Главная / Биология / разработка по биологии на тему "Гаметогенез" 10 класс

разработка по биологии на тему "Гаметогенез" 10 класс

урок создания мини-проекта тема: гаметогенез презентацию выполнила учитель б...
Цель: 1.продолжить формирование знаний учащихся об особенностях различных фо...
Структура проекта 1 этап. накопление знаний 2 этап. постановка проблемы 3 эт...
1 этап. накопление знаний (повторение) Бесполое размножение Собственно беспо...
2n 2n
конъюгация 2n n n фазы Интерфаза Мейоз I (редукционное деление) Профаза 1 сам...
n  n МейозII-идет по типу митоза (эквационноеделение) Профаза2 Метафаза2 Ана...
Мейоз более сложный процесс, чем митоз. Основное его биологическое значение з...
ТЕСТ НА ТЕМУ "РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ" 1.Размножение...
5.  Мейоз: А — характерен только для патологических клеток Б — происходит при...
ОТВЕТЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9   Б А,Б,В А В Б А,Б,В,Г А,В Б Б,Г
2этап – постановка проблемы В процессе мейоза –количество хромосом в дочерни...
3 этап – выбор темы (вытекает из проблемы) Так как мейоз - это деление полов...
4 этап. цель и задачи проекта цель проекта (одна):сформировать понятие о гам...
5 этап. объект и методы исследования объект исследования - половые клетки мет...
6 этап. выдвижение гипотезы если уменьшение числа хромосом в прцессе мейоза ...
7 этап. ожидаемый результат (вывод) В процессе мейоза число хромосом уменьша...
гаметогенез Сперматогенез овогенез фаза размножения у мужчин наступает с нас...
фаза размножение (половые железы) фаза роста овоциты I порядка сперматоцит Iп...
Гаметогенез протекает в три стадии и заканчивается созреванием гамет. На стад...
Карл эрнст фон бэр 17.02.1792 – 28.11.1876 В 1827г. ввел понятия «сперматозо...
Результат: 1)  из одной диплоидной клетки формируется четыре гаплоидные. 2)  ...
"Ещё, и ещё, и ещё. Это вечное стремление Вселенной рождать и рождать. Вечно...
Итог урока: выставление оценок Дом\з   На следующем уроке мы изучим тему: Оп...
1 из 24

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 урок создания мини-проекта тема: гаметогенез презентацию выполнила учитель биол
Описание слайда:

урок создания мини-проекта тема: гаметогенез презентацию выполнила учитель биологии Бекенова Д.Т. Жездинская смешанная школа-интернат

№ слайда 2 Цель: 1.продолжить формирование знаний учащихся об особенностях различных форм
Описание слайда:

Цель: 1.продолжить формирование знаний учащихся об особенностях различных форм размножений, раскрыть сущность полового размножения на примере развития половых клеток 2.развить исследовательские умения уч-ся - анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы; ознакомить со структурой мини- проекта. 3. помочь учащимся осознать свою индивидуальность, научить бережно, относиться к своему здоровью.

№ слайда 3 Структура проекта 1 этап. накопление знаний 2 этап. постановка проблемы 3 этап.
Описание слайда:

Структура проекта 1 этап. накопление знаний 2 этап. постановка проблемы 3 этап. выбор темы 4 этап. цель и задачи проекта 5 этап. объект и методы исследования 6 этап. выдвижение гипотезы 7 этап. ожидаемый результат

№ слайда 4 1 этап. накопление знаний (повторение) Бесполое размножение Собственно бесполое
Описание слайда:

1 этап. накопление знаний (повторение) Бесполое размножение Собственно бесполое размножение ( одной клеткой) : 1. Деление надвое (простое) 2. Митоз 3.Амитоз 4. Почкование 5. Спорообразование Вегетативное размножение ( группой клеток): 1. Почкование 2. Фрагментация 3. Вегетативное размножение растений

№ слайда 5 2n 2n
Описание слайда:

2n 2n

№ слайда 6 конъюгация 2n n n фазы Интерфаза Мейоз I (редукционное деление) Профаза 1 самая
Описание слайда:

конъюгация 2n n n фазы Интерфаза Мейоз I (редукционное деление) Профаза 1 самая продолжительная Метафаза1 Анафаза1 Телофаза 1 рисунок         фазы рисунок Что происходит Интерфаза Каждая хромосома удваивается. Мейоз I (редукционное деление) Профаза 1 самая продолжительная    Ядернаяоболочка рассасывается, ядрышко исчезает, начинают образовываться нити веретена деления, формируется 2 полюса деленияклетки,центриоли расходятся к полюсам;спирализацияхроматина вдвухро-матидныехромосомы; Происходит сближение и переплетение парных гомологичных хромосом –конъюгация. И обмен участков гомологичных хромосом – кроссинговер. Метафаза1    Гомологичные хромосомы попарно располагаются на экваторе и отталкиваются друг от друга. Образуется веретено деления. Нити веретена прикрепляются кдвухроматиднымхромосомам. Анафаза1    К полюсам расходятся гомологичные хромосомы, состоящие из двух хроматид. Происходит уменьшение (редукция) хромосом у полюсов клетки. Телофаза 1   Короткая фаза. Образуется ядерная оболочка. Клетка делится на 2 гаплоидныеклeтки.

№ слайда 7 n  n МейозII-идет по типу митоза (эквационноеделение) Профаза2 Метафаза2 Анафаз
Описание слайда:

n  n МейозII-идет по типу митоза (эквационноеделение) Профаза2 Метафаза2 Анафаза2 Телофаза 2       n n  Непродолжительна. Ядерная оболочкарассасывается, формируются нити веретена деления. Хромосомы прикрепляются к нитям веретена деления и выстраиваются на экваторе клетки.     Хроматиды расходятся к полюсам клетки.     Завершается расхождение хромосом к полюсам клетки, деление цитоплазмы (цитокинез): все органоиды распределяются более или менее равномерно. Формируется ядернаяоболочкаи ядрышко. образуется четыре клетки с гаплоидным набором хромосом. Промежуток между мейозом 1 и мейозом 2 называется интеркинезом  

№ слайда 8 Мейоз более сложный процесс, чем митоз. Основное его биологическое значение закл
Описание слайда:

Мейоз более сложный процесс, чем митоз. Основное его биологическое значение заключается в образовании гаплоидных клеток. Процесс деления половых клеток, в результате которого в ядре оказывается вдвое меньше хромосом, называют мейозом (греч. meiosis – "уменьшение"). Уменьшение вдвое числа хромосом в ядре (так называемая редукция) происходит при формировании и мужских, и женских половых клеток. При оплодотворении путем слияния половых клеток в ядре зиготы вновь создается двойной набор хромосом (2n). Мейоз имеет большое значение в живом мире. В процессе мейоза (в отличие от митоза) образуются дочерние клетки, которые содержат в два раза меньше хромосом, чем родительские клетки. Мейоз, или редукционное деление, – это сочетание двух своеобразных этапов деления клетки, без перерыва следующих друг за другом. Их называют мейозом I (первое деление) и мейозом II (второе деление). Каждый этап имеет несколько фаз. Названия фаз такие же, как фаз митоза.

№ слайда 9 ТЕСТ НА ТЕМУ "РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ" 1.Размножение —
Описание слайда:

ТЕСТ НА ТЕМУ "РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ" 1.Размножение — это процесс: А — увеличения числа клеток Б — воспроизведение себе подобных В — развитие организмов в процессе эволюции Г — изменение особи с момента рождения до ее смерти 2. Оплодотворение — это процесс, в результате ко­торого: А — происходит слияние мужской и женской гамет Б — образуется зигота В — образуется диплоидная клетка Г — развиваются гаметы 3. Митоз — способ деленияэукариотическихкле­ток, при котором: А — дочерние клетки получают генетическую информацию такую же, как в ядре материнской клетки Б — образуется зигота В — образуются половые клетки Г — из диплоидной клетки образуются гаплоид­ные 4. Онтогенез — процесс: А — исторического развития организмов Б — деления клеток В — индивидуального развития организма Г — эмбриональногоразвития

№ слайда 10 5.  Мейоз: А — характерен только для патологических клеток Б — происходит при об
Описание слайда:

5.  Мейоз: А — характерен только для патологических клеток Б — происходит при образовании половых клеток В — универсален для одноклеточных и многоклеточных организмов Г — обеспечивает постоянство наследственной информации   6.Каждый вид организмов характеризуется: А — определенным числом хромосом Б — определенной формой хромосом В — величиной хромосом Г — расположением хромосом 7. Соматические клетки в интерфазе содержат: А — диплоидный набор хромосом Б — гаплоидный набор хромосом В — 2п Г — 1п 8. Сестринские хроматиды начинают расходиться к полюсам клетки в стадии: А — профазы Б — анафазы В — метафазы Г — интерфазы 9. Рост организма происходит в результате: А — мейоза Б — митоза В — образования гамет Г — увеличения числа соматических клеток

№ слайда 11 ОТВЕТЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9   Б А,Б,В А В Б А,Б,В,Г А,В Б Б,Г
Описание слайда:

ОТВЕТЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9   Б А,Б,В А В Б А,Б,В,Г А,В Б Б,Г

№ слайда 12 2этап – постановка проблемы В процессе мейоза –количество хромосом в дочерних к
Описание слайда:

2этап – постановка проблемы В процессе мейоза –количество хромосом в дочерних клетках уменьшается в 2 раза (n), но особи при этом имеют перекомбинированные наследственные свойства и признаки двух родителей. Как же это происходит?

№ слайда 13 3 этап – выбор темы (вытекает из проблемы) Так как мейоз - это деление половых
Описание слайда:

3 этап – выбор темы (вытекает из проблемы) Так как мейоз - это деление половых клеток значит мы должны рассмотреть половые клетки, их созревание. Тема урока: Гаметогенез Гаметогенез это процесс созревания половых клеток, или гамет Сперматогенез – Овогенез - процесс образования процесс образования сперматозоидов яйцеклеток

№ слайда 14 4 этап. цель и задачи проекта цель проекта (одна):сформировать понятие о гамето
Описание слайда:

4 этап. цель и задачи проекта цель проекта (одна):сформировать понятие о гаметогенезе как способе деления клетки, ведущем к образованию гаплоидного числа хромосом в гаметах; задачи : 1.раскрыть стадии гаметогенеза и его биологическую сущность; развить понятие об оплодотворении как об условии возникно-вения нового организма половым путём и восстановления диплоидного набора хромосом в клетках. 2.поскольку в ходе гаметогенеза специализация яйцеклеток и спермиев происходит в разных направлениях, обычно выделяют оогенез и сперматогенез соответственно, изучить различия процессов овогенеза и сперматогенеза

№ слайда 15 5 этап. объект и методы исследования объект исследования - половые клетки методы
Описание слайда:

5 этап. объект и методы исследования объект исследования - половые клетки методы исследования – теоретический анализ

№ слайда 16 6 этап. выдвижение гипотезы если уменьшение числа хромосом в прцессе мейоза вед
Описание слайда:

6 этап. выдвижение гипотезы если уменьшение числа хромосом в прцессе мейоза ведет к перекомбинации наследственных свойств и признаков двух родителей, то это обеспечивает биологическое разнообразие, наследственную изменчивость особей одного вида, что даёт материал для естественного отбора, прогрессивной эволюции.

№ слайда 17 7 этап. ожидаемый результат (вывод) В процессе мейоза число хромосом уменьшаетс
Описание слайда:

7 этап. ожидаемый результат (вывод) В процессе мейоза число хромосом уменьшается, но образуется большое количество новых комбинаций генов при кроссинговере, а при слиянии таких гаплоидных гамет дает новый материал для эволюции (потомки отличаются от родителей). ♂ (n) + ♀ (n) = зигота (2n) → новый организм (2n)

№ слайда 18 гаметогенез Сперматогенез овогенез фаза размножения у мужчин наступает с наступ
Описание слайда:

гаметогенез Сперматогенез овогенез фаза размножения у мужчин наступает с наступлением половой зрелости и продолжается в течении жизни Оптимальная температура для сперматогенеза составляет 34 ºС, и длится этот процесс 72-74 дня. За сутки у здорового мужчины образуется около 100 миллионов сперматозоидов. Этот процесс происходит непрерывно – одни сперматозоиды завершают свое созревание, другие только начинают расти, а третьи находятся в средней стадии.    женские половые клетки образу-ются в процессе митотичес-кого  деления зародышевых  клеток (оогоний), поступивших в зародышевый яичник на 6-ой неделе беременности. Оогонии проходят профазу I мейотического деления и становятся первич-ными ооцитами - I порядка Эти ооциты окружаются 1-2 слоями кубических эпителиальных клеток и образуют зародышевые фолликулы. Таким образом, к моменту рождения число фолликулов в яичнике составляет примерно 1-2 миллиона. Развитие фолликулов приостановлено вплоть до периода полового созревания.

№ слайда 19 фаза размножение (половые железы) фаза роста овоциты I порядка сперматоцит Iпоря
Описание слайда:

фаза размножение (половые железы) фаза роста овоциты I порядка сперматоцит Iпорядка фаза созревания овоциты II порядка сперматоцит II порядка фаза формирования 2n 2n n n 2n 2n n n

№ слайда 20 Гаметогенез протекает в три стадии и заканчивается созреванием гамет. На стадии
Описание слайда:

Гаметогенез протекает в три стадии и заканчивается созреванием гамет. На стадии размножения первичные половые клетки с диплоидным набором хромосом делятся митозом.ю что способствует увеличению их количества. Стадия роста характеризуется интенсивным ростом клетки и запасанием питательных веществ. Он соответствует интерфазе перед мейозом. Стадия созревания – это мейоз, в результате которого формируются и созревают гаметы – половые клетки.

№ слайда 21 Карл эрнст фон бэр 17.02.1792 – 28.11.1876 В 1827г. ввел понятия «сперматозоид»
Описание слайда:

Карл эрнст фон бэр 17.02.1792 – 28.11.1876 В 1827г. ввел понятия «сперматозоид» и « яйцеклетка»

№ слайда 22 Результат: 1)  из одной диплоидной клетки формируется четыре гаплоидные. 2)   бл
Описание слайда:

Результат: 1)  из одной диплоидной клетки формируется четыре гаплоидные. 2)   благодаря кроссинговеру достигается генетическое разнообразие гамет каждого организма. Благодаря взаимодействию хромосом отца и матери гаметы всегда обладают новыми, неповторимыми комбинациями хромосом. Эти комбинации у потомства выражаются в новых сочетаниях признаков. Появляющееся множество комбинаций хромосом увеличивает возможность вида вырабатывать приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды, что очень важно для эволюции.

№ слайда 23 "Ещё, и ещё, и ещё. Это вечное стремление Вселенной рождать и рождать. Вечно пл
Описание слайда:

"Ещё, и ещё, и ещё. Это вечное стремление Вселенной рождать и рождать. Вечно плодородное движение мира. Из мрака выходят двое, они несхожи, но равны: Вечно материя, вечно рост, вечно явление пола, Вечно ткань из различий и тождеств, Вечно Зарождение жизни."                          Уолт Уитмен, 1855

№ слайда 24 Итог урока: выставление оценок Дом\з   На следующем уроке мы изучим тему: Оплод
Описание слайда:

Итог урока: выставление оценок Дом\з   На следующем уроке мы изучим тему: Оплодотворение, составить план мини-проекта §33, 34

разработка по биологии на тему "Гаметогенез" 10 класс
  • Биология
Описание:

Тема урока: Гаметогенез.

Цель: 1.продолжить формирование знаний учащихся об особенностях различных форм размножений, раскрыть сущность полового размножения на примере развития половых клеток

2.развить исследовательские умения уч-ся -  анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы; ознакомить со структурой мини- проекта.

3. помочь учащимся осознать свою индивидуальность, научить бережно, относиться к своему здоровью.

 

Тип урока: изучение новой темы

Вид урока: урок создания проекта

Наглядность: пректор

План урока

1.оргмомент

Ознакомление с целью урока (слайд 2) и

 методами составления мини- проекта(слайд 3)

                       Структура проекта

1 этап.   накопление знаний

2 этап.   постановка проблемы

3 этап.   выбор темы

4 этап.   цель и задачи проекта

5 этап.   объект и методы исследования

6 этап.   выдвижение гипотезы

      7 этап.   ожидаемый результат

                 1 этап.   накопление знаний   (слайд 4-11)

Вы обладаете определенными знаниями, умениями по теме: размножение.

сравнивая митоз и мейоз, может возникнуть вопрос, в чём  преимущество. полового размножения по сравнению с бесполым.

                2этаппостановка проблемы      (слайд 12)

В процессе мейоза –количество хромосом в дочерних клетках уменьшается в 2 раза  (n),   но особи при этом имеют перекомбинированные наследственные свойства и признаки двух родителей.  Как это происходит в половых клетках? 

           Чтобы решить проблему нужно определить направление, выбрать тему.

           -Какие    мы рассмотрели, что конкретномы изучили?

            3 этапвыбор темы  (вытекает из проблемы) (слайд 13)

Так как мейоз - это деление половых клеток значит мы должны рассмотреть половые клетки, их созревание.  

           Тема урока: Гаметогенез

                                   Гаметогенез

это процесс созревания половых клеток, или гамет

          Сперматогенез –                      Овогенез -

    процесс образования             процесс образования

         сперматозоидов                         яйцеклеток

          

Определить цель и задачи проекта, объект и методы  исследования

                       цель проекта (одна)     (слайд 14)

Ò цель:сформировать понятие о гаметогенезе как способе деления половых клеток, ведущих к образованию гаплоидного числа  хромосом в гаметах;

     задачи :

Ò 1.раскрыть стадии гаметогенеза и его биологическую  сущность;

     развить понятие об оплодотворении как об условии  возникновения  нового организма половым путём и восстановления диплоидного набора хромосом в  клетках.

 2.поскольку в ходе гаметогенеза специализация яйцеклеток и спермиев происходит в разных направлениях, обычно выделяют овогенез и сперматогенез соответственно, изучить различия процессов овогенеза и сперматогенеза

 

Ò объект исследования - половые клетки (слайд 15)

Ò методы исследования – теоретический анализ

 

-При выдвижении гипотезы и О.Р. ориентируемся на постановку проблемы, на цели и задачи, выдвинутые для решения данной проблемы. 

                 выдвижение гипотезы (слайд 16) 

Ò     если уменьшение числа хромосом в прцессе мейоза ведет к перекомбинации наследственных свойств и признаков двух родителей, то это обеспечивает биологическое разнообразие, наследственную изменчивость особей одного вида, что даёт материал для естественного отбора, прогрессивной эволюции.

    ожидаемый результат (вывод) (слайд 17)

Ò     В процессе мейоза число хромосом уменьшается, но образуется большое количество новых комбинаций генов при кроссинговере, а при слиянии таких гаплоидных  гамет  дает новый материал  для эволюции (потомки отличаются от родителей).

            ♂ (n)  +  ♀ (n)  =  зигота (2n) → новый     организм (2n)

 

               В группах ученики изучают – сперматогенез и овогенез, (слайд 18-20)

     обобщают, делают выводы. (слайд 16-17, → 21)

           о развитие женских половых клеток сделают сообщение Улжан и Дина

о развитие мужских половых клеток сделают сообщение Эдуард и Құрмет

 

Итог урока: (слайд 22)

 "Ещё, и ещё, и ещё.

Это вечное стремление Вселенной рождать и рождать.

Вечно плодородное движение мира.

Из мрака выходят двое, они несхожи, но равны:

Вечно материя, вечно рост, вечно явление пола,

Вечно ткань из различий и тождеств,

      Вечно    Зарождение жизни."                                                                                                 

                         Уолт Уитмен, 1855

 

На  следующем уроке мы изучим тему: Оплодотворение, составить  план                                    мини-проекта

Дом\з  §33, 34 (слайд 23)

 

 

ТЕСТ НА ТЕМУ "РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ"

1. Размножение — это процесс:

А — увеличения числа клеток

Б — воспроизведение себе подобных

В — развитие организмов в процессе эволюции

Г — изменение особи с момента рождения до ее смерти

2. Оплодотворение — это процесс, в результате ко­торого:

А — происходит слияние мужской и женской гамет

Б — образуется зигота

В — образуется диплоидная клетка

Г — развиваются гаметы

3. Митоз — способ деления эукариотических кле­ток, при котором:

А — дочерние клетки получают генетическую информацию такую же, как в ядре

материнской клетки

Б — образуется зигота

В — образуются половые клетки

Г — из диплоидной клетки образуются гаплоид­ные

4. Онтогенез — процесс:

А — исторического развития организмов

Б — деления клеток

В — индивидуального развития организма

Г — эмбрионального развития

5.  Мейоз:

А — характерен только для патологических клеток

Б — происходит при образовании половых клеток

В — универсален для одноклеточных и многоклеточных организмов

Г — обеспечивает постоянство наследственной информации  

6.Каждый вид организмов характеризуется:

А — определенным числом хромосом

Б — определенной формой хромосом

В — величиной хромосом

Г — расположением хромосом

7. Соматические клетки в интерфазе содержат:

А — диплоидный набор хромосом

Б — гаплоидный набор хромосом

В — 2п             Г — 1п

8. Сестринские хроматиды начинают расходиться к полюсам клетки в стадии:

А — профазы       Б — анафазы          В — метафазы        Г — интерфазы

9. Рост организма происходит в результате:

А — мейоза      Б — митоза       В — образования гамет

          Г — увеличения числа соматических клеток

 

ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9  

Б

А,Б,В

А

В

Б

А,Б,В,Г

А,В

Б

Б,Г

 

 

Автор Бекенова Дина Тулешбаевна
Дата добавления 13.02.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1643
Номер материала 56277
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы