Главная / Классному руководителю / Разработка сценария литературно-музыкальной гостиной «Солдатам огненной дуги посвящается…»

Разработка сценария литературно-музыкальной гостиной «Солдатам огненной дуги посвящается…»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Ездочное Чернянского района

Белгородской области»










Сценарий массового мероприятия

«СОЛДАТАМ ОГНЕННОЙ ДУГИ ПОСВЯЩАЕТСЯ…»

/посвящённого 70-летней годовщине Победы в Курской битве/,

литературно-музыкальная гостиная в рамках недели «Музей и дети»

/для учащихся 10-15 лет/
















Автор: Крылова Светлана Николаевна,

педагог дополнительного образования






2013г.

Пояснительная записка


Разработка сценария литературно-музыкальной гостиной «Солдатам огненной дуги посвящается…», посвященного 70-летней годовщине Победы в Курской битве, может быть использована в работе классными руководителями, организаторами, старшими вожатыми, руководителями творческих объединений.

Сценарий разработан для учащихся 10-15 лет. Перед началом проведения мероприятия учащиеся 5-9 классов оформляют зал плакатами и рисунками. Мероприятие проходит в форме путешествия по рубрикам «Поэтический зал», «Зал боевой Славы», «Песни военных лет», «Память, память за собою позови…», «Поля русской воинской доблести», «Маршалы Победы –участники курской битвы».

Возможен вариант проведения мероприятия совместно с участниками и ветеранами Вов.

Сценарий представленного мероприятия поможет в патриотическом воспитании подрастающего поколения, расширении знаний об исторических символах Отечества, формировании умения оценивать события с позиции справедливости, гуманизма.

Для разработки сценария мероприятия были использованы произведения потов: М. Исаковского, Р. Рождественского, А. Твардовского, М.Бирюкова, С. Щипачева, М. Борисова, И. Чернухина, И. Лапшина.


Цель мероприятия: формирование у воспитанников патриотических чувств, любви к Отечеству, посредством расширения знаний о важнейших битвах Великой Отечественной войны


Задачи:

  • расширять знания учащихся, продолжить изучение военной истории родного края;

  • показать значение битвы на Курской дуге для дальнейших событий Второй мировой войны;

  • приобщать школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям человечества;

  • воспитывать стремление сохранять и преумножать историческое наследие и культурные традиции своего Отечества;

  • воспитание гордости за историческое прошлое своего народа.


Место проведения: актовый зал школы, Дом Культуры, школьный музей.


Оборудование мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка рисунков и творческих работ учащихся на тему «Огненная Дуга», символика Российской Федерации, портреты К.К. Рокоссовского, Н.Ф.Ватутина, М.М. Попова, И.С. Конева, фонограммы песен военных лет:

  • «Мы за ценой не постоим»,” сл.А.Дементьева, муз. Е. Мартынова;

  • Песня “Салюты” сл.В. Дюкова, муз. О. Фельцман;

  • Звуковые эффекты: взрыв гранат, салюта;

  • Песня “День победы” сл.В.Харитонова, муз. Д. Тухманова;

  • Песня «Журавли» Слова Р.Гамзатова. Перевод Н.Гребнева. Музыка Я.Френкеля

  • Запись голоса Левитана

  • Песня «Священная война»

  • «Темная ночь», Музыка Н.Богословского. Слова В.Агапова.

Участники: Ведущие, чтецы, юноши, исполняющие роль солдат.



Ход мероприятия

Мероприятие начинается с показа слайд- шоу с фотоматериалом Курской битвы под фонограмму песни «Мы за ценой не постоим».

Учитель: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в нашей уютной литературно-музыкальной гостиной, чтобы отметить одну из величайших дат –70 - летие Победы в Курской битве, почтить память защитников Огненной Дуги.

Ведущий: Курская битва имела огромное значение и стала одним из важных этапов на пути к победе над гитлеровской Германией. Это была ожесточенная борьба огромных масс войск, оснащенных новейшей техникой и продолжалась она 50 дней.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте люди никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

А. Твардовский

Гаснет свет. Исполняется песня и танец «Журавли» (Слова Р.Гамзатова. Перевод Н.Гребнева. Музыка Я.Френкеля).


1Ведущий: А сейчас я приглашаю вас в наш «Поэтический зал»

Поэтическая часть (учащиеся 5-6 классов читают стихи). На экране слайды с фотографиями Курской битвы

1. В грохоте все слилось.

Качались земля и небо.

Косит нас зло и слепо

Пуль смертоносный дождь.

2. Я только раз видала рукопашный.

Раз наяву – и тысячи – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

3. Есть много мест, известных на планете,

И много мест, что трогают сердца.

Лишь скажешь: «Прохоровка» - слово это

Напомнит подвиг деда и отца.

4.Тогда в далеком грозном сорок третьем

Никто не знал, что через много лет

Одной из величайших битв на свете

Ту битву назовет двадцатый век.

5.А было лето, травы зеленели,

И аромат цветов пьянил в лугах.

Но вдруг стальные птицы прилетели,

И грохот взрывов взвился в облака…

6.Где раньше пахарь шел со старым плугом,

Там сотни танков бешено неслись,

Сшибались в лоб, корежили друг друга,

И скрежет страшный уносился ввысь.

7.Визг, грохот, взрывы, крики, стоны,

Где день, где ночь – никак не разобрать,

В дыму, в огне полей родных просторы,

И надо землю от врагов спасать… (М.Бирюков)

8. Задохнулись канонады, в мире тишина.

На большой Земле однажды кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы, верить и любить.

Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть.

9. Как всходило солнце в гари и кружилась мгла.

А в реке – меж берегами – кровь-вода текла.

Были черными березы, долгими – года.

Были выплаканы слезы вдовьи навсегда.

10. Вот опять пронзает лето солнечная нить.

Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть!

Эта память – верьте, люди, - всей Земле нужна…

Если мы войну забудем, вновь придет война. (Р.Рождественский)







Рубрика «Зал боевой Славы»

Звучит запись голоса Левитана.

«Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза».

чащиеся 7 класса читают стихи/

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цвету приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось.

С. Щипачев.

Звучит фонограмма песни «Священная война».

1Ведущий: В истории Великой Отечественной войны есть события, оставляющие неизгладимый след в памяти человечества. Одним из таких событий является победа Советских Вооруженных Сил в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года./Одновременно идет показ слайдов/

2Ведущий: Гитлеровское командование хотело взять реванш за Сталинград, изменить ход войны в свою пользу. Германия по-прежнему располагала большой военной мощью. Она провела тотальную (всеобщую) мобилизацию людских резервов, оснастила армию новой боевой техникой – тяжелыми танками «тигр» и «пантера», самоходными орудиями «Фердинанд», новыми самолетами.

3Ведущий: Для проведения крупной наступательной операции, получившей кодовое название «Цитадель», фашисты избрали Курское направление. Основная ставка делалась на внезапность танковых ударов на узких участках фронта.

Родина!

Пламя ударило в небо –

Ты слышишь, Родина

Тихо сказала: «Вставайте на помощь».

Родина.

Р. Рождественский.

4Ведущий: К началу июля 1943 года советское командование сосредоточило на Курском направлении крупные силы и средства, обеспечившие перевес в пользу советских войск. Теперь они были способны не только отразить мощное наступление, но и перейти в решительное контрнаступление.

1Ведущий: На рассвете 5 июля сосредоточенные на исходном положении для атаки войска противника были ошеломлены сокрушительными залпами «катюш», орудий и минометов. Артиллерийская и авиационная контрподготовка войск Центрального и Воронежского фронтов нанесла противнику серьезный урон.

2Ведущий: Итак, фашистское наступление началось 5 июля 1943 года.

Плескалось багровое знамя

Горели багровые звезды

Слепая пурга накрывала

Багровый от крови закат.

И слышалось поступь дивизий,

Точная поступь солдат!

Навстречу раскатом ревущего грома

Мы в бой поднимались сурово.

На наших знаменах начертано слово:

«Победа!»

3Ведущий: Контрнаступление Красной Армии успешно развивалось и спустя месяц, 5 августа 1943 года, советские войска освободили Орел и Белгород. В честь этой победы в Москве в тот же день был произведен первый торжественный артиллерийский салют.

4Ведущий: 50 дней продолжалось Курская битва. За эти дни фашистские войска потеряли более полмиллиона солдат и офицеров, огромный урон понесли танковые войска и военно-воздушные силы.

1Ведущий: 23 августа Курская битва завершилась. Это победа и последовавший за ней выход советских войск на Днепр завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

2Ведущий: В те тяжелые годы войны наши славные воины умели не только побеждать, постоять за свою Родину, но и в редкие минуты затишья они умели отдыхать.

Инсценирование глав из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»/учащиеся 8 классов/.

- У кого гармонь, ребята?

- Да она-то здесь, браток.

Оглянулся виновато на водителя стрелок.

- Так сыграть бы на дорожку!

- Да сыграть – оно не вред.

- В чем же дело? Чья гармошка?

- Чья была, того, брат нет…


И сказал уже водитель

Вместо друга своего:

-Командир наш был любитель…

Схоронили мы его.


-Так…- С неловкою улыбкой

Поглядел боец вокруг,

Словно он кого ошибкой

Нехотя обидел вдруг.


Поясняет осторожно,

Чтоб на том покончить речь:

-Я считал, сыграть-то можно,

Думал – что ее беречь.


А стрелок:

-Вот в этой башне

Он сидел в бою вчерашнем.

Трое – были мы друзья.


- Да нельзя, так уж нельзя.

Я ведь сам понять умею, я вторую, брат, войну…

И ранение имею, и контузию одну.


Только взял боец трехрядку,

Сразу видно – гармонист.

Для начала, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз.



И от той гармошки старой,

Что осталось сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой. (Звучит гармонь).


3Ведущий: Велик вклад в победу и тех, кто самоотверженно трудился в тылу – женщин, стариков. Они заменили ушедших на фронт мужей и сыновей, отцов и братьев, трудясь на полях, заводах, на транспорте.

4Ведущий:Успешному проведению Курской битвы способствовали активные действия партизан. Нанося удары по тылам врага, они сковали до 100 тыс. солдат и офицеров противника. Партизаны произвели 1460 налетов на железнодорожные линии, вывели из строя более 1000 паровозов и разгромили свыше 400 воинских эшелонов.

1Ведущий: Освобождение края было поистине всенародным делом. Здесь каждый делал все, что мог. Помощь партизанам оказывали мирные жители, взрослые и дети. В те горестные годы войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10 – 14 лет осознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества. Они старались ни в чем не уступать взрослым.

2Ведущий: Это юные пионеры-герои: Дима Балицкий, Петя Игнатенко, Коля Синицын. Они помогали партизанам: собирали сведения, распространяли листовки и были схвачены фашистами и повешены в Грайвороне.

3Ведущий: А кто не знает имя юного партизана –разведчика из с. Устинка Щебекинского района  Вити Захарченко. 13-летнего партизана предали фашистам. Мужественно перенёс он допросы и пытки. Юного разведчика фашисты бросили в яму и закопали живьём.

Сорок третий

Горечью полынной

На меня пахнул издалека –

Чёрною, обугленной равниной

Видится мне Курская дуга.

(Михаил Борисов, Герой Советского Союза)

Рубрика «Музыкальный зал»

(Учащиеся 9 класса, в солдатской одежде, инсценируя привал, исполняют под гитару песню “Бьётся в тесной печурке огонь…”.)
1Ведущий: Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах.

Учащиеся исполняют песню “ На безымянной высоте

2Ведущий: Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте песня, он непременно ответит: самое важное! Когда однажды молодого бойца-танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня…

Выступление учащихся с песней «На поле танки грохотали»

3Ведущий: Песни являлись живительной силой для солдат той войны. От самых первых выстрелов до победного майского салюта через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю.

Все участники мероприятия исполняют песню «День Победы»

Рубрика «Память, память, за собою позови…»

1Ведущий: Прошло уже 70 лет со дня Победы в Курской битве. Светла и прекрасна наша память о людях, которых страна потеряла в годы войны. Безмерна скорбь о тех, кто погиб за Родину.

2Ведущий: Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.

Участники мероприятия встают с зажженными свечами

Минута молчания.

3Ведущий: (со свечой)

Есть очень добрый обычай Руси:

В память бессмертия душ

Ставить к иконам пламя свечи

Тем, кто не встретится уж.

Эта свеча – частица любви,

Память о тех, кого нет.

Мы зажигаем и помним о них,

Жизни негаснущий свет!

4 Ведущий: Вечная слава и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за отчизну свою!

Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

/М.Исаковский./

Рубрика « Поля русской воинской доблести».


1Ученик
- Прохоровское поле – третье ратное поле России. 12 июля 1943 года здесь состоялось одно из самых крупных за всю историю второй мировой войны танковое сражение, обеспечившее нам Победу в битве на Курской дуге.

Ученик читает отрывок из стихотворения Игоря Чернухина

Куликовское, Бородинское,

Поле Прохоровское – родня:

Все по духу, по - кровному близкие,

Разве только из разного дня.

Веет дух Пересвета над вами,

Дух Кутузова, дух Горовца…

Память Родины не убывает

И, как прежде, волнует сердца».


2 Ученик
12 июля в день святых апостолов Петра и Павла на поле под Прохоровкой произошло самое крупное в истории Второй Мировой войны танковое сражение, в котором участвовало до 1500 танков. В этой битве противник потерял до 400 танков и свыше 10000 солдат убитыми. День 12 июля 1943 года стал переломным в ходе битвы на Курской дуге. План Вермахта под названием «Цитадель» по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии был сорван. Как и во всех других битвах в российской истории, победила сила русского народа, его мудрость, воля, духовность, глубокая вера в святое правое дело.

3 Ученик
Прохоровское поле стали называть третьим ратным полем России. В 1954 году возле Прохоровки на мраморном постаменте установили настоящий танк Т-34. Здесь же был сооружен мемориальный комплекс героям Курской битвы /слайдовая презентация/.

Рубрика «Маршалы Победы - участники Курской битвы»

(Звучит песня «Поклонимся великим тем годам» в исполнении Л.Зыкиной).

1 Ведущий «Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам.

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мертвым, и живым!»

2 Ведущий - На Белгородчине имя маршала Победы Г.К.Жукова помнят и стар, и млад. Он был грозой для фашистов, его боялся Гитлер. В Курской битве Жуков руководил всеми фронтами. В городе Старый Оскол его именем назван микрорайон, установлен памятник маршалу Жукову у кинотеатра Быль.

3 Ведущий Н.Ф. Ватутин-генерал армии, Герой Советского Союза, наш земляк. В июле 1943 года войска под командованием Ватутина сражались на Курской дуге. В Старом Осколе на стадионе «Труд» установлен памятник замечательному земляку, его именем названа улица Ватутина.

Все дальше от нас грозовые военные годы,

Сегодня они – в обелисках и звонких строках.

На все времена героический подвиг народа

Останется жить в благодарных и честных сердцах!

Ученики рассказывают о подвиге летчика Александра Горовца в небе на Курской дуге.

- Легендарный летчик Александр Константинович Горовец писал в письмах родным: « Если я не вернусь, то помните обо мне…» 70 лет прошло с тех пор, как он не вернулся из боя, а память о нем жива.
- Много подвигов совершили советские лётчики в небе. Сбивали в одном полёте по три, по четыре, по пять и даже по шесть фашистов. Но чтобы девять! Нет. Такого не было. Ни до Горовца. Ни после. Ни у нас. Ни в одной из других воюющих армий. Лейтенант Горовец стал Героем Советского Союза. Не вернулся из полёта Александр Константинович Горовец. Уже на обратном пути к аэродрому набросились на героя четыре фашистских истребителя. Погиб лейтенант Горовец. А подвиг живёт. И рассказы о нём ходят как быль, как сказка.

Ученик:
И мы живые позабыть не вправе,

Какой ценой была защищена,

Вот эта с заревом разноголосьев,

И ели слышным шелестом колосьев,

На Прохоровском поле тишина.

Тысячи солдат полегли на Курской дуге, но живут в нашем городе живые легенды тех огненных дней и ночей.


Заключительная часть


Учитель: А ветераны уходят один за другим, сдают свои последние рубежи. Нам сегодня дороги воспоминания о Великой Отечественной войне, каждая деталь той Великой Битвы, рассказ о людях, которые пали на полях сражений и которые выжили всем смертям на зло. Это особый народ, ветераны Великой Отечественной, люди отдавшие свои самые лучшие годы борьбе за свободу своей великой страны.

Память сохраняет все, что было в жизни каждого из нас.

Ведущий:

Нас с каждым годом остается меньше,

Прошедших сквозь свинец, огонь и чад.

Благословляю сыновей и женщин –

Сажать сады, выращивать внучат.

Нет, не за тем, чтобы однажды снова

Земля стонала, заживо горя,

А чтоб ВОЙНА – то проклятое слово

Встречалось разве только в словарях. (Иван Лапшин)


Начинает звучать мелодия песни «Салюты».


Учитель: На этом наше мероприятие подошло к концу. Я думаю, что каждый из вас унесет сегодня в своем сердце частичку добра и теплоты, гордости за своих дедов и прадедов, ценой своей жизни отстоявших Великую Победу!

Библиографический список

  1. Боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны / сост. Э. Урусова, Л. Мехер; ГПБ, Справ.-библиогр. отдел. - [Л.], 2008. - 47 с.

  2. Великая Отечественная война 1941-1945: События. Люди. Документы. - М.: Политиздат, 1990. - С. 310. Годы былых сражений/ Гладышев И.В., Жердевка, 2010.

  3. Замулин, В. Курский излом. Решающая битва Отечественной войны [Текст] / Замулин, В. - М.: Яуза, Эксмо, 2010. - 960 с.

  4. Мищенко, А.В. Священная война / А.В. Мищенко // Читаем, учимся, играем – 2003. - №2. – С.4-24


  1. Сквозь пламя войны. Авторы-составители: Л.Ю.Гирш, Л.Б.Мананникова : Издательский дом «Москва», 2010. – 436., фотоиллюстрации.

  2. Самсонов А.М. Вторая мировая война. Очерк важнейший Венок славы 5. Курская дуга. М.: «Современник», 1988

  3. Сборник мероприятий «Патриотическое воспитание в школе» /автор – составитель М.В. Видякин и др.-Волгоград:Учитель,2010/.

  4. Жилин, В.А. Танковые рыцари соловьиного края [Текст]: историческое исследование / Жилин, В.А. - Курск: МУП «Курская городская типография», 2011г.



Разработка сценария литературно-музыкальной гостиной «Солдатам огненной дуги посвящается…»
  • Классному руководителю
Описание:

Разработка сценария литературно-музыкальной гостиной «Солдатам огненной дуги посвящается…», посвященного 70-летней годовщине  Победы в Курской битве, может быть использована в  работе классными руководителями, организаторами,  старшими вожатыми, руководителями творческих объединений.

         Сценарий разработан для учащихся  10-15 лет. Перед началом проведения мероприятия  учащиеся 5-9 классов оформляют зал плакатами и рисунками. Мероприятие проходит в форме путешествия по рубрикам «Поэтический зал», «Зал боевой Славы», «Песни военных лет», «Память, память за собою позови…», «Поля русской воинской доблести», «Маршалы Победы –участники курской битвы».

        Возможен вариант проведения мероприятия совместно с участниками и ветеранами Вов.

        Сценарий представленного мероприятия поможет в патриотическом воспитании подрастающего поколения, расширении знаний об исторических символах Отечества, формировании умения оценивать события с позиции справедливости, гуманизма.

         Для разработки сценария мероприятия были  использованы произведения потов:  М. Исаковского, Р. Рождественского, А. Твардовского, М.Бирюкова, С. Щипачева, М. Борисова, И. Чернухина, И. Лапшина.

 

 

Автор Крылова Светлана Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1439
Номер материала 48054
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓