ФОРМИРОВАНИЕ
ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КОВАЛЕВА Л.Н.
Неутешительные
данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается
тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов.
Состояние
здоровья младших школьников требует особого внимательного отношения к
организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной
нагрузки, методическим требованиям, эмоциональному климату в классе.
На
фоне сложных экономических условий нашего времени особенно остро стоит проблема
здоровья.
Мало
научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую
пищу. Надо чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к окружающим, к
жизни. Именно поэтому уже в начальной школе важно научить ребенка осознавать
себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение
своего здоровья.
Только
человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Поэтому
школа должна обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья в период
обучения, содействовать формированию у него необходимых знаний, умений, навыков
по здоровому образу жизни.
Как
происходит формирование у детей здорового образа жизни? Приведу на примере
урока по окружающему миру в 1 классе: «Что такое здоровье»
Тема: «Что такое
здоровье»
Цель: создать
условия по формированию представлений о здоровье, как важнейшей составляющей
человеческого благополучия и о здоровом образе
жизни
как способе сохранения и укрепления здоровья,
воспитание
ценностного отношения к своему здоровью и
здоровью
окружающих.
Оборудование:
карточки с названиями продуктов, карточки с распорядком дня.
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте! Сейчас я не только поприветствовала вас, я еще пожелала
вам доброго здоровья. Здоровье – это то, без чего невозможны ни радости, ни
счастье, ни успех. Великий немецкий философ Артур Шопенгауэр справедливо
утверждал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что
поистине здоровый нищий счастливее бедного короля».
- Ребята, как вы
думаете? Почему один ученик успевает уроки приготовить, в спортивной секции
позаниматься, с друзьями погулять, да еще книжки почитать и дома помочь, а у
другого только обещание: завтра, завтра, завтра. (ответы детей)
Учитель: Есть у наших «успеваек» три секрета. Секрет первый. (Работа в группах)
Перед тобой лежит листок со словами. На нем зашифрован первый секрет. Собери
первые буквы каждого слова, и ты узнаешь его: волк, заяц, яблоко, лиса, сок,
яхта, зима, абрикос, дом, ель, лимон, осел, ноль, енот, обруч, тыква, вилка,
лось, ежевика, каток, арбуз, йод, сахар, ярмарка.
(ответ: Взялся за
дело – не отвлекайся. Учишь уроки – не смотри по сторонам. Решил маме сделать
сувенир – собирай его. Идешь в магазин – сначала сделай покупки, а уже потом
играй с товарищами.)
Секрет второй. Расставь
буквы по порядку, ты узнаешь его.
5
|
7
|
14
|
1
|
11
|
6
|
2
|
10
|
4
|
9
|
3
|
8
|
13
|
12
|
й
|
с
|
о
|
д
|
с
|
в
|
е
|
ы
|
а
|
б
|
л
|
ё
|
р
|
т
|
(Ответ: делай всё быстро.)
Секрет третий. Отгадай
загадки и по первым буквам ответов собери третий ответ.
1.Хожу – брожу не
по лесам. А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и
медведей. (Расческа)
2.Исполнитель
песни «Улыбка» («От улыбки…») (енот)
3.Завязал глаза я
Юрке – мы играем с братом в … (жмурки)
4.Всех на свете
обшивает Что сошьет – не надевает.(иголка)
5.Ускользает, как
живое, Но не выпущу его я, Белой пеной пенится.
Руки мыть не
ленится. (мыло)
6.Вот такой
забавный случай! Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с
потолка Мне на спину и бока. До чего ж приятно это! Дождик теплый, подогретый,
На полу не видно луж. Все ребята любят …(душ)
7.Всю жизнь
ходят, а обогнать друг друга не могут. (ноги)
8.Если б не было
его, не сказал бы ничего. (язык)
(ответ: Режим
дня.)
- Когда это
бывает? Соедини стрелками.
- Вы правильно раскрыли три секрета
«успеваек». Постарайтесь их выполнять каждый день, чтобы не дополнять ряды
«неуспеваек».
- А сейчас продолжим наше занятие.
- В борьбе за здоровье у нас есть много друзей
и мы всегда должны помнить о них. (Учитель говорит о важности двигательной
активности)
Движенье – свет
Движенье – скорость
Движенье – спутник всех побед!
Любой в движенье будет молод
И будет долго жить без бед.
- О каком друге шла речь? (о физкультуре)
Учитель: Сейчас мы
познакомимся со вторым другом.
Для здоровья нам нужна полноценная еда! (ученик
читает стихотворение)
Человеку нужно есть, чтобы встать и чтобы
сесть.
Чтоб расти и кувыркаться, песни петь, дружить,
смеяться.
Чтоб расти и развиваться и при этом не болеть.
Нужно правильно питаться с самых юных лет
уметь. (С.Михалков)
Игра «В продуктовом магазине».
Учитель: В
продуктовом магазине
Положу в свою корзину…
Далее детям называется какой-либо продукт
питания: молоко, хлеб, газированная вода и т.д., а дети хором отвечают «да» или
«нет», в зависимости от того, насколько полезен этот продукт и объясняют свой
выбор.
Группа детей делает вывод о необходимости
правил приема пищи и важности сбалансированного питания для сохранения
здоровья.
Учитель: Давайте
познакомимся еще с одним другом.(открывается плакат)
«У нас закон: вход грязнулям запрещен!» Звучит
музыка.
Входят Мойдодыр, Мыло, Зубная щетка. Проверяют
чистоту сидящих в зале. В это время раздается крик. (разыгрывается сценка)
Девочка: Пустите меня!
Мойдодыр: Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Девочка: Я на солнышке лежала,
Руки кверху я держала –
Вот они и загорели!
Мыло: Ах ты, девочка чумазая,
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа чёрный,
Буд-то закопченный.
Девочка: Я на солнышке лежала
Носик кверху я держала-
Вот он и загорел!
Зубная щетка: Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли,
Ну-ка, дайте мыло.
(моют девочку)
Мыло: Громко девочка кричала,
Как увидела мочало.
Зацарапалась как кошка.
Девочка: Не трогайте ладошки –
Они не будут белы,
Они же загорелы.
Мойдодыр: А ладошки-то отмылись.
Мыло: Оттирали губкой нос –
Разобиделись до слез.
Девочка: Ой, мой бедный носик
Мыло не выносит.
Он не будет белый,
Он же загорелый.
Мыло: А носик тоже отмылся.
Все это была грязь!
Мойдодыр: Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
Все: А нечистым трубочистам – стыд и срам.
Стыд и срам.
Учитель: Почему
плохо быть грязнулей?
Дети: Никто не хочет дружить с грязнулей.
Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – плохо дышит.
- Как вы заботитесь о чистоте тела?
Рефлексия.
- Продолжите фразы
Здоровье – это …
Если я заболеваю то …
Чтобы сохранить здоровье нужно …
Учитель: Чтобы
быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и веселым,
Дать совет я вам готова,
Как прожить без докторов.
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны.
Кашу – утром, суп – в обед.
А на ужин – винегрет.
Надо спортом заниматься,
Умываться, закаляться.
Лыжным бегом увлекаться
И почаще улыбаться.
- Доброго вам здоровья и счастливого
завтрашнего дня!
Весь подобранный
материал соответствует возрастным особенностям детей и сочетается с примерами
практических возможностей для поддержания здоровья детского организма. Все
присутствующие были не просто зрителями, а активными участниками.
При проведении
данного мероприятия используется возможность максимального вовлечения большого
количества учащихся в активную деятельность по сохранению своего здоровья.
Во время занятия
дети работали активно, выполняли каждое задание с интересом.
Дополнительная литература
1.
Гликман И.З. Фундаментальное образование и здоровье
школьников /Инновации в образовании. – 2007. - № 8, с. 85-96
2.
Дрябинский П. Воспитание ценностного отношения к
здоровью /Воспитание школьников. – 2008 -№ 8 с.27-33
3.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –
М.: Просвещение. – 1985.
4.
Чаша мудрости: Афоризмы, изречения отечественных и
зарубежных авторов / Композиция. В.Воронцова.- М.: Детская литература. – 1978.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.