Главная / Классному руководителю / Разработка семейной гостиной для учителей, учащихся и педагогов

Разработка семейной гостиной для учителей, учащихся и педагогов

Название документа Я-высказывание.ppt

Техника «Я – высказывание» как способ построения позитивных отношений с ребён...
Между тем, ребенок воспринимает слова не совсем так, как взрослый. Иногда фра...
Родительские установки и их возможные последствия Слова родителей: «Глаза бы ...
Слова родителей: «Что ведешь себя, как ребенок», «Пора стать самостоятельнее»...
Слова родителей : «Как ты смеешь злиться», «Не бойся собаки, она не кусается»...
Слова родителей : «Мы не смогли получить образование, но отказываем себе во в...
Слова родителей : «Будь похожим на…». «Стремись к идеалу», «Почему твой друг ...
Я-высказывание или обратная связь – это сообщение о чувствах, которые человек...
«Я-сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты-сообщением» 	1. Оно по...
Алгоритм построения «Я – высказывания»: Объективное описание произошедшего (б...
Ты-высказывание 	Я-высказывание Почему я должна краснеть за тебя в школе?	Я ...
Примеры 1. Ты что, с ума сошёл?! Никогда не пинайся, ты слышишь? Ой, как боль...
Задания командам 1. Прекрати шуметь! 2. Хватит сидеть за компьютером! 3.Когда...
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Техника «Я – высказывание» как способ построения позитивных отношений с ребёнком
Описание слайда:

Техника «Я – высказывание» как способ построения позитивных отношений с ребёнком Это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряжённых ситуациях

№ слайда 2 Между тем, ребенок воспринимает слова не совсем так, как взрослый. Иногда фраза,
Описание слайда:

Между тем, ребенок воспринимает слова не совсем так, как взрослый. Иногда фраза, случайно брошенная родителями, создает целую программу на всю жизнь, часто не самую успешную. Когда мы общаемся с ребенком, то часто не задумываемся, как воспринимаются наши слова.

№ слайда 3 Родительские установки и их возможные последствия Слова родителей: «Глаза бы мои
Описание слайда:

Родительские установки и их возможные последствия Слова родителей: «Глаза бы мои тебя не видели», «Не нужен мне такой ребенок», «Ты неблагодарный» Что «слышит» ребенок: Я вечный должник своих родителей, я источник их бед. Лучше бы я умер, это избавит их от всех проблем. Возможные последствия: вызывает чрезмерно сильную эмоциональную зависимость от матери, что провоцирует ребенка на негативное поведение, на специальную провокацию родителей. В отдельных случаях вызывает стремление нарушать законы.

№ слайда 4 Слова родителей: «Что ведешь себя, как ребенок», «Пора стать самостоятельнее» Чт
Описание слайда:

Слова родителей: «Что ведешь себя, как ребенок», «Пора стать самостоятельнее» Что «слышит» ребенок: Я не должен быть ребенком, надо быть взрослым. Возможные последствия: подавляются естественные детские потребности, необходимые для нормального развития. Став взрослым, такие люди с трудом расслабляются и не могут полноценно отдохнуть, что приводит к периодическим нервным срывам.

№ слайда 5 Слова родителей : «Как ты смеешь злиться», «Не бойся собаки, она не кусается», «
Описание слайда:

Слова родителей : «Как ты смеешь злиться», «Не бойся собаки, она не кусается», «Не сахарный – не растаешь» Что «слышит» ребенок: Не надо чувствовать, проявление эмоций – это плохо. Возможные последствия: такие люди страдают психосоматическими заболеваниями. Не умеют осознавать и выражать эмоции, что приводит к конфликтам. Очень часто эти люди склонны «запускать» свои болезни в силу низкой чувствительности. Часто страдают ожирением, так как у них слабо проявляется чувство насыщения.

№ слайда 6 Слова родителей : «Мы не смогли получить образование, но отказываем себе во всем
Описание слайда:

Слова родителей : «Мы не смогли получить образование, но отказываем себе во всем, чтобы ты закончил институт», «Не пробуй делать, это у тебя не получится» Что «слышит» ребенок: Не надо стремиться к успеху в жизни, все равно ничего не получится. Нельзя быть лидером, это плохо. Возможные последствия: такие люди вырастают безынициативными, хотя и трудолюбивыми. Творческие способности у этих людей задавлены. Они избегают всякой ответственности.

№ слайда 7 Слова родителей : «Будь похожим на…». «Стремись к идеалу», «Почему твой друг мож
Описание слайда:

Слова родителей : «Будь похожим на…». «Стремись к идеалу», «Почему твой друг может, а ты – нет?» Что «слышит» ребенок: Я хуже других, а надо быть лучше всегда и везде Возможные последствия: став взрослым, такой человек постоянно не удовлетворен собой и считает это нормальным. В стремлении превзойти других не знает границ, а постоянный внутренний конфликт порождает неврозы.

№ слайда 8 Я-высказывание или обратная связь – это сообщение о чувствах, которые человек ис
Описание слайда:

Я-высказывание или обратная связь – это сообщение о чувствах, которые человек испытывает по отношению к поступку другого человека. Обратная связь должна быть: личной (то есть начинаться со слов «я», «мне»); содержащей высказывания о чувствах говорящего (нравится, не нравится, я потрясен, мне неприятно); безоценочной (в ней не должно содержаться оценки («хорошо», «плохо», «молодец», «глупость» и т.п.); конкретной (должна быть направлена на конкретное поведение, которое вызвало чувства); конструктивной (направленной на то, что можно исправить); неотсроченной (дается в тот момент, когда возникли чувства); честной (содержат высказывания о реально возникших чувствах). Высказывание следует произносить спокойным тоном (тон содержит около 70% информации), глядя в глаза тому, кому оно предназначено. Формулировать Я-высказывания следует и по поводу возникновения положительных эмоций, и по поводу отрицательных.

№ слайда 9 «Я-сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты-сообщением» 	1. Оно позво
Описание слайда:

«Я-сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты-сообщением» 1. Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребёнка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева или раздражения, чтобы избежать конфликтов. Однако это не приводит к желаемому результату. Как уже говорилось, полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребёнок всегда знает, сердиты мы или нет. И если сердиты, то он, в свою очередь, может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору. Получается всё наоборот: вместо мира – война. 2. «Я-сообщение» даёт возможность детям ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддерживать во что бы то ни стало. Мы носим маску «воспитателя» и боимся её хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же – делает взрослого ближе, человечнее. 3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять. 4. И последнее: высказывая своё чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда – удивительно! – они начинают учитывать наши желания и переживания.

№ слайда 10 Алгоритм построения «Я – высказывания»: Объективное описание произошедшего (без
Описание слайда:

Алгоритм построения «Я – высказывания»: Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Описание причины возникновения чувства. Выражение просьбы.

№ слайда 11 Ты-высказывание 	Я-высказывание Почему я должна краснеть за тебя в школе?	Я оче
Описание слайда:

Ты-высказывание Я-высказывание Почему я должна краснеть за тебя в школе? Я очень расстроилась сегодня, посмотрев журнал в школе. Когда ты перестанешь поздно приходить домой? Я всегда волнуюсь, когда ты задерживаешься. Когда ты перестанешь отвлекаться на уроках? Я сегодня весь день расстраивалась по поводу записи в твоём дневнике о нарушении дисциплины. Когда ты поймёшь, что учишься прежде всего для себя? Я беспокоюсь о твоём будущем, для которого очень важно быть образованным человеком.

№ слайда 12 Примеры 1. Ты что, с ума сошёл?! Никогда не пинайся, ты слышишь? Ой, как больно!
Описание слайда:

Примеры 1. Ты что, с ума сошёл?! Никогда не пинайся, ты слышишь? Ой, как больно! Не люблю, когда меня пинают! 2. «....Ты неправ! - Вечно ты лезешь со своими советами! - Только дурак мог поверить в это! - Помолчи, пожалуйста!.....» «Мне неприятно то, о чём ты только что сказал». 3.«Каждый раз на кухне бардак!» «Мне неприятно садиться за грязный стол».

№ слайда 13 Задания командам 1. Прекрати шуметь! 2. Хватит сидеть за компьютером! 3.Когда ты
Описание слайда:

Задания командам 1. Прекрати шуметь! 2. Хватит сидеть за компьютером! 3.Когда ты, наконец, угомонишься?! 4. Вечно ты разбрасываешь свои вещи!

Название документа карточки 1 (1).docx

РЕБЁНОК – это

1.



2.



3.



4.



5.



6.



7.



РОДИТЕЛЬ – это

1.



2.



3.



4.



5.



6.



7.

Название документа карточки 1 (2).docx



1.Ситуация для родителя: Вас очень беспокоит новая компания вашего ребенка. В последнее время он стал хуже учиться, поздно приходить домой, не предупреждая об этом заранее, и вдобавок ко всему от него стало пахнуть табаком. Что вы предпримете, какие аргументы приведете, чтобы ребенок услышал и понял вашу обеспокоенность, данной проблемой.

1.Ситуация для ребенка: Родителям не нравится ваша новая компания, они очень обеспокоены вашими поздними приходами домой и предполагают, что вы начали курить. Как вы сможете объяснить эту ситуацию родителям, что бы они перестали переживать и волноваться?



2.Ситуация для родителя: Дочь очень просится пойти с подругами на дискотеку. Причин не отпускать ее у вас не было, но вы напомнили ей, что она должна вернуться не позднее назначенного вами времени. Дочь пришла намного позже. На вопрос, как она шла одна ночью, дочь ответила, что ее проводил парень и волноваться не нужно, так как он уже взрослый. Ваши действия?

2.Ситуация для ребенка: Родители отпустили вас с подругами на дискотеку, попросили прийти в назначенное время, но вы пришли далеко за полночь. На вопрос родителей, как вы шли ночью одна, вы ответили, что вас проводил взрослый парень…
Вам предстоит вступить в дальнейший диалог с родителями, аргументируя свое поведение.





3.Ситуация для родителя: Ваш сын собирается на День рождение к девочке и просит у вас деньги на подарок. Сумма, которая ему нужна, достаточно приличная для бюджета семьи. Вы считаете, что такой подарок дарить не уместно, ваши доводы…



3.Ситуация для ребенка: Вы приглашены на День рождения к девочке, которая вам очень нравится и вы решили произвести на нее впечатление, подарив дорогой подарок. Ваши родители против, а у вас нет своих денежных средств. Попытайтесь договориться с родителями…



4.Ситуация для родителя: Вы возвращаетесь домой раньше обычного и уже на лестнице слышите громкую музыку, понимаете, что веселье происходит в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите своего ребенка в компании веселящихся друзей. В доме полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы еще немного повеселимся?!» Ваши действия?



4.Ситуация для ребенка: В отсутствии родителей вы пригласили к себе домой друзей, с которыми вы веселились под громкую музыку. В разгар веселья вернулась с работы мама. Но вам так весело и хорошо, что вы просите у мамы еще повеселиться. Как вы думаете, какой вам предстоит разговор с мамой, и как вы аргументируете свое поведение?





Название документа карточки 3.docx

Написать открытое письмо («отцы» - «детям», «дети» - «отцам»), начав его словами:

«Я любил и понимал бы тебя больше, если бы ...



1.



2.



3.



4.



5.





























Написать открытое письмо («отцы» - «детям», «дети» - «отцам»), начав его словами:

«Я любил и понимал бы тебя больше, если бы ...



1.



2.



3.



4.



5.



Название документа карточки 4.docx

«Ты чудо»


Ребята, составьте хвалебную оду для родителей



1.



2.



3.



4.



5.





























«Ты чудо»


Уважаемы родители, составьте хвалебную оду для своих детей.



1.



2.



3.



4.



5.























Название документа памятка для педагогов Техника Я-высказывания.docx

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Техника «Я – высказывание»



  1. Структура



«Я-высказывание» состоит из четырех частей.

1. Безоценочное (неосуждающее) описание ситуации, неприемлемой для педагога:

- Когда меня перебивают во время объяснения, я...

2. Значимый эффект (проблема):

- Когда меня перебивают во время объяснения (безоценочное описание ситуации), я могу потерять мысль (значимый эффект)...

3. Точное описание своего чувства в этой ситуации:

- Когда меня перебивают во время объяснения (безоценочное описание ситуации), я могу потерять мысль высказывания (значимый эффект), поэтому чувствую раздражение...

4. Желаемое действие.

- Когда меня перебивают во время объяснения (безоценочное описание ситуации), я могу потерять мысль высказывания (значимый эффект), поэтому чувствую раздражение (точное описание своего чувства) и хотела бы, чтобы вы высказывались после того, как я закончу свою мысль.

 

  1. Преимущества техники «Я – высказывание»

Искреннее, свободное описание того, что происходит с человеком, не может никого обидеть или вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации спадает. «Я-высказывание» может и не дать мгновенного эффекта, но сохранит у ребенка ощущение, что к нему относятся как к равному и надеются на его ответственность.

Эмпатическое слушание и «Я-высказывания» могут  успешно использовать педагоги и родители в общении с детьми, а так же взрослые с взрослыми, дети с детьми.


http://thumbs.dreamstime.com/thumb_702/13428117817F1UfQ.jpg

Название документа сценарий.docx

Я хочу представить вашему вниманию фрагмент семейной гостиной «ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ. Педагогика понимания» в форме психологического практикума. На собрании присутствуют и дети, и родители. Эпиграфом для своего собрания я взяла строки из стих. Современного поэта Михаила Гарина «Не погаси огонь души». Почему так? Перед нами зажженная свеча, ее огонек слаб и беззащитен. Так и душа ребенка – ее легко погасить. И зачастую самые любящие, готовые отдать за своего ребенка жизнь родители обижают своих детей, рождая в их душах комплексы, мешая своим любимым стать такими, каким мечтают их видеть сами.

Я говорю родителям, что задача наша сегодня - научиться как можно меньше наносить психологических травм самым дорогим для нас людям – нашим детям, и тем самым добиться понимания и уважения в семье, потому что, только сделав шаг навстречу, можно надеяться на ответ.

В основном, родители – люди далекие от психологии, поэтому перед практической частью семейной гостиной педагогу необходимо дать родителям теоретические знания, которые помогут родителям справиться с предлагаемыми далее заданиями. А так как на собрании присутствуют старшеклассники, уверена, что им тоже будет полезно поучиться технике бесконфликтного общения.

Я считаю очень удачной для этой цели технику – «Я - высказывание».

Давайте посмотрим небольшую презентацию, которую я подготовила для родителей.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ



После того, как мы с родителями разобрались с данной техникой, я предлагаю им практические ситуации, которые часто встречаются в жизни.

Ситуации разные, но, научившись находить правильный выход из них, родители смогут лучше понять своих детей, да и сами мамы и папы откроются для своих детей с новой стороны.

Присутствующие на собрании делятся на группы. Важно, чтобы ребёнок и родитель были одной группе. Каждая группа получает задание, на выполнение которого даётся 5 минут. Думаю, что вы справитесь с этими заданиями гораздо быстрее. Вы уже сидите группами. Сейчас моя помощница раздаст жетоны. Для 1 стола – жетоны синего цвета, для 2 – красного, для 3 – жёлтого, и для 4 – зелёного. Жетоны, как вы видите, разной формы: квадратики – у родителей, треугольники – у детей.

Уважаемые педагоги, прослушайте, пожалуйста, задания для всех команд, и лишь потом приступайте к их выполнению.

Задание для 1 группы

Называется «Кто есть кто?» Всем взрослым участникам надо продолжить предложение «Ребенок – это…», а ребятам - «Родитель – это…». На все вам дается 5 минут, вы можете воспользоваться для записи листами и ручками, находящимися на столе.



Задание для 2 группы

Каждой паре будет предложено задание на карточке, которое мы подготовили заранее. Вам нужно будет прочитать ситуацию и попытаться найти выход из данной проблемы, можно обращаться в зал за помощью, но итоговый ответ должен дать участник. Вы можете спорить, дискутировать, при этом используя технику «Я – высказывание».

1 пара:

Ситуация для родителя: Вас очень беспокоит новая компания вашего ребенка. В последнее время он стал хуже учиться, поздно приходить домой, не предупреждая об этом заранее, и вдобавок ко всему от него стало пахнуть табаком. Что вы предпримете, какие аргументы приведете, чтобы ребенок услышал и понял вашу обеспокоенность, данной проблемой.

Ситуация для ребенка: Родителям не нравится ваша новая компания, они очень обеспокоены вашими поздними приходами домой и предполагают, что вы начали курить. Как вы сможете объяснить эту ситуацию родителям, что бы они перестали переживать и волноваться?

2 пара:

Ситуация для родителя: Дочь очень просится пойти с подругами на дискотеку. Причин не отпускать ее у вас не было, но вы напомнили ей, что она должна вернуться не позднее назначенного вами времени. Дочь пришла намного позже. На вопрос, как она шла одна ночью, дочь ответила, что ее проводил парень и волноваться не нужно, так как он уже взрослый. Ваши действия?

Ситуация для ребенка: Родители отпустили вас с подругами на дискотеку, попросили прийти в назначенное время, но вы пришли далеко за полночь. На вопрос родителей, как вы шли ночью одна, вы ответили, что вас проводил взрослый парень…
Вам предстоит вступить в дальнейший диалог с родителями, аргументируя свое поведение.

3 пара:

Ситуация для родителя: Ваш сын собирается на День рождение к девочке и просит у вас деньги на подарок. Сумма, которая ему нужна, достаточно приличная для бюджета семьи. Вы считаете, что такой подарок дарить не уместно, ваши доводы…

Ситуация для ребенка: Вы приглашены на День рождения к девочке, которая вам очень нравится и вы решили произвести на нее впечатление, подарив дорогой подарок. Ваши родители против, а у вас нет своих денежных средств. Попытайтесь договориться с родителями…

4 пара:

Ситуация для родителя: Вы возвращаетесь домой раньше обычного и уже на лестнице слышите громкую музыку, понимаете, что веселье происходит в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите своего ребенка в компании веселящихся друзей. В доме полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы еще немного повеселимся?!» Ваши действия?

Ситуация для ребенка: В отсутствии родителей вы пригласили к себе домой друзей, с которыми вы веселились под громкую музыку. В разгар веселья вернулась с работы мама. Но вам так весело и хорошо, что вы просите у мамы еще повеселиться. Как вы думаете, какой вам предстоит разговор с мамой, и как вы аргументируете свое поведение?



Остальные члены команды помогают участникам.

Задание для 3 группы

Написать открытое письмо («отцы» - «детям», «дети» - «отцам»), начав его словами:

«Я любил и понимал бы тебя больше, если бы ты ...» 5 предложений.

Задание для 4 группы «Ты чудо»


Вам сейчас предстоит составить хвалебную оду вам ребята для родителей, каждому родителю для своего ребенка. Она должна состоять не менее чем из 10 пунктов и восхвалять лучшие качества. В вашем распоряжении 5 минут на написание и 2 минуты на прочтение. Вы можете воспользоваться ручками и листами бумаги, которые лежат перед вами на столе.

НАЧИНАЕМ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ



А сейчас слово предоставляется нашим участникам.

Мы не случайно заканчиваем работу нашей семейной гостиной прочтением оды о родителях и детях. Это важный композиционный момент всего мероприятия, так как построен на открытом выражении любви к своим близким, желании понять того человека, который рядом с нами, но которого очень легко потерять, если не идти ему навстречу, не протянуть руку помощи и понимания.

А заканчиваю я это необычное собрание строчками им стихотворения Эдуарда Асадова

Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».



- Мы сегодня побывали в семейной педагогической гостиной. Надеюсь, мой опыт оказался для вас полезным и интересным. Мне было очень приятно поработать с вами!







Разработка семейной гостиной для учителей, учащихся и педагогов
  • Классному руководителю
Описание:

Я хочу представить вашему вниманию фрагмент семейной гостиной «ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ» в форме  психологического практикума.  На собрании присутствуют и дети, и родители. Говорю родителям, что   задача наша сегодня  - научиться как можно меньше наносить психологических травм самым дорогим для нас людям – нашим детям, и тем самым добиться понимания и уважения в семье, потому что, только сделав шаг навстречу, можно надеяться на ответ.

В основном,  родители – люди далекие от психологии, поэтому перед практической частью семейной гостиной педагогу необходимо дать родителям теоретические знания, которые помогут родителям  справиться с предлагаемыми далее заданиями. А так как на собрании присутствуют старшеклассники, уверена, что им тоже будет полезно поучиться технике бесконфликтного общения. 

В разработку входит презентация, сценарий, индивидуальные карточки анкета.

Автор Стерлягова Ирина Валентиновна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 574
Номер материала 25980
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓