите, о чем стихотворение.

Как записаны стихи? Сосчитайте число строк. (Это четверостишия и двустишия.)

Прочитайте стихотворение про себя.

(Нечитающие дети читают слова, выделенные особым шрифтом, подчеркивают знакомые слоги.)

Чтение стихотворения вслух, беседа.

Что такое арена? (Арена – это большая круглая площадка посредине цирка, на которой даются представления.)

Кто выступает на арене?

Кто такой жонглер? (Артист цирка, который ловит и подбрасывает на лету несколько предметов.)

Кто такой акробат? (Цирковой гимнаст.)

Изобразите атлета – силача. Покажите, как он подбрасывает и ловит тяжелые гири.

Прочитайте имя борца, его фамилию. Как записаны эти слова?

Что такое литавры и тарелки? (Литавры – ударный мембранный музыкальный инструмент, полушария которого обтянуты кожей. Тарелка – ударный музыкальный инструмент, два металлических диска.)

Почему пингвин машет палочкой? (Он дирижер.)

Как одет пингвин? (Фрак – парадный сюртук с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади.)

Чем заняты еноты?

Хотели бы вы побывать в цирке?

Найдите в тексте строчки, которые являются подписями к картинкам.

Почему стихотворение разделили на две части?

О чем говорится в первой части? (О выступлении артистов.)

О чем говорится во второй части? (Об оркестре из животных.)

Повторное чтение текста.

IV. Итог урока.

Игра «Кто больше?»

Прочитайте слово: «акробат».

Составьте как можно больше слов из букв этого слова. (Крот, рот, бор, карта, брат, табор, борт…)

Какие звуки обозначают буквой «н»? Чем они отличаются? Какими цветами мы будем обозначать их в схеме? Какие рисунки приклеим на кубик из коробки?

Первоклассница

Цирк!

Собрался возле касс

Первый класс.

Возле самого окна

Первоклассница одна.

Надоели ей давно

Санки, салки и кино,

В цирк ей нужно непременно!

Залита огнем арена,

У ребят сияют лица,

Выезжает колесница,

На арене пляшут кони,

Клоун выехал на пони.

Лев свиреп, но из дверей

Укротитель – царь зверей,

И огромный хищный лев

Сел на тумбу, присмирев.

Открывает добрый слон

Парикмахерский салон.

У него сидит лиса,

Хвост, как рыжая коса.

Рыжий клоун у ковра

Вытворяет номера.

Цирк кружится колесом,

Вот гимнаст, он невесом.

Вот жонглер, ну и ловкач!

Ловит кольца, крутит мяч.

Десять огненных колец!

К сожалению, конец. (А. Стройло)




Разработка урока.Букварь 1 класс
  • Начальные классы
Описание:

Тема:согласные Звуки [н], [н’], буква «н».
Согласная строчная буква «н»

Цели: познакомить со строчной буквой «н», звуками [н], [н’]; расширять словарный запас детей, развивать речь, внимание, фантазию, мелкую моторику рук; учить работать с текстом и иллюстрациями. Воспитывать любознательность и интерес к уроку.

Оборудование: карточки с текстами стихотворений; иллюстрации на тему «Цирк»; кубик.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети, умеющие читать, по очереди читают стихи, записанные на карточках.

Едет клоун по шоссе

На блестящем колесе.

Для чего? Зачем? –

Для смеха.

Пожелайте мне успеха.

Плотный папа прочно встал,

Пирамиду основал,

На плечах стоят без паники

Сыновья, потом племянники.

Медвежий марш и вальс медвежий.

С гармошкой мишка на манеже.

Медведица с медведем пляшет:

Им медвежонок лапой машет.

Гимнастов чтили в Древней Греции.

Гимнаст летает на трапеции.

Вниз головой гимнаст летит,

Гимнастка на него глядит.

(Слайд 1.:  «Цирк».)

Догадались, куда мы отправляемся? (В цирк.)

Цирк – это сказочный сверкающий шатер.

Цирк – это кольцами играющий жонглер.

Это тигров полосатых дружный рев.

Это музыка и свет прожекторов.

М. Пляцковский

Слайды с рисунками цирка.

II. Повторение изученного.

Чтобы приобрести билет, надо построить слова из изученных букв. Назовите известные вам буквы. (Учащиеся записывают на доске маленькие и большие буквы.)

Какие звуки обозначает буква? Гласные или согласные? Почему? С какими буквами «дружит»?

III. Изучение нового материала.

Первым номером программы выступит фокусник.

Взял он в руки колесо

И превратил вдруг в букву … («о»).

Взял он в руки три доски,

Получилась буква … («п», «и»).

Если б взял он в руки две,

Получил бы буквы … («т», «г»).

Что за буква?

На этой букве,

Как на лесенке,

Сел фокусник

И распевает песенки.

Это новая буква. Звезда нашей программы – буква «н».

Буква «н» сказала: «Ну!»

Много новых слов начну.

Ножик, ночь, неделя,

Нина, Настя, Неля.

Эй, ребятки, не зевайте,

Вместе с буквой продолжайте.

(Дети называют слова, начинающиеся на букву «н».)

· Работа по учебнику (с. 52).

Отгадайте загадку:

Пять ступенек – лесенка,

На ступеньках – песенка.

(Ноты.)

Послушайте:

Просто прелесть – эти пони!

Папа, пони тоже кони?

Выделите голосом первый звук в слове нота. ([н].)

Что можете о нем рассказать? (Согласный, твердый, звонкий.)

Выделите третий звук в словах пони, кони. ([н’.])

Расскажите об этом звуке. (Согласный, мягкий, звонкий.)

Звуки [н], [н’] обозначаются буквой «н».

Дорисуйте схему – человечка. Какие детали добавили? (Колпачок – звонок, ботиночки раскрасили зеленым и синим цветами.)

Эквилибрист, герой экрана,

Доставлен в цирк из океана.

Он носом этот мяч поймает

И долго держит, не роняет.

· Чтение слогов по цепочке, по столбикам; дополнение до слов.

· Чтение слов: дочитывание слов левого столбика (ран-о, ран-ы и т. д.).

· Лексическая работа:

Объясните значение слов.

· Чтение слов правого столбика.

Составьте с каждым из них предложение.

· Чтение предложения, составление схемы предложения.

Почему слова написаны с большой буквы?

На доске текст:

Мы все любим цирк. Там весело и интересно. Играет музыка. Горят разноцветные огни. На арене цирка выступают смешные клоуны, ловкие гимнасты и борцы. Когда на манеже клоуны, в зале всегда царит смех.

Прочитайте текст. Как его можно озаглавить?

Найдите в тексте ответ на вопрос: «Кто выступает в цирке?»

Напишите его в виде схемы предложения.

· Работа в Прописи.

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу!

· Анализ буквы «н».

Какие новые звуки мы выделили на уроке? ([н], [н’].)

Эти звуки будем обозначать буквой «н».

(Ученики рассматривают образец написания письменной и печатной буквы «н».)

Сравните печатную букву по форме и размеру с письменной буквой «н».

· Показ написания буквы.

Погасли разноцветные огни. Смолкла музыка, под куполом цирка – воздушные гимнасты братья «н».

Пишем наклонную черту сверху вниз, возвращаемся по написанному до середины черты, как балерина, выполняем маленький поворот и веду ручку вверх, пишу черту с закруглением внизу. Соединительный элемент слегка провисает, как веревочка.

Обведите буквы на табло.

Написание 1–3-й строк самостоятельно.

Почему на четвертой строке написаны три буквы? Чем они похожи? Запишите четвертую и пятую строки.

Физкультминутка

И. п. – стойка ноги врозь. Руки, согнутые в локтях, соединены внизу так, что пальцы одной руки касаются локтя другой.

1 – поворот туловища вправо, руки в стороны.

2 – и. п.

3 – то же в другую сторону.

Носорог бодает рогом,

Не шутите с носорогом!

· Работа в Прописи.

1. Запись слогов.

Запишите слоги с мягким согласным зеленым карандашом, а с твердым согласным – синим. Старайтесь писать без отрыва.

(Учитель показывает соединение букв на доске, обращает внимание на нижнее и верхнее соединение.)

2. Запись слов.

Дрессированные собачки из «Звериной школы» принесли слова. Прочитайте их. Запишите: обведите и напишите на следующей строке эти же слова.

Наши собачки выполняют цирковой номер. Возьмите красный карандаш. Подчеркните в словах одинаковую букву. («н».) Представьте, что это тумбы. Покажите дугами, как перепрыгивают собачки с одной на другую.

Самостоятельно запишите слова на следующей строке. Продолжите «прыжки» дрессированных собачек.

3. Запись слов парами.

Прочитайте слова парами.

Прочитайте слова в единственном числе.

Прочитайте слова во множественном числе.

4. Знакомство с корнем слова.

Чем различаются слова? Обозначьте ударение.

Чем похожи слова?

Подчеркните одинаковую часть в словах.

Одинаковую часть слов называют корнем. Обозначается он следующим значком:

Обведите слова парами и выделите корень.

Силачи-атлеты, звуковички, научат вас играть в игру «Бояре, мы к вам в гости пришли». Назовите буквы первой цепи. Какая «лишняя»? Какую букву забыли позвать? («п».) Исправьте ошибку. (Вместо «и» – буква «п».) Назовите буквы второй цепи. Как они называются? Согласные стараются разбить цепь гласных, но получаются слоги. Прочитайте их.

Прочитайте имена девочек. Запишите первое имя на строчке. Девочка исполняет танец с лентой. Нарисуйте красную ленту:

Как зовут вторую девочку? Она жонглирует тарелками. Запишите имя, нарисуйте тарелочки:

Придумайте, что делает Инна. (Например: Инна поет. Нарисуйте на верхней и нижней линиях ноты.)

Слоненок удивил ребят,

Слоненок встал на самокат,

Немножко покатался –

И самокат сломался.

Почему сломался самокат?

(Слон тяжелый.)

Сколько весит слон? (Взрослый слон может весить до 4 тонн. Одна тонна – это одна тысяча килограммов. Если все ученики 1а, 1б, 1в классов встанут на весы, это и будет одна тонна.)

Прочитайте слово в рамке. Как произносится звук [н]? (Долго.)

Как на письме обозначен этот долгий звук? («нн»)

Обведите слово синим карандашом, подчеркните двойную согласную.

Физкультминутка

Станем артистами цирка.

(Дети имитируют движения канатоходца, жонглера, танцовщика и т. д.)

· Работа по учебнику (с. 53).

Прочитайте название стихотворения.

Кто автор?

Рассмотрите рисунки.

Предположите, о чем стихотворение.

Как записаны стихи? Сосчитайте число строк. (Это четверостишия и двустишия.)

Прочитайте стихотворение про себя.

(Нечитающие дети читают слова, выделенные особым шрифтом, подчеркивают знакомые слоги.)

· Чтение стихотворения вслух, беседа.

Что такое арена? (Арена – это большая круглая площадка посредине цирка, на которой даются представления.)

Кто выступает на арене?

Кто такой жонглер? (Артист цирка, который ловит и подбрасывает на лету несколько предметов.)

Кто такой акробат? (Цирковой гимнаст.)

Изобразите атлета – силача. Покажите, как он подбрасывает и ловит тяжелые гири.

Прочитайте имя борца, его фамилию. Как записаны эти слова?

Что такое литавры и тарелки? (Литавры – ударный мембранный музыкальный инструмент, полушария которого обтянуты кожей. Тарелка – ударный музыкальный инструмент, два металлических диска.)

Почему пингвин машет палочкой? (Он дирижер.)

Как одет пингвин? (Фрак – парадный сюртук с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади.)

Чем заняты еноты?

Хотели бы вы побывать в цирке?

Найдите в тексте строчки, которые являются подписями к картинкам.

Почему стихотворение разделили на две части?

О чем говорится в первой части? (О выступлении артистов.)

О чем говорится во второй части? (Об оркестре из животных.)

· Повторное чтение текста.

IV. Итог урока.

· Игра «Кто больше?»

Прочитайте слово: «акробат».

Составьте как можно больше слов из букв этого слова. (Крот, рот, бор, карта, брат, табор, борт…)

Какие звуки обозначают буквой «н»? Чем они отличаются? Какими цветами мы будем обозначать их в схеме? Какие рисунки приклеим на кубик из коробки?

Первоклассница

Цирк!

Собрался возле касс

Первый класс.

Возле самого окна

Первоклассница одна.

Надоели ей давно

Санки, салки и кино,

В цирк ей нужно непременно!

Залита огнем арена,

У ребят сияют лица,

Выезжает колесница,

На арене пляшут кони,

Клоун выехал на пони.

Лев свиреп, но из дверей

Укротитель – царь зверей,

И огромный хищный лев

Сел на тумбу, присмирев.

Открывает добрый слон

Парикмахерский салон.

У него сидит лиса,

Хвост, как рыжая коса.

Рыжий клоун у ковра

Вытворяет номера.

Цирк кружится колесом,

Вот гимнаст, он невесом.

Вот жонглер, ну и ловкач!

Ловит кольца, крутит мяч.

Десять огненных колец!

К сожалению, конец.     (А. Стройло)

 

 

 

Автор Кувандыкова Гузель Ринатовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 790
Номер материала 29386
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓