Главная / Русский язык и литература / Разработка открытого урока "Марина Ивановна Цветаева. Трагичность судьбы…"

Разработка открытого урока "Марина Ивановна Цветаева. Трагичность судьбы…"

Тема урока: "Марина Ивановна Цветаева. Трагичность судьбы…"

Цель урока:знакомство обучающихся с творчеством и трагичностью судьбы М.И.Цветаево

Задачи урока:

Образовательная: Показать исключительность дарования , трагическое величие М.Цветаево

Развивающая: Развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству М.И.Цветаевой и к литературе в целом, их творческие способности с учетом их индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации, навыки выразительного чтения лирического произведения, исследовательской работы, интеллект.

Воспитательная: Воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности.

Тип урока: Урок-исследование

Методы обучения:словесный, наглядный, частично-поисковый

Виды самостоятельной работы на уроке:выразительное чтение стихотворений, индивидуальные сообщения, практическая работа

Материально-техническое оснащение урока: Презентация, видеоролики, раздаточный материал

Ход и содержание урока

Слайд 1

Преподаватель: В мае 1913 года Цветаева (ей 21 год) пишет провидческое стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» (видеофрагмент)

Слайд 2

Последние строки этого стихотворения стали эпиграфом нашего урока (перечитываю ещё раз).

Слайд 3



Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

М. Цветаева

Преподаватель: И вот черёд настал. И сегодня мы поговорим о судьбе Марины Ивановны Цветаевой; попробуем разобраться, почему поэт, уверенный в будущей жизни своих стихов, в 48 лет просит взять себя на должность посудомойки, а через 5 дней заканчивает жизнь самоубийством; попытаемся понять её сложнейший поэтический мир. Вам предстоит проделать исследовательскую работу, в ходе которой вы заполните таблицы, лежащие на столах. И главное – нам нужно найти ответ на вопрос: «Что определило трагичность судьбы и творчества Марины Цветаевой?» Слайд 4

Преподаватель: В 24 года Цветаева пишет стихотворение о дне своего рождения «Красною кистью…(звучит стихотворение)

Слайд 5

Преподаватель: С этих пор рябина навсегда вошла в её стихи. Пылающая и горькая на излёте осени, она стала символом её судьбы, тоже, будто переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.

- Преподаватель: Каким же человеком была Марина Цветаева?

- Преподаватель: Серьезно писать М.И. Цветаева начала в 16 лет. Тогда же были впервые опубликованы ее стихотворения. Первая книга — «Вечерний альбом» — вышла в 1910 году. Читателя поразила не только естественность всего, о чем рассказывала М.И. Цветаева, но и ее доверительное и доверчивое отношение ко всем, кто будет читать эти стихи. Эту книжку выделили М.А. Волошин, В.Я. Брюсов, Н.С. Гумилев. Последний писал: «...нова смелая (иногда чрезмерно) интимность; новы темы, например, детская влюбленность; ново непосредственное, безумное любование пустяками жизни». Слайд 6

Было ясно, что на горизонте русской поэзии появился поэт, непохожий на других и никому не подражающий. С самого начала М.И. Цветаева была сама по себе, «одна из всех». Часто ей говорили: « Кто так делает?» А она с вызовом отвечала: « Я – Кто!»

Воспоминания о Марине Ивановне противоречивы, как и она сама. Послушайте стихотворение «Душа и имя» Слайд 7

Душа и имя



Пока огнями смеется бал,

Душа не уснет в покое.

Но имя Бог мне иное дал:

Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох

Забыть не могу тоски я.

Мечты иные мне подал Бог:

Морские они, морские!

Поет огнями манящий зал,

Поет и зовет, сверкая.

Но душу Бог мне иную дал:

Морская она, морская!





_подумайте, каковы истоки этих противоречий.

- Преподаватель: Уже в этом стихотворении проявляется противоречие . В чём оно выражается? (противоречие внутреннее, спор с миром, несогласие с мирскими радостями, не успокоенность) Стремление к другим далям – вот основа характера поэта.

Итак, Марина Цветаева – натура противоречивая и сложная. Каковы истоки характера поэта? Восстановим события её жизни Слайд 8

Слайд 9 Детство Марины Цветаевой

- Заполняем первую графу таблицы и думаем над вопросом: «Каким был мир детства Марины Цветаевой?» (

Преподаватель:- Послушайте стихотворение «Книги в красном переплёте» слайд 10

Чтение стихотворения наизусть студентом

Книги в красном переплете



Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплёте.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тот час же к вам, бывало,

- Уж поздно!- Мама, десять строк!...-

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки...

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет, в воздухе свежо...

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры...

Кладбище... Вещий крик совы....

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приемыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком - корона...

Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:

"Позвольте, я наследник трона!"

Ушел во тьму, кто в ней возник.

Британии печальны судьбы...

- О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О золотые имена:

Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!





Преподаватель:- Какими эпитетами можно охарактеризовать мир детства Марины Цветаевой? (росла вне реальности; её мир – книг, романтический, фантастический, нереальный).

Преподаватель:- В 17 лет Марина Цветаева пишет стихотворение «Молитва» (студент читает наизусть, текст на столах)

слайд 11 «Молитва»

Чтение стихотворения наизусть студентом

Молитва



Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.



Ты мудрый, Ты не скажешь строго:

- "Терпи, еще не кончен срок".

Ты сам мне подал - слишком много!

Я жажду сразу - всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

и амазонкой мчаться в бой;



Гадать по звездам в черной башне,

Вести детей вперед, сквозь тень...

Чтоб был легендой - день вчерашний,

Чтоб был безумьем - каждый день!

Люблю и крест, и шелк, и каски,

Моя душа мгновений след...

Ты дал мне детство - лучше сказки

И дай мне смерть - в семнадцать лет!





- Какими желаниями полна лирическая героиня?



- Что есть детство для неё?

- Преподаватель: Почему же, любя свой мир, она просит смерти в 17 лет? (неизвестность взрослой жизни пугает её, невозможность достичь сразу всех высот)

- Так что же ждёт Марину Цветаеву во взрослой жизни?

- Преподаватель: Посмотрите видеофильм и заполните вторую графу таблицы.

Слайд 12 Видеофрагмент 2 (встреча с Сергеем Эфроном)

- Преподаватель: Своему мужу Сергею Эфрону Марина посвящает стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо…». Вслушайтесь в слова стихотворения, подумайте, какие качества ценит в людях Марина Цветаева? (рыцарство, благородство, честь, смелость).

Чтение стихотворения наизусть студентом



Я с вызовом ношу его кольцо

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге.-

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.



Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно - великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.



Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями распахнутых бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна.

- Всем вам, кто жил и умирал без страху.

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы - и идут на плаху.



- Преподаватель: Это стихотворение перекликается с другим, вошедшим в нашу жизнь как гимн настоящим мужчинам. Цветаева посвятила его мужу, послушайте его «Генералам двенадцатого года» (романс).

Слайд 13 «Генералам двенадцатого года» (романс).

- Преподаватель: Итак, понятия ЧЕСТЬ и БЛАГОРОДСТВО – ключевые слова в мировоззрении Цветаевой, и она не расстаётся с ними даже в страшные годы своей жизни, о которых нам расскажет_________. Слушая сообщение, заполняем третью графу таблицы.

Индивидуальное сообщение студента об отъезде Эфрона за границу, смерти младшей дочери.

С приходом 1917 года душа М.И. Цветаевой раскололась надвое: одна половина оставалась в Москве с детьми (к этому времени у нее были дочери Ариадна и Ирина), повседневными заботами, с новыми интересами... Другая — плутала за мужем по полям Гражданской войны, любила, страдала, тосковала, истекала кровью...

До революции М.И. Цветаева жила в весьма замкнутом кругу университетской, литературной и театральной элиты. Теперь нужда заставила ее стоять в очередях и ходить по базарам — вступать в непосредственные отношения с народом. Особенно тяжелой была зима 1919/20 года, когда М.И. Цветаева была не и состоянии прокормить и обогреть детей и отдала их в приют, где им пообещали полное обеспечение.

М.Цветаева вынуждена была жить, как и миллионы других, среди голода и нищеты, холода и смерти. В декабре 1920 года в переполненном зале Политехнического музея М.Цветаева читала свои стихи: Слайд 14«Пригвождена к позорному столбу…»

Стихотворение «Пригвождена к позорному столбу…»


Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что — невинна.



Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою — за счастьем.



Пересмотрите всё мое добро,

Скажите — или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей руке — лишь горстка пепла!



И это всё, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.



По уже через несколько недель приходится забрать домой тяжело заболевшую Алю; два месяца она находится между жизнью и смертью. А вскоре в приюте умерла Ирина. В это время М.И. Цветаева ничего не знала о судьбе мужа. Уезжавшего в 1921 году за границу Илью Эренбурга она просит разузнать о нем, разыскать его, если уцелел. Безмерным сосредоточением на мысли о муже М.И. Цветаева словно «вымолила» у судьбы его жизнь. Она получила от него письмо и поняла, что может вернуться к жизни. Но это событие предопределило долгую, 17-летнюю, ее разлуку с Россией.

Никаких колебаний не было. Белый офицер не мог вернуться в красную Москву. Выбора не оставалось...

Преподаватель:- С этим периодом жизни Цветаевой связано стихотворение «Две руки, легко опущенные…» Слайд 15 фото с мужем и детьми

Чтение стихотворения наизусть студентом

«Две руки, легко опущенные...»



Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были - по одной на каждую -

Две головки мне дарованы.



Но обеими - зажатыми -

Яростными - как могла! -

Старшую у тьмы выхватывая -

Младшей не уберегла.

Две руки - ласкать - разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки - и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.



Светлая - на шейке тоненькой -

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем непонято,

Что дитя мое в земле.



Преподаватель

- Какие чувства переполняют душу лирической героини?

- Какими качествами она должна обладать, чтобы справиться с этими чувствами?

Преподаватель Итак, Марина Цветаева – офицерская жена, ничего не знавшая о муже с 1917 по 1921 годы, потерявшая дочь, безусловно, обладала мужеством, силой духа и … необыкновенным благородством, способностью к всепрощению. Смысл её жизни – жить ради других. Сама Цветаева писала: «Нельзя бросать человека в беде, я с этим родилась».

В ноябре 1921 года Марина Цветаева пишет стихотворение «Молодость» - своеобразное прощание со своей юностью. Поэту 29 лет.

Чтение стихотворения наизусть студентом



Молодость моя! Моя чужая

Молодость! Мой сапожок непарный!

Воспаленные глаза сужая,

Так листок срывают календарный.



Ничего из всей твоей добычи

Не взяла задумчивая Муза.

Молодость моя! - Назад не кличу-

Ты была мне ношей и обузой.



Ты в ночи нашептывала гребнем,

Ты в ночи оттачивала стрелы.

Щедростью твоей давясь, как щебнем,

За чужие я грехи терпела.

Скипетр тебе вернув до сроку --

Что уже душе до яств и брашна!

Молодость моя! Моя морока-

Молодость! Мой лоскуток кумашный!



18 ноября 1921



- Каков жизненный контекст создания этого стихотворения?

Преподаватель Стихотворение написано двадцатидевятилетней Мариной Цветаевой, уже сложившимся, известным поэтом, человеком, пережившим и революционные вихри, и голод, и разлуку с мужем, и смерть маленькой дочери Ирины. Порой ее настигало полное отчаяние: «Мне начинает казаться, что Сереже я - без Ирины - вовсе не нужна, что лучше было бы, чтобы я умерла, - достойнее! - Мне стыдно, что жива. - Как я ему скажу? И с каким презрением я думаю о своих стихах».

В 1921 году уходят из жизни поэты цветаевского поколения: 2 августа арестован и вскоре расстрелян Николай Гумилев, 7 августа умер Александр Блок. Москва кажется Цветаевой «чудовищной»: «Общий закон жизни - беспощадность. Никому ни до кого нет дела»)

- Итак, Марина Ивановна, окончательно простившаяся с молодостью, принявшая новое своё мироощущение, в мае 1922 года едет к мужу за границу. Там происходит долгожданная встреча Цветаевой и Эфрона. Но чем встретит поэта русская эмиграция? Какую позицию поэта и человека придётся занять Цветаевой? - Чем занимается Цветаева за границей?

Слайд 16 «Цветаева в эмиграции»

Индивидуальное сообщение

Слушая сообщение заполняем четвёртую графу таблицы.

В мае 1922 года М. Цветаева с дочерью покинула родину. 7 июня они встретились с С. Эфроном на берлинском вокзале, куда он приехал из Праги.

«Долго, долго, долго стояли они, намертво обнявшись, и только потом стали медленно вытирать друг другу щеки, мокрые от слез...» — такой запомнила эту встречу дочь М.И. Цветаевой.

Жизнь за границей (в Чехии, затем во Франции) была трудной. В эмигрантском Париже поэтесса явно пришлась не ко двору. В лучшем случае ее терпели в газетах и журналах, где она могла печататься, и сотрудничество ее часто происходило в условиях, казавшихся ей оскорбительными. Она не заняла никакого места в эмигрантском «обществе» с его салонами, политическими и литературными, где все знали друг друга... «Она была дичком, чужой, вне группы, вне личных и семейственных связей и резко выделялась и своим обликом, и речами, и поношенным платьем, и неизгладимой печатью бедности* — таково свидетельство критика М. Слонима.

Материальное положение резко ухудшилось с начала 1928 года. Из семейного меню исчезло мясо; сливочное масло полагалось только маленькому сыну; сладкое уже не полагалось никому. Счастьем было то, что за год до того удалось издать книгу стихотворений, написанных после отъезда из Москвы — «После России». Увы, книга оказалась последней: за 17 лет эмиграции при неустанной работе и необычайной плодовитости М.И. Цветаевой других у нее так и не появилось. Ни поэтических, ни прозаических. Не принесла ни франка и эта; впрочем, другого и не ждали.

Иногда М.И. Цветаева выступала на литературных вечерах. Такой ее запомнила одна из знакомых в 1931 году: «...Передо мной была немолодая, небрежно и неумело одетая женщина. От нес веяло неуютом и полной неприспособленностью к жизни. Неровно подстриженные волосы спереди челкой доходили до бровей. От этого лицо теряло свои естественные пропорции, становилось тяжелым и некрасивым. Только глаза были умные, задумчивые и смотрели далеко. Меня чрезвычайно мучил... разрыв между реальной М. Цветаевой и той, чудесной, из стихов...»

Конечно, выручка от этих вечеров была подспорьем в бюджете семьи и позволяла летом уехать к морю или оплатить квартирный взнос. Но билеты расходились в основном дешевые, о чем М.И. Цветаева говорила так: «...любящие — не имеют, имеющие — не любят». Все, знавшие М.И. Цветаеву в Париже, вспоминали о ее вопиющей нищете. С 1933—1934 годов по инициативе одной из ее знакомых был лаже организован Комитет помощи М.И. Цветаевой. Она буквально билась с бытом: переезжала с квартиры на квартиру, ища подешевле, сама стирала, готовила, штопала, перешивала одежду, экономила на продуктах, на топливе, на транспорте, но при этом учила детей в хороших школах, заботилась о здоровье, воспитании. Дети составляли такую же огромную часть ее жизни, как и поэзия, в тяжелые минуты отодвигая поэзию на второй план.

Между тем в семье назревал разлад, причиной которого была деятельность С. Эфрона в евразийской организации. В 1932 году М.И. Цветаева сетовала: «С.Я. совсем ушел в Сов. Россию, ничего другого не видит, а в ней видит только то, что хочет». Хуже всего для М.И. Цветаевой было то, что идеи отца поддерживали дети, даже маленький сын. Она мало знала о практической работе мужа, но ясно видела, что он от нее уходит, уже ушел.

В 1931 году С. Эфрон подал просьбу о возвращении на родину, а в 1932-м был завербован советскими спецслужбами.

Итак, муж и дочь вернулись в Советский Союз, М.И. Цветаева же с сыном оставались за границей, хотя жила она уже в полном отречении от себя. Как и ранее, долг вел ее за мужем.

Преподаватель - М. Цветаева не только не сдаётся, а трудится, формулируя свои позиции в поэзии, свою программу действий. - Послушайте стихотворение «Вскрыла жилы…» (наизусть читает студент), подумайте над вопросами (на столах у каждого):



Вскрыла жилы: неостановимо,

Невосстановимо хлещет жизнь.

Подставляйте миски и тарелки!

Всякая тарелка будет - мелкой,

Миска - плоской.

Через край - и мимо

В землю черную, питать тростник.

Невозвратно, неостановимо,

Невосстановимо хлещет стих.



- С чем сравнивается процесс творчества в стихотворении?

- При помощи каких средств достигается эмоциональное напряжение?

- Какие три понятия, связанные с жизнью художника, соединены в этом стихотворении?

- Каким человеком предстаёт перед вами М.Цветаева в данном сочинении?

(Непримиримая, сильная, борющаяся Цветаева предстаёт в этом стихотворении).

- Но мы уже отмечали, что смысл её жизни не только в поэзии, а в стремлении жить ради близких людей. И М. Цветаева вновь жертвует собой. Если муж в России, что ей делать за границей?

- Послушайте стихотворения “Лучина”,1931 г. (наизусть читает студент) и “Родина”, 1932 г. (наизусть читает студент)

Чтение стихотворения наизусть студентом

Лучина



До Эйфелевой - рукою

Подать! Подавай и лезь.

Но каждый из нас - такое

Зрел, зрит, говорю, и днесь

Что скушным и некрасивым

Нам кажется <ваш> Париж.

"Россия моя, Россия,

Зачем так ярко горишь?"



Июнь 1931



Чтение стихотворения наизусть студентом

Родина (1931)



О неподатливый язык!

Чего бы попросту -- мужик,

Пойми, певал и до меня:

-- Россия, родина моя!



Но и с калужского холма

Мне открывалася она --

Даль -- тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!



Даль, прирожденная, как боль,

Настолько родина и столь

Рок, что повсюду, через всю

Даль -- всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: "Вернись

Домой!"

Со всех -- до горних звeзд

Меня снимающая мест!



Недаром, голубей воды,

Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь, --

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля --

Гордыня, родина моя!



Подумайте, каким чувством наполнены они?

- Какие новые качества человека М.Цветаевой раскрываются в них? (искренность, патриотизм, национальная гордость…) Слайд 17 тоска по Родине

- Но такая ли Россия ждёт по возвращении поэта?

Индивидуальное сообщение Жизнь Цветаевой по возвращении в Россию. Слайд 18

Возвращение

В 1939 году М.И. Цветаева с сыном вновь оказались в родной Москве. Они поселились на казенной даче НКВД в Болшеве под Москвой, где жили Сергей Яковлевич и Аля и где в ночь с 27 на 28 августа 1939 года была арестована Ариадна, а 10 октября и С. Эфрон. Его обвиняют в связях с иностранной разведкой, он снова и снова повторяет, что был секретным сотрудником НКВД и виновным себя не признает.

Долг перед близкими заставлял М.И. Цветаеву заботиться о заработке, налаживать литературные связи, строить рациональные планы на будущее. Силы были на исходе. «Я раньше умела писать стихи, но теперь разучилась», — говорила она за несколько дней до смерти.

Цветаева боролась за жизнь в одиночку, без работы, без друзей, без жилья. Спасение было в творчестве. Бездомная, потерявшая близких, ощущая себя никому не нужной, она несла свой крест. Надо было держаться ради сына. И она держалась, из последних сил, но держалась.

«Пока ты поэт, тебе гибели в стихии нет, ибо все возвращает тебя и стихию стихий: слово... Гибель поэта — отрешение от стихий. Проще сразу перерезать себе жилы» — так говорила поэтесса еще в 1930 году. Отказ от творчества и был для поэта отказом от жизни, ибо, по М.И. Цветаевой, никакой иной жизни у него быть не могло. 8 августа 1941 года Б.Пастернак и В.Боков отправили М.Цветаеву в эвакуацию в Елабугу. Органы НКВД не спускали с неё глаз, пытались шантажировать, склонять к сотрудничеству. Через несколько дней М.Цветаева в состоянии, близком к отчаянию, уехала в Чистополь на поиски работы. В августе 1941 года она пишет заявление:

В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года».

Но получила отказ. Жизнь обрушилась лавиной, не оставляя ни одного уступа, чтобы зацепиться

31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме, куда вместе с сыном была определена на постой.

Слайд 19 Записка сыну

Записка сыну:

Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.

Слайд 20-21 могила, дом в Елабуге

Преподаватель.

Сергей Эфрон пережил ее на 45 дней. Когда на суде слушалось дело С. Эфрона, шла война с Германией. Приговор был: «Подвергнуть высшей мере наказания...» Последними его словами было: «Я не был шпионом, я был честным агентом советской разведки». Тех, кто был осужден вместе с С. Эфроном, расстреляли быстро, он же просидел в камере смертников еще 102 дня. 16 октября 1941 года, когда немецкие войска стояли в пригородах Москвы, НКВД продолжал свою работу. В этот день С. Эфрон был расстрелян. Но М.И. Цветаева уже не узнала об этом. Слайд 22 «Идешь на меня похожий»

В годы массовых реабилитаций Сергей Яковлевич и Ариадна Сергеевна Эфрон были реабилитированы «за отсутствием состава преступлений».

Преподаватель Давайте закончим наше исследование. Посмотрим, как вы заполнили таблицы. Слайд 23

Этапы жизни

Год

Характер и человеческие принципы Марины

эпитеты

1.

Мир детства Марины Цветаевой

26.09.1892 – лето 1912

росла вне реальности; её мир – книги, неизвестность взрослой жизни пугает её, невозможность достичь сразу всех высот

романтический, фантастический, нереальный)

«детство - лучше сказки»

2.

Встреча с С.Эфроном

1912


рыцарство, благородство, честь, смелость


«В его лице я рыцарству верна

»

3.

Отъезд Эфрона за границу, смерть младшей дочери

1917-1922

Непримиримая, сильная, борющаяся

«Пригвождена к позорному столбу»

Эпитеты, характеризующие то время. (Жестокое, непонятное, трагическое…)

4.

Цветаева за границей

1922-1939

«Я здесь никому не нужна», её жизни не только в поэзии, а в стремлении жить ради близких людей. И М. Цветаева вновь жертвует собой. Ей «некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться», «одна всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей...».

Даль, прирожденная, как боль

Сей руки своей лишусь, --

Хоть двух! Губами подпишусь




5.

Возвращение на родину

1939-1941

Бездомная, потерявшая близких, ощущая себя никому не нужной, она несла свой крест.

Ответ один – отказ



Ответьте на логическое задание урока: что же определило трагичность судьбы и творчества М.И.Цветаевой? (время, эпоха, характер поэта, её принципы)

Слайд 24 «Уж сколько их упало в эту бездну»

- Подберите эпитеты, характеризующие то время. (Жестокое, непонятное, трагическое…)

- Слайд 25 портрет

Когда Б.Л.Пастернак узнал о возвращении М. Цветаевой в Россию, он сказал: “Зря она вернулась, не ко времени, - а потом подумал и добавил, - а когда же будет время в наше безвременье?”

Мария Иосифовна Белкина писала: “Она была наделена огромным талантом поэта, именно поэта. Но этот талант господь вложил в хрупкую оболочку, и эта оболочка не выдержала”.

- Но почему же не могла молчать М.И.Цветаева? (она – Поэт)

- Да, она – ПОЭТ, стихам которого уже «настал свой черёд»!

Слайд 26-27 - Мы продолжим работу по анализу произведений М.И.Цветаевой на следующем уроке.

Выполнение практического задания

Домашнее задание:

1. Наизусть понравившееся стихотворение.

2. Эссе .М.И. Цветаева – трагический избранник времени.

































Практическая часть урока

Задание 1



Душа и имя


Пока огнями смеется бал,

Душа не уснет в покое.

Но имя Бог мне иное дал:

Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох

Забыть не могу тоски я.

Мечты иные мне подал Бог:

Морские они, морские!

Поет огнями манящий зал,

Поет и зовет, сверкая.

Но душу Бог мне иную дал:

Морская она, морская!



Прочитайте стихотворение. Подумайте, каковы истоки противоречий поэта?




Задание 2

Молитва


Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.


Ты мудрый, Ты не скажешь строго:

- "Терпи, еще не кончен срок".

Ты сам мне подал - слишком много!

Я жажду сразу - всех дорог!


Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

и амазонкой мчаться в бой;


Гадать по звездам в черной башне,

Вести детей вперед, сквозь тень...

Чтоб был легендой - день вчерашний,

Чтоб был безумьем - каждый день!


Люблю и крест, и шелк, и каски,

Моя душа мгновений след...

Ты дал мне детство - лучше сказки

И дай мне смерть - в семнадцать лет!




- Какими желаниями полна лирическая героиня?


- Что есть детство для неё?


Задание №3.


Я с вызовом ношу его кольцо

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге.-

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.


Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно - великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.


Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями распахнутых бровей -

Две бездны.


В его лице я рыцарству верна.

- Всем вам, кто жил и умирал без страху.

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы - и идут на плаху


- Какие качества ценит в людях Марина Цветаева?


Задание № 4

«Две руки, легко опущенные...»


Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были - по одной на каждую -

Две головки мне дарованы.

Но обеими - зажатыми -

Яростными - как могла! -

Старшую у тьмы выхватывая -

Младшей не уберегла.

Две руки - ласкать - разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки - и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.


Светлая - на шейке тоненькой -

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем непонято,

Что дитя мое в земле.


- Какие чувства переполняют душу лирической героини?

- Какими качествами она должна обладать, чтобы справиться с этими чувствами?




Задание №5

«Молодость»


Молодость моя! Моя чужая

Молодость! Мой сапожок непарный!

Воспаленные глаза сужая,

Так листок срывают календарный.

Ничего из всей твоей добычи

Не взяла задумчивая Муза.

Молодость моя! - Назад не кличу-

Ты была мне ношей и обузой.

Ты в ночи нашептывала гребнем,

Ты в ночи оттачивала стрелы.

Щедростью твоей давясь, как щебнем,

За чужие я грехи терпела.

Скипетр тебе вернув до сроку --

Что уже душе до яств и брашна!

Молодость моя! Моя морока-

Молодость! Мой лоскуток кумашный!


18 ноября 1921



  1. Каков жизненный контекст создания этого стихотворения?

  2. На что сразу обращаешь внимание при чтении? (многократность повторений-обращений: «Молодость моя!», обилие восклицательных знаков и в конце, и в середине строк)

  3. Какова интонация стихотворения? (Двойственное впечатление остается от интонации: взвинченно-веселой, даже надрывной, отчаянной)

  4. Какова композиция? (стихотворение разделено на две части по четыре катрена всего двумя датами - двумя днями)

  5. Какой эпитет передаёт психологическое состояние лирической героини? («моя чужая молодость»)

  6. Как называет лирическая героиня молодость, как обращается к ней? (Молодость уже «сестра», близкий и дорогой человек, у которого можно искать утешения. Всё ласковее обращения: «ласточка», «моя голубка», «золотце моё», всё тревожнее голос, всё сильнее желание остановить мгновение).


Задание №6 Стихотворение «Вскрыла жилы…»

Вскрыла жилы: неостановимо,

Невосстановимо хлещет жизнь.

Подставляйте миски и тарелки!

Всякая тарелка будет - мелкой,

Миска - плоской.

Через край - и мимо

В землю черную, питать тростник.

Невозвратно, неостановимо,

Невосстановимо хлещет стих.


  1. С чем сравнивается процесс творчества в стихотворении?

  2. При помощи каких средств достигается эмоциональное напряжение?

  3. Какие три понятия, связанные с жизнью художника, соединены в этом стихотворении?

  4. Каким человеком предстаёт перед вами М.Цветаева в данном сочинении?


Задание № 7

Лучина

До Эйфелевой - рукою

Подать! Подавай и лезь.

Но каждый из нас - такое

Зрел, зрит, говорю, и днесь

Что скушным и некрасивым

Нам кажется <ваш> Париж.

"Россия моя, Россия,

Зачем так ярко горишь?"


Июнь 1931



Родина


О неподатливый язык!

Чего бы попросту -- мужик,

Пойми, певал и до меня:

-- Россия, родина моя!


Но и с калужского холма

Мне открывалася она --

Даль -- тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!


Даль, прирожденная, как боль,

Настолько родина и столь

Рок, что повсюду, через всю

Даль -- всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: "Вернись

Домой!"

Со всех -- до горних звeзд

Меня снимающая мест!


Недаром, голубей воды,

Я далью обдавала лбы.


Ты! Сей руки своей лишусь, --

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля --

Гордыня, родина моя!


(1931)


- Подумайте, каким чувством наполнены они?

- Какие новые качества человека М.Цветаевой раскрываются в них?



Материал к уроку «Марина Ивановна Цветаева. Трагичность судьбы…»

Таблица

Этапы жизни

Год

Характер и человеческие принципы Марины

эпитеты

1.

Мир детства Марины Цветаевой














2.

Встреча с С.Эфроном












3.

Отъезд Эфрона за границу, смерть младшей дочери














4.

Цветаева за границей














5.

Возвращение на родину




















Практическая работа

Задание 1



Душа и имя


Пока огнями смеется бал,

Душа не уснет в покое.

Но имя Бог мне иное дал:

Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох

Забыть не могу тоски я.

Мечты иные мне подал Бог:

Морские они, морские!

Поет огнями манящий зал,

Поет и зовет, сверкая.

Но душу Бог мне иную дал:

Морская она, морская!



Прочитайте стихотворение. Подумайте, каковы истоки противоречий поэта?




Задание 2

Молитва


Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.


Ты мудрый, Ты не скажешь строго:

- "Терпи, еще не кончен срок".

Ты сам мне подал - слишком много!

Я жажду сразу - всех дорог!


Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

и амазонкой мчаться в бой;


Гадать по звездам в черной башне,

Вести детей вперед, сквозь тень...

Чтоб был легендой - день вчерашний,

Чтоб был безумьем - каждый день!


Люблю и крест, и шелк, и каски,

Моя душа мгновений след...

Ты дал мне детство - лучше сказки

И дай мне смерть - в семнадцать лет!




  1. Какими желаниями полна лирическая героиня?


  1. Что есть детство для неё?


Задание №3.


Я с вызовом ношу его кольцо

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге.-

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.


Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно - великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.


Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями распахнутых бровей -

Две бездны.


В его лице я рыцарству верна.

- Всем вам, кто жил и умирал без страху.

Такие - в роковые времена -

Слагают стансы - и идут на плаху


  1. Какие качества ценит в людях Марина Цветаева?


Задание № 4

«Две руки, легко опущенные...»


Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были - по одной на каждую -

Две головки мне дарованы.

Но обеими - зажатыми -

Яростными - как могла! -

Старшую у тьмы выхватывая -

Младшей не уберегла.

Две руки - ласкать - разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки - и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.


Светлая - на шейке тоненькой -

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем непонято,

Что дитя мое в земле.


  1. Какие чувства переполняют душу лирической героини?

  2. Какими качествами она должна обладать, чтобы справиться с этими чувствами?


Задание №5

«Молодость»


Молодость моя! Моя чужая

Молодость! Мой сапожок непарный!

Воспаленные глаза сужая,

Так листок срывают календарный.

Ничего из всей твоей добычи

Не взяла задумчивая Муза.

Молодость моя! - Назад не кличу-

Ты была мне ношей и обузой.

Ты в ночи нашептывала гребнем,

Ты в ночи оттачивала стрелы.

Щедростью твоей давясь, как щебнем,

За чужие я грехи терпела.

Скипетр тебе вернув до сроку --

Что уже душе до яств и брашна!

Молодость моя! Моя морока-

Молодость! Мой лоскуток кумашный!


18 ноября 1921


  1. Каков жизненный контекст создания этого стихотворения?

  2. На что сразу обращаешь внимание при чтении?

  3. Какова интонация стихотворения?

  4. Какова композиция?

  5. Какой эпитет передаёт психологическое состояние лирической героини? («моя чужая молодость»)

  6. Как называет лирическая героиня молодость, как обращается к ней?


Задание №6 Стихотворение «Вскрыла жилы…»



Вскрыла жилы: неостановимо,

Невосстановимо хлещет жизнь.

Подставляйте миски и тарелки!

Всякая тарелка будет - мелкой,

Миска - плоской.

Через край - и мимо

В землю черную, питать тростник.

Невозвратно, неостановимо,

Невосстановимо хлещет стих.



  1. С чем сравнивается процесс творчества в стихотворении?

  2. При помощи каких средств достигается эмоциональное напряжение?

  3. Какие три понятия, связанные с жизнью художника, соединены в этом стихотворении?

  4. Каким человеком предстаёт перед вами М.Цветаева в данном сочинении?


Задание № 7

Лучина

До Эйфелевой - рукою

Подать! Подавай и лезь.

Но каждый из нас - такое

Зрел, зрит, говорю, и днесь

Что скушным и некрасивым

Нам кажется <ваш> Париж.

"Россия моя, Россия,

Зачем так ярко горишь?"


Июнь 1931






Родина



О неподатливый язык!

Чего бы попросту -- мужик,

Пойми, певал и до меня:

-- Россия, родина моя!


Но и с калужского холма

Мне открывалася она --

Даль -- тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!


Даль, прирожденная, как боль,

Настолько родина и столь

Рок, что повсюду, через всю

Даль -- всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: "Вернись

Домой!"

Со всех -- до горних звeзд

Меня снимающая мест!


Недаром, голубей воды,

Я далью обдавала лбы.


Ты! Сей руки своей лишусь, --

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля --

Гордыня, родина моя!


(1931)




  1. Подумайте, каким чувством наполнены они?

  2. Какие новые качества человека М.Цветаевой раскрываются в них?















Предложена Презентация для открытого урока по русской литературе "Марина Ивановна Цветаева. Трагичность судьбы…" в профессиональном колледже. По типу - это урок-исследовани. В презентации использованы фото и видеоматериалы, найденные в интернете. В ходе урока студентам предложено выполнить практическое задание ,  заполнить таблицу, где трагические этапы жизни поэтессы прослеживаются через ее творчество, и сделать вывод урока: что же определило трагичность судьбы и творчества М.И.Цветаевой?

Разработка открытого урока "Марина Ивановна Цветаева. Трагичность судьбы…"
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект открытого урока по русской литературе в профессиональном лицее для студентов второго курса "Марина Ивановна Цветаева. Трагичность судьбы…" По типу - это урок-исследовани. При проведении урока использованы Презентация, а также  фото и видеоматериалы, найденные в интернете. В  ходе урока студентам предложено выполнить практическое задание ,  заполнить таблицу, где трагические этапы жизни поэтессы прослеживаются через ее творчество, и сделать вывод урока: что же определило трагичность судьбы и творчества М.И.Цветаевой?

 

Автор Исакова Татьяна Петровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 489
Номер материала 36871
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓