Главная / Русский язык и литература / Разработка по литературе на тему

Разработка по литературе на тему

Н.А. Некрасов «Русские женщины».

Подвиг любви и долга


Цели:

  1. Познакомить учащихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».

  2. Показать величие духа русской женщины при анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска.

  3. Обучение выразительному чтению.

  4. Увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов.

  5. Отметить неразрывную связь между женщинами-княгинями и простыми русскими крестьянками. Почувствовать связь времен


ХОД УРОКА


  1. Историческая основа поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».


Слово учителя.

Наступило пасмурное утро 14 декабря 1825 года. Солнце в этот короткий зимний день взошло поздно – в девять часов с минутами. Николай мрачно бродил по залам Зимнего дворца. Он знал, что дворец, эта вековая твердыня русского царизма, окружен кольцом серьезного, угрожающего восстания…

Руководители восстания поднялись в этот день рано. Рылеев и его друзья – члены тайного политического общества – вышли в этот день на Сенатскую площадь с оружием в руках. Это были лучшие люди русской земли, верные её сыны.

Но восстание было подавлено. Царь Николай I жестоко расправился с революционерами. Пятеро повешено, 12 сослано в Сибирь, а сколько ещё запорото до смерти и брошено под лед солдат, вышедших на Сенатскую площадь.

Это был подвиг, великий подвиг во имя Родины; бескорыстное стремление помочь русскому народу. Но сегодня мы с вами поведем разговор не о тех, кто вышел на Сенатскую площадь и кто по большой Владимирской дороге шел, закованный в цепи под конвоем солдат, а о тех прекрасных женщинах, которые бросили все: блеск столицы, роскошь, свои успехи в свете и полные самоотречения и огромной духовной силы последовали за мужьями на каторгу. Некрасов назвал их декабристками.

… Под свист и завывание метели мчится возок, уносящий в Сибирь первую из великих женщин – 20-летнюю Муравьеву. Она везет с собой пушкинские послания в Сибирь.


Слово учителя истории (о восстании декабристов 14 декабря 1825 года на Сенатской площади)



В 1825 году декабристы проиграли свой бой, но они показали великий нравственный пример высоких стремлений и самоотвержения. Они не могли, не умели жить сытно и спокойно, пользуясь своими чинами и привилегиями.

14 декабря 1825 года, после подавления восстания, декабристы начали свой тяжкий тридцатилетний путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и ссылку, свое тридцатилетнее “гражданство всех возможных тюрем и изгнаний”.

Но не меньший подвиг совершили жены декабристов. Они много сделали для своих мужей и других декабристов в ссылке и на каторге. Их было одиннадцать этих героических женщин. Это - княгиня Екатерина Трубецкая, Мария Волконская, Александрина Муравьева, Елизавета Нарышкина, Наталья Фонвизина, Давыдова, Юшкевская. Среди них были две юные француженки, которые поехали в Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого они любили. И там они на каторге поженились.

Многие жены хотели разделить участь своих мужей, но Николай I никому больше не разрешил ехать. Жены декабристов совершили не только своей гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.


В свою поэму Некрасов включает шутку Ростопчина:

В Европе сапожник, чтоб барином стать,
Бунтует, — известное дело!
У нас революцию сделала знать:
В сапожники, что ль, захотела?

Почему же у нас “революцию сделала знать”? Человек, который дорожит своей честью и достоинством, не может попирать честь и достоинство другого человека.

Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Чувство справедливости? О многом можно только догадываться. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”

Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями. Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они.

Свой путь начинают они от порога родного дома.

Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?

Увы! Надежды нет.

Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? Читаем строфы I–III и найдём главные слова, которые нам это объяснят.

Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:

Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
         Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
         Гордись — я дочь твоя!..

На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:

Приняв обет в душе моей
        Исполнить до конца
Мой долг, — я слёз не принесу
        В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нём спасу,
        Я силы дам ему!

Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает. А кто стремится им помешать? Царь и губернатор, выполняющий его волю.

Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена?

Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? (Читаем диалог.)

Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. Вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим. Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что — княгиня. (слушаем отрывок из поэмы)

Доводы губернатора

1. Отъезд убил отца.

2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.

3. Соблазны столичной жизни.

Здесь — там. Как называется этот художественный приём? (Антитеза, противопоставление.)

В ответе княгини тоже есть противопоставление, только смысл его другой. Если губернатор сравнивает жизнь там и здесь, то княгиня — людей.

4. Уязвлённая гордость.

5. Отречение от прав.

6. Дорога вместе с каторжниками.

Какие из этих доводов губернатор считает наиболее важными? Самое важное (козырная карта) приберегается на конец. Являются ли эти доводы важными для княгини? Именно они и не вызывают у неё колебаний. Её система ценностей совсем другая.

Правда, губернатор не использует против Трубецкой ещё один довод, чтобы убедить её отказаться от своего решения. Женщинам было запрещено брать с собой детей (у Трубецкой их не было), и Волконская, уезжая, оставила малолетнего сына. Конечно, вечная разлука с детьми куда более страшна, чем угроза “нищей стать и женщиной простой”. Но, выбирая между мужем и сыном, Волконская скажет:

Да, ежели выбор решить я должна
Меж мужем и сыном — не боле,
Иду я туда, где я больше нужна,
Иду я к тому, кто в неволе!

Да и женщины могли бы привести в свою пользу ещё один очень важный довод. Ведь не только гордость и долг заставили их бросить привычную жизнь и ехать неизвестно куда. Любовь — чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание. Пример тому — Александрина Муравьёва. Некрасов хотел её сделать главной героиней поэмы, но успел написать всего две главы. И всё-таки поэт подчёркивает, что есть чувство выше и чище любви мужчины к женщине и женщины к мужчине:

О, если б он меня забыл
        Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
        Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
        Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
        Ему простила б я!..

Более того, величие подвига мужа возвышает любовь к нему. М.Н. Волконская, очень мало знавшая мужа до ссылки, говорит о том, что “лучшая сердца любовь” пришла к ней именно тогда, когда он был уже в тюрьме. Вот что пишет М.Н. Волконская в своих воспоминаниях: “Кто кладёт голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял дело своё”.

Можно ли победить таких женщин? Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабые женщины? Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос.

Я делал всё, что мог...
...................................
Не испугались вы!

Старый генерал прослезился, осознав величие этих женщин.

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них — Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она, как и А.Г. Муравьёва, похоронена там. А вот М.Н. Волконская вернулась и даже написала воспоминания. Ими и воспользовался Некрасов для создания второй главы поэмы.

Первая глава написана в форме диалога, а вторая имеет подзаголовок «Бабушкины записки». Совсем по-другому проводила Волконскую в далёкий путь её семья. Но даже проклятие отца не остановило княгиню. Почему? В её ответе мы найдём уже знакомое нам слово:

Старик говорил: — Ты подумай о нас,
Мы люди тебе не чужие:
И мать, и отца, и дитя, наконец, —
Ты всех безрассудно бросаешь,
За что же? — “Я долг исполняю, отец!”

М.Н. Волконская — дочь генерала Раевского, героя войны 1812 года. Любимица семьи, блиставшая в свете. Получила воспитание, характерное для того времени, которое никак не готовило женщину к трудностям жизни. В неё был влюблён сам А.С. Пушкин. Что же заставляет её всё бросить и ехать за мужем? Что же роднит этих княгинь с русскими крестьянками? (Три горькие доли имела судьба...)

Они повенчались не с рабами, они шли под венец с офицерами, чья карьера казалась блестящей, перед которыми были раскрыты двери не только самых лучших домов Петербурга, но и дворца. И вдруг эти женщины оказались жёнами каторжников. Как они приняли свою тяжёлую долю? (С гордостью, с сознанием выполненного долга.)

Пускай горька моя судьба —
       Я буду ей верна!

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?

Их подвиг и сейчас не оставляет равнодушными и привлекает внимание поэтов. (Звучит стихотворение Н.Коржавина «Зависть».)

Можем строчки нанизывать
Посложнее, попроще,
Но никто нас не вызовет
На Сенатскую площадь.

И какие бы взгляды мы
Ни старались выплёскивать,
Генерал Милорадович
Не узнает Каховского.

Хоть по мелочи биты мы
Чаще самого частого,
Но не будут выпытывать
Имена соучастников.

Мы не будем увенчаны.
И в кибитках, степями
Настоящие женщины
Не поедут за нами.


2.3. Выявление первичного восприятия прочитанной поэмы.

  • Какие ассоциации у вас возникают со словом «подвиг», «духовный подвиг»;

  • Дайте определение слову «подвиг»;

  • Какой, по-вашему, должен быть герой?

3.1. Стадия осмысления.

  • Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?

  • Так о чем эта поэма "Русские женщины"?

  • Какова композиция поэмы?

- Остановимся подробно на содержании первой части. Как автор строит вступление? Всё подтверждать текстом.

  • С кем и чем прощается героиня? (отец, родной город)

В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне, рисуется ей прошлое.

  • Сон, его значение, центральный образ? ( храм)

  • Почему в конце сна следует вывод «ты в царстве нищих и рабов»? Докажите текстом.

Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу в Италию. Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности.

  • Какие это картины? (Снежная пустыня -"забытая богом страна"), жандармы; жалкий; труженик-мужик (раб); кандальный звон; встреча с каторжанами. Происходит сближение с народом.)

  • Зачем следует отступление о завоевании Ермаком этих земель? (с тех самых пор люди здесь обречены на муку)

  • Что занимает центральное место в первой части? Какая цель была у губернатора? Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую?

  • Найдите самые сильные строки: («Я не жалкая раба я женщина, жена!»)

  • Какие черты характера выступают на первый план?

Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. Закончив работу над поэмой "Княгиня Трубецкая ", Некрасов вскоре начал новую поэму - "Княгиня Волконская...", которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.

  • Доказать, что судьба Волконской не менее героична, нежели судьба Трубецкой.

  • Самые трогательные строфы поэмы?

  • Что значат слова на свидании: «люблю тебя больше, чем прежде»?

  • В 3 части. У кого просит совета княгиня в ту ночь, когда отец дал последний срок на размышления? (героиня молится, просит Богородицу дать силы и терпения объяснить отцу причины своего поступка)

  • О каком долге говорит княгиня? («делить с ним радость, делить и тюрьму»)

  • О каких ипостасях любви к мужу говорит отцу княгиня? («я в нем полюбила героя, отца своего ребенка, теперь полюбила, как Христа) Что это значит?

  • Что придает силы княгине? (вера)

- эпизод в церкви

  • Какие слова находят друг для друга Трубецкая и Волконская? («…и обе достойно свой крест понесли»)

  • Что она хотела сказать своим жестом? (оковы к губам приложила) (Сострадание, разделяет их судьбу, понимает - здесь преклонение не только перед мужем, но и перед их подвигом (сцену наблюдают декабристы)).

  • С кем сравнивают каторжане появившуюся в штольне княгиню? («не ангел ли божий»)

  • В чем сказалось мастерство Некрасова поэта? (Точность, правдивость, простота; верим поэту.)

  • Можно ли сказать, что жизнь этих женщин трагическая? (Этого в поэме мы не увидим, но знаем, что они были счастливы. Ведь даже венчание состоялось там.)

3.2. Выводы: Итак, воистину высок и свят их подвиг незабвенный.

Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?

Выходит, строки "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет" и "Красавица - миру на диво" относятся и к женам декабристов?

- Те качества, которые вы перечислили, свойственны только женщинам XIX века?

4. Составление кластера.

Пример кластера:

Подвиг.

Святой и бескорыстный

Хранит, верит, поддерживает

Высок и свят их подвиг незабвенный

Любовь- долг, любовь- крест, любовь – подвиг

Д/з Попробуйте провести параллель между женами декабристов и простыми русскими женщинами.

Разработка по литературе на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Интегрированный урок (литература-история)

  1. Познакомить учащихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».
  2. Показать величие духа русской женщины при  анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска.

  3. Обучение выразительному чтению.

  4. Увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов.

Отметить неразрывную связь между женщинами-княгинями и простыми русскими крестьянками. Почувствовать связь времен

Автор Сазонова Светлана Сергеевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 820
Номер материала 12223
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓