Главная / ОБЖ / Разработка открытого урока в 7 классе. Тема: «Лесные и торфяные пожары».

Разработка открытого урока в 7 классе. Тема: «Лесные и торфяные пожары».


МОУ СОШ №2 Крюковская ООШ






Самоанализ урока ОБЖ в 7 классе


«Лесные и торфяные пожары».





Учитель: Закотнова И.Д.










Самоанализ урока ОБЖ.


1. Тема, задачи, тип и форма урока.

Тема урока «Лесные и торфяные пожары».

Цели урока:

  • Образовательные  изучение  материала по теме «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров»; ознакомление учащихся с видами природных пожаров  и их разрушительным действием.

  • Развивающие – развитие познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся.

  • Воспитательные – умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; привитие навыков осторожного обращения с огнём;  ориентирование на мужество, находчивость, и самоотверженность.

Форма учебной работы – классно-урочная

Тип урока: урок формирования новых знаний. На уроке использовались объяснительно-иллюстративные методы обучения, применялись разнообразные источники приобретения знаний (словари, мультимедийные средства, иллюстрации). Осуществлялась межпредметная связь (с литературой, ИЗО, русским языком).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

2. Место урока в системе занятий.

Данный урок является первым в изучении темы «Лесные и торфяные пожары». Предлагаемый урок, направлен на формирование новых знаний: понятия лесные пожары, виды, классификация. На последующих уроках учащиеся приступят к более подробному изучению темы.

3.Особенности построения урока.

Урок построен в соответствии с программными требованиями к учащимся основной школы, изучающим ОБЖ в 7 классе. Кроме того учитывались психологические, учебные и индивидуальные особенности учащихся класса.

В классе 13 человек.

По личным наблюдениям, класс - со средними способностями.

Применение игровой и коммуникативной технологий позволило повысить активность учащихся и интерес к данному уроку.

Мною была выбрана форма работы с применением информационных технологий по представлению нового материала.

Домашнее задание ориентировано на развитие творческих способностей учащихся.

4. Характеристика урока.

Урок состоял из 7 этапов.

  1. Организационный момент.

2.Подход к теме урока (показ слайдов, сопровождающихся стихами и мелодией)

Учащиеся настраиваются на работу.

3. Знакомство с новым материалом.

а) Сообщение об истории возникновения огня.

б) работа с разными источниками (словари).

в) объяснение новой темы с использованием слайдов.

4. Закрепление изученного в игровой форме.

а) анализ статьи, на основе статистических данных - построение диаграммы.

б) из предложенной ситуации, выяснить, по какой причине возник пожар?

в) минутка безопасности «что знаю я?»

г) составление из предложенных слов пословиц с объяснениями.

д) творческое задание

е) итог игры.

5. Итоги урока.

Целью является закрепление положительных эмоций от познания нового.

6. Домашнее задание определяется в форме творческой работы.







5. Выбор содержания, методов, средств, форм обучения.

На уроке старалась, поддерживать доброжелательную атмосферу в классе, обеспечивающую творческое сотрудничество.

Методы мотивации: поощрение, создание нагладно-образных представлений, пробуждение познавательного интереса.

Методы организации восприятия и применения знаний: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные.

Метод контроля и оценки знаний: устный.

Осуществлялась связь с биологией, музыкой, ИЗО и русским языком.

6. Дидактическое оснащение урока.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Презентация в Power Point по теме урока.

С помощью данного дидактического материала проводилось знакомство с новым материалом, что наглядно позволило получить представление о разрушительной силе пожара .

6. Оценка урока.

Считаю, что на уроке были созданы благоприятные условия для обучения. Предполагаю, что результатом урока будет хорошее усвоение нового материала по теме «Лесные и торфяные пожары».

Разработка открытого урока в 7 классе. Тема: «Лесные и торфяные пожары».
  • ОБЖ
Описание:

Тема: «Лесные и торфяные пожары».

 

Тип урока: комбинированный. 

Цели урока:

·        Образовательные  изучение  материала по теме «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров»; ознакомление учащихся с видами природных пожаров и их разрушительным действием.

·        Развивающие – развитие познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся.

·        Воспитательные – умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; привитие навыков осторожного обращения с огнём;  ориентирование на мужество, находчивость, и самоотверженность.

 

IОрганизационный момент.

 

IIИзучение нового материала.

 

1. Подход к теме урока (слады сопровождающие стихами, мелодией)

 

Вступительное  слово  учителя.

-Дорогие  ребята, прежде чем  перейти к  изучению  нового  материала, вспомните, пожалуйста, с  каким  настроением, с  какими  намерениями вы  приходите  в  лес. Если  для  того, чтобы  отдохнуть  от  городской  суеты, если  идёте  с  открытой  душой  и  добрым  сердцем  для  общения  с  природой, то  милости  просим, лесная  сказка  ждёт  вас.

 ( Под  спокойную  мелодию  идёт  демонстрация  кадров, посвящённого  жизни  леса.

      (Учитель читает  стихотворение  на  фоне  кадров).

                              

  И  мы  пройдёмся  медленно  по  лесу,

      И  «здравствуй» скажем  каждому  цветку.

      И  будем  над  цветками  наклоняться       

      Не  для  того, чтоб  рвать  или  срезать,

      А  чтобы  увидеть  добрые  их  лица

      И  доброе  лицо  им  показать.

 

(На  экране -  сосновый  борт; плакучие  ивы  над  речкой, трепетная  берёзовая  роща; поляна, усыпанная  луговыми  цветами;  алые  сопки  от  цветущего  багула  (рододендрона); могучие  кедры; птичье  гнездо  с  птенцами, проворная  белочка, прыгающая  с  ветки  на  ветк… )

     

 Учитель. Лес – это  наше  национальное  богатство. Он  играет  огромную  роль  в  жизни  людей.

Каую? (регулирует  водный  обмен; поглощает  шум, диоксит  углерода, твёрдые  частицы  пыли  и, наконец, производит  кислород. 60 %  атмосферного  кислорода  вырабатывает  лес, его  называют «лёгкие  планеты»).

 

Учитель: Однако  сегодня  над  человечеством  нависла  угроза  оставить  будущее  поколение  без  «зелёного  золота».

  (Музыка  резко  обрывается,  и  на  экране  появляются  мрачные картины, кадры  лесных  пожаров.  Лесная  сказка  исчезла.  Жадные  языки  пламени  пожирают  всё  вокруг.  Обугленные  деревья, чёрная  выгоревшая  земля. густой  дым  закрыл  солнце.)

 

 Учитель.   Вы  были   свидетелями  столкновения  добра - мира  природы  с  её  красотой  и  уникальностью, и  зла,  которое  часто возникает  по  вине  человека.

 

Ребята, может кто-то догадался, какая тема нашего урока?

 

Какие цели должны поставить?

(Учитель обобщает ответы уч-ся) (запись темы в тетрадь)

 

2.Знакомство с новым материалом.

 

1)Понятие ПОЖАР.

прежде чем мы приступим к изучению нового материала, послушаем историю огня. Подготовила это сообщение Быкадорова В.

Ученик. Когда-то давно люди не знали огня, не знали ремесел, жили в пещерах и ели сырое мясо. Тогда миром правили боги, жившие на высоком Олимпе, сильные и красивые, всеведущие и всемогущие. Всего у них было в достатке. Они считали, что все блага должны принадлежать им одним. Юный Прометей, сын вольнолюбивого титана Япета. Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. Прометей с жалостью взирал на людей, страдающих от холода, болезней и невежества. И решил облегчить им жизнь, вопреки воле богов. Однажды он пришел с похожим на жезл полым тростником. Незаметно положил в тростник тлеющий уголек из очага богов. Он передал огонь людям и научил использовать его: научил готовить пищу, обжигать горшки и выплавлять металл. Взглянул однажды Зевс на землю и удивился. Люди больше не бродили стадами, и жили семьями в хижинах и домах, овладели искусствами, и если бы не смерть, против которой они были бессильны, их можно было принять за богов. В ярость пришел Зевс. Понял он, кто даровал людям огонь и знание против его воли и без его ведома. И велел он приковать Прометея к скале на высокой горе Арарат. Зевс послал своего Орла, чтобы тот каждый день прилетал на гору к прикованному пленнику и раздирал когтями его тело и клевал печень. Так как Прометей был, как и все титаны, бессмертен, за ночь страшная рана затягивалась и печень отрастала. На заре же над Кавказом вновь слышался шум гигантских крыльев. Орел опускался на Прометея, и его муки возобновлялись.

Учитель. Веками длились страдания Прометея. Но столь, же долгой была людская благодарность. Гончары и люди других огненных профессий почитали его как бога. Поэты всех времен и поколений прославляли в своих творениях Прометея как борца с несправедливостью и освободителя человечества. (Слайд № )

 С тех пор как Прометей подарил людям огонь, человечество затрачивает уйму усилий в борьбе с ним.

 

Учитель: У нас на уроке присутствуют команды:

 «СПАСАТЕЛИ» и «ЛЕСНИЧИЕ»

 

ЗАДАНИЕ 1 понятие пожара в разных источниках.

 

Учитель: "Злой огонь - огонь пожара", давайте выясним, что же такое пожар?

(В толковом словаре Даля так трактуется слово пожар. «Пожар охват и истребление огнём строения, или вообще чего-либо горючего, но в таких размерах, что огонь берёт верх над усилиями человека».

В словаре Ожегова «Пожар – пламя, широко охватившее и уничтожающее что-нибудь».)

(Слайд №)

Учитель: В Федеральном законе «О пожарной безопасности», принятом 18 ноября 1994 года Государственной думой дано следующее определение пожара. «Пожаром называется неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства».

Учитель: кто знает как называется наука которая изучает лесные пожары? (ПИРОЛОГИЯ)

 

2) Классификация пожаров и их краткая характеристика.

(Объяснение с опорой на презентацию)

Природные пожары подразделяются на: 1) Лесные; 2) Торфяные; 3) Степные; 4) Ландшафтные (травяные палы). (Слайд № 1   )

Наиболее подробно мы остановимся на лесных и торфяных пожарах.

В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, верховые и почвенные. (Слайд № 2  )

Верховой пожар (Слайд № 3  ) распространяется по кронам деревьев. Чаще всего сгорает весь древостой. Наиболее подвержены верховым пожарам хвойные молодняки, заросли кедрового стланика, хвойные насаждения на крутых склонах

Низовые пожары (Слайд № 4  ) – это горение сухого надпочвенного покрова состоящего из мхов, лишайников, вереска, черники, кустарников, подстилки (рис.9.3). При этом повреждаются подрост, подлесок, нижняя часть стволов и корни. Высота пламени до 2 – 2,5 м. Температура горения 7000°С, а иногда и больше. Скорость горения зависит от ветра, влажности и количества горючих материалов – чаще 1 км/ч, реже 3-5 км/ч. Бывают беглые пожары и устойчивые (медленные). Низовой пожар характеризуется распространением огня по напочвенному покрову. Горят лесной опад, лесная подстилка, ветки, живой покров изо мхов и травы, мелкие кусты и кора в нижней части стволов деревьев

Почвенный пожар (торфяной) (Слайд № 5  )  развивается в результате проникновения огня в нижние слои почвы, в том числе в торфяной слой. При таком пожаре сгорают корни растений, и деревья падают вершинами к центру пожара. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населенные пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных.

По интенсивности возгорания  лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные (Слайд №  6  ).  Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и особенно силы ветра. (Запись в тетрадь)

3) Закрепление в игровой форме.

ЗАДАНИЕ 2

-проанализировать статью и ответить на вопрос, какой вред приносят лесные пожары?

Статья. Природные пожары, особенно лесные и торфяные, иногда становятся для России настоящим бедствием. Сгорают гигантские площади лесных массивов, уничтожаются уникальные экосистемы.

С пожарами в атмосферу выбрасывается огромное количество дыма, содержащего такие опасные загрязнители как углекислый газ, угарный газ и окись азота. В отдельные годы этих выбросов столько же, сколько от сжигания всей перерабатываемой в России нефти. От задымления страдают жители городов и поселков. По оценкам медиков, задымление Москвы в результате лесных и торфяных пожаров летом 2002 г. могло привести к гибели более 100 человек. Особенно опасно задымление воздуха для детей первого года жизни и новорожденных. У них под воздействием дыма увеличивается частота врожденных пороков сердца и заболеваний органов дыхания.

На тушение лесных пожаров тратятся огромные по масштабам современной России средства. В самые "горячие" месяцы практически все организации лесной сферы России переключается на борьбу с пожарами, и вынужденно оставляют все остальные дела.

- на основе статистических данных нарисуйте диаграмму лесных пожаров.Ось X – годы; ось Υ – количество пожаров.

(прикрепляют на доску)

 Статистические данные: по данным Рослесхоза в 2005 году возникло 19 249 пожаров и уничтожено 844 200 га леса;  2006 год  – 22 699 пожаров, 1 300 000 га; 2007 год – 25 000 пожаров, 1 881 599 га; 2008 год – 38 588 пожаров, 4 139 517 га.

ЗАДАНИЕ 3

Из предложенных ситуаций определить по каким причинам произошёл пожар? (ситуации в конверте)

Учитель обобщает.

 

-А сейчас мы с вами немножко поиграем, ИГРА называется "Мяч соседу" нужно образовать круг, назвать любое слово или словосочетание касающее темы урока.

 

ЗАДАНИЕ 4

Минутка безопасности "Что знаю я"

-Что делать, если вы попали в зону пожара?

(из предложенных иллюстраций выстроить у доски цепочку н.п. вода, песок, игрушка, пожарный и т.д.)

 

Учитель обобщает.

 

ЗАДАНИЕ 5

"Составь пословицу" (из предложенных слов составить пословицу и прикрепить на доску дружно зачитывают)

 - Не играй кошка с огнем - лапу обожжёшь.

- От искры пожар рождается.

 

ЗАДАНИЕ 6

Творческое задание. Придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара. (уч-ся прикрепляют знаки на доску)

 

(Учитель подводит итог игры.)

 

III Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Филиал МОУ СОШ № 2 Крюковская ООШ

 

 

 

Урок по ОБЖ в 7 классе

«Лесные и торфяные пожары».

 

 

  

                                           Учитель: И.Д. Закотнова.

 

 

МОУ СОШ №2 Крюковская ООШ

 

 

             

 

 

 

Самоанализ урока ОБЖ в 7 классе

 

«Лесные и торфяные пожары».

 

 

 

 

Учитель: Закотнова И.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока ОБЖ.

 

1. Тема, задачи, тип и форма урока.       

Тема урока «Лесные и торфяные пожары».

 Цели урока:

·        Образовательные  изучение  материала по теме «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров»; ознакомление учащихся с видами природных пожаров и их разрушительным действием.

·        Развивающие – развитие познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся.

·        Воспитательные – умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; привитие навыков осторожного обращения с огнём;  ориентирование на мужество, находчивость, и самоотверженность.

Форма учебной работы – классно-урочная

Тип урока: урок формирования новых знаний. На уроке использовались объяснительно-иллюстративные методы обучения, применялись разнообразные источники приобретения знаний (словари, мультимедийные средства, иллюстрации). Осуществлялась межпредметная связь (с литературой, ИЗО, русским языком).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

         2. Место урока в системе занятий.

         Данный урок является первым в изучении темы «Лесные и торфяные пожары». Предлагаемый урок, направлен на формирование новых знаний: понятия лесные пожары, виды, классификация. На последующих уроках учащиеся приступят  к более подробному изучению темы.

3.Особенности построения урока.

         Урок построен в соответствии с программными требованиями к учащимся основной школы, изучающим ОБЖ в 7 классе.  Кроме того учитывались психологические, учебные и индивидуальные особенности учащихся класса.

         В классе 13 человек.

         По личным наблюдениям, класс - со средними способностями.

 Применение игровой и коммуникативной технологий позволило повысить активность учащихся и интерес к данному уроку.

Мною была выбрана форма работы с применением информационных технологий по представлению нового материала.

Домашнее задание ориентировано на развитие творческих способностей учащихся.

4. Характеристика урока.

Урок состоял из 7 этапов.

1.     Организационный момент.

2.Подход к теме урока (показ слайдов, сопровождающихся стихами и мелодией)

Учащиеся настраиваются на работу.

    3. Знакомство с новым материалом.

         а) Сообщение об истории возникновения огня.

б) работа с разными источниками (словари).

в)объяснение новой темы с использованием слайдов.

4. Закрепление изученного в игровой форме.  

а) анализ статьи, на основе статистических данных - построение диаграммы.

б) из предложенной ситуации, выяснить, по какой причине возник пожар?

в) минутка безопасности «что знаю я?»

г) составление из предложенных слов пословиц с объяснениями.

д) творческое задание

е) итог игры.

5. Итоги урока.

         Целью является закрепление положительных эмоций от познания нового.

6. Домашнее задание определяется в форме творческой работы.

 

 

 

 

 

 

5. Выбор содержания, методов, средств, форм обучения.

         На уроке старалась, поддерживать доброжелательную атмосферу в классе, обеспечивающую творческое сотрудничество.

         Методы мотивации: поощрение, создание нагладно-образных представлений, пробуждение познавательного интереса.

         Методы организации восприятия и применения знаний: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные.

         Метод контроля и оценки знаний: устный.

Осуществлялась связь с биологией, музыкой, ИЗО и русским языком.

6. Дидактическое оснащение урока.

 Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Презентация в PowerPoint по теме урока.

         С помощью данного дидактического материала проводилось знакомство с новым материалом, что наглядно позволило получить представление о разрушительной силе пожара .

6. Оценка урока.

         Считаю, что на уроке были созданы благоприятные условия для обучения. Предполагаю, что результатом урока будет хорошее усвоение нового материала по теме «Лесные и торфяные пожары».

 

Автор Закотнова Ирина Дмитриевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 1426
Номер материала 24251
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓