Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыРазработка семинара по теме: «Социальное проектирование в воспитательной работе школы»

Разработка семинара по теме: «Социальное проектирование в воспитательной работе школы»

Скачать материал

Климина Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

 

 

Разработка

семинара по теме: «Социальное проектирование

в воспитательной работе школы»

 

I этап. Подготовительный.

Формулировка проблемы семинара. Разработка технологии проведения. Составление теоретической части, поиск материала.

 

II этап. Основной.

1.   Обоснование проблемы

Целью семинара является знакомство с технологией социального проектирования, его актуальностью и ролью в воспитательном и образовательном процессе.

 

2. Теоретическая часть (доклад).

 Разберемся вначале, что такое социальное проектирование и откуда оно к нам пришло.

СЛАЙД: Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед (ПО СЛАЙДУ).

Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.

 Коснемся истории социального проектирования.

История метода проектов начинается во второй половине XIX века в США. Основателем является американский философ-идеалиста Джон Дьюи (1859- 1952). Философ считал истинным и ценным только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 годах в различных учебных заведениях его учениками и последователями — американскими педагогами Е. Пархерст и В. Кильпатриком.

«Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» стали известны и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века. Их изучали известные ученые и педагоги Шацкий, Сорока-Росинский, Макаренко и многие другие. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.

С 1931 года в отечественной педагогике метод проектов не практиковался.

Метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации в нашу страну в 80-е годы.

Современное переосмысление проектирования предполагает:

·         связь с жизнью;

·         развитие социальной активности детей в воспитательном процессе;

·         развитие умения адаптироваться к действительности;

·         умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Современная образовательная парадигма предполагает организацию совместного творчества на основе совместно-распределенной деятельности как на уроке, так и вне его.

Ребенок с его рождения включается в две системы отношений: отношения со взрослыми и отношения с детьми (сверстниками, старшими и младшими).

Эти системы сохраняются и в школе. Отношения с родителями переносятся на начальном этапе на взаимодействие с учителем. Сотрудничество со сверстниками повышает качество освоения знаний и даёт более высокие показания в развитии рефлексивного мышления ученика, умения оценивать свои возможности.

Системы отношений «ученик – учитель» и «ученик – ученик» по-разному влияют на психическое развитие ребенка. Совместная деятельность со сверстниками способствует становлению критичности и самостоятельности суждений, так как предполагает равноправные отношения. Такая деятельность является более продуктивной и помогает в плане социализации личности.

Социальное проектирование в данном случае рассматривается как разновидность деятельности, участниками которой могут быть все субъекты образования: учителя, обучающиеся, родители, специалисты неучебной сферы, административные лица.

СЛАЙД: Таким образом, социальное проектирование – особый вид деятельности, результатом которого является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности.

СЛАЙД: Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

СЛАЙД: Виды социальных  проектов воспитанников:

1.     Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике); например, обустройство близлежащего озера или аллеи.

2.    Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории); например, изучение влияния автомобилей на жизнь людей.

3.    Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации); например, проект «Школьное самоуправление» или «Выборы».

4.    Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

5. Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

СЛАЙД: Цель социального проектирования

- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

- включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем  силами самих учащихся.

СЛАЙД: Основные задачи социального проектирования:

- повысить общий уровень культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

- формировать социально-личностные компетенции: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствовать полезные социальные навыки и умения (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальную мобильность и т.д.;

закреплять навыки командной работы.

СЛАЙД: Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

•          социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

•          социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

•          социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

•          социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

СЛАЙД: Технология разработки социального проекта:

План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение ин­формации о социальном объекте (познание) — проблематизация информации — преобразование социального объекта.

Прутченков А.С. выделяет 21 шаг разработки социального проекта.

СЛАЙД: Последовательность шагов №№1-12 – это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.

Разработка социального проекта начинается с изучения общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. После этого формулируется социальная проблема, актуальная в данном местном сообществе.

Схема составления проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штапмы-предложения: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры по... оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло ре­зультатов...»).

При формулировании проблемы важно показать актуальность, новизну, масштабность проекта, его социальную значимость. Необходимо выделить сферу применения проекта.

СЛАЙД: После того как четко определили проблему ставятся цели и разрабатываются задачи проекта.

СЛАЙД: Цель проекта - это осознанное представление результата деятельности по проекту. Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной пробле­мой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

Основные требования к формулировке цели таковы:

§  достижимость в рамках этого проекта;

§  безусловность, так как для проектной деятельности изучение .
возможных условий должно быть завершено до начала работ;

§  предусмотрение итогового результата проекта;

§  соответствие   компетентности,   подготовленности   финансово-экономическим,   материально-техническим,   организационным ( условиям реализации проекта.

Задача в проекте - это конкретная часть цели (пункт), которую
предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Лучше избегать глаголов несовершенного, вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы совершенного вида). При формулировке задач рекомендуется использовать: международный   критерий  
SMART  (англ - конкретность, исчисляемость, территориальность, реальность, определенность во времени)

При разработке проекта обязательно изучение реальных возможностей своей проектной группы, составление детального плана работы, рабочего графика по реализации всех пунктов плана, а также определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии  с задачами по направлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители.

Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе в графической форме.

План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически  связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.

На стадии разработки проекта определяются необходимые ресурсы и источники их финансирования, составляется бюджет проекта, разрабатывается система оценки эффективности работы над проектом. Кроме того происходит при необходимости обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям и формирование общественного мнения в местном сообществе через СМИ.

СЛАЙД: Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.

На этом этапе составляются деловые предложения по разработанному проекту, происходит поиск делового партнера для реализации проекта, проводятся официальные переговоры с реальными партнерами и получение необходимых ресурсов.

Основное внимание при составлении бюджета следует уделить вопросам:

§   Сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта?

§   На какие цели будут израсходованы средства?

§   Какие средства есть в наличии у организаторов проекта?

§   Какая есть материально-техническая база?

§  Какие дополнительные источники финансирования можно найти (конкурсные средства государственных структур и общественных фондов; бюджетные поступления; взносы (членские, родительские); средства учредителей; благотворительные пожертвования; спонсор­ские отчисления; доходы от разрешенной законом деятельности; труд добровольцев; прочие, не запрещенные законом поступления)?

§   На какие цели будут израсходованы средства, собранные для реализации проекта?

 Бюджет проекта обязательно должен быть «трехколоночным», где в первой колонке указываются имеющиеся у заявителя средства, во вто­рой - запрашиваемые средства, в третьей - общая сумма расходов. Как правило, соотношение между имеющимися и запрашиваемыми по проек­ту суммами должно быть 50% на 50%.

Организаторы проекта должны быть убеждены в его полезности, но нельзя автоматически ожидать, что любой человек разделит ваше мне­ние. Проектная группа выявляет потенциальный круг благотворителей,: выясняет кто они и чего хотят, готовит привлекательную информацию о; проекте, убедительные аргументы в поддержку проекта и определяет аде­кватные способы привлечения ресурсов.

Эффективное общение и честность помогут привлечь средства, в  этих целях вы можете воспользоваться фандрайзинговыми технологиями, такими как: реклама, проведение мероприятий (презентаций, событий), почтовые письменные отправления, общение по телефону, личные беседы, сбор вкладов, создание фонда развития, заем (денег или времени), работа со средствами массовой информации.

Наиболее эффективной технологией для получения средств от органов государственной власти или фондов является написание заявки на грант либо участие в конкурсе проектов (по размещению средств).

Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта.

Показатель - это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение. Однако в социальной сфере, а тем более в психолого-педагогической практике по­казатели приобретают специфические черты.

Примерные ориентиры для оценки выполнения проекта:

Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий и др.).

Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел - научился, не знал - узнал, не имел - приобрел и т.п., качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, ри­сунков, походов, акций), характер реализованных инициатив и др.).

Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участ­ников, активность).

Показатели общественного мнения (популярность проекта, со­циально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации).

Технологические показатели (уровень организации в целом и от­дельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организа­ционная культура участников).

Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).

СЛАЙД: Основные требования к проекту

1.  Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные и измеряемые результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея  проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

СЛАЙД: Требования к оформлению проекта

1.         Проект отпечатан, аккуратно оформлен.

2.         Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность учреждению/организации, год и место составления.

3.         Если проект больше пяти страницу по объёму, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.

4.         Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце приложён библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.

5.         Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.

6.         Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.

7.         Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.

8.         Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта. 

СЛАЙД: Ожидаемые результаты.

1.         Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

2.         Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы воспитанников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.

3.         Реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в местном сообществе.

4.         Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников.

5.         Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

6.         Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

 Типичные ошибки социального проектирования

- отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп учащихся;

- переоценка воспитанниками своих сил и возможностей проектной группы;

- провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть доведения до практических результатов;

- отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования  предложенного социального проекта.

 

3. Обмен опытом

выступления из опыта работы учителя 1б класса Райлян Надежды Николаевны, 4а класса Адаркиной Натальи Валерьевны, социального педагога Тополницкой Анны Васильевны.

 

4. Практикум.

Работы в группах. Педагоги делятся на три группы по желанию.

Задание: в течение 10-15 минут разработать макет социального проекта на самостоятельно выбранную тему (темы для примера: «Свободный от курения», «Мой край» (о любви к родному краю и воспитании патриотических качеств), «Птицы – наши пернатые друзья», «Подарок маме» - социальный проект по подготовке подарка маме на 8 марта).

Защита проектов.

 

5. Проект решения:

принять к сведению полученные знания по социальному проектированию; материалы по социальному проектированию оформить в отдельную папку, чтобы желающие могли воспользоваться в своей работе; провести школьный конкурс социальных проектов; принимать участие в различных конкурсах по социальному проектированию.

 

III этап. Последействие (рефлексия).

Оформление материалов в отдельную папку. Оформление стенда. Подготовка к школьному конкурсу социальных проектов.

      Использованная литература:

http://www.menobr.ru/print.aspx?control=15&catalogid=18&id=4262

http://www.menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=6770&catalogid=71

http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=7049&catalogid=18

http://shkola9.edusite.ru/p118aa1.html

http://experiment.lv/rus/biblio/obraz_21veka/1.12_ivoshina.htm

http://lib.1september.ru/2008/12/200801204.html

http://socpedagogika.narod.ru/Proektirovanie.html

http://hett2005.narod.ru/asso_aktiv.htm

http://www.orenipk.ru/kp/distant/dod/dop/3_1_3.htm

http://www.pedsovet.su/load/48-1-0-1715

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка семинара по теме: «Социальное проектирование в воспитательной работе школы»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Таргетолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка

семинара по теме: «Социальное проектирование

 

в воспитательной работе школы»

          В нашу жизнь входят новые технологиче­ские процессы конструирования, моделирования, социально­го проектирования. Проектные технологии активно востре­бованы так называемым «третьим сектором» — некоммерческими общественными организациями, так как являются для них одним из основных механизмов финансирования деятельности по некоммерческим проектам в социальной сфере. Поэтому сегодня необходимо активно овладевать проектными технологиями.

 

Данная разработка  знакомит с технологией социального проектирования, его актуальностью и ролью в воспитательном и образовательном процессе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 724
    • DOCX 90 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Климина Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Климина Ирина Александровна
    Климина Ирина Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18069
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 171 человек

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 747 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 999 человек

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 144 человека

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 217 человек из 57 регионов
  • Этот курс уже прошли 68 человек