Главная / Начальные классы / Разработка урок-исследования по окружающему миру на тему "Экскурсия в осенний парк" (3 класс)

Разработка урок-исследования по окружающему миру на тему "Экскурсия в осенний парк" (3 класс)



Муниципальное казённое образовательное учреждение

Кумылженская средняя общеобразовательная школа №1

имени Знаменского А.Д.

Кумылженского муниципального района

Волгоградской области













Разработка урока-исследования по окружающему миру

по теме:

«Экскурсия в осенний парк»

3 «В» класс

УМК «Начальная школа XXI века»








Автор: Буянова Галина Ивановна

учитель начальных классов


Квалификационная категория: первая








ст. Кумылженская

2014 г





Дата проведения: 09.10.14


Цели урока:

  • провести исследовательскую работу по группам с целью выявления признаков осени, а также раскрытия тайны осени;

  • познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период;

  • познакомить с представителями растений, произрастающих в парке;

  • развивать внимание, наблюдательность, речь, память, логическое мышление, аналитические способности детей;

  • укрепление физического здоровья, душевного равновесия, бережного отношения к природе.


Задачи урока:

  • привлечь внимание обучающихся к наблюдениям за изменением в природе с приходом осени;

  • организовать работу в группах;

  • составить план исследования в группах;

  • исследовать изменения в природе с приходом осени;

  • развивать творческое воображение, внимание, речь, основы исследовательской деятельности.


Планируемые результаты:


Познавательные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществляют классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщают (выделяют класс объектов по заданному признаку).


Регулятивные - оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.


Коммуникативные - ведут учебный диалог; умеют работать в группах.


Личностные - предвидят результат своей деятельности; понимают личное затруднение и обращается за помощью к учителю; имеют представления о ценности и уникальности природного мира

Оборудование: листы белой бумаги, простые карандаши, пакетики для сбора природного материала для исследования, фотоаппарат, карточки-инструкции для групп.


Ход экскурсии:

I.  Мотивация к учебной деятельности.

1. Вводная беседа.

(Она проводится у входа в парк).

Учитель: Ребята, вам всем хорошо известно, что каждый год в каждое время года мы с вами посещаем наш парк. И сегодня мы с вами в очередной раз совершим экскурсию.




Но наша экскурсия будет проходить в необычной форме, в форме исследования. Поэтому и урок наш будет немного необычный. Мы отправляемся на экскурсию в парк

вместе с самым красивым временем года, а какое это время года, вы скажите сами, отгадав загадку.

Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

Что за время года? - ...


Учитель: Догадались? Правильно – это осень.


Учитель: Наше исследование также будет проходить необычно: мы будем работать по группам и у каждой группы будет своё индивидуальное задание для исследования, а затем вы оформите свои работы-исследования либо в виде творческого проекта, либо в виде презентации. Это решать вам самим.


Учитель: Прежде чем приступить к работе, нам необходимо:

  • провести инструктаж по технике безопасности;

  • вспомнить правила поведения в природе.

(Дети называют правила поведения в природе).


Учитель: Вначале нашей экскурсии давайте немного поговорим о том, какие же изменения в природе произошли в течение месяца сентября?

(Дети дают ответы на вопросы учителя и высказывают своё мнение по поводу изменений в природе с приходом второго осеннего месяца – октября).

- Какая сегодня погода?

- Как светит солнце? Где оно расположено?

- Какие стали дни? И с чем это связано?

(Дети дают характеристику данного дня).


II. «Открытие» нового знания.

Учитель: Ну что ж, ребята, время пришло для исследования.

(Класс делится на три группы по 5 человек).

Группы выбраны и должны взаимодействовать по определенным правилам. Лучше будет, если эти правила выработают вместе ученики, не просто предложит учитель

Вот, например, какие правила установлены в нашем классе:

  1. работать дружно

  2. быть внимательными друг к другу

  3. работать по плану

  4. доводить начатое дело до конца

  5. слушать всех

  6. прийти к единому решению

  7. все члены группы отвечают за результат


Среди членов группы распределяются ролевые функции. Возможны следующие ролевые функции:





Капитан - отвечает за работу группы в целом

Докладчик - выступает перед классом

Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения

Секретарь - записывает высказанные идеи

Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.


(Учитель выступает в роли режиссёра, следит за работой групп и отслеживает интересные моменты и фотографирует).


Капитаны трёх групп получают карточки-инструкции для проведения исследований: каждой группе даны разные задания для исследования.

(Дети могут сами выбирать тему исследования, либо им предлагает учитель).


Учитель: ( На данном уроке задания для трёх групп предлагал сам учитель)


1 группа: «Изменения в природе с приходом осени».

2 группа: «Изменения в жизни растений парка с приходом осени».

3 группа: «Изменения в жизни живых существ парка с приходом осени».


(Приложение 1)



Карточка-инструкция для 1 группы:


1.Выявить, какие изменения произошли в природе с приходом осени.

2. Назовите признаки осени.

3. Как светит солнце? Где оно расположено?

4. Какие стали дни? И с чем это связано?





Карточка-инструкция для 2 группы:

1.Выявить, какие изменения произошли в жизни растений с приходом осени.

2.Узнать, какие растения растут в парке.

3. Исследовать окраску листьев с приходом осени.

4. Как разные растения реагируют на приход осени?





Карточка-инструкция для 3 группы:

1.Выявить, какие изменения произошли в жизни живых существ с приходом осени.

2.Узнать, какие живые существа обитают в парке.

3. Исследовать, как изменилась их жизнь с приходом осени.

4. Как разные живые существа реагируют на приход осени?




(


Дети расходятся по парку и начинают свои исследования. (Время исследования 10мин)


Учитель: Наше исследование подходит к концу. Нам необходимо вернуться в класс, где мы продолжим работу над оформлением ваших исследований.



Динамичная физминутка

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До нашей школы добежим
На площадке, на площадке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И в наш класс пешком пойдем.

III. Первичное закрепление.

Учитель: Итак, мы посетили с вами парк и не просто посетили, а провели индивидуальные исследования. Мне бы хотелось услышать ваши мнения о проведённой экскурсии.

(Дети высказывают свои мнения и делятся своими впечатлениями).


IV. Самостоятельная практическая работа.

Учитель: Каждая группа должна выполнить следующую работу:

- оформить свою работу-исследование в одном из вариантов:

1.Творческий проект в бумажном варианте.

2. Презентация.

3. Творческий проект в электронном варианте.

4. Фото-отчёт.

5. Оформление работы в виде рисунков и проведение конкурса рисунков.

6. Мини-сочинение об экскурсии.


Каждая группа выбирает одну из предложенных учителем вариантов.


Практическая работа по группам:

Участники трёх групп оформляют свои работы-исследования.


V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).


- Какие впечатления вызвал у вас данный урок?

- Какие сложности возникли в ходе исследования? Почему? С чем это связано?

- Как вы с ними справились?

- Что особенно заинтересовало вас на данном уроке?


VI. Домашнее задание:

Оформить и подготовить к следующему уроку исследования трёх групп в виде предложенных вам вариантов.










Источники дополнительной информации:

  1. Виноградова Н.Ф., – учебник по окружающему миру, 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  2. Виноградова Н.Ф., – рабочая тетрадь №1, 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013

  3. Сюжетные картинки осени – Интернет ресурсы

  4. Фотографии экскурсии в парк

Разработка урок-исследования по окружающему миру на тему "Экскурсия в осенний парк" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цели урока:

·         провести исследовательскую работу по группам с целью выявления признаков осени, а также раскрытия тайны осени;

·         познакомить учащихся с изменени­ями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окрас­ки листьев растений в осенний период;

·         познакомить с представителями растений, произрастающих в парке;

·         развивать внимание, наблюдательность, речь, память, логическое мышление, аналитические способности детей;

·         укрепление физического здоровья, душевного равновесия, бережного отношения к природе.

 

Задачи урока:

      привлечь внимание обучающихся к  наблюдениям за изменением в природе с приходом осени;

      организовать работу в группах;

      составить план исследования в группах;

      исследовать изменения в природе с приходом осени;

      развивать творческое воображение, внимание, речь, основы  исследовательской деятельности.

 

 Планируемые результаты:

 

Познавательные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществляют классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщают (выделяют класс объектов по заданному признаку).

 

Регулятивные - оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

 

Коммуникативные - ведут учебный диалог; умеют работать в группах.

 

Личностные - предвидят результат своей деятельности; понимают личное затруднение и обращается за помощью к учителю; имеют представления о ценности и уникальности природного мира

 

Оборудование: листы белой бумаги, простые карандаши, пакетики для сбора природного материала для исследования, фотоаппарат, карточки-инструкции для групп.

 

Ход экскурсии:

I.  Мотивация к учебной деятельности.

1.  Вводная беседа.

(Она проводится у входа в  парк).

Учитель: Ребята, вам всем хорошо известно, что каждый год в каждое время года мы с вами посещаем наш парк. И сегодня мы с вами в очередной раз совершим экскурсию.

 

 

 

Но наша экскурсия будет проходить в необычной форме, в форме исследования. Поэтому и урок наш будет немного необычный. Мы отправляемся на экскурсию в  парк

вместе с самым красивым временем года, а какое это время года, вы скажите сами, отгадав загадку.

Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

Что за время года? - ...

 

 Учитель: Догадались? Правильно – это осень.

 

Учитель: Наше исследование также будет проходить необычно: мы будем работать по группам и у каждой группы будет своё индивидуальное задание для исследования, а затем вы оформите свои работы-исследования либо в виде творческого проекта, либо в виде презентации. Это решать вам самим.

 

Учитель: Прежде чем приступить к работе, нам необходимо:

Ø  провести инструктаж по технике безопасности;

Ø   вспомнить правила поведения в природе.

(Дети называют правила поведения в природе).

 

Учитель: Вначале нашей экскурсии давайте немного поговорим о том, какие же изменения в природе произошли в течение месяца сентября?

(Дети дают ответы на вопросы учителя и высказывают своё мнение по поводу изменений в природе с приходом второго осеннего месяца – октября).

- Какая сегодня погода?

- Как светит солнце? Где оно расположено?

- Какие стали дни? И с чем это связано?

(Дети дают характеристику данного дня).

 

II. «Открытие» нового знания.

Учитель: Ну что ж, ребята, время пришло для исследования.

(Класс делится на три группы по 5 человек).

Группы выбраны и должны взаимодействовать по определенным правилам. Лучше будет, если эти правила выработают вместе ученики,  не просто предложит учитель

Вот, например, какие правила установлены в нашем классе:

1)                 работать дружно

2)                 быть внимательными друг к другу

3)                 работать по плану

4)                 доводить начатое дело до конца

5)                 слушать всех

6)                 прийти к единому решению

7)                 все  члены группы отвечают за результат

 

Среди членов группы распределяются ролевые функции. Возможны следующие ролевые функции:

 

 

 

 

Капитан - отвечает за работу группы в целом

Докладчик - выступает перед классом

Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения

Секретарь - записывает высказанные идеи

Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.

 

(Учитель выступает в роли режиссёра, следит за работой групп и отслеживает интересные моменты и фотографирует).

 

Капитаны трёх групп получают карточки-инструкции для проведения исследований: каждой группе даны разные задания для исследования.

(Дети могут сами выбирать тему исследования, либо им предлагает учитель).

 

Учитель: ( На данном уроке задания для трёх групп предлагал сам учитель)

 

1 группа: «Изменения в природе с приходом осени».

2 группа: «Изменения в жизни растений парка с приходом  осени».

3 группа: «Изменения в жизни живых существ  парка с приходом  осени».

 

(Приложение 1)

 

 

Карточка-инструкция для 1 группы:

 

1.Выявить, какие изменения произошли в природе с приходом осени.

2. Назовите признаки осени.

3. Как светит солнце? Где оно расположено?

4. Какие стали дни? И с чем это связано?

 

 

 

 

Карточка-инструкция для 2 группы:

1.Выявить, какие изменения произошли в жизни растений с приходом осени.

2.Узнать, какие растения растут в парке.

3. Исследовать окраску листьев с приходом осени.

4. Как разные растения реагируют на приход осени?

 

 

 

 

Карточка-инструкция для 3 группы:

1.Выявить, какие изменения произошли в жизни живых существ с приходом осени.

2.Узнать, какие живые существа обитают  в парке.

3. Исследовать, как изменилась их жизнь  с приходом осени.

4. Как разные живые существа реагируют на приход осени?

 

 

 

(

 

Дети расходятся по парку и начинают свои исследования. (Время исследования 10мин)

 

Учитель: Наше исследование подходит к концу. Нам необходимо вернуться в класс, где мы продолжим работу над оформлением ваших исследований.

 

Динамичная физминутка

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До нашей школы добежим
На площадке, на  площадке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И в наш класс пешком пойдем.

III. Первичное закрепление.

Учитель: Итак, мы посетили с вами парк и не просто посетили, а провели индивидуальные исследования. Мне бы хотелось услышать ваши мнения о проведённой экскурсии.

(Дети высказывают свои мнения и делятся своими  впечатлениями).

 

IV. Самостоятельная практическая работа.

Учитель: Каждая группа должна выполнить следующую работу:

- оформить свою работу-исследование в одном из вариантов:

1.Творческий проект в бумажном варианте.

2. Презентация.

3. Творческий проект в электронном  варианте.

4. Фото-отчёт.

5. Оформление работы в виде рисунков и проведение конкурса рисунков.

6. Мини-сочинение об экскурсии.

 

Каждая группа выбирает одну из предложенных учителем вариантов.

 

Практическая работа по группам:

Участники трёх групп оформляют свои работы-исследования.

 

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

 

- Какие впечатления вызвал у вас  данный урок?

- Какие сложности возникли в ходе исследования? Почему? С чем это связано?

- Как вы с ними справились?

- Что особенно заинтересовало вас на данном уроке?

 

VI. Домашнее задание:

Оформить и подготовить к следующему уроку исследования  трёх групп в виде предложенных вам вариантов.

 

 

 

 

 

Источники дополнительной информации:

1.      Виноградова Н.Ф., – учебник по окружающему миру, 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.

2.      Виноградова Н.Ф., – рабочая тетрадь №1, 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013

3.      Сюжетные картинки осени – Интернет ресурсы

4.      Фотографии экскурсии в парк

Автор Буянова галина ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1936
Номер материала 21871
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓