Главная / Русский язык и литература / Разработка урока. Н.А.Некрасов.Слово о поэте. «Железная дорога». Роль пейзажа.

Разработка урока. Н.А.Некрасов.Слово о поэте. «Железная дорога». Роль пейзажа.

Урок Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Роль пейзажа.

Цель урока: учить детей анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову, сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи; познакомить с понятиями "риторический вопрос", "баллада", "ирония";развивать в детях наблюдательность, творческое воображение, умение чётко и связно излагать и объяснять свои мысли; воспитывать в детях гражданские чувства.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска. Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

1.Орг. момент

Создает благоприятную обстановку. Привлекает детей к открытию новых знаний

Настраиваются на урок


2.Актуализация знаний

Ребята, сегодня на уроке мы окунёмся в поэтический мир великого русского народного поэта Н.А.Некрасова, узнаем, почему его называют поэтом-гражданином.( слайды1-2)



3.Объяснение нового

материала


Безусловно, таким и был Н.А. Некрасов - достойный сын своего народа, достойный гражданин своей страны. Он обладал даром большого поэта - чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя - простого человека, мужика, труженика, ремесленника, строителя, солдата - и этот герой стал центральной фигурой его поэзии. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу русского народа и оставался верен этой теме всегда. Послушаем краткое сообщение о жизни и творчестве этого поистине народного поэта.




Сообщение ученицы (слайды 3, 4, 5, 6)


4.Закрепление

Анализ I главы стихотворения. Стихотворения Н.А. Некрасова так же, как и всё его творчество, проникнуты глубоким сочувствием к человеку, высоким гражданским чувством, в них звучит протест против несправедливого отношения к людям. Яркий пример тому - стихотворение "Железная дорога". Перед тем как познакомиться с первой главой, выясним значение некоторых слов.1. Словарная работа (слайды 7, 8)ядрёный - свежий, здоровый, кочи – кочки, обаяние - незнание правды, неведение. (колтун)лопата – заступ подрядчик - лицо, нанявшее рабочих

лабаз - помещение для хранения муки или зерна; лабазник - торговец, владелец лабаза присадистый - приземистый, плотный

недоимка - долги, то, что рабочие, по подсчетам, были должны ему.

- Каким словом названы слипшиеся и склеившиеся волосы на голове белоруса?

2. Прослушивание 1 главы стихотворения (слайды 9,10,11).3. Беседа по вопросам:

- Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части?

- Каким настроением она проникнута?

- Какое восклицание повторяется дважды?

- Какая строка передаёт состояние умиротворения

-Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части?

-Да, рисуя обычные, всем знакомые картины осеннего пейзажа, автор восхищается увиденным, ведь настоящий поэт, поэт-гражданин, любит Родину не за какие-то дивные красоты, а потому что это его Родина. Как любят мать. Он называет её не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь. Какова лексика 1 главы? Какое настроение она создаёт? - Какое слово выбивается из общего ряда? (безобразие) (слайд 12)

- Нет безобразия в природе - эта фраза настораживает: если безобразия нет в природе, значит, оно где-то есть. Выяснить это мы сможем, разобрав 2 главу стихотворения.

III. Работа над II главой стихотворения. 1. Беседа.

- Кому посвящена вторая, самая большая часть стихотворения?

-По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав несправедливый ответ отца, Некрасов счёл нужным вмешаться в этот разговор и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто же является настоящим строителем железной дороги.

- Как он показывает правду, чтобы вызвать у читателя сочувствие, жалость к народу? К каким приёмам прибегает?

Зачитаем описание царя-голода.

-Автор беспощадно показывает цену, какой построена дорога: "А по бокам-то всё косточки русские: Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?"

- Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи, толпы мертвецов?

Баллада - это стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастическим. (слайд 13)

-Найдите строфу, содержащую обращение толпы мертвецов к живущим? Как вы понимаете значение слова братья? Нужен ли ответ на вопрос, данный в этой строфе? Как называется такой вопрос?

2. Словесное рисование.

Какой образ выделяется в толпе призраков-мужиков? Словесно нарисуйте его (белоруса).А теперь зачитайте его описание в стихотворении.

Какие чувства вызвало у вас описание белоруса? (слайд 15). Работа с репродукцией картины Г.А.Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге" (слайд 16) Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта? Какое из этих произведений создаёт, по-вашему, более тягостное, удручающее настроение? Почему?

. Выразительное чтение последних 3-х строф 2 главы.

- Как автор показывает будущее народа, страны? Верит ли он в светлое будущее?







IV. Анализ 3 и 4 глав стихотворения.1. Беседа.Что думает о народе генерал, какими словами он определяет народ?А вы согласны с этим мнением?Можно ли увидеть светлую сторону в жизни строителей железной дороги? Почему? Как поступает с рабочими купчина?Какой оттенок звучит в словах подрядчика "И - недоимку дарю!..."?

- Каково авторское отношение к изображаемому? Какой приём использует автор в последней строфе стихотворения?

Ирония - выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение) (слайд 17)


















-осенний пейзаж

-бодрости, ясности, покоя

-"Славная осень!"

-"Всё хорошо под сиянием лунным"

-Это, во-первых, образ родной природы; во-вторых, для обозначения Родины употреблено устаревшее название Русь; в-третьих, эпитет родимая носит просторечный характер, выражает народное чувство.

-Она создаёт радостное, бодрое настроение: славная, здоровый, ядрёный, бодрит, свежи, морозные, ясные, хорошо.

-описанию строительства железной дороги, её строителей.



-фантастический, сказочный образ царя-голода и толпы мертвецов в лунную ночь.



-баллада.





-риторический (слайд 14)













-Будущее - преодоление прошлого. Бесконечное терпение, выносливость народа должны принести освобождение. Автор верит в скорое преображение страны, переживает за дальнейшую судьбу народа.







(издевательски).

(ирония)


5.Рефлексия

Мотивирует учащихся на рефлексию.

Отвечают на вопросы


6.Домашнее задание

наизусть 3 строфы (на выбор)







Разработка урока. Н.А.Некрасов.Слово о поэте. «Железная дорога». Роль пейзажа.
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка урока литературы по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной на тему:  Н.А.Некрасов.Слово о поэте. «Железная дорога». Роль пейзажа. Урок  проведён для учеников-татар. Конспект урока составлен в виде технологической карты. Здесь можно увидеть деятельность учителя и учеников. Цели  урока:   научить детей анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову, сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи; познакомить с  понятиями "риторический вопрос", "баллада", "ирония"; развивать в детях наблюдательность, творческое воображение, умение чётко и связно излагать и объяснять свои мысли; воспитывать в детях гражданские чувства.

 

 

Автор Хабибуллина Венера Анировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1490
Номер материала 23762
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓