Главная / Физика / Разработка открытого урока по теме: "Сообщающиеся сосуды"

Разработка открытого урока по теме: "Сообщающиеся сосуды"

Урок физики в 7-м классе

Тема: «Сообщающиеся сосуды»

Цели: Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.

Задачи урока:

Образовательная:

  • повторить формулу для расчета гидростатического давления

  • дать понятие сообщающихся сосудов

  • продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах;

Развивающая:

  • формировать умения анализировать

  • устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала

  • находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе

Воспитательная:

  • воспитание аккуратности, умения слушать и быть услышанным.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, различные виды сообщающихся сосудов, рисунки для опроса.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.



План урока

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

1. Организационный момент.

1 -2

Рассказ учителя.

2. Актуализация знаний.

2

Опрос по группам.

3. Изучение нового материала.

10 - 15

Беседа. Записи на доске и в листах. Проведение эксперимента. Обсуждение результатов.

4. Развитие знаний при решении творческих задач.

5

Решение экспериментальных задач.

5. Закрепление полученных знаний.

5

Индивидуальная работа с тестами.

6. Подведение итогов.

5-6

Выделение главного учителем.

7. Домашнее задание.

1

Запись на доске.



Ход урока (класс разделен на три группы).

  1. Видеофрагмент поющего фонтана (файл «Фонтаны» в папке « Итоговая работа»).

Сегодня мы с вами узнаем как устроены фонтаны, а также другие полезные и красивые вещи. А также что объединяет фонтан, чайник, водопровод в вашем доме, шлюз и лейку. (Слайд 1).


  1. Но, как и в большинстве случаев, чтобы узнать что-то новое, нужно сначала вспомнить старое. У вас на столах лежат “Картинки”, под ними вы найдете вопросы, на которые каждая группа должна дать ответ. На размышление минута.

C:\Users\Физика\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\222222222222222222.png

Какой закон проявляется на этом опыте?

Какова формулировка этого закона? (Слайд 2)

C:\Users\Физика\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\222222222222222222.png


Почему вода вытекает из отверстий? Из чего следует, что давление воды увеличивается с глубиной? (Слайд 3)

C:\Users\Физика\Desktop\222222222222222222.png



В трех сосудах с одинаковой площадью дна налита вода до одного уровня.

Одинаково ли давление воды на дно в этих сосудах?

С одинаковой ли силой давит вода на дно этих сосудов? (Слайд 4)



  1. Молодцы. А теперь проследите за небольшим экспериментом, который я проведу. У меня в руках две трубочки, соединенные резиновым шлангом. Такая конструкция называется сообщающиеся сосуды. Это и есть предмет нашего сегодняшнего изучения и тема нашего урока. Запишите ее. (Слайд 5)

Причем особенность таких сосудов в том, что при наливании жидкости в один из них, вода попадает и в другой. Поэтому можно ли назвать сообщающимися сосуды, соединенные так:

(слайд 6). Так какие сосуды можно назвать сообщающимися?

Запись в тетрадь: сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися.


Если я, зажав резиновый шланг, налью в обе трубочки разное количество воды, как вы думаете, будет ли она переливаться, если я разожму шланг?

Почему?

Проверим. (Шланг разжимается).

Жидкость перетекает.

Вновь сожму шланг и долью жидкость в одно колено.

Одинаковые ли давления оказывают столбики жидкости справа и слева на середину?

Почему? (Высоты столбов жидкости разные.)

Если давления справа и слева неодинаковы, то что будет, когда я отпущу шланг? (Вода перетечет.)

До какого уровня? (До тех пор, пока давления на середину справа и слева не станут равными.)

Вывод: Итак, если сосуды одинаковы, то уровень жидкости одинаков. (Рисунок на доске и в тетрадях).

Докажем это с помощью формул.

По закону Паскаля давление во всех точках жидкости на одном уровне одинаковое, т.е. р12. Давление p1=gh1 и p2=gh2. Приравниваем их gh1=gh2. Сократим общие множители g и получим h1=h2, что и требовалось доказать.

Запишите вывод. Учащиеся записывают выводы к себе в тетради.

А если сосуды будут разные? В каком из этих сосудов вода будет на более высоком уровне? (Демонстрируются сообщающиеся сосуды разной формы. Учащиеся делают предположения). Проверим. Нальем воду. (Эксперимент: опыт с сосудами разной ширины и формы.)

Какой вывод мы можете сделать?

Вывод: в сосудах любой ширины и формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне. (Рисунок на доске и в тетради).

Мы пришли к важному выводу. Сформулируем его.


На основании опыта учащиеся делают вывод: в сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

А если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности. Будут ли они располагаться на одном уровне? (Учащиеся делают предположения). (Эксперимент: один сосуд заполняется водой, другой маслом.) Страничка ЦОР. C:\Users\Физика\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\222222222222222222.png

Вывод:

(слайд 7) Дополните чертеж разнородной жидкости.


p1 = p2,

p1 = gρ1h1, p2 = gρ2h2 ,

gρ1h1 = gρ2h2, т.е h1:h2 = ρ21.



Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.


Запишите этот вывод. Учащиеся записывают вывод.


4. А теперь задание по группам. Вам необходимо определить вещество, налитое в сообщающийся сосуд. (На столе находятся линейка, таблица плотностей, сосуды с разными жидкостями, резинка для выделения границы раздела двух сред.)

В конце работы учащиеся дают ответ, на вопрос, что за вещество налито у них в сообщающиеся сосуды. (У каждой группы сосуд с водой и растительным маслом, чистым в первой группе и окрашенным зеленкой и йодом в двух других).

Молодцы.

Незнание простых законов физики подвело древних римлян. Рассказ об акведуках. (Слайды 8-11).

Модель водопровода ЦОРC:\Users\Физика\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\222222222222222222.png

Шлюзы ЦОРC:\Users\Физика\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\222222222222222222.png

Виды современных фонтанов (Слайды 17-34).

5. Вы меня порадовали, но чтобы по достоинству оценить труд каждого я предлагаю вам выполнить контрольный тест.

(Слайды 35-38)

6. Итак, общий вывод к сегодняшнему исследованию. Учащиеся дают ответы:

В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

В сосудах любой формы и ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.


Мы достигли всех поставленных целей. Использовали полученные знания для практических исследований. Проявили самостоятельность, наблюдательность, творческие способности. 7.Домашнее задание (Слайд 44).


(Слайды 39-43 могут использоваться дополнительно или в качестве актуализации знаний на следующем уроке).

Разработка открытого урока по теме: "Сообщающиеся сосуды"
  • Физика
Описание:

Тема: «Сообщающиеся сосуды»

Цели: Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.

Задачи урока:

Образовательная:

  • повторить формулу для расчета гидростатического давления

  •  дать понятие сообщающихся сосудов

  • продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах;

    Развивающая:

  • формировать умения анализировать

  • устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала

  • находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе

    Воспитательная:

  • воспитание аккуратности, умения слушать и быть услышанным.

Автор Давыдова Ольга Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 593
Номер материала 31502
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓