Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыРазработка по МХК: Культура и субкультура

Разработка по МХК: Культура и субкультура

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ контркультура и субкультура.docx

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой. По отношению к господствующей культуре выделяются субкультура и контркультура.

Молодежная культура относится к числу особо сложных явлений. Об этом свидетельствует тот факт, что до недавнего времени само ее существование подвергалось сомнению. В наши дни число сомневающихся в ее наличии стало незначительным, однако связанные с ней проблемы и сложности остались.

Молодежная культура является одним из следствий процесса социализации вообще и культурной в особенности. Ее социально-психологические истоки находятся в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации. Эти естественные устремления далеко не всегда получают необходимую поддержку. Дело в том, что почти все названные выше каналы социализации, за исключением общества сверстников, рассматривают молодого человека главным образом в качестве объекта воздействия.

В западной литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории «конфликта поколений», конфликта «отцов» и «детей». В основе таких теорий, как правило, лежит система психоанализа 3. Фрейда, ядро которого составляет известный эдипов комплекс. В античном мифе о трагедии царя Эдипа, который убил своего отца и женился на своей матери, Фрейд увидел универсальное объяснение всех межчеловеческих отношений, включая отношения между поколениями и народами.

Его современные последователи рассматривают конфликт поколений в качестве главной и универсальной движущей силы истории. По их мнению, вся предшествующая история была историей борьбы между старыми и молодыми, отцами и детьми, зрелыми мастерами и молодыми подмастерьями, старыми профессорами и молодыми студентами. В качестве современных проявлений борьбы поколений указывается на студенческие и молодежные движения, на молодежную культуру.

По мнению В. С. Соловьева, в любой культурной эпохе можно выделить нечто разное: эзотерическое и профанное, элитарное и массовое, официальное и народное, языческое и христиан­ское. Так, в средневековом миросозерцании новое духовное, т. е. христианское, начало не овладело старым, языческим.

До начала нового времени (эпохи модерна) молодежи, как социально-демографической группы не существовало и в Западной Европе. Были просто молодые люди.

С приходом индустриального общества ситуация начинает меняться. Детство как бы растягивается, возникает определенный интервал между детством и взрослым состоянием.

 

Этому способствовали такие факторы:

1 увеличение общей продолжительности жизни;

2. раннее взросление (акселерация);

3.повышение ценности образования и вообще интеллекта.

Молодой человек стал раньше взрослеть физиологически, а к трудовой деятельности мог приступать позже, чем в традиционном обществе. В результате в конце XIX -начале XX вв. появляется новая социально-демографическая группа - молодежь. Нижней границей молодости считается возраст 13-14 лет, верхней - 30 - 35 лет

 

Особенности молодежи:

1 .Неопределенный социальный статус.

Молодежь иногда называют маргинальной социальной группой. Маргинальность в этом случае - переходное положение в социальной структуре;

2. Большая образованность;

3.  Молодежь - носитель нового стиля жизни и социального динамизма.

 

Культура в социологии - система норм, ценностей, символов, присущих данному обществу и передаваемых из поколения в поколение. Также термин "культура" используют для характеристики образа жизни данного сообщества.

Но культура общества - не монолитное целое. В обществе есть множество различных социальных общностей, групп и т.д. Если у той или иной группы есть свои специфические нормы, ценности, символы, то говорят, что она обладает своей субкультурой. Субкультуру можно предельно кратко определить как "культуру в культуре". Согласно более детальному определению, то субкультура - это автономное целостное образование внутри господствующей культуры, оппозиционное по отношению к ней, но в то же время с ней связанное. Говорят о субкультурах этнических или религиозных групп, профессиональных субкультурах, субкультурах криминального мира (уголовники, наркоманы). Есть точка зрения, что культура общества - это, в сущности, мозаика субкультур. Но чаще всего говорят о субкультурах в связи с молодежной субкультурой (или субкультурами).

Только в наше время молодежь выделяется в относительно самостоятельную фуппу и становится носителем особой — молодежной субкультуры, которая, однако, существует наряду с другими — женской, городской, сельской и т.д. Теперь появляются реальные возможности для возникновения разногласий и противоречий между поколениями.

Западная Европа и США пережили три периода или три "волны" и развитии молодежных субкультур:

I.Конец 40-х-начало 60-х годов

Молодежные субкультуры появляются после II-й мировой войны. В США заявкой о себе интеллигенции-"битники", предшественники хиппи. Это были представители творческой интеллигенции - студенты, богема (непризнанные художники/поэты). Главный их жизненный принцип - жить, как живется. Они отвергали господствующие ценности американского общества (стремление к деньгам, успеху), стремились к непрерывной смене впечатлений (постоянные путешествия автостопом), увлекались восточными философскими учениями.

 

 

Во многом им противоположны "байкеры" – мотоциклисты, их иногда называют "рокерами". Правда, они тоже не признавали ни правил, ни законов, вернее, устанавливали их сами для себя. Они охотно прибегали к насилию, наводя страх на обывателей. Один из наиболее известных байк-клубов - "Ангелы ада".

 

 

В Англии в 50-е гг. появились "рассерженные" молодые люди - teddy boys. Они происходили из рабочих семей. Внешний вид их был пародией на облик среднего класса. В свободное время они слушали рок-н-ролл и устраивали погромы в людных местах, попросту бесились.

 

 

В конце 50-х - начале 60-х гг. их сменяют "моды". Это молодые люди также относились к рабочему классу, но к более высокооплачиваемому, чем "теды", слою. Они были более эстетичны, элегантны. Моды разъезжали па итальянских мотороллерах (противопоставляя себя "грубым" байкерам на мотоциклах). Это была первая молодежная субкультура, ориентированная на потребительство: если битники проповедовали смену впечатлений, то моды стремились к смене вещей, чтобы все время быть стильным и модным. Позже из "модов" выделились "крутые моды", которые потом превращаются в "скинхедов" (бритоголовых).

 

II. Середина 60-х - середина 30-х годов.

Следующее десятилетие - это десятилетие молодежной революции и движения хиппи.

Хиппи появляются в США и Великобритании в середине 60-х гг. Их идеалы - мир и любовь. Их лозунг: "лучше влезть в грязь, чем в политику". Они выступали против войны и насилия, проповедовали свободный секс и употребление наркотиков. Символ хиппи — цветок. Отличительные признаки - длинные волосы, рваные джинсы.

Движение хиппи быстро росло, в 1967 г. (пик движения) их насчитывалось около 1 млн. человек. Хиппи создавали коммуны, самая известная из которых была в Хейт-Эшбери (Калифорния). Болезни, голод, эпидемии, вызванные паразитическим образом жизни, наркотиками и свободной любовью, а также полицейские репрессии привели движение хиппи на Западе к быстрому упадку, а его участников к разочарованию.

 

 

В 70-е гг. появляется новая молодежная субкультура яппи. Яппи - это сокращение от английских слов "молодые вертикально ориентированные профессионалы". Так называли молодых менеджеров, бизнесменов, придерживавшихся особого стиля жизни. Их Главный жизненный лозунг - успех. Они предпочитали новые высокотехнологичные, продвинутые отрасли экономики. Яппи стремятся к здоровому образу жизни: многие из них не курят, пьют только воду и соки, занимаются спортом. Принадлежат они к среднему классу, может быть, даже чуть выше среднего.

 

 

В 70-е гг. родина многих молодежных субкультур, Великобритания, переживала кризис. Как уродливое воплощение кризиса, появляются панки. Большинство панков - это молодежь рабочего класса ("парни из очередей за пособием по безработице"). Главное их стремление - шокировать публику своим внешним видом и поведением. Панк-мода имела садомазохистские оттенки: мягкие части лица - нос, уши - протыкались булавками, собачьи ошейники и т.п. использовались как ожерелья.

Многие из панков сочувствовали левым (анархистам, коммунистам, зеленым), участвовали в акциях против расизма. В современном мире более развито движение Хардкор – панк.  Основная тематика песен — личностная свобода, анархия, политика, социальные аспекты, стрейт-эдж, веганизм, насилие, пацифизм. Хардкор оказал значительное влияние на развитие тяжёлой музыки 1980-х и 1990-х годов. В настоящее время представителями этого движения можно назвать  эмо (англ. Emo, сокращение от «эмоциональный», распространена также транскрипция «Имо») — термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительно сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Отличительные особенности этого стиля — манера вокала, включающая в себя зачастую визг, плач, стоны, шёпот. Тексты песен носят личный характер — о переживаниях автора, а в некоторых случаях — о политике.

 

Ш. С.конца 80-х до наших дней.

В 80-е гг. в мире молодежной культуры чувствуется зарождении чего-то нового. Этим новым оказалась электронная музыка и компьютеры.

В начале 80-х гг. появляется музыкальный стиль рэп (буквально "треп"). Его приверженцы - рэпперы. Первоначально это, как правило, молодежь из негритянских гетто. Тексты многих песен агрессивны, в них оправдывались насилие и преступления, выражалась ненависть по отношению к белым, были идеи о превосходстве черной расы (гангста-рэп). Носили рэпперы широкие штаны и балахон с капюшоном - чтобы было легче прыгать под музыку. Потом появился рэп белых исполнителей, уже лишенный прежней агрессивности. В таком виде он и пришел в Россию в начале 90-х гг.

В 80-е гг. в Чикаго зарождается рэйв ( rave (англ.) - рёв, безумие, неистовство) - новый музыкальный стиль и стиль жизни. Неотъемлемая часть образа жизни рэйверов - ночные дискотеки с мощным звуком, светом, компьютерной графикой. В одежде рэпперы предпочитают искусственные материалы (винил, пластик) и люминесцентные краски.

Стремительно распространяются компьютерные субкультуры: хакеры (компьютерные взломщики; иногда просто компьютерные фанаты), киберпанки.

В СССР первая молодежная субкультура  появилась в конце 40-х - начале 50-х гг. Это были стиляги (немного напоминавшие тедов). Но они создавали свой стиль сами в соответствии со своим представлениями о жизни на Западе. Информация об этом просачивалась сквозь "железный занавес" с трудом. Позже стиляг сменили битники.

Примерно в 1967 г. появились русские хиппи (хиппаны, хиппаки, волосатые). Они отличались от западных хиппи по своим взглядам, по мировоззрению. Здесь проявились, на наш взгляд, и русские традиции странничества, и анархизм, и толстовство. Можно согласиться с мнением, что русский хиппизм ближе к Ясной Поляне, чем к Хейт-Эшбери. Интересно, что российский хиппизм оказался прочнее, "укорененное" западного. На Западе субкультура хиппи исчезла к концу 80-х гг., а в России она существует и по сей день.

Появляются в 80-х гг. в СССР и панки. Но это не ''парни из очередей за пособием по безработице", а молодые представители артистической, художественной богемы. А также представители андеграундная рок-культура Виктор Цой, ДДТ и многие другие.

В самом начале 90-х гг. одним из самых мощных молодежных движений и молодежных субкультур становятся толкинисты - поклонники творчества Дж. Р.Р.Толкиена, английского писателя и ученого. Ролевые игры по его книгам, а также по иным фантастическим и историческим сюжетам, привлекли сотни и тысячи молодых людей. Ролевые игры - очень интересный способ самовыражения и развития личности. Совершенствуются и физическое состояние, и интеллект.

 

Значение молодежных субкультур:

В отечественной науке высказывались две противоположные точки зрения - негативная и позитивная.

Ю.Давыдов, видный социолог и философ, считает, что молодежная субкультура несет с собой разрушение, бездуховность, что это паразитическое образование; антипод культуры.

В то же время есть немало социологов, которые оценивают молодежные субкультуры как своеобразный полигон для социальных и культурных экспериментов, где испытываются новые стили жизни, моды, новые жизненные ценности.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка по МХК: Культура и субкультура"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Молодежная культура.pptx

Скачать материал "Разработка по МХК: Культура и субкультура"

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Курс МХК. 10-11 КЛАССМолодежная культура. Субкультура

    1 слайд

    Курс МХК. 10-11 КЛАСС
    Молодежная культура. Субкультура

  • Зигмунд Фрейд и Эдипов комплекс

    2 слайд

    Зигмунд Фрейд и Эдипов комплекс

  • Битники

    3 слайд

    Битники

  • Байкеры

    4 слайд

    Байкеры

  • Teddy boys

    5 слайд

    Teddy boys

  • Моды

    6 слайд

    Моды

  • Хиппи

    7 слайд

    Хиппи

  • Яппи

    8 слайд

    Яппи

  • Панки

    9 слайд

    Панки

  • Эмо

    10 слайд

    Эмо

  • Рэпперы

    11 слайд

    Рэпперы

  • Рейверы

    12 слайд

    Рейверы

  • Стиляги

    13 слайд

    Стиляги

  • Толкинисты

    14 слайд

    Толкинисты

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка для урока МХК в 10-11 классе

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой. По отношению к господствующей культуре выделяются субкультура и контркультура.

Молодежная культура относится к числу особо сложных явлений. Об этом свидетельствует тот факт, что до недавнего времени само ее существование подвергалось сомнению. В наши дни число сомневающихся в ее наличии стало незначительным, однако связанные с ней проблемы и сложности остались.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 290 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 957
    • RAR 2.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Никонова Наталья Эдуардовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Никонова Наталья Эдуардовна
    Никонова Наталья Эдуардовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 45964
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство")

Учитель изобразительного искусства

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 121 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 483 человека

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 298 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 431 человек

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов

Мини-курс

Личностное развитие и отношения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе