Главная / География / разработка открытого урока по теме

разработка открытого урока по теме

hello_html_m1613123b.gifhello_html_3c4b1f87.gifhello_html_7e6adbe1.gifТема: Ветер

Цель: Познакомить учащиеся с понятием «ветер» на основе их знаний о температуре воздуха и атмосферном давлении при выявлении причинно-следственных связей между ними во время самостоятельного приобретения новых знаний, выполнении опытной и практической работ.

Задачи урока: 

Образовательные:

  1. Учащиеся формируют понятие «ветер», выясняют причины образования ветра на основе опорных знаний о температуре воздуха и атмосферном давлении, собственных наблюдений.

  2. Учащиеся формируют понятие «бриз», «муссон», «роза ветров»

  3. Учащиеся выясняют причины, от которой зависит сила ветра, 

  4. Учащиеся знакомятся с прибором флюгером.



Развивающие: 

  1. Учащиеся развивают умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, 

  2. Учащиеся формируют способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений по передаче информации, освоению работы с приборами.

  3. Учащиеся развивают умения работы со справочным материалом


Воспитательные: 

  1. Учащиеся в процессе изучения повышают познавательный интерес к предмету и изучаемому материалу;

  2. Учащиеся воспитывают взаимопонимание, выручку при совместной работе


    Требования к результатам обучения: 

    Личностные: 
    - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); 
    - осознание целостности природы 

    Предметные: 
    - умение работать с разными источниками географической информации; 
    - умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; 
    - умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений 

    Метапредметные:
    - умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; 
    - умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, 
    -организации своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни.

    Методы обучения:
    1) по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (беседа), практические (выполнение заданий).
    2) по степени самостоятельности мышления учащихся: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.

Урок "Эврика". Эта форма состоит в том, что учитель в целях установления новых понятий и фактов последовательно предлагает учащимся систему целесообразно составленных и расположенных вопросов, на которые учащиеся посильно дают ответы, постепенно раскрывающие сущность вводимых понятий и сообщаемых таким образом /путем/ фактов. Эффективность применения эвристической формы обучения зависит прежде всего от того, в какой мере правильно - в логическом и методическом отношениях - составлена система предлагаемых вопросов и насколько умело учитель направляет весь ход урока, проводимого в эвристической форме. При этом постановка вопроса составляет органическую часть урока, посвященного сообщению нового материала, ввиду чего соответствующая теме система вопросов должна охватывать и эту часть.



Оборудование: презентация, карточки, воздушные шарики, листы наблюдений, наклейки-жетоны, свеча, папирусная бумага, листы с заданиями, магниты


Оформление доски:

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Методы, приемы, время

I. Организацион-ный момент

Сл.№1

- Здравствуйте, дорогие ребята! Тихо сядут девочки, ещё тише - мальчики!

- Я рада приветствовать Вас на уроке, меня зовут Марина Николаевна, я работаю учителем географии в небольшом посёлке Полевой нашего района



II.Актуализация опорных знаний

ВЫЗОВ

Сл.№ 2.

- Я хочу поговорить с вами об одном увлекательном явлении.

Шелестит и шумит, ветки ломает,

Пыль столбом поднимает,

С ног тебя сбивает

Ясно слышишь ты его,

Да не видишь никого!

Нет от него покоя, что это такое?

Подводит к изучению новой темы, предлагая учащимся ответить на вопросы:

- Что мы будем сегодня изучать?
-Какие задачи мы должны сегодня решить?

Сл.№ 3.
-Как вы думаете, что такое ветер? И почему он образуется? Где возникает ветер? Можно ли его обнаружить здесь в комнате?

Если вы знаете ответ на любой из этих вопросов в лице наблюдений-1 наклейте себе жетон.-Возьмите, пожалйста, файл и достаньте лист достижений белого цвета. Запишите свою фамилию и имя, тему урока.


Учащиеся формулируют тему урока «Ветер»





















Берут «Лист достижений и в первый квадратик приклеивают наклейку.

Создание эмоционального настроя и положительной мотивации к уроку

Проверка имеющихся знаний по теме

III.Изучение нового материала



ОСМЫСЛЕНИЕ

Демонстрация опытов:
Учитель держит полоски папиросной бумаги над зажженной свечой. Они поднимаются вверх. 


- Ребята, что происходит с бумагой? Почему это происходит?
- Значит, воздух движется, перемещается.

- А от чего нагревается воздух атмосферы?
Солнечные лучи нагревают земную поверхность на нашей планете неравномерно, и это приводит к тому, что в атмосфере имеются области с теплым и холодным воздухом. Теплый воздух более легкий, и он поднимается вверх, а более холодный воздух перемещается на его место.

- Ветер – это явление природы, но такое движение воздуха можно наблюдать даже в помещении.

-Давайте, проведем маленький эксперимент: Возьмите в руки воздушные шары, надуйте их. Можно сильно не надувать!- Вы можете в комнате потрогать воздух? (нет) А в шарике?(мнем, трогаем) Получается где давление больше: в комнате или внутри шара? (внутри) Если мы горловину шарика отпустим, чо произойдет с воздухом? (он улетит)

У нас с Вами получился замечательный ветер! Что же происходит на нашей планете? Вы можете сказать, что такое ветер? Сл.№ 4.





Она поднимается вверх

Объяснение: теплый воздух устремляется вверх, захватывая полоски бумаги.













Проводят эксперимент, надувают шар





Воздух движется из области высокого давления в область низкого давления.
Определение ветра.

Наглядный метод позволяет выявить познавательный интерес к изучаемым явлениям природы, направляет мыслительную деятельность учащихся на изучение и объяснение нового, непознанного.

Метапредметная связь – физика



Экспериментальный метод





Физминутка - Развитие легких.

Первичное закрепление

- Ребята, возьмите розовый лист бумаги с текстом, познакомтесь с ним в течение 3 минут. Выделите причину образования ветра и расставьте стрелки показывающие направление ветра.
Организация работы у доски.

Откуда дует ветер?

760 мм.рт.ст. 720 мм.рт.ст.

748 мм.рт.ст. 760 мм.рт.ст.


Где будет ветер сильнее? (в первом случае)
Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше скорость.

Работа с текстом

Возникновение ветра связано с разницей в давлении. 








2 ребенка выходят и магнитами прикрепляют стрелки.

Индивидуальная работа с текстом направляет мыслительную деятельность каждого учащегося на получение новой информации, формулировку выводов (в данном случае в определении нового понятия) – формирование предметных УУД

Воспроизведение причинно-следственной связи: зависимость образования ветра от атмосферного давления.


- Давайте рассмотрим образование местного ветра - бриза, который возникает на границе между сушей и небольшим водоёмом.

Сл.№6

- Просмотр видеосюжета.

Сл.№ 7.
В летний день суша прогревается быстрее, чем вода. Воздух становится легче и поднимается вверх. При этом давление у земной поверхности понижается. Вода нагревается медленнее, поэтому воздух над ней холодный. Тяжёлый, постоянно опускается вниз, образуя область высокого давления. А так как ветер движется от высокого давления к низкому, то днём ветер будет дуть с водоёма на сушу).



- Сделайте схематический рисунок образования дневного бриза!

- Кто считает, что справился с заданием приклеивает наклейку в лист достижений
Сл.№ 8.
- По аналогии происходит образование ночного бриза. 
-Кто попробует объяснить, как он образуется?

Сделайте схематический рисунок образования ночного бриза!

-- Кто считает, что справился с заданием приклеивает наклейку в лист достижений
Сл.№9-Сформулируйте определение, что такое бриз.

- Бриз - ветер, меняющий направление 2 раза в сутки.
Дневной (дует с водоёма) Ночной (дует с суши)

Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы (Вода медленно прогревается и медленно остывает, а суша быстро нагревается и остывает);

На суше

Чем выше температура воздуха, тем становиться легче и поднимается вверх, а у поверхности Земли создается область низкого давления

Делают схематичный рисунок дневного бриза на желтом листочке





Один из учащихся пытается рассказать принцип формирования ночного бриза. Другие дети дополняют схему на желтом листочке.


IV.Физминутка

Сл.№10.

-Ребята, вы устали, давайте поднимемся и изобразим дерево на ветру. Сначала дует легкий ветерок – бриз, теперь ветер стал сильнее , ну и конечно же самый сильный ветер – ураган. Ветер стих и у нас образовался штиль – безветрие. Присаживайтесь!

Учащиеся встают и изображают деревья, движущиеся под действием ветра.

Провидит физминутку 
-для рук и опорно-двигательного аппарата

V. Вторичное закрепление

Как вы думаете, если между маленьким водоёмом и сушей возникает ветер, может ли возникнуть ветер на границе с океаном?

- Проверьте свои ответы в тексте зад 33
Ветер, который возникает на границе обширных массивов суши с океаном, называется муссон. Чаще всего он возникает на границе Евразии с Тихим океаном. Этот ветер меняет своё направление два раза в год - летом и зимой.
 
-Объясните его образование.
Сл.№11.

-Что такое муссон? Почему муссон меняет своё направление 2 раза в год?
-Чем он отличается от бриза?
Муссон-ветер, меняющий направление 2 раза в год.
Летом дует с океана на сушу.

Зимой дует с суши на океан

Рассказ учителя: Ещё в древние века, когда морские и океанские просторы бороздили только парусники, многие арабы в июне-июле отправлялись в сказочную и богатую Индию. В это время ветер надувал паруса кораблей, и они довольно быстро проходили весь путь. В зимние месяцы корабли грузились необходимыми товарами и шли обратно. И опять попутный ветер, но теперь дующий в обратном направлении, подгонял суда. Ветер, который так помогал морякам, арабы назвали «маусин», что означает «время года, сезон».
Сл.№ 12.
Учитель: Ветер может дуть с разных сторон. Как определить направление ветра?

По каким местным признакам можно определить откуда дует ветер? (по деревьям, по дыму, флажкам и т.д.

Скорость ветра определяют с помощью анемометра, изобретенного итальянским врачом Санторио.

Направление ветра определяют с помощью флюгера.

- Какие названия бывают у ветра? (названия происходят от названия сторон горизонта, откуда дует ветер)- Сколько сторон горизонта вы знаете?

Если ветер дует с востока, то он….
Если ветер дует на запад, то он ……
Сл. №14

- С учетом многих признаков разработана 12-бальная шкала, которая позволяет определить скорость ветра в метрах в секунду или силу в баллах.

Сл.№15.

- Результаты наблюдений за направлением ветра можно изобразить с помощью особого графика - розы ветров.

Сл.№16.

- Ребята, Вам сейчас необходимо определить ветер-друг или враг человека?
Каждая пара учащихся в течение одной минуты высказывают и доказывают свое мнение о пользе или вреде ветра.
-Помощь мореплавателям
-Перенос влаги на материки
-Переносит семена растений и споры грибов
-Способствует образованию морских течений
-Вырабатывает электроэнергию (мельницы, двигатели, парусники)
- сглаживает горы, создавая причудливые формы рельефа
-Одна из причин бедствий – ветер.
Высказать свое мнение.

- Подводит к выводу: "С одной стороны, ветер полезен для природы и жизни человека, а с другой - враг, приносит немало бед".

Сл. №17

Например, в этом году в июле на Южный Урал обрушился сильнейший ураган, который погубил людей, вырывал с корнем деревья, хотя длился всего 15 минут.

Слушают объяснение учителя, объясняют принцип образования муссонов и формулируют определение муссона и сравнивают его с бризом



































































Значение ветра –работа по парам



Обобщает высказывания учащихся.














Применение объяснительно-иллюстративного метода позволяет учащимся еще раз вспомнить и закрепить изучаемый материал на примере другого ветра

























































































Используется национально-региональный компонент.

V. Рефлексия

Сл.№18

- Ребята, оцените свою работу на уроке продолжив предложения .


Оцените свое настроение в течение урока и в конце с помощью смайликов.



Время урока истекло! Я очень вам признательна! Большое спасибо!

Высказывают свое мнение о полученных знаниях и своем настрое.

Развитие самооценки является одним из способов реализации предметных, личностных и метапредметных учебных действий.



разработка открытого урока по теме
  • География
Описание:

Открытый урок по географии "Ветер" для учащихся 6 класса. 

Цель: Познакомить учащиеся с  понятием  «ветер» на основе их знаний о температуре воздуха и атмосферном давлении при выявлении причинно-следственных связей между ними во время самостоятельного приобретения новых знаний, выполнении опытной и практической работ.

Задачи урока: 
Образовательные:

1.      Учащиеся формируют понятие «ветер», выясняют причины образования ветра

2.      Учащиеся формируют понятие «бриз», «муссон»

3.      Учащиеся выясняют причины, от которой зависит сила ветра

4.      Учащиеся знакомятся с прибороми измерения направления и скорости ветра


Развивающие: 

1.      Учащиеся развивают умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, 

2.      Учащиеся формируют способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений по передаче информации

3.      Учащиеся развивают умения работы со справочным материалом


Воспитательные: 

1.      Учащиеся в процессе изучения повышают познавательный интерес к предмету и изучаемому материалу;

Учащиеся воспитывают взаимопонимание, выручку при совместной работе

Автор Шарапова Марина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 373
Номер материала 27382
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓