Главная / Русский язык и литература / Разработка по русскому языку "Орфоэпические нормы литературного языка" (10-11 класс)

Разработка по русскому языку "Орфоэпические нормы литературного языка" (10-11 класс)

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifНОУ «Школа-интернат №24 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества "Российские железные дороги".









Районный конкурс

«Мастер-класс»

Орфоэпические нормы литературного языка



Автор: Ковальчук Валентина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы ,высшая

квалификационная категория













Тайшет 2014

Кто говорит – тот сеет.

Кто слушает – тот собирает.

(пословица)

- Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: творог?!

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее - творог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творог,

А может, правильнее – творог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!»



(презентация)


Цель – формирование высокой речевой культуры, позитивной коммуникативности, способности к речевому самосовершенствованию в целях подготовки к ГИА.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  • информационно-методическое обеспечение процесса повышения речевой культуры старшеклассников.

повышение собственной профессиональной компетентности;

  • создание условий для полноценного и грамотного использования школьниками богатых ресурсов родного языка;

  • развитие у обучающихся умения контролировать и корректировать собственную речь;


В литературном языке произношение, так же как и выбор слов, и употребление грамматических форм, подчиняется определённым правилам, нормам.

ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos "правильный" и epos "речь") - правильное произношение. Слово орфоэпия употребляется в двух значениях:

1) система единых норм произношения в литературном языке;

2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

Орфоэпия – это совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди норм различаются произносительные нормы (состав фонем, их реализация в различных позициях, фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация). При более широком понимании орфоэпии к ней относят и образование вариантных грамматических форм.

         Орфоэпия рассматрив

ает социально значимые произносительные варианты, то есть те, которые типичны для разных групп людей, говорящих на литературном языке, а также стилистические варианты, сознательно выбираемые в различных социальных ситуациях.

          В последнее время очень мало людей соблюдает общепринятые нормы, которые составлены были Р. И. Аванесовым и С. И. Ожеговым в книге «Русское литературное ударение и произношение», Москва, 1955.

 В этом пособии помещено 50 000 слов с указанием их правильного литературного произношения. Если в литературном языке существуют допустимые варианты (разновидности) произношения, то в справочнике указаны и они, например: раздробленный и (допустимо) раздроблённый. В отдельных случаях в скобках даются указания, как нельзя произносить слова, например: столяр, а (не столяр); красивее, а не (красивее); обеспечение, а (не  обеспечение). В конце книги излагаются важнейшие правила (нормы) русского литературного произношения.

Для того чтобы граждане в нашей стране оставались образованными и грамотными необходимо твёрдо овладеть правильным грамматическим строем русского литературного языка, прочно усвоить эти грамматические правила (нормы).

Орфоэпические варианты могут характеризовать «младшую» и «старшую» нормы (новое произношение постепенно вытесняет старое, но на определённом этапе развития литературного языка обе нормы сосуществуют, например: подростковый и подростковый; форзац и форзац; кулинария и кулинария; усугубить и усугубить, творог и творог и т.п.).

Орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения.

         Вариант «младшей» нормы при своём возникновении, вариант «старшей» нормы при своём уходе из литературного языка могут восприниматься как нарушение нормы.

          Причиной отступлений от орфоэпических норм стало стремительное развитие языка, влияние диалектов, письмо.

По моему мнению, образованный человек должен научиться сначала правильно говорить, а затем уж выражать свои мысли на бумаге.

         В своей работе мне хотелось продемонстрировать основные нормы в произношении звуков и их сочетаний.

 Следует правильно выделять ударные слоги в словах: (слайд)

         Августовский, алфавит; баллотироваться, баловать, ворота, включим, водопровод; диагноз, диспансер[сэ], договор, дозвониться, документ; завидно,  закупорить, заржаветь, звонит, звонишь; издавна, изредка, индустрия; каталог, каучук, квартал, километр, коклюш, колосс (великан), комбайнер, красивее, кремень; магазин,  маляр, медикаменты; намерение, некролог, ненависть; обеспечение, облегчить, обострить, осведомиться, отчасти; партер[тэ], премировать, принудить; ржаветь, реноме (репутация); сантиметр, свёкла, сливовый, созвонимся, сирота, мн.ч сироты, средства, статуя, столяр; танцовщица; усугубить, украинский; форзац, феномен;  характерный (танец, поступок), характерный (человек), ходатайствовать, хозяева; черпать; шофёр; щавель; эксперт; языковая (от язык – орган человека, животного), языковой (от язык - средство общения).

         Следует обращать внимание:

1) на ударение в именах существительных именительного падежа множественного числа: (слайд)

а) адрес – адреса, директор – директора, доктор – доктора, ректор – ректора, мастер – мастера, профессор – профессора,  шёлк – шелка;

б) договор – договоры, инженер – инженеры, офицер – офицеры, тренер – тренеры,  шофёр – шофёры, месяц – месяцы, торт – торты, подпись – подписи, почерк – почерки;

в) герб – гербы, маляр – маляры, столяр – столяры, приз – призы.

 2) на образование имён существительных множественного числа родительного падежа: (слайд)

а) пара чулок, ботинок, сапог, валенок; б) много дел, мест, яблок, макарон; в) песни грузин, осетин, цыган, армян, татар, молдаван, болгар, партизан, солдат; г) килограмм апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов; д)  группа инженеров, офицеров, шофёров, тренеров.

3)  на некоторые глаголы прошедшего времени: (слайд)

 а) брать – брал – брало – брали – брала; спать – спал – спало –  спали – спала; жить – жил – жило – жили – жила; звать – звал – звало – звали – звала; понять – понял – поняло – поняли – поняла; принять – принял – приняло -  приняли – приняла; плыть – плыл – плыло – плыли  – плыла; нанять – нанял – наняло – наняли – наняла; пить – пил – пило – пили – пила и другие.

4) на краткие  прилагательные и страдательные причастия прошедшего времени: (слайд)

а) груб – грубо – грубы – груба; прав – право – правы – права; б) принять – принят – принято – приняты – принята;  продать – продан – продано – проданы – продана; прожить – прожит – прожито – прожиты – прожита; начать – начат – начато – начаты – начата; созвать – созван – созвано – созваны – созвана и другие.

5) на произношение данных слов: (слайд)

сердечный[шн], беспечный[чн], что[шт],  сливочный[чн], Никитична [шн], скучный[шн], конечно[шн], балалаечник[чн] и [шн], ничто[шт], ошибочный [чн], дачный[чн], яичница[шн], потому что[шт], булочная[шн], нарочно [шн], игрушечный[чн], сливочный[чн], безупречный[чн], пустячный[шн] и  другие.

В последнее время на уроках русского языка и литературы учителя немного времени уделяют орфоэпическому произношению тех или иных слов, о которых учащиеся слышали, но произносят их неправильно или, вообще, не слышали и не знают значение этих слов. Конечно же, все учителя обращают внимание на произношение слов, которые имеются в учебниках по русскому языку и на уроках литературы исправляют учеников, если они неправильно прочитали или произнесли то или иное слово. Не хватает времени, чтобы на следующих уроках проверить: запомнили ли ученики эти слова; если нет, то ещё раз повторить, чтобы у них отложилось в памяти.

            Продолжая  рассуждать о русском литературном произношении на уроках русского языка, хотелось бы, чтобы слова произносились правильно с точки зрения фонетики и орфоэпии, потому что к  устной  речи  предъявляются  орфоэпические требования, а  к  письменной  -  орфографические,  пунктуационные  и каллиграфические.

Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические – нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические.

По моему мнению, если не только одни учителя, а всё общество обратит особое внимание и установит необходимый минимум сдачи не только в школах тех произносительных норм (приведённых мною ниже), но и при поступлении в вузы, колледжи, техникумы и даже в профессиональные лицеи (ПЛ), тогда будет виден результат - люди, живущие в России, прежде чем что-нибудь произнести вслух и выступить в СМИ, сначала должны подготовить выступление, а потом произнести на камеру.

 Тогда по первому каналу в передаче «Доброе утро» не будут говорить тефтели, а депутаты не станут произносить: средства связи, обеспечение необходимо.

Успех обеспечен будет в том случае, если не только учителя в школе, но и родители учащихся – всё общество будет систематически следить за правильностью речи с точки зрения литературных орфоэпических норм.

            Ведь язык любого народа — это его историческая память, воплощённая в слове. Язык  —  важнейшее  средство взаимопонимания людей. И если бы язык не сохранял своё единство,  то  он  не мог бы выполнять эту важнейшую функцию.

            Свободное владение родным русским языком – надёжная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

            Высокий уровень  речевой  культуры  —  неотъемлемая  черта  культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача  каждого  из  нас.  Для  этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок  в  произношении,  в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно  обогащать свой словарь,  учиться  чувствовать  своего  собеседника,  уметь   отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

  Виды деятельности, которые использую в процессе работы над правильным произношением слов для предупреждения возможных ошибок, достаточно разнообразны:

  • орфоэпическое хоровое скандирование;

  • включение «трудного» слова в предложение;

  • ролевая игра «Диктор»;

  • орфоэпический диктант (детям демонстрируется рисунок, они записывают соответствующее слово и ставят в нём ударение);

  • игра «Проверь себя» (на одной стороне карточки слово без ударения, на другой – с правильным ударением);

  • ведение «личного» словаря трудностей.



             В целях повышения орфоэпической грамотности предлагаются следующие тестовые задания по орфоэпии и фонетике для учащихся .







































Приложение 1

Правильно произнесите следующие слова:

1. Августовский, аргумент, апокриф, апостроф, асимметрия, баловать, баллотироваться, договор, досуг, взята, включим, ворота, водопровод, диагноз, диспансер, деньгам, договор, добрались, дозвониться, документ, жалюзи, завидно,  закупорить, заржаветь, звонит, звонишь, издавна, изредка, иконопись, индустрия, камбала (рыба), каталог,  квартал, километр, коклюш, колосс (великан), красивее,  кулинария, магазин,  маляр, медикаменты, намерение, начавший, некролог, ненависть, обеспечение, облегчить, осведомиться, отчасти, перезвонят, поднятый, права, правы, по средам, премировать, принудить, ржаветь, реноме [рэномэ] (репутация), сантиметр, свёкла, сливовый, созвонимся, сирота, сироты, сливовый, средства, статуя, столяр, танцовщица, усугубить, украинский, форзац, феномен,  характерный (танец, поступок), характерный (человек), ходатайствовать, хозяева, черпать, шофёр, щавель, эксперт; языковая (от язык – орган человека, животного), языковой (от язык - средство общения).

 

2. Допишите множественное число имён существительных именительного падежа

Адрес – __________, директор – __________, договор – __________, доктор – _________, шофёр – ___________, инженер – ___________, ректор – __________, мастер – ___________, почерк – _________, профессор – __________, месяц – __________, торт – _________, офицер – _________, тренер – ____________, подпись – ______________, столяр – ____________.

 

         3. Образуйте имена существительные множественного числа родительного падежа:

а) пара (чулки, ботинки, сапоги, валенки; б) много (дела, места, яблоки, макароны; в) песни (грузины, осетины, цыганы, армяне, татары, молдаване, болгары, партизане, солдаты; г) килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты; д)  группа (инженеры, офицеры, шофёры, тренеры).

 

4. Поставьте ударение в этих словах:

а) брать – брал – брало – брали – брала; спать – спал – спало –  спали – спала; жить – жил – жило – жили – жила; звать – звал – звало – звали – звала; понять – понял – поняло – поняли – поняла; принять – принял – приняло -  приняли – приняла; плыть – плыл – плыло – плыли  – плыла; нанять – нанял – наняло – наняли – наняла; пить – пил – пило – пили – пила.

б) груб – грубо – грубы – груба; прав – право – правы – права; б) принять – принят – принято – приняты – принята;  продать – продан – продано – проданы – продана; прожить – прожит – прожито – прожиты – прожита; начать – начат – начато – начаты – начата; созвать – созван – созвано – созваны – созвана.

 

5. Произнесите слова

а) сердечный, беспечный, что,  сливочный, Никитична, скучный, конечно, балалаечник, ничто, ошибочный, дачный, яичница, потому что, булочная, нарочно, игрушечный, сливочный, безупречный, пустячный.

б) на выпадение звука в словах:

устный, чувствительный, наездник, окрестность, ненастный, лестница, солнце, сверстник, известный, неизвестный, поздний, радостный, вестник, грустный, участник.



6. Выберите правильный вариант слова

1. а) обеспечение,                                 11. а) квартал,

    б) обеспечение;                                      б) квартал;

2. а) свёкла,                                           12. а) жалюзи,

    б) свекла;                                                б) жалюзи;

3. а) средства,                                       13. а) углубишь,

    б) средства;                                             б) углубишь;

4. а) созвонимся,                                  14. а) договор,

    б) созвонимся;                                        б) договор;

5. а) красивее,                                       15. а) ходатайство,

    б) красивее;                                            б) ходатайство;

6. а) кулинария,                                    16. а) августовский,

    б) кулинария;                                         б) августовский;

7. а) ворота,                                           17. а) эксперт,

    б) ворота;                                                б) эксперт;

8. а) феномен,                                       18. а) осведомиться,

    б) феномен;                                            б) осведомиться;

9. а) баловать,                                       19. а) асимметрия,                                  

    б) баловать;                                             б) асимметрия;

10. а) премировать,                               20. а) облегчить,

      б) премировать;                                     б) облегчить.

 

7. Найдите и подчеркните в каждом ряду слово с орфоэпической ошибкой

а) договор, принял, созвала, перезвонит;

б) свёкла, столяр, красивее, щавель;

в) каталог, договор, кухонный, танцовщица;

г) августовский, средства, газопровод, иконопись.


  1.   Слушателям дается небольшая контрольная диагностическая работа по орфоэпии. Участникам предлагается либо прочитать её про себя и назвать слова, произношение которых они хотели бы уточнить; либо принять участие в ролевой игре «Диктор».



Контрольная работа

Скучно сидеть без дела. В бассейн начала поступать вода. Проливной дождь не дал возможности сходить в магазин. Нужно было повторить алфавит. Свеклу убирала молодежь авиазавода. Эти сапоги красивее и удобнее. Мусоропровод был вовремя исправлен. Новая программа была принята и утверждена за короткий срок. Все должны отличать тире от дефиса. К сожалению, кухонный нож затупился. Щавель продали мне за пятак. Анна Николаевна и Александр Александрович пришли позже. Договор облегчит товарообмен между обеими странами. Не балуйся! Энергия иссякла. В километре от нашего дома построен магазин «Кулинария». Газ поражает органы дыхания. Орган – музыкальный инструмент. Комбайнеры сели сегодня за штурвалы своих агрегатов. Односоставные и двусоставные простые предложения изучаются в восьмом классе. Задание первого квартала выполнено. Мы позвоним вам завтра. Принято решение премировать отличившихся. Комиссия создана вчера. Он принял подарок с благодарностью. Наша цель близка. Ответы верны. Одновременно прозвучал громкий выстрел.

Исходя из возникших затруднений, выбираются слова для орфоэпической разминки – скандирования (каждое слово читается не менее трёх раз)

































План урока:



1 этап

Вступительное слово учителя. Актуализация проблемы.



- Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: творог?!

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее - творог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творог,

А может, правильнее – творог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!»



- А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова? Как вы выходили из них? А может вы вообще не обращаете внимание на произношение или вам режет слух неправильная речь?

- Так как же правильно: «творог» или «творог»?





- Между тем многие из нас, не говоря уже о людях известных, политиках например, совершенно не умеют говорить. Публичное выступление превращается в кошмар для слушателя. А ведь все мы хотим быть услышанными и понятыми. Поэтому владение литературным языком является признаком культурного человека, способного к общению в разных сферах деятельности.

Давайте сформулируем тему урока?

Сегодня мы поработаем только с орфоэпическими нормами.



II этап:



- запишем тему урока.

Какой раздел языкознания изучает произношение слов, ударение?

А что включают в себя орфоэпические нормы?



- Оформим это в виде таблицы:

Орфоэпические нормы









Произношение гласных и согласных звуков











Нормы ударения

Произношение заимствованных слов

Так как у нас урок- практикум, то цель нашего занятия – отработка навыков правильной речи через практическое усвоение орфоэпических норм литературного языка.





III этап:



Давайте начнем с орфоэпической разминки. Прочитайте выразительно фразы, написанные на карточках, соблюдая нормы произношения и ударения, обращаясь друг к другу. Обратите внимание на слова с выделенными буквами.

А теперь прочтите эти фразы вслух.





Карточка №1

А что это мне никто не звонИт? Сейчас же выйди из Сети.

У вас нет недвИжимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот.

Мои намЕрения не изменились.

А где у вас мусоропровОд?





Карточка №2.

ДоговОр с вами заключАт в конце следующей недели.

Выбери товар по каталОгу.

Розничные цены зависят от оптОвых.

Когда же наконец включАт свет?



Карточка №3.

Я в этой афЕре участвовать не буду!

Он получает хорошие дивиденДы.

УстАвный капитал предприятия превышает миллион рублей.

Здесь необходимо экспЕртное заключение



Карточка №4.

Кусочек тОрта остался на противне.

БАрмен приготовил вкусный коктейль.

Меня принУдили к этому.

Сотрудника решили премировАть- и премировАли.



Каротчка №5.



Хочешь жизнь себе облегчИть? Ищи новую работу.

Ваше ходАтайство отклонено.

ОбеспЕчение безопасности на дорогах- основная задача ГАИ.

Они балУют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются избалОванными.



IV этап.



Нет такой профессии, в которой речевые умения не были бы значимы. Но среди множества профессий есть такие, в которых требуется особое речевое мастерство, высокая культура общения. Какие?



Я приглашаю вас принять участие в ролевой игре. Представьте, что популярный тайшетский телеканал испытывает дефицит кадров. Объявлен конкурс на

замещение вакантного места диктора. Для этого нужно пройти тестирование.





А еще мы побываем в гримуборной актера драматического театра, когда он готовится к выходу на сцену.







V этап.

Пока участники готовятся, вы сможете оценить свой уровень орфоэпической грамотности, выполнив тест.





Что у вас получилось? Прочтите слово. Давайте проверим работу с помощью компьютера. Придерживаясь критериев, оцените свои работы.





VI этап



Слово участникам конкурса.

Оцените каждого во время выступления по следующим критериям: выразительность, грамотность речи, умение держаться перед камерой. Отметьте орфоэпические ошибки, допущенные во время выступления.

Кто прошел тест на замещение вакантной должности диктора?



Карточка: «Диктор 1»



Задание:

Поздоровайтесь.

Прочтите четко, внятно, не торопясь, предложенный текст. (Обратите особое внимание на произношение подчеркнутых слов).

В эфире новости экономики.

Инвестиционный земельный банк «ИЗБАНК», уставный капитал которого составляет 100 млн.руб, приобретает земельные участки и недвижимость.

Владельцы акций не сидят сложа руки, дожидаясь дивидендов, а работают на предприятии, производят конкурентоспособные товары.

Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма. Тем самым она безнадежно скомпрометировала себя.

3. Попрощайтесь, назвав свое имя.



Карточка: «Диктор 2»



Задание:

Поздоровайтесь.

Прочтите четко, внятно, не торопясь, предложенный текст. (Обратите особое внимание на произношение подчеркнутых слов).

Коротко о международных событиях.

Самолеты НАТО бомбардировали югославские города. Правительства ряда стран осудили инцидент выразили соболезнования.

Индия подтвердила намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира.

В Москву и США прибыли эксперты ФБР.

3. Попрощайтесь, назвав свое имя.



Любая хорошая речь предполагает соблюдение не только норм произношения, но и владение техникой речи: дикцией, интонацией, «чистотой» звуков. Определите, какие чувства вкладывает наш «актер» в произнесенные скороговорки.



Карточка «Актер».



Задание: Произнесите скороговорки, вкладывая в них разные чувства. Обратите внимание на чистоту звуков.

От топота копыт пыль по полю летит (напугав слушателей; успокоив слушателей).

На дороге с утра тарахтят трактора (поругав кого-либо; похвалив кого-либо).

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке (прочитав как информационное сообщение; выразив возмущение этой вестью).



VII этап.

Заключительное слово учителя. Рефлексия.

Подведем итог урока.

В чем смысл соблюдения орфоэпических норм литературного языка?

Какие открытия и выводы для себя вы сделали сегодня на уроке? Попрошу вас написать несколько слов об уроке.

Соблюдение литературных норм: орфоэпических, лексических, грамматических – особенно важно в создании текста публицистического стиля. Но это уже тема совсем другого занятия.



- А сегодня я говорю вам - до свидания!

Хорошее слово « до свидания», прекрасное слово. Мы прощаемся, но мы же встретимся.

В память о нашей встрече я хочу подарить каждому из вас небольшой акцентологический словарь.

Надеюсь, что он будет очень востребован не только при подготовке к экзаменам.


Стихотворение

В.ГРОМОВА

«Шутка»





































































Ответы учащихся









Творог ( допустимы оба варианта)





















Варианты, предложенные учащимися.







Орфоэпия



Правила произношения и ударения













































Работа в парах





















































(не афЁре)

(не дивиденТы)















































Учащиеся называют профессии. Выбираем две: диктор и актер



. Выбираем 3 человека для участия в игре. Они получают задание на карточках и 5-6 минут на подготовку.



Для этого нам нужен еще 1 участник. (Получает задание и время на подготовку)







Выполнение проверочной работы (5-6 минут)





Проверка с помощью слайдов на компьютере











Учащиеся в тетрадях делают заметки по выступлению одноклассников



Выбираем победителя

















































































Учащийся показывает занятие по артикуляции и интонированию речи



Успешный человек должен быть грамотным!



Приложение 2

Карточка: Диктор 1

Задание:

Поздоровайтесь.

Прочтите четко, внятно, не торопясь, предложенный текст. (Обратите особое внимание на произношение подчеркнутых слов).

В эфире новости экономики.

Инвестиционный земельный банк «ИЗБАНК», уставный капитал которого составляет 100 млн.руб, приобретает земельные участки и недвижимость.

Владельцы акций не сидят сложа руки, дожидаясь дивидендов, а работают на предприятии, производят конкурентоспособные товары.

Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма. Тем самым она безнадежно скомпрометировала себя.

3. Попрощайтесь, назвав свое имя.



Карточка: Диктор 2

Задание:

Поздоровайтесь.

Прочтите четко, внятно, не торопясь, предложенный текст. (Обратите особое внимание на произношение подчеркнутых слов).

Коротко о международных событиях.

Самолеты НАТО бомбардировали югославские города. Правительства ряда стран осудили инцидент выразили соболезнования.

Индия подтвердила намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира.

В Москву и США прибыли эксперты ФБР.

Попрощайтесь, назвав свое имя.



Карточка «Актер».

Задание: Произнесите скороговорки, вкладывая в них разные чувства. Обратите внимание на чистоту звуков.



От топота копыт пыль по полю летит (напугав слушателей; успокоив слушателей).

На дороге с утра тарахтят трактора (поругав кого-либо; похвалив кого-либо).

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке (прочитав как информационное сообщение; выразив возмущение этой вестью).





Карточка «Актер».

Задание: Произнесите скороговорки, вкладывая в них разные чувства. Обратите внимание на чистоту звуков.

От топота копыт пыль по полю летит (напугав слушателей; успокоив слушателей).

На дороге с утра тарахтят трактора (поругав кого-либо; похвалив кого-либо).

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке (прочитав как информационное сообщение; выразив возмущение этой вестью).



Карточка №1

А что это мне никто не звонИт? Сейчас же выйди из Сети.

У вас нет недвИжимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот.

Мои намЕрения не изменились.

А где у вас мусоропровОд?



Карточка №2.

ДоговОр с вами заключАт в конце следующей недели.

Выбери товар по каталОгу.

Розничные цены зависят от оптОвых.

Когда же наконец включАт свет?



Карточка №3.

Я в этой афЕре участвовать не буду!

Он получает хорошие дивиденДы.

УстАвный капитал предприятия превышает миллион рублей.

Здесь необходимо экспЕртное заключение



Карточка №4.

Кусочек тОрта остался на протИвне.

БАрмен приготовил вкусный коктейль.

Меня принУдили к этому.

Сотрудника решили премировАть- и премировАли.



Каротчка №5.

Хочешь жизнь себе облегчИть? Ищи новую работу.

Ваше ходАтайство отклонено.

ОбеспЕчение безопасности на дорогах- основная задача ГАИ.

Они балУют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются избалОванными.



.

Разработка по русскому языку "Орфоэпические нормы литературного языка" (10-11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

   Орфоэпия рассматривает социально значимые произносительные варианты. В последнее время очень мало людей соблюдает общепринятые нормы, которые были составлены Р.И.Аванесовым и С.И.Ожеговым в книге "Русское литературное ударение и произношение". 

   Для того чтобы граждане в нашей стране оставались образованными и грамотными, необходимо твёрдо овладеть правильным грамматическим строем русского литературного языка, прочно усвоить эти грамматические правила (нормы).

   По моему мнению, образованный человек должен научиться сначала правильно говорить, а затем уже выражать свои мысли на бумаге.

Автор Ковальчук Валентина Алексеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1247
Номер материала 38328
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓