Главная / Информатика / Разработка серии уроков по информатике и ИКТ на тему "Обработка текстовой информации"

Разработка серии уроков по информатике и ИКТ на тему "Обработка текстовой информации"

Название документа Обработка текстовой информации.ppt

 1 из 18
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Текстовая информация – это совокупност...
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Данные – это символы, слова, строки и ...
СРЕДА ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА Меню команд Рабочее поле Курсор Строка состояния 4...
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Редактирование – внесение изменений в ...
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Орфографический (лексический) контроль...
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Фрагментом или блоком называется выдел...
ИТОГ УРОКА: Теперь мы знаем, что представляет из себя текстовая информация; Ч...
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Форматирование – это оформление по как...
ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ФОРМАТИРОВАНИИ ТЕКСТА. 1. Установка границ страницы (по...
ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ФОРМАТИРОВАНИИ ТЕКСТА. 2. Установка границ абзаца: абза...
ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ФОРМАТИРОВАНИИ ТЕКСТА. 5. Вставка таблиц. Пример 11 из ...
ИТОГ УРОКА: Теперь мы знаем: что такое форматирование текста; чем оно отличае...
Классификация шрифтов     Растровые хранятся в виде набора пикселей, из котор...
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Символы одного шрифта могут иметь разн...
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Часто в текст требуется вставить матем...
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Контекстный поиск и замена осуществляе...
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Печать документа. Тексты, создаваемые ...
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Гипертекст – это способ организации те...
О ДРУГИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ТР Возможность вставки диаграмм, колонтитулов, декорати...
ИТОГ УРОКА: Теперь мы знаем: Три вида классификации шрифтов; О разных начерта...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1  1 из 18
Описание слайда:

1 из 18

№ слайда 2 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Текстовая информация – это совокупность а
Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Текстовая информация – это совокупность алфавитных, цифровых и специальных символов, с помощью которых представляется информация на физическом носителе. Текстовый редактор (ТР) – прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы на магнитном диске, редактировать их, просматривать содержимое на экране, распечатывать документ, изменять формат документа и пр. Текстовый файл – простейшая форма хранения текстовой информации. Текстовый процессор – это ТР с возможностями создания текстовых документов, в которых используются разнообразные шрифты, нестандартные символы, рисуются таблицы, схемы, включаются графические изображения и пр. 2 из 18

№ слайда 3 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Данные – это символы, слова, строки и абз
Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Данные – это символы, слова, строки и абзацы. Символ – это наименьшая единица символьной информации. Слово – это набор символов, ограниченный пробелами и знаками препинания. Абзац – это группа смежных строк файла, первая из которых может начинаться отступом (влево вправо или нулевым) по отношению к другим строкам. Для перехода к новому абзацу требуется нажать клавишу < Enter>. Строка – произвольная последовательность символов между левой и правой границами абзаца. 3 из 18

№ слайда 4 СРЕДА ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА Меню команд Рабочее поле Курсор Строка состояния 4из
Описание слайда:

СРЕДА ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА Меню команд Рабочее поле Курсор Строка состояния 4из 18

№ слайда 5 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Редактирование – внесение изменений в наб
Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Редактирование – внесение изменений в набранный текст. Чаще всего приходится стирать ошибочный символ, слово, строку; заменять один символ на другой; вставлять пропущенные символы, слова, строки. Основные приемы редактирования. удаление символа справа от курсора осуществляется клавишей <Delete>; удаление символа слева от курсора осуществляется клавишей <Backspace> (←); для соединения двух строк в одну используется клавиша <Delete>, перед нажатием которой курсор устанавливается в конец первой соединяемой строки; клавиша < Enter> делит один абзац на два в том месте, где установлен курсор. 5 из 18

№ слайда 6 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Орфографический (лексический) контроль –
Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Орфографический (лексический) контроль – автоматическая проверка правописания (во внешней памяти хранится достаточно большой словарь, который пользователь может пополнять). Неверно набранные слова обычно выделяются (например, подчеркиванием). Работая с ТР, пользователь имеет возможность выполнять основные файловые операции: создавать новый файл; сохранить текст в файле; загрузить текст из файла в оперативную память; распечатать файл на бумаге. 6 из 18

№ слайда 7 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Фрагментом или блоком называется выделенн
Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Фрагментом или блоком называется выделенный кусок текста (отмечается изменением цвета фона и символов, осуществляется , например, с помощью мыши). С выделенным фрагментом могут быть выполнены следующие действия: переформатирование, изменение шрифта, удаление, перемещение, копирование. Три последние операции осуществляются с помощью буфера обмена (команды вырезать, копировать, вставить) Большинство современных ТР поддерживает многооконный режим работы. При этом ТР выделяет для каждого документа отдельную область памяти, а на экране отдельное окно (активно то, в котором курсор). Пример 7 из 18

№ слайда 8 ИТОГ УРОКА: Теперь мы знаем, что представляет из себя текстовая информация; Чем
Описание слайда:

ИТОГ УРОКА: Теперь мы знаем, что представляет из себя текстовая информация; Чем ТР отличается от ТП; Ориентируемся в среде текстового редактора; Умеем редактировать текстовый документ; Выполнять основные операции с текстовыми файлами Домашнее задание: Р/т – правила набора текста; основные формулировки; задания 1-2 (стр. 2-5).

№ слайда 9 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Форматирование – это оформление по каким
Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Форматирование – это оформление по каким либо правилам различных участков текста. При форматировании меняется не сам текст, а его внешний вид .Установка формата может производиться как до так и после набора текста. Форматирование – это оформление по каким либо правилам различных участков текста. При форматировании меняется не сам текст, а его внешний вид .Установка формата может производиться как до так и после набора текста. 8 из 18

№ слайда 10 ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ФОРМАТИРОВАНИИ ТЕКСТА. 1. Установка границ страницы (полей
Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ФОРМАТИРОВАНИИ ТЕКСТА. 1. Установка границ страницы (полей) – определяются отступы от верхней, нижней, левой и правой границ страницы, а также устанавливается ориентация страницы (книжная или альбомная) Книжная ориентация Альбомная ориентация Отступы (поля) 9 из 18

№ слайда 11 ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ФОРМАТИРОВАНИИ ТЕКСТА. 2. Установка границ абзаца: абзацны
Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ФОРМАТИРОВАНИИ ТЕКСТА. 2. Установка границ абзаца: абзацных отступов , левой и правой границы абзаца. 3. Задание межстрочного интервала 4. Выравнивание абзацев: по левому краю; по правому краю; по ширине; по центру 4. Вставка разделителя страниц пример 10 из 18

№ слайда 12 ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ФОРМАТИРОВАНИИ ТЕКСТА. 5. Вставка таблиц. Пример 11 из 18
Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ФОРМАТИРОВАНИИ ТЕКСТА. 5. Вставка таблиц. Пример 11 из 18 ФИО уч-ся Годовая оценка Экзаменационная оценка Итоговая оценка Иванов Иван Иванович 4 (хорошо) 4 (хорошо) 4 (хорошо) Петров Петр Петрович 5 (отлично) 4 (хорошо) 4 (хорошо) Сидоров Сидор Сидорович 3 (удовлетв.) 5 (отлично) 4 (хорошо)

№ слайда 13 ИТОГ УРОКА: Теперь мы знаем: что такое форматирование текста; чем оно отличается
Описание слайда:

ИТОГ УРОКА: Теперь мы знаем: что такое форматирование текста; чем оно отличается от процесса редактирования; что относится к основным действиям при форматировании текста. умеем: вставлять в текст таблицу разными способами, оформлять ее и выполнять сортировки. Домашнее задание: Р/т – основные формулировки; задания 3-5 (стр. 6-7).

№ слайда 14 Классификация шрифтов     Растровые хранятся в виде набора пикселей, из которых
Описание слайда:

Классификация шрифтов     Растровые хранятся в виде набора пикселей, из которых состоят символы, плохо масштабируются (например, MS Serif, MS San Serif, Small и др.) Векторные полностью масштабируемы (например, Times New Roman, Arial, Courier New и др.) Непропорциональные. Все знаки имеют одинаковую ширину, например, Courier New Пропорциональные. Каждый символ имеет собственную ширину. Эти шрифты более красивы и гармоничнее. К ним относятся Times New Roman и Arial. Рубленные имеют гладкие линии и углы, например Arial С серифами (засечками) имеют небольшие «украшения» на уголках символов, например Times New Roman и Courier New 12 из 18

№ слайда 15 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Символы одного шрифта могут иметь разные
Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Символы одного шрифта могут иметь разные начертания: обычное (прямое начертание) курсив полужирное начертание подчеркнутый текст Некоторые ТР позволяют устанавливать верхний и нижний индексы 52=25 log2 25=5 13 из 18

№ слайда 16 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Часто в текст требуется вставить математи
Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Часто в текст требуется вставить математические формулы, это можно сделать с помощью редактора формул или используя специальный шрифт Symbol. 14 из 18

№ слайда 17 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Контекстный поиск и замена осуществляется
Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Контекстный поиск и замена осуществляется с помощью команды <Правка> – <Найти> - <Заменить>. пример 15 из 18

№ слайда 18 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Печать документа. Тексты, создаваемые с п
Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Печать документа. Тексты, создаваемые с помощью ТР, в конечном итоге распечатываются на бумаге, для этого предусмотрен режим печати, для успешной работы которого необходимо, чтобы к компьютеру было подсоединено устройство печати – принтер, на работу с которым должен быть настроен компьютер. Настройка принтера происходит при установке специальной системной программы – драйвера. При печати устанавливается номера печатаемых страниц, количество копий и др. 16 из 18

№ слайда 19 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Гипертекст – это способ организации текст
Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи между ее различными фрагментами. Такие связи называются гиперссылками (обычно выделяются цветом или подчеркиванием, указывать на них удобно с помощью «мыши»). Наиболее важные сферы применения гипертекста – это справочные системы, Internet, электронные учебники, словари, переводчики. Пример 1 17 из 18 Пример 2

№ слайда 20 О ДРУГИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ТР Возможность вставки диаграмм, колонтитулов, декоративно
Описание слайда:

О ДРУГИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ТР Возможность вставки диаграмм, колонтитулов, декоративного текста; Распределение текста в колонки; Подбор фона страницы (подложка, цвет страницы, границы страницы); Возможность защиты документа, путем ограничения доступа к документу; Наличие встроенного графического редактора дает возможность создания векторного рисунка, чертежа. … попробуем 18 из 18 посмотрим

№ слайда 21 ИТОГ УРОКА: Теперь мы знаем: Три вида классификации шрифтов; О разных начертания
Описание слайда:

ИТОГ УРОКА: Теперь мы знаем: Три вида классификации шрифтов; О разных начертаниях; умеем: Вставлять в текст формулы; Осуществлять поиск и замену; Использовать другие возможности ТП при форматировании текста Домашнее задание: Р/т – основные формулировки; задания 6-7 (стр 8-9).

Название документа Урок 1.doc

Урок № 1. Дата проведения: …………….



Тема урока: «Понятие текста и его обработки. Текстовый процессор Word: назначение, основные возможности, пользовательский интерфейс. Загрузка и сохранение текстового документа. Выделение элементов текста.»


Тип урока:…….

Цели урока:……

Программно-аппаратное обеспечение: м/м проектор + м/м презентации; раздаточные карточки «Индивидуальная работа № 1»; рабочие станции + папка «Заготовки для практикума» (Мои документы); р/т.


Ход урока.


I этап урока (10 мин) В начале урока 10-минутный вводный инструктаж-презентация по теме: «Техника безопасности и правила поведения на уроках и в кабинете информатики» (см. презентация Техника безопасности). Учащиеся расписываются в специальном журнале по ТБ.

В это время учитель может прорекламировать школьный сайт, обратить внимание учащихся на рубрику ЕГЭ, содержащую материал «О подготовке к ЕМЭ по информатике (в новой форме) выпускников 9 классов», где включены советы учащимся и их родителям, а также предложена демоверсия экзамена по информатике за 2009г с подробными решениями.

II этап урока (15 мин) Вводное слово учителя (объявляется тема урока, цели урока).

­-- Пройдемся по основным определениям, понятиям и терминам, связанным с темой нашего урока. (показ презентации «Обработка текстовой информации» (слайды с 1 по 7), основные моменты – законспектированы в Р/т, в тексте ниже выделено зеленым цветом). Рассмотреть пример (слайд 7), задача: Загрузить в ОП тексты из трех файлов: INF1, INF2, INF3 (папка для презентации). Добавить в конец файла INF1 содержимое файлов INF2 (путем копирования и вставки) и INF3 (вставкой текста из файла).


Основные определения, понятия, термины:

(презентация)


Текстовая информация­­­­­­ – это совокупность алфавитных, цифровых и специальных символов, с помощью которых представляется информация на физическом носителе.

Текстовый редактор (ТР) – прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы на магнитном диске, редактировать их, просматривать содержимое на экране, распечатывать документ, изменять формат документа и пр.

Текстовый файл – простейшая форма хранения текстовой информации.

Текстовый процессор – это ТР с возможностями создания текстовых документов, в которых используются разнообразные шрифты, нестандартные символы, рисуются таблицы, схемы, включаются графические изображения и пр.

Объекты ТР:

Данные – это символы, слова, строки и абзацы.

Символ – это наименьшая единица символьной информации.

Слово это набор символов, ограниченный пробелами и знаками препинания.

Абзац – это группа смежных строк файла, первая из которых может начинаться отступом (влево вправо или нулевым) по отношению к другим строкам. Для перехода к новому абзацу требуется нажать клавишу < Enter>.

Строка – произвольная последовательность символов между левой и правой границами абзаца.

Набираемый пользователем на клавиатуре текст отражается в рабочем поле редактора на экране .

Строка состояния содержит информацию о текущем состоянии ТР. (координаты курсора, номер текущей страницы, формат текста, шрифт и пр.)

Меню команд управления редактора включает команды изменения режимов работы, файловых операций, печати, форматирования текста и др. Меню может иметь как текстовую так и пиктографическую форму.

Текущую позицию для ввода текста указывает курсор (обычно – это вертикальная мигающая палочка).

Редактирование – внесение изменений в набранный текст. Чаще всего приходится стирать ошибочный символ, слово, строку; заменять один символ на другой; вставлять пропущенные символы, слова, строки.

Основные приемы редактирования.

  1. удаление символа справа от курсора осуществляется клавишей <Delete>;

  2. удаление символа слева от курсора осуществляется клавишей <Backspace>;

  3. для соединения двух строк в одну используется клавиша <Delete>, перед нажатием которой курсор устанавливается в конец первой соединяемой строки;

  4. клавиша < Enter> делит один абзац на два в том месте, где установлен курсор.

Орфографический (лексический) контроль – автоматическая проверка правописания (во внешней памяти хранится достаточно большой словарь, который пользователь может пополнять). Неверно набранные слова обычно выделяются (например, подчеркиванием).

Работая с ТР, пользователь имеет возможность выполнять основные файловые операции:

  • создавать новый файл;

  • сохранить текст в файле;

  • загрузить текст из файла в оперативную память;

  • распечатать файл на бумаге.

Фрагментом или блоком называется выделенный кусок текста (отмечается изменением цвета фона и символов, осуществляется, например, с помощью мыши). С выделенным фрагментом могут быть выполнены следующие действия:

    • переформатирование,

    • изменение шрифта,

    • удаление,

    • перемещение,

    • копирование.

Три последние операции осуществляются с помощью буфера обмена (команды вырезать, копировать, вставить)

Большинство современных ТР поддерживает многооконный режим работы. При этом ТР выделяет для каждого документа отдельную область памяти, а на экране отдельное окно (активно то, в котором курсор).


III этап урока (12 мин) Практическая работа за компьютером в 4-х вариантах (см. в папке Раздаточный материал, Индивидуальная работа № 1, для выполнения работы учащиеся пользуются файлами из папки Заготовки для практикума).


IV этап урока (3 мин).

  • Подведение итога урока;

  • объявление оценок (можно индивидуальные работы нескольких учащихся, разных вариантов, попросить сохранить в сетевой папке; вывести на экран и оценить).

  • Домашнее задание: Р/т – правила набора текста; основные формулировки; задания 1-2 (стр. 2-5).

Название документа Урок 2.doc

Урок № 2. Дата проведения: …………….



Тема урока: «Форматирование текста. Оформление страницы документа. Оформление таблицы»


Тип урока:…….

Цели урока:……

Программно-аппаратное обеспечение: м/м проектор + м/м презентации; раздаточные карточки «Индивидуальная работа № 2»; рабочие станции + папка «Заготовки для практикума» (Мои документы); р/т.



Ход урока.


I этап урока (5 мин). Проверка д/з: устный фронтальный опрос по правилам набора текста; комментированная учащимися проверка заданий 1-2 из р/т.


II этап урока ( 23 мин). Вводное слово учителя (объявляется тема урока, цели урока).

-- Сегодня мы продолжим изучать возможности текстовых редакторов и займемся таким интересным и творческим процессом, как форматирование текста. (показ презентации «Обработка текстовой информации» (слайды с 8 по 11), основные моменты – законспектированы в Р/т, в тексте ниже выделено зеленым цветом).

Пройтись по ссылкам (слайд 9): Книжная ориентация, и установить указанные в примере границы страницы с помощью горизонтальной и вертикальной линейки, обращая внимание уч-ся на расположение листа; Альбомная ориентация и установить указанные в примере границы страницы с помощью меню разметка страницы/ поля/ настраиваемые поля.

Рассмотреть пример (слайд 10): задать абзацный отступ – 1,5 см, левая и правая граница абзаца – 0,5 см; применить к разным абзацам разное выравнивание (в соответствие с текстом внутри абзацев); в разных абзацах установить разные межстрочные интервалы; применить разрыв страницы, разделив текст на 4 страницы (по количеству абзацев), причем последний разрыв сделать новым разделом (меню разметка страницы/ разрывы/ разрывы разделов/ следующая страница), для того, чтобы показать возможность установки разной ориентации страниц в одном документе.

Рассмотреть пример (слайд 11), создать таблицу «Записная книжка» двумя способами (образец, рис 1).

1 способ: преобразовать имеющийся текст в таблицу, используя клавишу Tab (вместо пробела), для разбиения текста на столбцы и клавишу Enter для разбиения на строки. Выделить получившийся текст и применить меню Вставка/ таблица/ преобразовать в таблицу/ .

2 способ: вставить под уже имеющейся таблицей новую таблицу (меню вставка/ таблица/ 4х4), заполнить ее данными из верхней таблицы (можно копированием)

Созданные таблицы отформатировать по усмотрению. (при наличии времени, показать на примере столбца ФИО сортировку(выделить таблицу, меню макет/данные/сортировка ; или значок hello_html_m3e782aad.png меню главная/абзац); далее на примере столбца Телефон - разбиение и объединение ячеек; а также добавление нового столбца Фото и вставку фотографии Иванова Ивана, для чего пройтись по ссылке фото (в примере), скопировать, вернуться и вставить).






ФИО

Адрес

Телефон

День рождения

фото

Иванов Иван

Абрикосовая 5, 23

65-23-09

23.09.94

hello_html_32114084.gif

8-918-628-34-56

8-928-567-45-90

Сидоров Сидор

Клубничная 28

65-93-44

24.02.95


Петров Петр

Вишневая 1, 79

94-64-25

05.12.92


Рис.1




Основные определения, понятия, термины:

(презентация)


Форматирование – это оформление по каким либо правилам различных участков текста. При форматировании меняется не сам текст, а его внешний вид .Установка формата может производиться как до так и после набора текста.


Основные действия при форматировании текста.


  1. установка границ страницы(полей) – определяются отступы от верхней, нижней, левой и правой границ страницы, а также устанавливается ориентация страницы (книжная или альбомная)

  2. установка абзацных отступов, возможно также задание межстрочного интервала

  3. выравнивание абзацев: по левому краю; по правому краю; по ширине; по центру.

  4. вставка разделителя страниц

  5. вставка таблиц. Есть два способа создания таблиц: 1) преобразование уже набранного текста в таблицу, 2) создание пустой таблицы с последующим заполнением


III этап урока ( 10 мин). Практическая работа за компьютером в 4-х вариантах (см. в папке Раздаточный материал, Индивидуальная работа № 2 (два обязательных задания и одно дополнительное), для выполнения работы учащиеся пользуются файлами из папки Заготовки для практикума). Работа рассчитана на 15 мин, поэтому оцениваться будет в начале следующего урока, тогда же у учащихся будет возможность доделать задания.


IV этап урока (2 мин).

  • Подведение итога урока;

  • Домашнее задание: Р/т – основные формулировки; задания 3-5 (стр. 6-7).



Название документа Урок 3.doc

Урок № 3. Дата проведения: …………….



Тема урока: «Грамматика и дополнительные возможности. Вставка объектов и рисунков. Текстовый файл и текстовый документ»


Тип урока:…….

Цели урока:……

Программно-аппаратное обеспечение: м/м проектор + м/м презентации; раздаточные карточки «Индивидуальная работа № 2»; разноуровневые карточки № 1 (папка раздаточный материал); рабочие станции + папка «Заготовки для практикума» (Мои документы); р/т.


Ход урока.


I этап урока (10 мин). Учащимся дается возможность доделать Индивидуальную работу №2. В это время учитель выборочно проверяет задания 3-5 из р/т. Затем на экран высвечиваются Индивидуальной работы № 2 (4 варианта) некоторых учащихся, обсуждаются ошибки, недочеты, оценивается результат.


II этап урока ( 15 мин). Вводное слово учителя (объявляется тема урока, цели урока).

-- Ребята, наши знания в области обработки текста, а именно его форматирования будут неполными, если мы не обсудим огромное разнообразие шрифтов, имитирующих различные почерки и представленных в ТП Word, что называется, на любой вкус. И вкратце познакомимся с другими возможностями Word при обработке текста.

(показ презентации «Обработка текстовой информации» (слайды с 12 по 18), основные моменты – законспектированы в Р/т, в тексте ниже выделено зеленым цветом).


Рассмотреть пример (слайд 15). В имеющемся тексте стихотворения найти и выделить слово «4», затем заменить его на слово «четыре».


Рассмотреть пример 1 (слайд 17). Продемонстрировать гипертекстовый документ (пройдись последовательно по всем ссылкам), в котором дается формулировка второго закона Ньютона с объяснением всех входящих в нее терминов. Рассмотреть плакат пример 2.


Некоторые другие возможности ТР продемонстрировать, (пройдя по ссылкам посмотрим, попробуем на слайде 18) в следующем порядке:

  • Над имеющемся текстом вставить надпись «Информация» (Word Art);

  • Текст распределить в две колонки (меню разметка страницы/ колонки);

  • Первую букву сделать буквицей (выделить, меню вставка/ буквица);

  • Вставить верхний колонтитул «Верхний колонтитул» (меню вставка/ верхний колонтитул);

  • Установить цвет страницы (меню разметка страницы/ цвет страницы);

  • Рамку (меню разметка страницы/ границы страниц);

  • Подложку «черновик» (меню разметка страницы/ подложка);

  • Вставить номер страницы: внизу (меню вставка/ номер страницы);

  • Защитить документ паролем (меню рецензирование/ защитить документ/ ограничить форматирование и редактирование/ галочка разрешить только указанный способ редактирования документа – только чтение/ да, включить защиту/ ввести пароль/ ОК);

  • Снять защиту паролем (меню рецензирование/ защитить документ/ ограничить редактирование и форматирование/ снять защиту/ ввести пароль/ ОК).

Основные определения, понятия, термины:

(презентация)


hello_html_m5f8f2e67.gif





















Символы одного шрифта могут иметь разные начертания: обычное (прямое начертание), курсив, полужирное начертание, подчеркнутый текст. Некоторые ТР позволяют устанавливать верхний и нижний индексы.

Часто в текст требуется вставить математические формулы, это можно сделать с помощью редактора формул или используя специальный шрифт Symbol.

Контекстный поиск и замена осуществляется с помощью команды <Правка> – <Найти> - <Заменить>.

Печать документа. Тексты, создаваемые с помощью ТР, в конечном итоге распечатываются на бумаге, для этого предусмотрен режим печати, для успешной работы которого необходимо, чтобы к компьютеру было подсоединено устройство печати – принтер, на работу с которым должен быть настроен компьютер. Настройка и тип принтера происходит при установке специальной системной программы – драйвера. При печати устанавливается номера печатаемых страниц, количество копий и др.

Гипертекст – это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи между ее различными фрагментами. Такие связи называются гиперссылками (обычно выделяются цветом или подчеркиванием, указывать на них удобно с помощью «мыши»). Наиболее важные сферы применения гипертекста – это справочные системы, Internet, электронные учебники, словари, переводчики.

О других возможностях ТР:

  • Возможность вставки диаграмм, колонтитулов, декоративного текста;

  • Распределение текста в колонки;

  • Подбор фона страницы (подложка, цвет страницы, границы страницы);

  • Возможность защиты документа, путем ограничения доступа к документу;

  • Наличие встроенного графического редактора дает возможность создания векторного рисунка, чертежа.


III этап урока (13 мин). Практическая работа за компьютером, учащиеся получают карточки с заданиями (Задания подобраны по разным уровням сложности). Учащийся самостоятельно может выбрать, какой блок заданий будет выполнять: на оценку «3» нужно выполнить задания 1-3, на оценку «4» - задания 4-6, на оценку «5» - задания 7-9. В карточке имеется также дополнительное задание 10*, которое можно оценивать отдельно, при условии, что основной выбранный блок выполнен. (карточки, см. в папке Раздаточный материал/ карточка №1). Некоторых учащихся (желательно выбравших различные блоки заданий) учитель просит сохранить работы в сети, для последующей проверки.

IV этап урока (2 мин).

  • Подведение итога урока;

  • Домашнее задание: Р/т – основные формулировки; задания 6-7 (стр 8-9).

Название документа Урок 4.doc

Урок № 4 Дата проведения: …………….



Тема урока: «Самостоятельная практическая работа по теме: «Обработка текстовой информации».


Тип урока:…….

Цели урока:……

Программно-аппаратное обеспечение: м/м проектор; раздаточные карточки «Индивидуальная работа № 3 (итоговая)»; рабочие станции; Р/т.



Ход урока.


I этап урока (7 мин). Учитель комментирует (выводя на экран) работы некоторых учащихся, выполненные на прошлом уроке, оценивает их. Фронтально проверяются задания 6-7 из Р/т.


II этап урока (30 мин). Учащимся раздаются карточки «Индивидуальная работа № 3 (итоговая)» (см. в папке «Раздаточный материал»). Дается необходимый комментарий, обращается внимание учащихся на сохранение выполненной работы (в карточках учащихся эта информация содержится в Примечании). Учащиеся приступают к работе.

Тем ребятам, которые раньше времени выполнили задания, можно предложить для самоконтроля пройти электронный тест «Обработка текстов» из учебника Соколовой (см. в папке Заготовки для практикума/ тесты/ Обработка текстов).


III этап урока (3 мин).

  • Подведение итога урока;

  • Домашнее задание: Р/т – основные формулировки (стр. 4,6,8).


Название документа INF1.doc

Информация – это содержание сообщения, сигнала, памяти, а также сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале, памяти. Информационные процессы, т. е. процессы передачи, хранения и переработки информации, всегда играли важную роль в жизни общества.



Название документа INF2.doc

Люди обмениваются устными сообщениями, записками, посланиями. Они передают друг другу просьбы, приказы, отчеты о проделанной работе, описи имущества; публикуют рекламные объявления и научные статьи; хранят старые письма и документы; долго размышляют над полученными известиями или немедленно кидаются выполнять указания начальства. Все это – информационные процессы.

Название документа INF3.doc

Информация всегда связана с материальным носителем, а ее передача – с затратами энергии. Однако одну и ту же информацию можно хранить в различном материальном виде (на бумаге, в виде фотонегатива, на магнитной ленте) и передавать с различными энергетическими затратами (по почте, по телефону, с курьером и т. д.), причем последствия – в том числе и материальные – переданной информации совершенно не зависят от физических затрат на ее передачу. Поэтому информационные процессы не сводимы к физическим, и информация, наряду с материей и энергией, является одной из фундаментальных сущностей окружающего нас мира.

Название документа ZAGADKA.doc

Загадка

Росли 4 березы,

На каждой березе –

По 4 больших ветки,

На каждой большой ветке –

По 4 маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По 4 яблока.

Сколько всего яблок?



Название документа Иванов Иван.doc

hello_html_32114084.gif

Название документа абзацы выравнивания.doc

Этот текст выровнен по левому краю. Этот текст выровнен по левому краю. Этот текст выровнен по левому краю. Этот текст выровнен по левому краю. Этот текст выровнен по левому краю.

Этот текст выровнен по правому краю. Этот текст выровнен по правому краю. Этот текст выровнен по правому краю. Этот текст выровнен по правому краю. Этот текст выровнен по правому краю.

Этот текст выровнен по ширине. Этот текст выровнен по ширине. Этот текст выровнен по ширине. Этот текст выровнен по ширине. Этот текст выровнен по ширине

Этот текст выровнен по центру. Этот текст выровнен по центру. Этот текст выровнен по центру. Этот текст выровнен по центру. Этот текст выровнен по центру.





Название документа альбомная.doc

Ориентация – альбомная

Границы страницы (поля): верхняя и нижняя – по 1 см, левая – 2 см, правая 1 см.

Название документа вставка таблицы.doc

hello_html_m5ebab508.gif

(здесь должна содержаться информация о моих друзьях, с указанием их фамилий и имен, адресов, телефонов, дней рождений и фото)

ФИО Адрес Телефон День рождения Иванов Иван Абрикосовая 5, 23 65-23-09 23.09.94 Сидоров Сидор Клубничная 28 65-93-44 24.02.95 Петров Петр Вишневая 1, 79 94-64-25 05.12.92











Название документа гипертекст.doc

Второй закон Ньютона


Связь между силой и ускорением тела устанавливается вторым законом Ньютона. Сила, действующая на тело, равна произведению массы тела на сообщаемое этой силой ускорение.



Для количественного выражения действия одного тела на другое вводится понятие «сила». Сила – векторная величина, т. е. характеризуется направлением. За единицу силы принимается сила, которая телу массой 1 кг сообщает ускорение

1 м/с2.



Количественной мерой инертности тела является масса тела. Масса тела – это физическая величина, характеризующая инертность.



Свойство тела, от которого зависит его ускорение при взаимодействии с другими телами, называется инертностью



При неравномерном поступательном движении скорость тела изменяется с течением времени. Процесс изменения скорости тела характеризуется ускорением.





Для количественной характеристики процесса движения тела вводится понятие скорости движения. Скорость выражается в м/с.

Название документа книжная.doc

Ориентация – книжная

Границы страницы (поля): верхняя и нижняя – по 1 см, левая – 2 см, правая 1 см.

Название документа текст для 18 слайда.doc

Информация – это содержание сообщения, сигнала, памяти, а также сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале, памяти. Информационные процессы, т. е. процессы передачи, хранения и переработки информации, всегда играли важную роль в жизни общества.

Люди обмениваются устными сообщениями, записками, посланиями. Они передают друг другу просьбы, приказы, отчеты о проделанной работе, описи имущества; публикуют рекламные объявления и научные статьи; хранят старые письма и документы; долго размышляют над полученными известиями или немедленно кидаются выполнять указания начальства. Все это – информационные процессы.

Информация всегда связана с материальным носителем, а ее передача – с затратами энергии. Однако одну и ту же информацию можно хранить в различном материальном виде (на бумаге, в виде фотонегатива, на магнитной ленте) и передавать с различными энергетическими затратами (по почте, по телефону, с курьером и т. д.), причем последствия – в том числе и материальные – переданной информации совершенно не зависят от физических затрат на ее передачу. Поэтому информационные процессы не сводимы к физическим, и информация, наряду с материей и энергией, является одной из фундаментальных сущностей окружающего нас мира.

Информация – это содержание сообщения, сигнала, памяти, а также сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале, памяти. Информационные процессы, т. е. процессы передачи, хранения и переработки информации, всегда играли важную роль в жизни общества.

Люди обмениваются устными сообщениями, записками, посланиями. Они передают друг другу просьбы, приказы, отчеты о проделанной работе, описи имущества; публикуют рекламные объявления и научные статьи; хранят старые письма и документы; долго размышляют над полученными известиями или немедленно кидаются выполнять указания начальства. Все это – информационные процессы.


Название документа проверка наличия практических работ.doc

В личных папках учащихся по теме «Обработка текстовой информации» должны быть следующие файлы:


Индивидуальная работа № 1

I вариант: СЧИТАЛОЧКА, JULETTA (ROMEO).

II вариант: ФРАГМЕНТ, MARCELL (GORACIO).

III вариант: СТИХОТВОРЕНИЕ, QUEEN (GAMLET).

IV вариант: СКАЗКА, SALJERI (MOZART).


Индивидуальная работа № 2

I вариант: ПОГОДА, VINEGRET (RECEPT).

II вариант: НЕПРАВИЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ, VINEGRET (RECEPT).

III вариант: ВЕС ПРОДУКТОВ, VINEGRET (RECEPT).

IV вариант: ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ, VINEGRET (RECEPT).


Р/у карточка № 1

I блок: НАЧЕРТАНИЕ, BALDA (-//-).

II блок: ПЕСНЯ, ZAGADKA (-//-), SVIDET (-//-).

III блок: СПИСОК КНИГ, SONG (-//-), WINDOW (-//-).

10*: ФОРМУЛА


Индивидуальная работа № 3

I вариант: ТР, DIPLOM, Новая формула.

II вариант: Редактирование и форматирование, SVIDETELSTVO, Функция.

III вариант: Гипертекст, ATTESTAT, Функция.





Примечание: В скобках указаны имена файлов, которые открывает учащийся из папки Заготовки для практикума для доработки и сохранения под новым именем (оно перед скобкой).



Название документа экспресс-опрос.doc

Экспресс-опрос по теме: «Обработка текстовой информации».


1. Дайте определение текстовой информации и текстового процессора.

2. Продолжите: Редактирование – это……

3. Вместо многоточия вставьте названия клавиш:

  1. удаление символа справа от курсора осуществляется клавишей <…>;

  2. удаление символа слева от курсора осуществляется клавишей <… >;

  3. для соединения двух строк в одну используется клавиша <…>, перед нажатием которой курсор устанавливается в конец первой соединяемой строки;

  4. клавиша <…> делит один абзац на два в том месте, где установлен курсор.

4. С выделенным фрагментом могут быть выполнены следующие действия: ……

5. В каком их перечисленных ниже предложений правильно расставлены пробелы между словами и знаками препинания?

  1. Синица на море пустилась :она хвалилась, что хочет море сжечь.

  2. Синица на море пустилась:она хвалилась, что хочет море сжечь.

  3. Синица на море пустилась: она хвалилась, что хочет море сжечь.

  4. Синица на море пустилась : она хвалилась, что хочет море сжечь.

6. Продолжите: Форматирование – это……

7. Перечислите пять основных действий при форматировании текста.


8. Ориентация страницы бывает: …….


9. Перечислите типы выравнивания текста.


10. Опишите известные вам способы создания таблиц в текстовом документе.

11. Какие начертания могут иметь символы одного шрифта?


12. Устройство печати - …….


13. Что такое Гипертекст?


14. Сферы применения гипертекста?

15. Даны два фрагмента текста . В обоих фрагментах используется шрифт одного семейства (гарнитуры).

Фыввапролджэ ячсмитьбю. Йцуеннг шщзхъфыв апролд жэ ячсмить бювапро

Йцукенг шщзхъ фыва про лджэ ячс митьбю. Йцукенгшщ щзх. Пролджэ авы.

Фыввапролджэ ячсмитьбю. Йцуеннг шщзхъфыв апролд жэ ячсмить.

Йцукенг шщзхъ фыва про лджэ ячс митьбю. Йцукенгшщ щзх. Пролджэ авыва прол джэяч смит йцу тьбюыва ролджээ.






Какие из перечисленных ниже свойств символов и абзацев различаются для левого и правого фрагментов текста? В ответе перечислите номера различающихся свойств в порядке возрастания, например 126.

1. начертание шрифта (прямое, курсивное)

2. насыщенность шрифта (светлый, полужирный, жирный)

3. размер шрифта

4. межстрочный интервал

5. величина абзацного отступа

6. величина дополнительного вертикального интервала между абзацами

7. выравнивание строк (левое, правое, по центру, по ширине)

Ответ: ______________



Разработка серии уроков по информатике и ИКТ на тему "Обработка текстовой информации"
  • Информатика
Описание:

Данная разработка содержит подробные конспекты 4-х уроков по информатике и ИКТ на тему "Обработка текстовой информации".

Разработка содержит:

  • технологические карты всех уроков с целями, типами уроков, методами и формами обучения, с перечислением необходимого оборудования и предварительной подготовки, отражены внутрипредметные и межпредметные связи, а также изложен ход урока (со скриншотами)

презентации к урокам и необходимые для (работы ссылок) материалы: текстовые документы, приложения, заготовки для практических работ

Автор Татулян Гаянэ Аракеловна
Дата добавления 15.02.2015
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 845
Номер материала 56365
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓