Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка урока. Н.А.Некрасов.Слово о поэте. «Железная дорога». Роль пейзажа.

Разработка урока. Н.А.Некрасов.Слово о поэте. «Железная дорога». Роль пейзажа.

Скачать материал

Урок  Н.А.Некрасов.   Слово о поэте. «Железная дорога». Роль пейзажа.

Цель урока: учить детей анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову, сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи; познакомить с  понятиями "риторический вопрос", "баллада", "ирония";развивать в детях наблюдательность, творческое воображение, умение чётко и связно излагать и объяснять свои мысли; воспитывать в детях гражданские чувства.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска.                      Ход урока.

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность  обучающихся

Время

1.Орг. момент

Создает благоприятную обстановку. Привлекает детей к открытию новых знаний

Настраиваются на урок

 

2.Актуализация  знаний

Ребята, сегодня на уроке мы окунёмся в поэтический мир великого русского народного поэта Н.А.Некрасова, узнаем, почему его называют поэтом-гражданином.( слайды1-2)

 

 

3.Объяснение нового

материала

 

Безусловно, таким и был Н.А. Некрасов - достойный сын своего народа, достойный гражданин своей страны. Он обладал даром большого поэта - чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя - простого человека, мужика, труженика, ремесленника, строителя, солдата - и этот герой стал центральной фигурой его поэзии. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу русского народа и оставался верен этой теме всегда. Послушаем краткое сообщение о жизни и творчестве этого поистине народного поэта.

 

 

 

Сообщение ученицы (слайды 3, 4, 5, 6)

 

4.Закрепление

Анализ I главы стихотворения. Стихотворения Н.А. Некрасова так же, как и всё его творчество, проникнуты глубоким сочувствием к человеку, высоким гражданским чувством, в них звучит протест против несправедливого отношения к людям. Яркий пример тому - стихотворение "Железная дорога". Перед тем как познакомиться с первой главой, выясним значение некоторых слов.1. Словарная работа (слайды 7, 8)ядрёный - свежий, здоровый, кочи – кочки, обаяние - незнание правды, неведение. (колтун)лопата – заступ подрядчик - лицо, нанявшее рабочих

лабаз - помещение для хранения муки или зерна; лабазник - торговец, владелец лабаза присадистый - приземистый, плотный

недоимка - долги, то, что рабочие, по подсчетам, были должны ему.

- Каким словом названы слипшиеся и склеившиеся волосы на голове белоруса?

2. Прослушивание 1 главы стихотворения (слайды 9,10,11).3. Беседа по вопросам:

- Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части?

- Каким настроением она проникнута?

- Какое восклицание повторяется дважды?

- Какая строка передаёт состояние умиротворения

-Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части?

-Да, рисуя обычные, всем знакомые картины осеннего пейзажа, автор восхищается увиденным, ведь настоящий поэт, поэт-гражданин, любит Родину не за какие-то дивные красоты, а потому что это его Родина. Как любят мать. Он называет её не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь. Какова лексика 1 главы? Какое настроение она создаёт? - Какое слово выбивается из общего ряда? (безобразие) (слайд 12)

- Нет безобразия в природе - эта фраза настораживает: если безобразия нет в природе, значит, оно где-то есть. Выяснить это мы сможем, разобрав 2 главу стихотворения.

III. Работа над II главой стихотворения. 1. Беседа.

- Кому посвящена вторая, самая большая часть стихотворения?

 -По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав несправедливый ответ отца, Некрасов счёл нужным вмешаться в этот разговор и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто же является настоящим строителем железной дороги.

- Как он показывает правду, чтобы вызвать у читателя сочувствие, жалость к народу? К каким приёмам прибегает?

Зачитаем описание царя-голода.

-Автор беспощадно показывает цену, какой построена дорога: "А по бокам-то всё косточки русские: Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?"

- Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи, толпы мертвецов?

Баллада - это стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастическим. (слайд 13)

-Найдите строфу, содержащую обращение толпы мертвецов к живущим? Как вы понимаете значение слова братья? Нужен ли ответ на вопрос, данный в этой строфе? Как называется такой вопрос?

2. Словесное рисование.

Какой образ выделяется в толпе призраков-мужиков? Словесно нарисуйте его (белоруса).А теперь зачитайте его описание в стихотворении.

Какие чувства вызвало у вас описание белоруса? (слайд 15). Работа с репродукцией картины Г.А.Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге" (слайд 16) Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта? Какое из этих произведений создаёт, по-вашему, более тягостное, удручающее настроение? Почему?

. Выразительное чтение последних 3-х строф 2 главы.

- Как автор показывает будущее народа, страны? Верит ли он в светлое будущее?

 

 

 

 

 

 

IV. Анализ 3 и 4 глав стихотворения.1. Беседа.Что думает о народе генерал, какими словами он определяет народ?А вы согласны с этим мнением?Можно ли увидеть светлую сторону в жизни строителей железной дороги? Почему? Как поступает с рабочими купчина?Какой оттенок звучит в словах подрядчика "И - недоимку дарю!..."?

- Каково авторское отношение к изображаемому? Какой приём использует автор в последней строфе стихотворения?

Ирония - выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение) (слайд 17)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-осенний пейзаж

-бодрости, ясности, покоя

-"Славная осень!"

-"Всё хорошо под сиянием лунным"

-Это, во-первых, образ родной природы; во-вторых, для обозначения Родины употреблено устаревшее название Русь; в-третьих, эпитет родимая носит просторечный характер, выражает народное чувство.

-Она создаёт радостное, бодрое настроение: славная, здоровый, ядрёный, бодрит, свежи, морозные, ясные, хорошо.

-описанию строительства железной дороги, её строителей.

 

-фантастический, сказочный образ царя-голода и толпы мертвецов в лунную ночь.

 

-баллада.

 

 

-риторический (слайд 14)

 

 

 

 

 

 

-Будущее - преодоление прошлого. Бесконечное терпение, выносливость народа должны принести освобождение. Автор верит в скорое преображение страны, переживает за дальнейшую судьбу народа.

 

 

 

(издевательски).

(ирония)

 

5.Рефлексия

Мотивирует учащихся на рефлексию.

Отвечают на вопросы

 

6.Домашнее задание

наизусть 3 строфы (на выбор)

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока. Н.А.Некрасов.Слово о поэте. «Железная дорога». Роль пейзажа."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока литературы по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной на тему:  Н.А.Некрасов.Слово о поэте. «Железная дорога». Роль пейзажа. Урок  проведён для учеников-татар. Конспект урока составлен в виде технологической карты. Здесь можно увидеть деятельность учителя и учеников. Цели  урока:   научить детей анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову, сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи; познакомить с  понятиями "риторический вопрос", "баллада", "ирония"; развивать в детях наблюдательность, творческое воображение, умение чётко и связно излагать и объяснять свои мысли; воспитывать в детях гражданские чувства.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 633 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 668
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 430
    • DOCX 19.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хабибуллина Венера Анировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хабибуллина Венера Анировна
    Хабибуллина Венера Анировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3743
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1528 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 880 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Разнообразные методы и формы обучения в высшем образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов