Главная / Русский язык и литература / Разработка по литературе "И. А.Крылов. Ворона и Лисица"

Разработка по литературе "И. А.Крылов. Ворона и Лисица"

Название документа Урок литературы в 6 классе.docx

Урок литературы в 6 классе

Составила: Князева Галина Викторовна,

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Усть- Мосихинская СОШ»

Тема: И.А. Крылов. Ворона и лисица.

Цели: - Познакомить с содержанием басни.

-Вспомнить жанровые особенности басни.

-Учить анализировать басню с точки зрения её языка, образов, сюжетов.

-Учить выразительно читать басню: соблюдать интонацию, темп, ставить логическое ударение, соблюдать паузы.

- Учить понимать аллегорию, мораль басни.

Ход урока:

1.Орг.момент

2.Постановка учебной задачи.

-Послушайте отрывок из произведения и скажите, откуда эти строки

Когда в товарищах согласья нет.

На лад их дело не пойдёт.

И выйдет из него не дело, только мука…

(ответ детей: из басни И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»)

-Что содержится в этом отрывке?

Поучение

-А как такое поучение называется в басни?

Мораль

Давайте вспомним, что вы знаете о баснях?

1.Бывают в стихотворной форме и в прозе

2.Обычно рассказывается о животных, которые представляют собой человеческие черты или характеры, которые высмеиваются.

-Как вы думаете, почему было таким начало урока?

Продолжим знакомиться с баснями.

-Что нужно сделать, чтобы прочитать басню выразительно?

Нужно подготовить текст.

-Как нужно подготовить? Что для этого нужно сделать?

Познакомиться и понять содержание басни, её идею, определить особенности поведения героев.

-Что значит понять содержание?

Нужно прочитать басню, поговорить, о чём она, о героях басни, что произошло…

3.Чтение басни.

-Сегодня мы познакомимся с басней И.А. Крылова «Ворона и лисица»

Послушайте её внимательно.

4.Выявление первичного восприятия.

-Вам понравилась басня?

-Какие чувства она у вас вызвала?

-Кого вам было жалко?

5. Чтение басни детьми, анализ содержания.

-Сейчас вы самостоятельно поработаете с текстом. Прочитайте басню, отметьте слова, значение которых вам непонятно, незнакомо.

- Взгромоздясь -взобраться с усилием на что-то высокое

Вещунья-предсказатель будущего

Зоб - расширенная часть пищевода у птиц, где накапливается пища

Ангельский голосок – очень ласковый

-Почему Лисица принялась расхваливать Ворону?

-Как сыр попал Вороне? Найдите и прочитайте из текста.

- Что значит «бог послал»?

Вороне повезло, она не украла сыр, он ей попал случайно.

-Как вы думаете, почему Крылов выбрал именно сыр?

Вы знаете, что в прошлые времена сыр был большой редкостью и считался «заморским лакомством», не каждый мог позволить себе купить это диковинное кушанье.

-Как вы думаете, почему и о чём «призадумалась» Ворона?

Почему ей вдруг так повезло; сразу съесть этот кусочек или продлить удовольствие..

- С какого момента, начинается развиваться действие?

С момента появления Лисы.

-Случайно ли появилась Лиса? Подтвердите словами из текста.

На ту беду…

-Давайте проследим по тексту, как действует на Лису сыр.

Чует сыр – «вдруг сырный дух Лису остановил»

Видит сыр – «Лисица видит сыр»,

В итоге сыр завладел всеми мыслями Лисы – «Лисицу сыр пленил», каким метким словом Крылов назвал Лису?

Плутовка – хитрый, ловкий обманщик.

-Для чего он употребил его?

Чтобы ярче охарактеризовать Лису.

-Прочитайте, как Лисица льстит Вороне, и найдите, как она обращается к ней?

Что говорила о её красоте?

Какой Лисица изображала Ворону?

Для чего она это делала?

(Слайд-изображение вороны)

-Какая Ворона в действительности?

Как на Ворону действует ласковые слова Лисицы?

Как Крылов называет Ворону?

Вещунья

-Почему он не забыл в басне упомянуть о способности Ворон быть вещими птицами?

Мудрая птица с богатым жизненным опытом и, тем не менее, в уголке её сердца нашлось местечко для лести.

-Как прореагировала Ворона на лесть? Как об этом написал Крылов? Зачитайте.

-Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

Какие меткие слова выбрал Крылов в своей басне. Замените слова и выражения, словами автора.

(Слайд:

Запах сыра-сырный дух

Понравился- пленил

Хитрит, лукавит- вертит хвостом

Каркнула очень громко-во всё воронье горло

Смотрит пристально-глаз не сводит

Осторожно, тихо подходит-на цыпочках подходит

Исчезла, скрылась-была такова)

-Подберите слова, близкие по смыслу, к словам «лиса», «ворона» при обозначении ими человека:

Лиса Ворона

Льстец простак

Подхалим растяпа

Простофиля

-Где находится мораль басни?

Прочитайте и скажите, как вы понимаете последнюю строчку?

6. Подготовка текста к выразительному чтению.

-Как вы думаете, готовы ли вы читать басню выразительно? Что ещё не сделали?

С какой интонацией нужно читать мораль?

Поучительно

-Каким должен темп при чтении морали?

Неторопливым

-Где нужно сделать паузу?

В конце строк-короткая

-Что нужно сделать, чтобы при чтении выделить мораль из басни?

Делать паузу подлиннее.

-Давайте разделим басню на части. Какие части можно выделить?

1-Ворона нашла сыр

2-Лиса льстит Вороне

3-Ворона обманулась

Работа группами- 3 группы

Каждая группа работает со своей частью.

(расставьте логическое ударение, выделите наиболее важные слова)

С какой интонацией читаем каждую часть?

1-начало повествования(замедленный темп)

2-хитро, лукаво

3-……

7.Чтение. Оценивание.

8.Домашнее задание.

-Выучить басню наизусть.

9.Рефлексия

-Сегодня на уроке….

-Мне понравилось…

-Я научилась…..

Спасибо всем за урок!

















Разработка по литературе "И. А.Крылов. Ворона и Лисица"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: И.А. Крылов. Ворона и лисица.

Цели: - Познакомить с содержанием басни.

            -Вспомнить жанровые особенности басни.

            -Учить анализировать басню с точки зрения её языка, образов, сюжетов.

           -Учить выразительно  читать басню: соблюдать интонацию, темп, ставить логическое ударение, соблюдать паузы.

 

           - Учить понимать аллегорию, мораль басни.

 

Автор Kнязева Галина Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1033
Номер материала 26685
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓