Главная / Биология / разработка серии уроков в 6 классе по модулю "Растительная клетка. Ткани растений"

разработка серии уроков в 6 классе по модулю "Растительная клетка. Ткани растений"

Приложение к модулю №1

Урок№1. Растительные клетки. Ткани растений.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Вводная лекция учителя

  2. Обзорная лекция. Знакомство с ОС, ее запись

  3. Закрепление

В ходе лекции учитель использует презентации по данной теме.

Краткое содержание лекции:

Общий признак всех живых организмов – клеточное строение. Клетка – наименьшая структурная единица организма растений и животных. Открытие клетки связано с появлением микроскопа. В 1665 году английский ученый Р.Гук впервые рассмотрел под микроскопом тонкий срез пробки растения. Рассмотрев маленькие ячейки, он назвал их клетками. Световые микроскопы дают увеличение до 1500. Каждая клетка состоит из оболочки и живого содержимого. Оболочка придает клетке определенную форму и прочность, защищает внутреннее содержимое от повреждений и высыхания. Живое содержимое клетки включает цитоплазму, ядро, пластиды, вакуоли. В состав клетки входят неорганические и органические вещества. Растения состоят из огромного количества клеток. Группы клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемой функции образуют ткань. Из тканей образуются органы и системы органов. У растений различают шесть видов тканей: образовательная, покровная, основная (запасающая и фотосинтезирующая), опорная или механическая, проводящая и выделительная.

Запись опорной схемы.

Учитель предлагает вниманию учащихся опорную схему темы урока. Еще раз кратко ее поясняет и просит записать в тетрадь. После этого дается время на осмысление записанной ОС. Ученики озвучивают схему в парах. По желанию несколько учащихся озвучивают схемы у доски.

Закрепление. Лист взаимоконтроля

  1. Прибор, позволяющий получить увеличенное изображение очень мелких предметов, называется……………

  2. Ученый, назвавший мелкие ячейки среза пробки растения клетками ………..

  3. Местонахождение увеличительных стекол …………..

  4. Опора всех частей микроскопа ………………………

  5. Участвуют в накоплении органических веществ, придают растениям различную окраску …………………………

  6. Назовите основные группы тканей растительного организма ………………

  7. Обеспечивает проведение образовавшихся в листьях органических веществ к местам их использования …………………..

  8. Основная масса этой ткани сосредоточена в листьях, меньшая часть - в молодых зеленых стеблях …………….

  9. Ткань, клетки которой постоянно делятся ……………..

  10. Часть клетки, в которой хранится наследственная информация


Ответы на лист взаимоконтроля

  1. микроскоп

  2. Роберт Гук

  3. тубус

  4. штатив

  5. пластиды

  6. выделительная, проводящая, основная, опорная, образовательная, покровная

  7. флоэма или луб

  8. фотосинтезирующая (основная)

  9. образовательная

  10. ядро

Домашнее задание: выучить опорные схемы, читать п.3-6


Урок № 2-3. Закрепление материала. Самостоятельная работа с учебником

с последующей взаимопроверкой.


Ход урока:

  1. Организационный момент. Обращение к структуре модуля.

  2. Вспомним ОПС (озвучивание учащимися у доски)

  3. Самостоятельная работа с учебником.

Самостоятельная работа.


(УровеньIII ) Работа №1. Заполните таблицу, вписав в нее составные части микроскопа в соответствии с выполняемой ими функцией.



Части микроскопа

Выполняемые функции

1

Направление света

2

В верхней части тубуса

3

Подъем и опускание тубуса

4

Крепление тубуса

5

Размещение препарата

6

Опора всех частей микроскопа

7

Местонахождение увеличительных стекол

8

В нижней части тубуса

9

Показатель увеличения изображения



(УровеньIII ) Работа №2. Рассмотрите рисунок клетки, назовите ее структурные элементы, обозначенные цифрами от 1 до 6



hello_html_m72b02d11.png



(Уровень II) Работа №3. Перепишите текст, вставляя пропущенные слова.


Клетка снаружи имеет плотную……….. Под…………..расположено живое бесцветное полужидкое вещество - ………., в которой находится округлое или овальное тельце -…… В цитоплазме расположены полости - ……….., заполненные …….., и многочисленные мелкие тельца -………..Зеленые пластиды носят название………….


(Уровень II) Работа №4. Рассмотрите рисунок. Под каким номером изображена самая молодая клетка, под каким - самая старая? Чем отличаются молодые клетки от старых?


hello_html_37c63dcf.png


(Уровень II) Работа №5. Изучите по учебнику правила работы с микроскопом и выполните следующее задание.

Впишите в клетки номера, соответствующие последовательности приготовления препарата из луковицы:

1.Накрывают препарат покровным стеклом.

2. На предметное стекло помещают кожицу лука.

3.На предметное стекло наносят водный раствор йода.

4. Устанавливают препарат на предметный столик.

5.Очищают луковицу от шелухи.

6.Препаровальной иглой расправляют тонкую кожицу.

7. Снимают тонкую кожицу с выпуклой стороны луковицы.


Дополнительно (уровень I). Работа №6. Обозначьте ткань заглавной буквой ее названия и напишите ответ напротив фразы.

«О» образовательная; «П» покровная; ткани, относящиеся к основной: «З» запасающая; «Ф» фотосинтезирующая; «Оп» опорная ткань.

1. Межклеточное пространство

2. Косточки абрикоса, вишни, персика, скорлупа ореха

3. Находится на верхушке стебля и верхушке корня

4. Заживление поврежденного места

5. Группа живых клеток с хлоропластами

6. Предохраняет от избыточного испарения

7. Лубяные волокна

8. Раскрытие почек

9. Расправление листовых пластинок, устойчивость к ветрам

10. Накопление запаса углеводов, белков


Взаимопроверка . 7-10 минут.


Образцы ответов

Работа №1. Части микроскопа

1 зеркало

2 окуляр

3 винты настройки

4 штатив

5 предметный столик

6 подошва

7 тубус

8 объектив

9 цифры на объективе и окуляре


Работа №2. Строение клетки

1- ядро

2- пластиды

3- вакуоль

4- наружная плотная оболочка

5- внутренняя тонкая оболочка

6- цитоплазма


Работа №3. Оболочку, оболочку, цитоплазма, ядро, вакуоли, клеточным соком, пластиды. хлоропласты


Работа №4. Рисунок. Самая молодая клетка под номером 5, самая старая под номером 4.


Работа № 5. Последовательность приготовления препарата: 5 - 3 - 7 - 2 - 6 -1 -4.


Работа №6. Определяем ткани:

1 Межклеточное пространство - З

2. Косточки абрикоса, вишни, персика, скорлупа ореха - Оп

3. Находится на верхушке стебля и верхушке корня - О

4. Заживление поврежденного места - О

5. Группа живых клеток с хлоропластами - Ф

6. Предохраняет от избыточного испарения - П

7. Лубяные волокна - Оп

8. Раскрытие почек - О

9. Расправление листовых пластинок, устойчивость к ветрам - Оп

10. Накопление запаса углеводов, белков – З


1.Подведение результатов работы, выставление оценок.

2.Краткие выводы по уроку

3.Домашнее задание: повторить схему, прочитать все параграфы главы 1



Урок № 4. Закрепление материала. Индивидуально – групповая работа: заполнение таблицы с последующей взаимопроверкой.

Ход урока:

1.Организационный момент. Обращение к структуре модуля.

2.Вспомним ОПС (озвучивание учащимися у доски)

3.Самостоятельная работа с учебником.

(Уровень II) Работа №1. Заполните таблицу: «Ткани растений»


Вид ткани

Строение и роль ткани

Месторасположение

1



2



3



4



5



6



7




(уровень I). Работа №2. Заполните таблицу, вписывая буквы, соответствующие правильному ответу:


Образова-

тельная


Покров-

ная

Основная

Опор-

ная

Прово-

дящая

Выдели-

тельная

Фотосинтези

рующая

Запасающая









А) защищает растения от неблагоприятных воздействий; Б) молодые клетки постоянно делятся; В) участвует в образовании органических веществ; Г) откладываются в запас питательные вещества в подземных и надземных органах; Д) растение растет в толщину; Е) восстанавливает поврежденные места растений; Ж) регулирует газообмен, испарение; З) растения засушливых мест накапливают воду в клетках; И) защищает растение от поедания животными; К) придает листовой пластинке прочность; Л) имеются млечные и смоляные ходы; М) обеспечивает движение питательных веществ; Н) хорошо развиты лубяные волокна; О) стенки клеток ситовидные с мелкими порами; П) доставляет минеральные вещества из почвы в надземные органы;


(УровеньIII ) Работа №3. Подпишите части микроскопа

3

2

7

6

5

1

4

hello_html_m62432fb6.png



Взаимопроверка . 7-10 минут.


Образцы ответов

Работа №1. Заполнение таблицы «Ткани растений»


Вид ткани

Строение и роль ткани

Месторасположение

1.Образовательная

Клетки молодые, благодаря их постоянному делению растут растения, раскрываются почки, из семян прорастают молодые растения

Верхушка побега и верхушка корня

2. Покровная

Клетки плотно прилегают друг к другу, поэтому защищают растения от воздействия внешних неблагоприятных условий

На поверхности органов. Представлены кожицей, пробкой, лубом

3.Выделительная

Форма клеток разная, оболочка тонкая, постепенно утолщается. Выделяют млечный сок, эфирные масла, нектар

Млечные трубки, железистые волоски, нектарники

4.Запасающая

Клетки по размеру очень крупные, в них накапливаются запасы питательных веществ

Стебли, луковицы, листья, корнеплоды, корневища, межклеточное пространство

5.Фотосинтезирующая

В клетках содержится большое количество хлоропластов. Образуются органические вещества.

Основная масса в листьях, меньшая часть в молодых зеленых побегах

6.Проводящая

Клетки удлиненные, через ситовидные трубки и сосуды обеспечивается транспорт веществ в растении

Ситовидные трубочки в лубе, сосуды в древесине

7.Опорная

Оболочка клеток утолщенная. Придает прочность органам. Благодаря ткани растение противостоит ветрам, изгибается и не ломается

В стеблях, листьях, плодах




Работа №2. Заполните таблицу, вписывая буквы ответов


Образова-

тельная


Покров-

ная

Основная

Опор-

ная

Прово-

дящая

Выдели-

тельная

Фотосинтези

рующая

Запасающая

Б Д Е

А И Ж

В

Г З

К Н

М П О

Л



Работа №3. Части микроскопа:

1-подошва 2- штатив 3 – винты настройки 4 – тубус

5 – зеркало 6 – предметный столик 7 - объектив


1.Подведение результатов работы, выставление оценок.

2.Краткие выводы по уроку

3.Домашнее задание: повторить схему, прочитать все параграфы главы 1, принести тетради для лабораторных работ и цветные карандаши



Урок № 5-6. Закрепление материала. Лабораторные работы.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Озвучивание ОС (1-2 ученика по желанию)

3. Индивидуальная работа по инструктивным карточкам

Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при выполнении лабораторных работ. Дает образец ведения тетрадей для лабораторных работ и учит правилам оформления лабораторной работы.

Ученики (по желанию) озвучивают опорные схемы «Строение микроскопа» и «Клетки и ткани растительного организма».


Лабораторная работа №1 Устройство микроскопа, приемы работы с микроскопом, приготовление микропрепарата. Лабораторная работа № 2 Строение растительной клетки (на примере кожицы лука и кожицы листьев любого комнатного растения).

Оборудование: микроскоп, предметное и покровное стекла, пипетки, слабый раствор йода, препаровальные иглы, пинцет, фильтровальная бумага. Микропрепарат «Кожица лука». Луковица, комнатные растения.

Ход работы:

  1. Капните пипеткой каплю слабого раствора йода на предметное стекло

  2. Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с выпуклой стороны луковицы

  3. Положите кожицу на предметное стекло в каплю раствора, осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

  4. Рассмотрите приготовленный препарат при малом, а затем большом увеличении

  5. Зарисуйте группу клеток кожицы чешуи луковицы. Найдите оболочку, цитоплазму и ядро клетки.

  6. Рассмотрите готовый микропрепарат при большом увеличении. Сравните его с вашим микропрепаратом.

  7. Зарисуйте одну клетку и подпишите ее части.

  8. Приготовьте микропрепарат листа элодей или другого комнатного растения

  9. Рассмотрите препарат, найдите пластиды

  10. Зарисуйте клетку листа элодеи и подпишите ее части: оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласты


Лабораторная работа № 3,4. Ткани растений (образовательная, покровная, основная, проводящая, выделительная).

Оборудование: 10 –дневный проросток пшеницы, кора карагача, березы, урюк, ореховая скорлупа, груша, морковь, корнеплоды свеклы, стебли тыквы, комнатные растения, готовые микропрепараты тканей растений.

Ход работы:

  1. Рассмотрите под микроскопом препарат, приготовленный из кончика корня молодого 10 –дневного проростка пшеницы. Ознакомьтесь с образовательной тканью.

  2. Приготовьте препарат из тонкой кожицы с нижней стороны пластинки листа комнатного растения. Ознакомьтесь с клетками покровной ткани. Рассмотрите кору карагача, березы.

  3. Невооруженным глазом рассмотрите косточку абрикоса, скорлупу ореха. Растолките каменистые клетки мякоти плода груши. Рассмотрите клетки опорной ткани.

  4. Невооруженным глазом рассмотрите корнеплоды моркови, свеклы, стебли луковицы. Ознакомьтесь с запасающей тканью.

  5. рассмотрите поперечный срез стеблей кукурузы, тыквы под микроскопом. Ознакомьтесь с проводящей тканью.

  6. Используя гербарные образцы молочая, комнатного фикуса ознакомьтесь с выделительной тканью.

  7. зарисуйте в тетради рассматриваемые ткани, укажите отличительные признаки.

  8. сделайте вывод о функциях и особенностях строения тканей.


Домашнее задание: подготовиться к зачету по главе 1.


Урок № 7. Закрепление материала. Работа с учебником. Игра «Угадай».

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Озвучивание ОС (1-2 ученика по желанию)

3. Индивидуальная работа по вопросам учебника.

В конце каждого параграфа и всей главы есть вопросы, на которые ученики отвечают сами, либо используют помощь учебника. Повторяют все термины, с которыми встречались при изучении темы «Клетка – структурная и функциональная единица организма. Ткани растений». Игра «Угадай». Выбирается ведущий. Он зачитывает ребятам определение термина, игроки должны назвать его. Кто первый назовет правильно, получает жетон или просто фиксирует балл в личном листке. По окончании игры подсчитываются баллы.


Учитель отвечает на все вопросы учащихся и проводит корректировку знаний по данной теме. Проводит анализ выполнения лабораторных работ.


Урок №8. Зачет по теме «Клетки и ткани растительного организма».


Ход урока:

Тестирование. 2 варианта / четные и нечетные задания/

1.Пластиды, придающие зеленый цвет растениям и участвующие в образовании органических веществ:

А) хлоропласты

В) хромопласты

С) вакуоль

Д) митохондрии

Е) лейкопласты

2. Содержит клеточный сок:

А) цитоплазма

В) ядро

С) хромопласт

Д) вакуоль

Е) митохондрия

3. Принимает участие в размножении клетки:

А) ядро

В) митохондрия

С) вакуоль

Д) рибосома

Е) цитоплазма

4. Ткань, выполняющая функцию опоры, скелета у растений:

А) покровная

В) механическая

С) запасающая

Д) основная

Е) образовательная

5. Совокупность клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям:

А) орган

В) группа клеток

С) мякоть листа

Д) организм

Е) ткань

6. Бесцветные пластиды, участвующие в накоплении запасов питания в растениях:

А) хлоропласты

В) хромопласты

С) лейкопласты

Д) митохондрии

Е) хлорофилл

7. Делятся на 3 вида в зависимости от цвета красящих веществ, находящихся в их составе:

А) рибосомы

В) митохондрии

С) вакуоли

Д) ядрышки

Е) пластиды

8. Какие ткани стебля проводят воду с минеральными веществами?

А) ситовидные трубочки

В) сосуды

С) волокна

Д) камбий

Е) жилки

9. Назовите структурные компоненты, ответственные за транспорт питательных веществ из листа в другие части?

А) устьице

В) древесина

С) луб
Д) ксилема

Е) сердцевина

10. Что из перечисленного относится к оптической части микроскопа?

А) подошва

В) предметный столик

С) зеркало

Д) тубус

Е) штатив

11.Ученый, впервые рассмотревший срез пробки под микроскопом.

12. Прибор, позволяющий получить увеличенное изображение мелких предметов.

13. Ученый, первым разглядевший одноклеточные организмы.

14.Полость в цитоплазме, заполненная клеточным соком.

15. Красящие вещества клетки.

16. Ткань, в клетках которой происходит образование органических веществ.

17. Ткань, обеспечивающая движение воды и минеральных солей.

18. Пучки, образованные элементами проводящей, опорной, запасающей тканей.

19. Группы клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.

20. Приспособление для улавливания света в микроскопе.

21. Цитоплазмы соседних клеток взаимодействуют между собой через поры:

А) цитоплазмы

В) оболочки

С) ядра

Д) вакуолей

Е) пластид

22. Органоид растительной клетки, участвующий в накоплении крахмла, запасов питательных веществ

А) хлоропласты

В) хромопласты

С) лейкопласты

Д) вакуоли

Е) ядро

23. Часть микроскопа, к которой крепится окуляр

А) подошва

В) штатив

С) револьвер

Д) тубус

Е) объектив

24. Дают увеличение в 10-25 раз

А) лупа

В) штативная лупа

С) световой микроскоп

Д) электронный микроскоп

Е) зрительная труба

25. Каменистые клетки мякоти плодов груши, косточек вишни, сливы относятся:

А) к покровной ткани

В) запасающей ткани

С) основной ткани

Д) опорной ткани

Е) образовательной ткани

26. Регулирует давление клеточной жидкости, определяет упругость тканей

А) вакуоль

В) ядро

С) цитоплазма

Д) оболочка

Е) пластиды

27. Впервые рассмотрел и назвал клетки

А) А.Левенгук

В) Р.Гук

С) К.Линней

Д) Ч.Дарвин

Е) Г.Галилей

28. Опора всех частей микроскопа

А) тубус

В) штатив

С) предметный столик

Д) подошва

Е) винты

29. Обычный световой микроскоп дает увеличение до

А) 3-5 раз

В) 10-25 раз

С) 32 раз

Д) 1500 раз

Е) 300000 раз

30. Конечные продукты из растительного организма выводятся через:

А) железы

В) устьица

С) ксилему

Д) флоэму

Е) поры


Задание №2. Разноуровневая контрольная работа.

Уровень А

1.Назовите виды увеличительных приборов, укажите их различия.

2.Назовите части клетки. Каковы особенности оболочки клетки, какие функции она выполняет? Что такое поры?

3.Что такое ткань? Какие ткани растений вы знаете?

Уровень В

1.Назовите основные части микроскопа, их расположение. Назовите правила работы с микроскопом.

2.Какими свойствами обладает цитоплазма? Почему ее называют живым веществом? Какие функции выполняет вакуоль?

3.Почему фотосинтезирующие и запасающие ткани называют основными? Назовите выполняемые ими функции.

Уровень С

1.Укажите предпосылки истории открытия клетки. Назовите ученых, впервые описавших клетку.

2.Какие органоиды свойственны растительной клетке. Какие функции они выполняют?

3.Дайте полное описание основных тканей растительного организма. В чем особенность образовательной ткани по сравнению с другими?






разработка серии уроков в 6 классе по модулю "Растительная клетка. Ткани растений"
  • Биология
Описание:

На современном этапе развития образования к уровню подготовки школьников  предъявляются новые требования. Ученики должны быть активными участниками образовательного процесса. Применение модульной технологии обучения способствует этому. В данной разработке представлена серия уроков по модулю № 1. Первый урок - вводный, а далее идет постепенное нарастание и углубление знаний, полученных в вводной лекции. Разноуровневые задания, задания для самоконтроля, возможность многократного возврата в изучаемому материалу  обеспечивают возможность каждому ученику в своем темпе осваивать тему.  

Автор Альжанова Раушан Кайдаровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1624
Номер материала 52980
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓