План конспект
открытого урока по ОБЖ в классе
Тема урока: Способы
разведения огня. Типы костров. Меры безопасности при разведении огня.
Цели:
Создать условия для:
- формирования представлений у учащихся о
способах разведения огня, типах костров и мерах безопасности при их разведении;
- развития умений
работать в группе, в паре, вести поиск необходимой информации;
- развития логического
мышление, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
- воспитания здорового
образа жизни;
Ход урока:
I. Организационный этап
Приветствие,
фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию,
организация внимания школьников.
II. Этап
проверки домашнего задания
1.
Тестирование 4 класс. Определение сторон горизонта по местным предметам.
Вариант
I
Выбери
один правильный ответ:
1.
В какую сторону горизонта направлена тень в полдень (в 12 часов дня)?
А)
на север
Б)
на юг
В)
на запад
Г)
на восток
2.С
какой стороны деревьев растет мох в лесу?
А)
с южной
Б)
с северной
В)
с западной
Г)
с восточной
3.
С какой стороны на хвойных деревьях выступает смола деревьев в лесу?
А)
с северной
Б)
с восточной
В)
с западной
Г)
с южной
4.
По какому небесному телу можно определить направление на север?
А)
по полярной звезде
Б)
по Луне
В)
по млечному пути
Г)
по Альфа -звезде
5.
На какую сторону горизонта указывает более крутая сторона муравейника?
А)
на западную
Б)
на южную
В)
на северную
Г)
на восточную
Вариант
II.
Тестирование 4 класс. Определение сторон горизонта по местным предметам.
Выбери
один правильный ответ:
1.В
какой стороне горизонта находится Солнце в полдень (в 12 часов дня)?
А)
в северной
Б)
в южной
В)
в западной
Г)
в восточной
2.
С какой стороны раньше спеют ягоды на кустарниках в лесу?
А)
с северной
Б)
с западной
В)
с южной
Г)
с восточной
3.
С какой стороны дерева в лесу расположены муравейники?
А)
с северной
Б)
с южной
В)
с западной
Г)
с восточной
4.
Расстояния между годовыми кольцами на спиле дерева в лесу
А)
больше с северной стороны
Б)
одинаковые
В)
больше с южной стороны
Г)
не видны
5.
С помощью какого прибора туристы определяют стороны горизонта?
А)
с помощью флюгера
Б)
с помощью барометра
В)
с помощью компаса
Г)
с помощью градусника
2.
Взаимопроверка
Вариант
I 1)А;
2)Б; 3)Г; 4)А; 5)В
Вариант
II 1)Б;
2)В; 3)Б; 4)А; 5)В
Критерии
оценивания:
5
+ - оценка 5
4
+ - оценка 4
3
+ - оценка 3
III.
Этап подготовки к изучению нового материала
Учитель:
-А теперь ребята сядьте
правильно, следите за своей осанкой. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы
попытайтесь их отгадать.
С языком – не лает,
Без зубов, а кусает.
Без рук, без ног, а бушует,
Шипит и злится, а воды боится. (огонь, костёр)
Человек отправившейся на природу с
рюкзаком. (Турист)
Как вы
думаете, какая взаимосвязь между словами огонь и турист?
Ребята,
давайте назовём тему сегодняшнего урока.
Запишем в тетрадях тему
урока «Способы разведения огня. Типы костров. Меры безопасности
при разведении
огня»
Записывают
тему урока.
-Что
бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке, какие цели поставите перед собой?
(Слайд 3) Правильно, мы сегодня научимся как правильно разжигать костёр в лесу,
узнаем какие бывают типы костров, выясним меры безопасности при разведении
огня.
Формулирование
целей урока и объявление плана урока.
IV. Этап
изучения нового материала
1.
Презентация «Типы костров». (Слайды 4,5,6)
Основные
типы костров «Шалаш», «Колодец», «Звёздный»
Огонь с древних времен был другом человека, Ученые
утверждают, что человек научился добывать огонь 50 тысяч лет назад. У северных
народов есть пословица: огонь - это
жизнь. И для древнего человека и для современного, попавшего в условия
автономного существования очень важно умение разводить костёр.
2. Ребята,
давайте представим, что вы туристы, сегодня мы заочно отправимся в лес. При
этом разделимся на две группы.
1.
Работа в группах
Учитель:
-Задание
для I группы туристов. Прочитайте внимательно текст «Как правильно
во время похода приготовить место для разведения костра?», проанализируйте
его и выполните задание, расположив в определённой
последовательности карточки с этапами приготовления места для разведения
костра.
Текст.
Как
правильно во время похода приготовить место для разведения костра?
Найти
поляну, защищенную от ветра. При выборе места для костра проследить за тем,
чтобы костёр находился минимум в 2—3 метрах (6—10 шагах) от ближайших деревьев.
Это позволит свободно ходить и сидеть вокруг костра, а также предохранит
деревья от повреждения.
Убрать листву, хвою, траву в месте
сооружения костра на 1 — 1,5 м.
Снять
дёрн на месте, где будет костёр. Это позволит сохранить траву и ликвидировать
кострище после похода (вернуть дёрн на место).
Если
есть возможность, обложить костёр камнями.
Перед
разжиганием костра необходимо приготовить растопку и дрова.
(Растопка
- это мелкие
сухие веточки, смола хвойных деревьев, сухой мох, сухая трава, лишайник)
Выполните
задание к тексту:
Соотнесите
цифры с текстом на полосках бумаги в нужной последовательности.
Учитель:
-Задание
для II группы туристов.
Прочитайте
текст и выполните практическое задание по подготовке к разведению костра.
Текст.
Как правильно развести костер.
Чтобы
развести костер, нужны спички и дрова. Но крупные поленья вы спичкой не
зажжете. Поэтому прежде, чем достать спички, соберите мелкие сухие веточки и сухую траву для растопки.
Лучшая растопка – тоненькие, сухие веточки, которые вы увидите на нижней части
стволов деревьев. Они разгораются моментально и бывают сухими даже при
небольшом дожде. Приготовив растопку, приготовьте ветки потолще. Ведь как только разгорится растопка, надо подкладывать
веточки все толще и толще. А потом уже укладывать толстые поленья.
Перед тем как разжечь костер, надо:
• заготовить растопку;
• уложить растопку под сложенный шалашиком или
колодцем мелкий сухой хворост;
• поджечь;
• сверху по мере разгорания аккуратно кладут
более толстые дрова.
• соблюдать правила пожарной безопасности.
3. Анализ работы в
группах.
4.
Работа в парах с памятками о мерах безопасности
при разведении
огня.
·
Запрещается
разводить костры в лесах в пожароопасный период;
·
Запрещается
пользоваться горючими жидкостями при разведении костра;
·
Запрещается
оставлять без присмотра костёр;
·
Запрещается
разводить костёр вблизи деревьев, палаток;
·
Уходя
с места привала костёр нужно залить водой и закрыть дёрном.
5. Физкультминутка.
«Весёлая
зарядка». Презентация.
Повторять все движения за героями в презентации с анимацией.
Музыкальное
оформление – песня «Чунга-чанга» слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского
V. Этап
проверки первичного усвоения
Практическая работа в
группах.
Конструирование типов
костров с помощью поленьев.
VI. Этап
закрепления пройденного материала
1.
Необходимый предмет для разведения огня? (Спички.)
2.Как правильно во
время похода приготовить место для разведения костра?
3.
Мелкие сухие веточки, сухая трава, березовая кора для костра, что это?
(Растопка.)
4.
На каком типе костра можно быстро вскипятить воду? (Шалаш.)
5.Вы
уходите с места стоянки. Как потушить огонь?
6.Почему
при разжигании костра крупные поленья подкладываются во вторую очередь (после
щепок лучины)?
7.
Какими способами ещё кроме спичек можно развести огонь?
8. Назовите основные правила и меры безопасности при разведении огня.
VII.
Этап информации о домашнем задании
Прочитать текст на стр. 174-179 учебника,
выучить памятку о мерах безопасности при разведении
огня, подготовить сообщение на тему «Способы добычи огня без спичек». (Слайд
7)
VIII.
Этап подведения итогов занятия
IX. Этап
рефлексии.
Учитель: - Достиг ли ты целей урока?
-
Что показалось трудным?
-Перед вами на доске будущий
костёр, и от того каким он пламенем будет гореть будет зависеть от вас. Давайте
по очереди прикрепим к костру лепестки огня, если всё понятно и цели которые
вы ставили перед собой выполнены - красного цвета, если у вас остались вопросы,
что-то осталось непонятным- жёлтого цвета.
- Все молодцы костер «горит» у
нас только красным пламенем! Спасибо за урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.