Инфоурок Биология Другие методич. материалыРазработка урока. Тема "Естественные и искусственные биоценозы". Биология 7 класс

Разработка урока. Тема "Естественные и искусственные биоценозы". Биология 7 класс

Скачать материал

        Урок является вводным в начале изучения раздела «Биоценозы». На данном уроке проводится опрос по прошлой теме  «Развитие и закономерности размещения животных на Земле», при изучении новой темы проводится знакомство учащихся с биоценозом.

Тема:       Естественные и искусственные биоценозы.

Цели урока:

1.Сформировать у учащихся понятие о биоценозе; выяснить  какие биоценозы                           относятся к естественным, а какие к искусственным.

               2.Развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся.

               3. Воспитывать культуру  учебного труда.

ОУУН: работать с учебником: находить в тексте нужную информацию. Работа с ПК. Работа в               парах.

Оборудование: учебник, тетради, ручка, карандаш, технологическая карта, тест, оценочный                  лист,  ПК, диски: Экология 10-11 класс. 1 С Школа. Под редакцией А.К. Ахлебина,                В.И. Сивоглазова. Допущено Министерством образования РФ в качестве                         электронного  учебного пособия. Учебное электронное издание Экология. НФПК. Литература: Учебник  для  общеобразовательных учебных заведений Биология животные 7                  класс. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Дрофа, Москва 2005. Рабочая тетрадь. Биология                 животные  7 класс. В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова Тип урока: изучения нового материала.

Формы работы: самостоятельная работа с учебником, групповая.

Формы контроля: тестирование, выполнение заданий в рабочей тетради, устный опрос

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

I Проверка готовности к  уроку

Проверить готовность к уроку. Наличие необходимого оборудования: учебник, тетрадь, технологическая карта, дневник, ручка, карандаш.

Контроль наличия необходимого к уроку оборудования

II Проверка домашнего задания

     Устный опрос по теме: Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

1.  По вопросам приготовленным самостоятельно.

2.  По вопросам учителя.

3.  Письменная проверка.

Ответить на вопросы теста. Сопоставить понятия и определения.         

   Приложение 2.

2 . Взаимопроверка письменного опроса. /в парах/   Приложение 3

Оценка ответов учащихся по своему листу ответов. Работа с оценочным листом Приложение 1

       

III Изучение нового материала

УЭ 1. Активизация знаний.

 Цель:  определить цели и задачи урока.

1.                  Прочитайте тему урока. О чём будет идти речь на уроке? Запишите тему урока в тетрадь.

Естественные и искусственные биоценозы.

2.                  Прочитайте в учебнике материал к главе 5.

                        Из этой главы вы узнаете:

        Что такое биоценоз, как влияют факторы среды на биоценоз, какие существуют компоненты биоценоза, что значит понятие «цепь питания», куда направляются потоки энергии в биоценозе.

                  Вы научитесь:

         Определять приспособленность организмов биоценоза

  

Индивидуальный контроль за деятельностью учащихся.

 

 

друг к другу, выявлять влияние окружающей среды на биоценозы, распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания.

3.  Прочитайте текст на стр. 268, выделенный курсивом.

    В сходных условиях обитания на различных участках планеты отмечается одинаковый или близкий видовой состав животных, растений и других организмов. Эта закономерность обусловлена факторами среды, создающими возможность совместного существования различных групп живых организмов. Их жизнь на одной территории приводит к возникновению между ними многообразных взаимоотношений, которые определяют устойчивость природных сообществ биоценозов,а также регулируют поток энергии в биоценозе, оказывают воздействие на среду обитания и друг на друга.

4.  Прочитайте вопросы в начале  §53

1.В чем разница между естественными и искусственными биоценозами?

2.  От чего зависит устойчивость биоценоза?

3.  Какие биоценозы можно выделить в вашей местности?

5.Поставьте себе цели на урок.

Вопрос: Какие цели вы себе поставили на данный урок?

УЭ 2. Естественные биоценозы.

 Цель:  выяснить, что называется биоценозом и  какие быва - ют биоценозы.

1.                  Прочитать первый абзац стр. 267. Запишите, что называется биоценозом.

     При изучении растений вы познакомились с растительными сообществами — фитоценозами, их типами. Биоце ноз —  это природное со  общество, включающее в свой со   став животных, растения, грибы, лишайники и бактерии,  совместно населяющие определенную тер  риторию.  

 

2.                  Прочитайте второй абзац.

Естественные биоценозы: водоем, луг, степь, лес, тундра, а искусственные (созданные человеком) — поле, сад, пруд и т. д.

        Определите, какие биоценозы бывают. По какому признаку их разделяют на 2 группы. Выполните задание 2 на стр. 132 в рабочей тетради.

Приложение 5.

3.                  Прочитайте следующие два абзаца.

Состав обитателей в каждом биоценозе не случаен: он хорошо приспособлен к жизни в тех условиях, которые имеются у данной территории. Биоценозы могут быть бедные видами и богатые. Например, в тундре бедный видовой состав, а в тропическом лесу — богатый.

Чем выше численность видов в биоценозе, тем более устойчив он к различным вмешательствам. Устойчивость биоценозов также обеспечивается ярусностью — пространственной и временной.

     Найдите, чем обеспечивается устойчивость биоценоза.

Индивидуальный контроль за деятельностью учащихся.

Корректировка целей, поставленных учащимися. Приложение 4

Индивидуальный контроль за деятельностью учащихся.

Проверка выполнения задания.

Проверка выполнения задания./индивидуально/

 

 

Выполните задание 3 на стр. 132 в рабочей тетради. Приложение 5.

УЭ 3. Пространственная и временная ярусность.

 Цель:  найдите в чём особенность пространственной и вре - менной ярусности.

1. Дочитайте текст до стр. 270.

    Пространственная ярусность характерна как для растений, так и для животных (рис. 196). Приложение 6. Каждый ярус в биоценозе освоен особями своего вида, что, правда, не мешает животным разных видов находиться и в одном и в других ярусах. Однако соответствующие стадии развития животных обычно проходят в строго определенных условиях типичного яруса. Например, гнезда птиц расположены в типичных ярусах, а поиск корма может проходить в зависимости от условий в разных ярусах.

Временной ярусности растений соответствует таковая у животных. Это происходит в связи с особенностями питания животных, наличием кормов и необходимых укромных мест для строительства гнезд, нор, логовищ. Так, сроки прилета птиц к местам гнездовий различны и зависят прежде всего от наличия кормов.

Кроме того, животные отлично чувствуют влияние климатических факторов и в случае длительных холодов птицы не приступают к строительству гнезд и откладыванию яиц. Такая же ситуация бывает и у животных других групп.

В естественных биоценозах долго сохраняется определенный видовой состав организмов, а между видами, его населяющими, устанавливаются определенные отношения.

2.                  Просмотрите видеофрагмент: Ярусность.

3.                  Рассмотрите рис 196, стр. 269. Приложение 6. Определите в каком ярусе какие животные обитают.

Вопрос: в чем  отличие пространственной ярусности от временной ярусности.

Выполните задание 4 на стр. 132 в рабочей тетради. Приложение 5.

УЭ 4. Пищевые взаимосвязи в биоценозе. /стр. 269/  Цель:  повторите, как называются организмы, образующие  пищевые связи в биоценозе.

1.Прочитайте текст на стр. 269-271 /до искусственных биоценозов/

Растения, используя энергию солнца, производящие органические вещества из неорганических — углекислого газа и воды, называются продуцентами.

Растительноядные животные, создающие органическое вещество, но уже животного происхождения, называются консументами I порядка. Хищники и паразиты, также создающие органическое вещество, поедая растительноядных животных, называются консументами II порядка. Кроме них в каждом биоценозе имеются редуценты — организмы, питающиеся остатками умерших растений и животных (рис. 197). Приложение 7. К ним относятся бактерии, грибы и некоторые животные, например дождевые черви.

Проверка выполнения задания./индивидуально/

Контроль за деятельностью учащихся.

Проверка выполнения задания./индивидуально/

Контроль за деятельностью учащихся.

 

 

Совместное и длительное существование продуцентов, консументов и редуцентов возможно при соблюдении определенных соотношений между их численностью. Естественный биоценоз в состоянии сам регулировать численность особей каждой группы.

Для примера рассмотрим биоценоз водоема. Продуцентами в водоеме являются все виды растений — от микроскопических водорослей до цветковых растений. Зеленые растения и водоросли в большинстве своем располагаются в верхних, доступных солнечному свету слоях воды.

Микроскопические водоросли образуют фитопланктон. Им питается зоопланктон (циклопы, дафнии, личинки комаров и другие микроорганизмы), который зависит от развития фитопланктона. Жизнь рыб, питающихся ракообразными и насекомыми, зависит от обилия зоопланктона, а хищных рыб — от растительноядных животных. Зоопланктон и другие животные выделяют непереваренные остатки пищи, которые опускаются на дно и вместе с отмершими организмами становятся кормом для редуцентов, разлагающих их до неорганических веществ — углекислого газа и минеральных солей. Если продуценты обитают в верхних слоях водоема, то консументы могут обитать на различных глубинах, в том числе на дне. Редуценты — в основном донные обитатели.

Развитие всех организмов в водоеме происходит неодновременно. Первыми после начала таяния льда появляются представители фитопланктона, за ними — ракообразные в зоопланктоне. Когда зоопланктона будет накоплено достаточно, начинается нерест некоторых рыб.

2.Просмотрите видеофрагмент: Пруд как природное сообщество.

3.Выполните задание 5 на стр.133 в рабочей тетради.  Приложение 5.

4.Вспомниет какие организмы называются продуцентами, консументами.

УЭ 5. Искусственные биоценозы.

 Цель:  определить особенности искусственного биоценоза и  изучить особенности пищевых взаимосвязей в нём.

1.Прочитайте текст на стр. 271-272.

             Искусственные биоценозы

       Этот вид биоценозов появился в результате деятельности человека. Земледелие привело к уничтожению естественных биоценозов на больших площадях и выращиванию на них растений одного вида, например пшеницы, картофеля, подсолнечника. От естественных биоценозов агробиоценоз отличается неспособностью к длительному самостоятельному существованию. Связи между видами резко сократились, устойчивость искусственного биоценоза незначительна, так как ярусность, как временная, так и пространственная, отсутствует. В искусственных биоценозах, как и в естественных, в период вегетации растений складывается типичный состав организмов, постоянство которого зависит от повторяемости выращивания сельскохозяйственной культуры. Высеваемые культурные растения формируют специфичный состав животного населения с преобладанием растительноядных видов, преимущественно насекомых-вредителей. Ти-

Контроль за деятельностью учащихся. Проверка выполнения задания./индивидуально/

 

пичные виды животных находят в искусственных биоценозах благоприятные условия, так как питаются возделываемой культурой и размножаются. Среди насекомых преобладают особи, приспособившиеся к быстрым сменам растительного покрова, характеризующиеся всеядностью. Незакончившие своего развития личинки насекомых при снятии человеком урожая переключаются для выживания на другие корма. Такими многоядными насекомыми являются проволочник, чернотелка, хрущ и др. Для борьбы с ними человек применяет различные методы борьбы, использует ядохимикаты, загрязняя при этом среду обитания. Яды убивают не только вредных, но и полезных животных. Для поддержания искусственного биоценоза необходимы большие финансовые затраты, чтобы обрабатывать почву, бороться с сорняками, использовать агротехнику.

2.Просмотрите видеофрагмент: Агроценоз и агросистема.

2.Найдите отличие искусственного биоценоза от естественного.

3.Ответьте на вопросы /устно в парах/

1.Почему агробиоценозы менее устойчивы по сравнению с естественными биоценозами?

2.Что необходимо соблюдать для поддержания искусственного биоценоза?

4.Составтье пищевую цепь биоценоза.

Контроль за деятельностью учащихся.

IV.Закрепление

Ответьте на вопросы /устно/

1.Что называется биоценозом?

2.Какие биоценозы бывают?

3.Чем обеспечивается устойчивость биоценоза?

4. Почему искусственные биоценозы менее устойчивы по сравнению с естественными?

Оценка ответов на вопросы.

V. Домашнее задание.

 § 53. Составьте свои вопросы по данной теме /3 вопроса/, выполните задание 6,7 в рабочей тетради.

Контроль записи домашнего задания.

VI. Итог урока

1.Какие имеются вопросы к учителю по данной теме?

2.Достигли ли вы целей урока?

3.Как можете оценить свою работу на уроке? Поставьте оценку партнёру по группе.

Ответы на вопросы учащихся. Анализ работы учащихся.

Выставление оценок за урок.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока. Тема "Естественные и искусственные биоценозы". Биология 7 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по автотранспорту

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Урок является вводным в начале изучения раздела «Биоценозы». На данном уроке проводится опрос по прошлой теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле», при изучении новой темы проводится знакомство учащихся с биоценозом.

 

Тема: Естественные и искусственные биоценозы.

Цели урока:

1.Сформировать у учащихся понятие о биоценозе; выяснить какие биоценозы

относятся к естественным, а какие к искусственным.

2.Развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся.

3. Воспитывать культуру учебного труда.

ОУУН: работать с учебником: находить в тексте нужную информацию. Работа с ПК. Работа в

парах.

Оборудование: учебник, тетради, ручка, карандаш, технологическая карта, тест, оценочный

лист, ПК, диски: Экология 10-11 класс. 1 С Школа. Под редакцией А.К. Ахлебина,

В.И. Сивоглазова. Допущено Министерством образования РФ в качестве

электронного учебного пособия. Учебное электронное издание Экология. НФПК.

Литература: Учебник для общеобразовательных учебных заведений Биология животные 7

класс. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Дрофа, Москва 2005. Рабочая тетрадь. Биология

животные 7 класс. В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова

Тип урока: изучения нового материала.

Формы работы: самостоятельная работа с учебником, групповая.

Формы контроля: тестирование, выполнение заданий в рабочей тетради, устный опрос

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 524 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1204
    • PDF 113.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зубкова Елена Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зубкова Елена Леонидовна
    Зубкова Елена Леонидовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 24679
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 325 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 490 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 165 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 138 человек

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налог на прибыль и учет доходов/расходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе