Главная / Обществознание / Разработка по обществознанию "Социальный портрет молодежи"

Разработка по обществознанию "Социальный портрет молодежи"


МАСТЕР-КЛАСС


Сегодня я продемонстрирую фрагмент исследовательской работы с учащимися по теме: «Социальный паспорт молодежи села: проблема занятости молодежи»

В мире насчитывается около одного миллиарда молодежи. В России молодежь – одна из самых многочисленных групп населения, в среднем от общей численности населения страны составляет около 22-25 %. Возрастные границы молодежи от 14 до 30 лет. На этот возраст приходятся важные события в жизни человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Социологи подразделяют молодежь на три группы:

  • Младшая группа – это молодежь 14 - 17 лет. Ее составляют подростки, которые в основном находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение образования и не имеют полных гражданских прав (не могут избирать и быть избранными, не могут вступить в брак).

  • Средняя группа – это молодежь 18 – 24 лет. Это в основном студенты высших и средних специальных учебных заведений, молодые рабочие.

  • Старшая группа – это молодежь 25-30 лет. Как правило, молодые люди этого возраста уже сделали профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, имеют семью. Изменения в масштабах рождаемости в РФ привели к «постарению» молодежи, т.е. возрастанию доли 25-30 летних.

Исследовательские группы подготовили свои исследования по данной теме.

Учитель: 1 группа: провела исследование по демографическому составу молодежи

В нашей сельской администрации всего молодежи – 315 человек, это 24 % от всех жителей села. В процентном отношении соответствует среднестатистическим данным по стране. 69 человек, что составляет 22% молодых людей, живут за пределами села, а лишь зарегистрированы на территории сельской администрации, так как в городе живут в общежитии или на съемных квартирах. Демографический состав молодежи в сельском поселении таков: Таблица 1.



Пол




I



II



III



Итого



Мужчины



26



72



48



146




Женщины



26



90



53



169


Итого:

2

162

101

315



Вывод: Как и по всей стране, в нашем селе происходит процесс «старения» молодежи, те есть в селе больше молодежи 2 и 3 групп, чем 1. Поэтому в настоящее время в нашей школе в классах мало учащихся и наблюдается тенденция еще к большему их уменьшению. Так через 3-4 года в старших классах будет учиться всего 20-25 учащихся. В целом по стране проживает больше женщин, чем мужчин. В нашем селе так же молодежи женского пола больше, чем мужского на 23 человека, что составляет 7%.

Учитель: 2 группа провела исследование занятости молодежи села.



Таблица 2

Группа

Возраст

(лет)

Учатся

Работают

Не работают

Инвалиды

Служат в рядах ВС РФ

В местах лишения свободы

Итого

(человек)

В средней школе

Училище, колледж

ВУЗы

На селе

За пределами села

Не заняты

Стоят на службе занятости






I


14 – 17


36


12


-


-


-


-


-


-


-


-


48



II


18 - 24


-


20


28


41


32


30


1


1


8


5


166



III


25 – 30


-


-


-


14


54


24


1


7


-


1


101



Итого:


-


36


32


28


55


86


54


2


8


8


6


315


Молодые люди села Колесниково и д. Комиссарово учатся в средней школе, колледжах, лицеях и других учебных заведениях, заняты трудовой деятельностью. Проанализировав данные исследования, можно сделать следующий вывод: 100% подростков 14 -17 лет учатся: в средней школе - 36 человек, в агролицее г. Заводоуковска, колледжах, техникумах г. Тюмени - 12 человек. Из 36 старшеклассников – 32 считают получение высшего и среднего образования важнейшим условием их дальнейшего благополучия. Таким образом, они осознают необходимость получения дальнейшего образования.

Учитель:.

Очень важно в ситуации первого серьезного жизненного выбора, выбора профессии, который может определить всю дальнейшую жизнь, понять, что правильных и неправильных решений, вообще, одинаковых для каждого, просто не бывает. Каждый человек очень индивидуален, эту мысль подтверждают и слова Аристотеля «Благо любого человека заключается в той деятельности, которая отличает его от других и делает его тем, что он есть». В настоящее время согласно Международному Стандарту классификации профессий во всём мире насчитывается около 10 тысяч профессий. При этом с появлением новых технологий это количество постоянно увеличивается. Молодому человеку нужно самоопределиться.

3 группа: провела исследование выбора профессии, места обучения и трудоустройства

Каждая из профессиональных сфер - это свой особый мир, со своими ценностями, требованиями и условностями. В идеальном случае в системе «человек- профессия» они должны подходить друг к другу как ключ к замку.

Соответственно этой классификации мы провели тестирование среди выпускных классов нашей школы. Анализ этого тестирования отражён в таблице.

Таблица 3.


наименование группы

количество учащихся

9 кл

10 кл

11 кл

1

«человек – природа»

1

-

1

2

« человек – техника»

1

-

1

3

« человек – знак»

2

1

2

4

« человек – художественный образ»

2

2

2

5

« человек – человек»

2

2

5

6

Группа, которую я определила как «Иждивенцы»

1

2

1


Проанализировав результаты тестирования старшеклассников, можно сделать вывод:

  • что большинство выпускников стремятся к профессиям, которые хорошо востребованы на рынке труда и высокооплачиваемы.

Конечно, имея профессию - например, «Инженера программиста» гораздо быстрее и выгоднее можно устроиться на работу. Ведь такая профессия высокооплачиваема. А это главное к чему стремится молодёжь.

Можно увидеть, что нет большого интереса к сельским профессиям. Конечно, как может привлечь такая профессия, когда нет достойных условий для работы. Техника устарела, не в далеком прошлом богатое хозяйство нашего села обанкротилось.

Ещё у меня вызвали беспокойство ответы юношей и девушек, которых привлекает иждивенческий образ жизни. Я определила для них классификацию « Иждивенцы» или профессиональные «попрошайки». Из 28 опрошенных старшеклассников четверо готовы идти по дороге иждивенчества. У большинства из этих ребят главной причиной такого выбора является семья, в которой они живут, социально-неблагополучное положение семьи в обществе. Кто поможет разобраться в такой ситуации?

Мне кажется, что социальному педагогу школы следует обратить внимание на этих учащихся. Помочь им переориентироваться в своих взглядах на жизненные ценности.

Учитель: Вот позади и выбор профессии, и долгие годы учебы в профтехучилищах, техникумах, других учебных заведениях. Молодой специалист! Востребованы ли молодые специалисты на предприятиях, рынке труда? Поиск ответов на эти вопросы и стал основным вопросом 4 исследовательской группы.

В нашем Заводоуковском округе и в областном центре достаточное количество учебных заведений, где выпускники могут получить любую профессию, есть средние специальные образовательные и высшие профессиональные учреждения. Так, агролицей № 29 готовит специалистов следующих специальностей: тракторист-машинист широкого профиля (три года обучения, с получением аттестата о среднем образовании), тракторист-машинист широкого профиля (два года обучения на базе основного образования), продавец промышленных и продовольственных товаров (три года, с получением среднего образования), портной ( три года, с получением среднего полного образования). Десять лет работает филиал Тюменского госуниверситета. Основные специальности: бухгалтер, юрист, менеджер.

Мне было интересно узнать, насколько востребованы выпускники этих учебных заведений? Как определяются выпускники? Востребованы ли данные профессии? Результаты исследования я заносила в таблицы.

Таблица 4: Результаты трудоустройства после получения специальностей: бухгалтера, юриста, менеджера




Профессия.

Количество

выпускников


Из них


работают по

специальности

продолжили учебу

в ВУЗе или переучиваются


работают по другой

специальности


без работы


Бухгалтер


7

2

2

1

2


Юрист

4

1

1

-

2


Менеджер

4

1

1

1

1










Таблица 5: Результаты трудоустройства после обучения в агролицее №29

Профессия.

Количество

выпускников


Из них


работают по

специальности

продолжили учебу

в ВУЗе или получили другую специальность


работают по другой

специальности


без работы


Тракторист-машинист широкого профиля


6

1

4

2

3

Продавец промышленных и продовольственных товаров, повар

3

2

-

-

1

Механик

5

1

3

2

2


Одиннадцать выпускников (каждый третий выпускник) продолжили обучение по другим специальностям. Еще 11 специалистов не работают, трое из них находятся в декретном отпуске, но у них нет уверенности в том, что они могут получить место работы в будущем. Анализируя итоги мониторинга трудоустройства молодёжи – выпускников, можно сделать вывод, что выпускники остаются невостребованными на рынке труда района.

  • чаще всего выпускники не могут трудоустроиться после обучения, по причине того, что полученная профессия не пользуется спросом на рынке труда в нашем селе, так же из–за отсутствия вакантных мест на предприятиях района и низкой заработной платы.

  • уровень трудоустройства выпускников высших и средних образовательных учреждений на селе низок, всего 49%, ещё ниже уровень трудоустройства по полученной специальности 28%.

  • безуспешные попытки найти работу по таким профессиям отбивают у выпускников охоту её искать. Об этом свидетельствует тот факт, что лишь 2 выпускника профессионального обучения обратились в службу занятости по вопросу поиска работы

Трудоспособной молодежи, не занятой получением образования, у нас - 64 человека, на учете в службе занятости стоит всего лишь 2 человека. За прошедший год ни один молодой человек не оформился ни по программе самообеспечения, ни по программе развития фермерского хозяйства или индивидуального частного предпринимательства. Эти факты говорят о том, что у молодежи сильны чувства иждивенчества и безответственного отношения к своему будущему. В селе имеется вакансия на 3 рабочих места, несколько рабочих мест предлагает агрофирма «Возрождение», куда входит наша территория, но молодые люди не желают работать. Исследование показывает, что молодежь отдает предпочтение не столько интересным по содержанию профессиям, сколько материально выгодным. Высокая заработная плата является решающим фактором при выборе места работы и поэтому многие работают за пределами села.

Учитель: Вернемся пожалуйста к таблице №2 Незанятость молодежи часто толкает молодых людей на преступления: воровство, хулиганство. Так, 6 молодых людей находятся в местах лишения свободы и после освобождения вряд ли они встанут на путь исправления: их ожидает та же участь: безработица, неудовлетворительные бытовые условия и т.д.

Проанализировав сегодняшнее положение получения высшего образования в районе, мы убедилась, что районная Администрация и Комитет образования создали все условия для его получения. Теперь выпускники средних школ, агролицея, техникума могут получить высшее образование, не выезжая за пределы района. Это меня очень радует.

Учитель: Но если молодёжь не остаётся в селе, районе, а стремится в город, на это есть причины. Чтобы узнать эти причины, 4 группа провела социологический опрос среди своих знакомых, которые, уехали работать в город.

Учащиеся: в опросе приняли участие 10 человек.

По результатам опроса я сделала следующие выводы:

  • важной и самой актуальной причиной является отсутствие перспективы получения жилья в селе;

  • нет вакансий рабочих мест по полученной профессии;

  • заработная плата в сельской местности ниже, чем в городе;

  • неблагоприятные условия труда на производстве сельхозпродукции;

Я считаю, что всё это немаловажные причины того, что молодёжь уезжает из села и сельской администрации есть над чем подумать и поработать.

Учитель: На уроке мы подвели итоги вашей исследовательской деятельности по теме «Социальный паспорт молодежи села», а теперь ответьте на следующие вопросы:

Анкета по рефлексии для учащихся.

  1. Понравилось ли вам работать над исследованием? Что именно понравилось?

  2. Получили ли вы то, что хотели? Если нет, то почему не получилось?

  3. Удалось ли исследовать тему или можно было еще над чем-то поработать?

  4. Что не понравилось в работе над темой? Хотелось бы вам что-то предложить по этому поводу, сделать какие-либо изменения?

  5. С каким чувством вы работали с молодежью села?

  6. Чтобы правильно организовать работу, какие качества необходимо было проявить?

  7. Что дала вам данная работа? Что вы от нее получили?

  8. Возникли ли у вас дальнейшие вопросы по изучению темы?

ПЛАН УРОКА

ТЕМА: «Социальный паспорт молодежи»

Комбинированный урок с элементами исследовательского проекта:

  • Практико-ориентированный

  • Категория учащихся - 7-й класс

  • групповой

  • срок реализации – 2 недели

  • реализуется по УМК -7 класс (автор Кравченко и Пескова).

  • направлен на реализацию следующих задач:

Образовательные цели:

  • Актуализировать знания учащихся по теме "Социальный портрет молодежи»"

Развивающие цели:

Способствовать формированию –

  • навыков исследования

  • развитию критического мышления

  • информационной культуры

Воспитательные цели:

Способствовать -

  • формированию коммуникативной культуры

  • формированию основ правой культуры

  • воспитанию толерантности

ОСНАЩЕНИЕ:

  • Компьютер, мультипроектор, выступления учащихся

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Объявление темы урока. ( кадр №1)

3. Постановка цели и задач урока

4. Основные вопросы и понятия (Кадр №3)

3. Основная часть:



  • Повторение пройденного материала: В какие малые группы входит подросток? (кадр №4-5)

  • Изучение нового материала (кадр № 6-20)

По ходу объяснения учащимся задаются вопросы:

  • Почему возникают такие проблемы?

  • Какие профессии вы считаете престижными?

Учащиеся делают выводы по каждой проблеме современной молодежи.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

Прочитать пункт «Ценности современной молодежи» и ответить на вопрос:

  • Совпадают ли ценности современной молодежи с ценностями молодежи прошлых лет?

  • Что такое ИНФАНТИЛЬНОСТЬ? Привести примеры инфантильности современной молодежи.

ЗАЩИТА СОЦИОЛОГИЧЕСИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Выступление учащихся (1 человек от группы)

Итог исследовательской деятельности подводит учитель на основе опроса – рефлексии.

Возвращение к проблеме: ТАК, КАКАЯ ЖЕ СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ?

( учащиеся делают выводы):

1. Молодежь – это большая социальная группа, которую социологи подразделяют на 3 группы по сходным признакам.

2. Молодежь в современном обществе сталкивается с различными проблемами: социальными, экономическими и нравственными.

3. Современная молодежь прагматична, имеет тягу к развлечениям, отличается большей информированностью, целеустремленностью, осознает необходимость получения образования

4. Молодежь села Колесниково имеет те же проблемы, что и молодежь страны.

В конце урока была проводится рефлексия и в форме тестирования, в ходе которой проверяются знания учащихся по основным вопросам урока:

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ


1. ВЫДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ОТНОСИТСЯ К:

А) МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Б) БОЛЬШАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

В) ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА


  1. НА СКОЛЬКО ГРУПП ПОДРАЗДЕЛЯЮТ СОЦИОЛОГИ МОЛОДЕЖЬ?

А) 3 Б) 4 В) 5


3. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ…

4. ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕННОСТЬЮ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ:
А) ПРОГМАТИЧНОСТЬ
Б) ТЯГА К РАЗВЛЕЧЕНИЯМ
В) СТРЕМЛЕНИЕ ТРУДИТЬСЯ НА БЛАГО ДРУГИХ
Г) ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

5. ПОВЕДЕНИЕ, ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВЗРОСЛЫХ, СВОЙСТВЕННЫЕ

БОЛЕЕ РАННЕМУ ВОЗРАСТУ – НАЗЫВАЕТСЯ:
А) ХАРАКТЕР Б) ИНФАНТИЛЬНОСТЬ В) ТЕМПЕРАМЕНТ

ИТОГ УРОКА:

  • Замечания по уроку

  • Выставление оценок за работу на уроке и участие в исследовательской работе.


Разработка по обществознанию "Социальный портрет молодежи"
  • Обществознание
Описание:

В данной разработке описывается работа учителя  по составлению проекта исследовательской деятельности учащихся по теме: «Социальный паспорт молодежи села: проблема занятости молодежи». Данный проект разрабатывается на уроке обществознания в 7 классе при изучении   темы: "Социальный портрет молодежи". Класс делится на группы, каждая группа работает над своим вопросом, проводит социологический опрос, анкетирование,  составляет таблицы и готовит выступление для  защиты  своего вопроса  на проекте. Проект оформляется в виде презентации. 

Автор Смирнова Любовь Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 718
Номер материала 17198
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓