I. Организационный этап
|
Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих
в классе. Объявляет оценки за прошлый урок- практическую работу.
Далее обращает внимание ребят на эпиграф, написанный на экране: “Кислород-восьмой
по счету, если вес за меру брать.Если ж мера место в жизни- номер надо б
поменять!»
– Ребята, в чём заключается роль кислорода на Земле и в жизни человека?
|
Учащиеся, используя информацию прошлого урока, в устной форме проговаривают,
что роль кислорода на Земле и в жизни человека глобальна.
|
После краткой беседы эмоциональное напряжение начального этапа снято, и
учащиеся проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.
|
II. Актуализация знаний учащихся
|
От нужды, порой от скуки были созданы науки.
Век за веком пролетали- люди многое
узнали,
Тем не менее , народ знать не знал про
кислород.
Да и как о том узнать, что не можешь в
руки взять?
Газ без запаха, без вкуса, незаметен на
просвет.
На весах его не взвесить, и нужды в нем
вроде нет.
Были , правда, рассужденья о дыханье, о
горенье,
Даже был предсказан он под названьем
ФЛОГИСТОН.
Англичанин Джозеф Пристли свойства газов
изучал,
Взявши линзу, жаром солнца все что
увидел , нагревал.
Над окалиною ртути как-то опыт проводил
Получилась капля ртути, плюс какой-то
газ открыл.
В нем свеча горела ярче, дольше мышь
могла дышать,
При нагреве в этом газе ртуть окислилась
опять.
Воздух, взятый для сравненья. Раза в три
«слабее»был
Так попутно в атмосфере и азот еще
открыл!
Шведский химик Карл Шееле раньше кислород
открыл
Но об опытах в журнале чуть позднее
сообщил.
Но не Пристли, ни Шееле, не сумели
оценить.
Или где-то для чего-то, газ открытый
применить.
Антуан Лавуазье эти опыты проверил
Все старательно измерил и научно
доказал:
Флогистона нет в природе, а все дело в
кислороде!
И дыханье и горенье-это просто
окисленье!
|
Рассказывают интересные факты о кислороде.
|
Актуализируются опорные знания учащихся. Ребята подготавливаются к восприятию
нового материала.
|
III.
Целеполагание и планирование
|
Определение
темы и целей урока.
– Читая стихотворение, подумайте: Какие фразы из этого стихотворения говорят
о признаках реакции?
Учитель стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться.
- Следовательно, тема сегодняшнего урока “Химические свойства кислорода”.
– Цели урока:
• Познакомиться с химическими свойства кислорода;
• Научиться записывать химические уравнения реакций, отражающие химические
свойства кислорода;
• Закрепить знания по расстановке коэффициентов в химических уравнениях;
• Научиться давать названия оксидам, запомнить некоторые
исторические(тривиальные названия)
|
Учащиеся отвечают, что горение, выделение теплоты и света, превращение одного
вещества в другое вещество – это и есть признаки химической реакции,
Записывают тему в тетрадь.
Знакомятся с целями урока, планируют свою деятельность.
|
Мотивация на приобретение новых знаний.
Учащиеся осознают компоненты учебной деятельности и мотивы собственных
действий.
|
IV. Изучение нового материала
|
Изучение химических свойств кислорода.
Кислород энергично реагирует со многими веществами: простыми – металлами и
неметаллами и сложными.(схема на доске)
– Ребята, обратите внимание на доске написано новое для вас понятие – реакция
окисления. Давайте дадим ему определение:
Реакция окисления – реакция, в результате которой вещество
взаимодействует с кислородом.
– Сейчас я предлагаю вам на конкретном примере пронаблюдать, как происходит
окисление некоторых веществ в кислороде.
С неметаллами
Учитель демонстрирует взаимодействие кислорода с неметаллами – углеродом,
серой, фосфором.
(Демонстрация опытов)
Разобраться в сущности процессов, которые происходили в наблюдаемых опытах,
помогут уравнения химических реакций:
С углеродом
2Mg + O2
––>2MgO
С серой
S + O2 ––>SO2
С фосфором
4P + 5O2 ––> 2P2O5
Учитель ставит перед ребятами проблемный вопрос:
2) С металлами
С большинством металлов кислород реагирует уже при комнатной температуре
Железо сгорает в кислороде при температуре с треском и разбрасыванием
искр, при этом образуется железная окалина Fe3O4 – это
соединение двух оксидов железа: FeO в валентности (II) и Fe2O3в
валентности (III):
Учитель записывает на доске уравнение химической реакции взаимодействия
железа с кислородом:
3Fe + 2O2 ––> Fe3O4
(Показ опыта горение железа с ютуба
http://www.youtube.com/watch?v=o9Rvc3Vae_c))
Реакция горения – реакция, при которой происходит окисление веществ с
выделением теплоты и света.
Учитель обращает внимание учащихся на то, какие вещества образуются в
процессе взаимодействия с кислородом.
– Вы правильно определили состав образовавшихся веществ, они действительно
состоят из двух элементов, один из которых кислород, такие вещества называют оксидами.
Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из
которых кислород.
Общая формула оксидов:
ЭхОу
где Э – это химический элемент в валентности = Nгруппы (для элементов главных
подгрупп «А»),
О – это кислород в валентности (II),
Х и У – это индексы, полученные исходя из валентностей элемента.
Учитель организует разрешение проблемной ситуации и одобряет активность
учащихся:
Как назвать вещества:
Na2O, CaO,
Al2O3,CO,CO2,
Проблема:
оксид натрия, оксид калия или алюминия называются прекрасно. А как быть с
двумя разными оксидами углерода?
Если у
элемента возможно несколько оксидов, то в названии обязательно указывается
валентность этого элемента:
CO-оксид
углерода (II), CO2-оксид
углерода (IV).
А есть
еще исторически сохраненные названия веществ:
N2O-оксид
азота (I),
закись азота, веселящий газ.
NO-оксид
азота(II), окись
азота
NO2-оксид
азота (IV),
(диокись) диоксид азота, бурый газ, лисий хвост
N2O3-оксид
азота(III),триокись
(триоксид)азота
CO-оксид
углерода(II),
закись углерода, угарный газ
CO2-оксид
углерода(IV),
диокись(лиоксид углерода) углерода, улекислый газ
Теперь попробуем самостоятельно написать уравнения горения
бора, лития, бария.
3)
сложными веществами
Кислород реагирует и со многими сложными соединениями
Учитель записывает уравнение химической реакции горения сложного вещества в
кислороде:
CH4 + 2O2 ––> CO2 + 2H2O
SiH4+2O2––>SiO2+2H2O
CuS+O2––>CuO+SO2
– Ребята, обратите внимание на химические формулы образовавшихся веществ, что
вы можете сказать об их составе?
Вывод:
при реакции горения сложного вещества получаются оксиды тех элементов, из
которых состоит вещество.
|
Учащиеся знакомятся с определением понятия реакция окисления.
Ученики наблюдают процесс взаимодействия углерода с кислородом, серы с
кислородом, фосфора с кислородом, сравнивают как идёт взаимодействие
углерода, серы, фосфора, железа с кислородом воздуха и с чистым кислородом.
Записывают уравнения химических реакций в тетрадь.
Учащиеся называют признаки показанных реакций: выделение света и теплоты.
Учащиеся знакомятся с определением понятия реакция горения.
Дети отвечают, что в составе образовавшихся в результате реакций веществ
находятся два элемента, один из которых кислород.
Учащиеся знакомятся с определением понятия оксиды.
Учащиеся приходят к выводу, что кислород – это газ, поддерживающий горение;
интенсивность протекания реакций резко увеличивается в атмосфере кислорода.
Один учащийся у доски, а остальные в своих тетрадях записывают уравнение
химической реакции.
Учащиеся записывают уравнение химической реакции в тетрадь.
Дети отвечают, что в составе образовавшихся в результате реакций веществ
находятся два элемента, один из которых кислород.
Вспоминают пройденный материал, пытаются ответить на вопрос.
Учащиеся знакомятся с определением понятия медленное окисление.
Ребята привести примеры из жизни.
|
Ребята осознают содержание понятия реакция окисления.
(по необходимости записывают в тетрадь)
Перед ребятами возникает проблемная ситуация, почему взаимодействие углерода
и фосфорас кислородом воздуха отличается от взаимодействия этих веществ с
чистым кислородом.
Школьники верно называют признаки реакции.
Учащиеся правильно освоили понятие реакция горения.
Ребята осознают содержание понятия горения.
(по необходимости записывают в тетрадь)
Школьники правильно определяют состав веществ.
Ребята осознают содержание понятия оксиды.
(по необходимости записывают в тетрадь).
Ребята умело используют знания прошлого урока.
Школьники правильно определяют состав веществ.
Ребята умело используют знания прошлого урока.
Ребята осознают содержание понятия медленное окисление.
(по необходимости записывают в тетрадь).
|
V. Закрепление и обобщение изученного материала
|
Работа
по закреплению полученных знаний.
Учитель организует самостоятельную деятельность детей с целью проверки
полученных ими новых знаний.
Для этого раздаёт на каждую парту проверочный лист и просит выполнить задание
индивидуально каждого.
Вариант 1
1.
Какое название
соответствует данному веществу Р2О5, если
известно, что валентность фосфора переменная?
А.Оксид фосфора
Б.Оксид фосфора (III)
В. Оксид фосфора (V)
2. Выберите формулу вещества, отвечающую
названию «оксид серы
(VI)»
А.SO3
Б. SO2
В. SO6
3.Допишите уравнение реакции горения ,
расставьте коэффициенты
Na + O2 →
III
P + O2→
|
Вариант 2
1.
Какое название
соответствует
2.
данному веществу CО2, если известно,
3.
что валентность
углерода переменная?
А.Оксид углерода
Б.Оксид углерода (IV)
В. Оксид углерода (II)
2.
Выберите формулу
вещества,
3.
отвечающую названию
«оксид серы (IV)»
А.SO3
Б. SO2
В. SO6
3.Допишите уравнение реакции горения ,
расставьте коэффициенты
Сa + O2
→
V
P + O2→
|
Вариант 3
1.
Какое название
соответствует данному веществу Al2О3, если известно, что валентность алюминия
постоянная?
А.Оксид алюминия
Б.Оксид алюминия (III)
В. Оксид алюминия (V)
2. Выберите формулу вещества, отвечающую
названию «оксид хлора (V)»
А.Сl2O3
Б. Cl2O5
В. Cl2O7
3.Допишите уравнение реакции горения ,
расставьте коэффициенты
Zn + O2 →
IV
S + O2→
|
Вариант 4
1.
Какое название
соответствует
2.
данному веществу К2О,
если известно,
3.
что валентность калия
постоянная?
А.Оксид калия
Б.Оксид калия (I)
В. Оксид калия (II)
2.
Выберите формулу
вещества,
3.
отвечающую названию
«оксид хлора (VII)»
А.Сl2O3
Б. Cl2O5
В. Cl2O7
3.Допишите уравнение реакции горения ,
расставьте коэффициенты
Al + O2
→
VI
S + O2→
|
|
После выполнения задания учащиеся сдают листочки учителю.
|
Учащиеся определяют границы известного материала путём применения для
выполнения заданий полученных знаний.
Результатом работы является определение достаточности собственных знаний.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.