Главная / Начальные классы / Разработка серии уроков по предметно практическому обучению на тему Аппликация "Осень" по стихотворению М.Ивенсен "Падают, падают листья..." (1 класс)

Разработка серии уроков по предметно практическому обучению на тему Аппликация "Осень" по стихотворению М.Ивенсен "Падают, падают листья..." (1 класс)

Урок 1

Тема урока. Аппликация «Осень» по стихотворению М. Ивенсен «Падают, падают листья…»

Тип урока. Урок по первоначальному формированию умению и навыков.

Вид урока. Смешанный

Цель методическая. Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д.

Цели: Закреплять понятия «осень», «листопад». Обучать составлять и писать заявку. Развивать общение учащихся между собой и учителем.

Задачи:

- развивать речь, умения задавать вопросы, обогащать словарь специальными терминами, развивать психические процессы;

- развивать слуховое восприятие, произносительные навыки;

- формировать умение поддерживать порядок на рабочем месте;

- воспитывать интерес, любознательность, самостоятельность, гигиену, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.

УУД:

- Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.

- Познавательные УУД: отвечать на простые вопросы учителя.

- Регулятивные УУД: умения организовывать рабочее место.

- Личностные УУД: мотивация учебно – познавательной деятельности, личного смысла учения. Желание учиться и приобретать новые знания.

Материально-техническое обеспечение урока. Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, материалы и инструменты, таблички, аппликация, картинки, демонстрационные материалы, тетради, музыкальное сопровождение.

Межпредметные и внутрипредметные связи. Связь с уроками ОСМ, чтения, развития речи, математики.



Ход урока



Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1. Организационный момент. Психологический момент.

Коррекция внимания, памяти, коррекция личностных качеств.

Доброе утро ребята!


Улыбнитесь, обнимитесь,

Дружно за руки возьмитесь,

Скажем громко,

РА-РА-РА – урок начинать пора.


Закрепление произносительных навыков. Подготовка к самостоятельным высказываниям, развитие диалогической речи.

Как дела?

Как ты себя чувствуешь? (за экраном)

Как у тебя дела?

Вы готовы к уроку?

Как будем работать на уроке?

Как будем говорить на уроке?

Я думаю, у нас всё получится! Как?

2. Выполнение поручений.

Развитие самостоятельных высказываний. Развитие слухо- зрительного восприятия, вниманя, акктивизация словаря.

Какое сейчас время года?

(Выбирается маска для «Осени») «Осень» предлагает детям взять листочки, на которых наклеены письменные инструкции)

Возьми коричневый листочек.

Возьми зелёный листочек.

Возьми жёлтый листочек.

Возьми красный.


Подул ветер

Листочки полетели и за парты сели.

3. Определение вида деятельности. Закрепление произносительных навыков. Подготовка к самостоятельным высказываниям, развитие диалогической речи.


Сейчас урок математики?

Какой урок?

Как сказать по-другому?

Почему?

Как вы думаете, что будем делать?


Несколько уроков мы будем делать аппликацию.

А сегодня поучимся:




У меня есть аппликация, я вам её не покажу. Хотите знать, что там? Задавайте вопросы.

Будем работать парами.

( парам раздаётся набор для составления разрезной аппликации)

А с помощью картинок мы составим аппликацию.

Предупредить трудности в понимании содержания аппликации и вызвать интерес. Коррекция и развитие мыслительной деятельности. Умение работать по закртой картинке.


Осень.

Деревья.

Листья.

Красные, жёлтые.

Падают.

Птицы.

Улетают.


Я открою картинку. Получилось?

Оцените работу друг друга.



Будем делать аппликацию.

Как назовём?

(идёт работа с презентацией)


4. Разбор содержания аппликации.

Развитие разговорной и связной речи, слухо- зрительного восприятия, развитие мыслительных способностей, коррекция воображения, внимания.

Для конкретизации прочитанных словесных образов учащимся предлагается показать их на картинке и продемонстрировать при помощи предметов.

Вспомните, какое стихотворение подходит к нашей аппликации?

Расскажем стихотворение.

(каждый принимает участие в прочтении стихотворения наизусть)







Покажи: Падают, падают листья



Как называется?

Послушай (за экраном): Жёлтые, красные листья. По ветру вьются летят.

Покажи: Птицы на юг улетают.

Кто улетают?

Покажи дерево.

5.Физкультминутка.

Развитие слухового восприятия, развитие общей моторики, выражение эмоций.


6. Поиграем.

Подготовка к составлению заявки.

Развитие разговорной и связной речи, слухо- зрительного восприятия, развитие мыслительных способностей, коррекция воображения, внимания.


Посмотрите на аппликацию.

Как Вы думайте, что нужно для работы?

( идет работа по составлению заявки)


Поиграем в игру «Выбери




Поиграем в игру «Подбери слова»


7. Составление и написание заявки.

Коррекция зрительного восприятия и логического соотнесения.

Возьми тетради.

Раздай тетради.

Женя, скажи ребятам, чтобы они написали число, месяц, день недели, тему урока.

Как вы будете писать?

Будем писать заявку.

Посмотрите и напишите что нужно для работы?


Развитие связной речи. Коррекция памяти, воображения, внимания, самоконтроля. Коррекция и развитие мыслительной деятельности.

Прочитайте заявку друг у друга.

Правильно написали.

(Для детей, которые плохо умеют писать учитель даёт карточку или заранее написанную заготовку в тетрадке).

8. Итог урока. Рефлексия.

Коррекция и развитие личностных качеств, эмоционально волевой сферы, навыков самоконтроля.

Скажем вместе – ра-ра-ра урок заканчивать пора.

Что мы делали на уроке?


Тебе было легко, трудно?


Поиграем в игру «Добрые слова»


9. Домашнее задание.

Ганире: Собрать разрезную картинку.

Остальным ребятам: 3 конверта с заданием, выбери сам.






Доброе утро, Елена Леонидовна!


Слитное произношение слов, выделение логического ударения.

Слушают, отвечают на вопросы, ведут диалог.






Вот так!

Я чувствую себя хорошо.


У меня все хорошо.

Мы готовы к уроку.

Будем стараться.

Хорошо!

Вот так!





Группа слов воспринимается слухо-зрительно. Выполняются поручения и отчет.



Осень.











Я взял коричневый листочек.

Я взял зелёный листочек.

Я взяла жёлтый листочек.

Красный

Проводится дыхательная гимнастика












Нет. Неверно.

Сейчас урок ППО.

Урок деятельности.

На столе лежат ножницы, клей.

Будем вырезать, наклеивать.



Задавать вопросы

Составлять картинку

Выполнять поручения

Составлять и писать заявку


Да!





Дети задают вопросы и составляют аппликацию, используя картинки.








Какое время года?

Что на картинке? Что там?

Что ещё там?

Какие листья?

Что делают?

Кто на картинке? Кто там?

Что делают?


Получилось. Верно. Не верно.

С помощью оценочного материала оценивают работу.



«Осень»




Рассматривание картины, на которой изображена осень, листопад, птицы улетают на юг.










Падают, падают листья -

В нашем саду листопад…

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются летят.

Птицы на юг улетают -

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.


Показ на картине.

(проговаривание)

Демонстрация с помощью предметов.

Листопад.

Показ и проговаривание.



Показ. Демонстрация.

Гуси, грачи, журавли.

Дерево



Музыкальная пауза « Осень – раскрасавица»












Для работы мне нужны: ножницы, клей, салфетка, клеёнка, шаблоны, бумага, карандаш, картинки.


Ребята работают с интерактивной доской и выбирают материалы и инструменты, необходимые для выполнения аппликации.

Слова перепутаны, необходимо поставить к необходимому предмету.




Я взял тетради

Я раздал тетради

Ребята, напишите число, месяц, день недели, тему урока.


Я пишу чисто, красиво, я стараюсь.


Для работы мне нужно: клей, бумага, кисточка, ножницы, карандаш, шаблон, картинки,..






Верно. Не верно.

У … есть ошибка.

Он не написал…








Ра-Ра-Ра урок заканчивать пора.


Мы разговаривали, беседовали, играли, писали заявку, задавали вопросы.

Мне было легко.

Мне было трудно.

Ты умница, ты молодец, ты старался, ты говорил хорошо.




Урок 2

Тема урока. Аппликация «Осень» по стихотворению М. Ивенсен «Падают, падают листья…»

Тип урока. Урок совершенствования умений и навыков. Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Вид урока. Смешанный

Цель методическая. Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д.

Цели: Обучать обращаться с просьбой, выдать необходимые для работы материалы и инструменты. Упражнять в выполнении письменных инструкций. Учить выполнять работу по плану, устно отчитываться о проделанной работе. Формировать умения воспроизводить контур предмета по шаблону, вырезать по контуру, наклеивать на альбомный лист, составлять аппликацию.

Задачи:

- развивать речь и обогащать словарь специальными терминами, развивать психические процессы;

- развивать слуховое восприятие, произносительные навыки;

- развивать навыки работы с различными материалами;

- формировать правила безопасности при работе с инструментами;

- воспитывать интерес, любознательность, самостоятельность, гигиену, усидчивость, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к материалам;

УУД:

- Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке, вести диалог, принимать участие в коллективной работе.

- Познавательные УУД: отвечать на простые вопросы учителя, делать выводы.

- Регулятивные УУД: Учиться определять цель деятельности с помощью учителя. Учиться работать по плану.

- Личностные УУД: мотивация учебно – познавательной деятельности, личного смысла учения. Желание учиться, через результаты, что у меня получается хорошо, а что нет.

Материально-техническое обеспечение урока. Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, материалы и инструменты, таблички, аппликация, картинки, демонстрационные материалы, тетради, музыкальное сопровождение.

Межпредметные и внутрипредметные связи. Связь с уроками ОСМ, чтения, развития речи, математики.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1. Организационный момент. Психологический момент.

Коррекция внимания, памяти, коррекция личностных качеств.

Женя, был звонок, скажи ребятам, чтобы они проходили в класс.

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Время не теряем.

Работать начинаем.

Поиграем.

Развитие слухового восприятия, слухового внимания, активизация словаря, развитие произносительных навыков. Развитие общей моторики.

Игра «Покажи слово»

(Уточнение и закрепление словаря, который будет использоваться при работе с планом)

Вырезать, лепить, рисовать, наклеить, обвести, возьми, положи, раскрасить.

При игре используются задания: покажи, скажи по-другому, что Вы представляете, что это значит.

2. Определение вида деятельности.

Закрепление произносительных навыков. Подготовка к самостоятельным высказываниям, развитие диалогической речи.


Спроси. Какой урок по счёту?


Как называется урок?

Как сказать иначе?

Вспомните, какая тема была на прошлом уроке?


Что мы делали на прошлом уроке?


Что будем делать сегодня?



3. Организация работы и раздача материала.

Откройте тетради, прочитайте заявку.

Приготовьте, что нужно для работы.



Вы готовы?

Возьми ножницы в шкафу и раздай ребятам.





Возьми клей на окне и раздай ребятам.




Всё готово к работе?

Сначала будем вырезать.

Прочитайте и подумайте.




Что будем вырезать?

Возьмите листочки и прочитайте задание. (Написаны инструкции)

Вырежи два жёлтых листочка.


Вырежи: два красных листочка.


Вырежи: один зелёный листочек и два желтых листочка.

Вырежи: красный листочек.


Женя и Алёша попробуйте сами, если будет трудно, возьмите шаблон.

4. Физкультминутка.

Развитие мелкой моторики пальцев рук , развитие слухового восприятия, внимания.

Пальчиковая гимнастика с карандашом.


5. Изготовление аппликации.

(На слайде презентации опорная табличка плана.)

Возьмите

Положите

Обведите

Вырежьте

Намажьте

Наклейте

Будем работать с «маленьким учителем». Кто хочет быть «маленьким учителем»?

Кто ты?

«Маленький учитель» даёт устные инструкции слухозрительно с опорой на таблицу.

Учитель учит экономному расходованию цветной бумаги.

В процессе работы учитель спрашивает «Что ты делаешь?»

Ты вырезала ровно, красиво?

Как вырезали Алёша, Ганира?

(Ребята при выполнении пункта плана «наклей» должны обратить внимание, что зелёный листочек клеить нельзя).

Убери мусор в коробочку.

Прочитайте.




Что надо сделать?

Кого ты хочешь вырезать?





Возьмите картинку.

(Ганире предложена картинка воробья)

Алеша и Женя работают самостоятельно.

Вырежьте картинку.

Наклейте вверху справа.

Наклейте вверху слева.

Наклейте вверху посередине.

А кого вырезала Ганира?

Куда наклеим?

Почему?

(Идёт работа над понятием « помощь птицам»)


6. Итог урока. Рефлексия.

Коррекция и развитие личностных качеств, эмоционально волевой сферы, навыков самоконтроля.

Что мы делали на уроке?


У нас получилась очень красивая аппликация.

Вам понравилась аппликация?

Тебе было легко, трудно?

Выбери листочек.







Ребята, был звонок, проходите, пожалуйста, в класс.

Можно войти в класс.

Слитное произношение слов, выделение логического ударения.

Слушают, отвечают на вопросы, ведут диалог.



Группа слов воспринимается слухо-зрительно.

Показывают, изображают, говорят по-другому, отвечают на вопросы.

























Какой урок по счёту?

Первый, второй… урок по счёту.



Урок называется ППО.

Урок деятельности.



Аппликация «Осень»



Мы беседовали, играли, задавали вопросы, писали заявку.

Будем приготавливать, что нужно для работы, будем работать по плану, будем вырезать и наклеивать.




Дети самостоятельно приготавливают материалы и инструменты к работе, используя заявку.


Нет.

У меня нет ножниц. Где можно взять ножницы?

Я взял ножницы в шкафу и раздал ребятам.

(проводится работа по технике безопасности при работе с ножницами)

Где можно взять клей?

(проводится работа по технике безопасности при работе с клеем)

Я взял клей на окне и раздал ребятам.

Я приготовил…..


Что будем вырезать?

Падают, падают листья-

В нашем саду листопад…

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются летят.


Листья.



Я буду вырезать два жёлтых листочка.

Я буду вырезать два красных листочка.

Я буду вырезать один зелёный листочек и два жёлтых листочка.

Красный.


Мне трудно можно взять шаблон.

Мне не трудно. Я сама.



Дети выполняют движения под музыку.







Я взял (а)

Я положил (а)

Я обвел (а)

Я вырезал (а)

Я намазал (а)

Я наклеил (а)


Я хочу быть «маленьким учителем»


Я «маленький учитель»

Дети выполняют пооперационно, отчитываются.





Я вырезаю.

Я вырезал ровно, красиво.

Алеша вырезал аккуратно.

Я выполнил задание.






Птицы на юг улетают-

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Вырезать и наклеить птиц.

Я хочу вырезать - гуси улетают на юг.

Я хочу вырезать – грачи улетают на юг.

Я хочу вырезать – журавли на юг.

Я взял картинку.





Я вырезал картинку.

Я наклеил справа.

Я наклеил слева.

Я наклеила посередине.

Это воробей

Внизу

Воробей не улетает на юг.








На уроке мы делали аппликацию «Осень.



Мне понравилась аппликация.


Мне было легко. (зелёный)

Мне было трудно. (красный)

Я старался, но чуть- чуть было трудно (жёлтый)




Урок 3

Тема урока. Аппликация «Осень» по стихотворению М. Ивенсен «Падают, падают листья…»

Тип урока. Урок контроля знаний, умений и навыков.

Вид урока. Смешанный

Цель методическая. Создание условий для закрепления и формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д.

Цели: Учить составлять письменный и устный отчёт.

Задачи:

- развивать письменную и устную речь, обогащать словарь специальными терминами, развивать психические процессы;

- развивать слуховое восприятие, произносительные навыки;

- воспитывать интерес, любознательность, самостоятельность, гигиену, усидчивость, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к материалам;

УУД:

Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке, вести диалог.
Познавательные УУД: отвечать на простые вопросы учителя, делать выводы и обобщения.

Регулятивные УУД: Учиться определять цель деятельности с помощью учителя. Учиться проговаривать действия, согласно выполненной работы ориентируясь на план. Осознавать возникающие трудности.
Личностные УУД: осваивать новые вилы деятельности.

Материально – техническое обеспечение урока. Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, материалы и инструменты, таблички, аппликация, картинки, демонстрационные материалы, тетради, музыкальное сопровождение.

Межпредметные и внутрипредметные связи. Связь с уроками ОСМ, чтения, развития речи, математики.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1. Организационный момент. Психологический момент.

Коррекция внимания, памяти, коррекция личностных качеств.

Здравствуйте, ребята!

Поиграем в игру «Как живёшь?»








Я хочу, чтобы сегодня на уроке всё было хорошо! Как?


2. Речевая зарядка.

Коррекция произношения, тренировка слухового восприятия, работа над словесным ударением, работа над орфоэпией, над темпом.

- Ты сказал неправильно. Повтори хорошо.

- Послушай, как надо сказать.

- Ты молодец, хорошо говорил.



3. Определение вида деятельности.

Закрепление произносительных навыков. Подготовка к самостоятельным высказываниям, развитие диалогической речи.

Работа «маленького учителя»

(Ученик выполняет роль учителя и задаёт вопросы)

Ответьте кратко, одним словом.

Как называется урок?


Что делали на прошлом уроке?

Как называется аппликация?


Что будем делать сегодня?


Будем составлять отчёт.


Отчёт – это как мы выполняли аппликацию.

Будем учиться составлять отчёт.


4. Составление отчёта.

Закрепление произносительных навыков. Подготовка к самостоятельным высказываниям, развитие диалогической речи.


Поиграем.

Что такое план?

У меня перепутались таблички.

Расставьте правильно.

Наклейте

Обведите

Положите

Возьмите

Намажьте

Вырежьте

Кто хочет попробовать?

Если ребята не смогут расставить таблички, то выполняем разбор, показывая.

Что мы делали сначала, подумайте.

Какая табличка первая?

Что делали потом?


Что затем?




Что сделал в конце работы?



Молодцы! Это план работы!


5. Динамическая пауза «Минутный сон»


6. Будем составлять отчёт.

Развитие разговорной и связной речи, слухо- зрительного восприятия, развитие мыслительных способностей

Мы вырезали ….., ……, ……,

(дети вставляют нужные слова)

Игра « Дополни предложение»

Что мы делали на уроке?

Как называется аппликация?

Что делали сначала?

Какой листочек ты вырезал?

Какого цвета делали листочки ребята?

Как делали листочек?




Что делали потом?

Что ты вырезал?


(Отчитываться о проделанной работе помогают карточки - инструкции)




Вам понравилась аппликация?



Запись в тетрадке.


7. Итог урока. Рефлексия.

Коррекция и развитие личностных качеств, эмоционально волевой сферы, навыков самоконтроля.

Что мы делали на уроке?


Тебе было легко, трудно?


«Парад алле»







Здравствуйте, Елена Леонидовна!

Как живёшь? Вот так!

А плывёшь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

Вдаль глядишь? Вот так!

Ждёшь обед? Вот так!

Машешь вслед? Вот так!

Ночью спишь? Вот так!

А шалишь? Вот так!


Вот так!





Подражание на основе слухового восприятия: чтение слогов, слов или их частей.

Аппликация

Ап – пли – ка - ци –я

Аппли - ка - ция

Апплика - ция

Аппликация

Я сделала аппликацию.



Слитное произношение слов, выделение логического ударения.

Слушают, отвечают на вопросы, ведут диалог.










ППО Урок деятельности

Аппликацию.



«Осень»



Не знаю.



Мы будем составлять отчёт.


Делаем работу по порядку.











План – порядок. Делать по порядку.









Я не знаю. Мне трудно. Я попробую.




Сначала взяли шаблон.

Возьмите

Потом я положил

Положите

Потом я обвёл.

Обведите

Затем я вырезал.

Вырежьте

Я намазал и наклеил

Намажьте

Наклейте






Отчёт





Мы вырезали листочки, птиц.



На уроке мы делали аппликацию.

Аппликация называется «Осень».

Сначала мы делали листочки.

Я вырезал красный листочек.

Женя делала листочек жёлтого цвета, Ганира красный, Артём ….

Я взял бумагу и положил шаблон. Затем я обвёл шаблон. Потом я вырезал. Затем я намазал клей и наклеил.

Потом мы вырезали картинки птиц.

Я вырезал - гуси улетают на юг.

Я вырезал - грачи улетают на юг.

На уроке мы делали - …

Аппликация называется - …

Сначала мы делали - …

Я вырезал - …

Потом - …

Затем - ...

Мне понравилась аппликация.

Хорошо.

Хорошая аппликация. Красиво.

Я сделал аппликацию « Осень»





На уроке мы составляли отчёт.


Мне было легко.

Мне было трудно.

Дети оценивают работу друг друга на уроке.





Разработка серии уроков по предметно практическому обучению на тему Аппликация "Осень" по стихотворению М.Ивенсен "Падают, падают листья..." (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Методическая разработка серии  уроков по предмету предметно практическое обучение (ППО) по теме: Аппликация "Осень" по стихотворению М. Ивенсен "Падают, падают листья..." предназаначена  учителям начальных класов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II вида, педагогам дополнительного образования, студентам дефектологических факультетов педагогических университетов.

Содержание методической разработки серии уроков  соответствует всем требованиям программы, психофизиологическим способностям детей и направлено на решение образовательных, коррекционных, развивающих и воспитательных задач.

Данная разработка  раскрывает методику организации и проведения уроков предметно практического обучения, формы,  средства, эффективные  приёмы обучения, элементы современных педагогических технологий.  По подобной схеме можно работать на любом этапе обучения и практически по любой теме. Методическая разработка выполнена на базе практического опыта учителя и раскрывает вопрос "Как учить"

Автор Умрихина Елена Леонидовна
Дата добавления 28.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 904
Номер материала 5892
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓