Главная / Русский язык и литература / разработка открытого урока по литературе в 6 классе "Фольклор и народная мифология в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

разработка открытого урока по литературе в 6 классе "Фольклор и народная мифология в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Дата__________________Класс______________

Открытый урок по литературе "Фольклор и народная мифология в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"


Подготовила: Кисс Ирина Игоревна

Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, дать представление о юморе. Развивать речь учащихся, умение анализировать поступки героев повести. Воспитывать художественный вкус, уважительное отношение к другим народам (их национальным культурам); прививать любовь к чтению произведений классической литературы, развивать читательские умения и навыки учащихся.

Оборудование урока: портрет Н.В.Гоголя, рисунки-иллюстрации учеников, записи на доске, видеофильм “Ночь перед Рождеством” (также хорошо использование мультфильма, чтобы учащиеся могли сравнить разные икранизации), атрибуты для колядующих, декорации для инсценировки отрывка, компьютер, видеопроектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация (можно с интернета, можно подготовить самим) к разным этапам урока 

Словарная работа 

Методические приемы: рассказ учителя, беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывка из повести и фрагмента видеофильма, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы.

Учитель: Сегодня у нас есть уникальная возможность перенестись в мир повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством” и представить обстановку, место действия, народные обычаи, одежду украинского народа.

Эта повесть сделала имя молодого Гоголя знаменитым. А.С.Пушкин о книге: “Сейчас я прочел “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая чувствительность! Все это так необыкновенно, в нашей литературе, что я доселе не образумился”.

(3 октября 1831 года)

1. Проверка домашнего задания

- Выразительное чтение описания ночи.

Учитель: Итак … “Последний день перед рождеством прошел”…

- Пересказ второй части повести и беседа по вопросам.

Какие фантастические черты несет пейзаж?

(Пейзаж одушевлен: “Глянули звезды”, “ Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…”, “месяц заглядывал в окна хат”, ведьма собирает звезды в рукав, черт хватает месяц, перекидывает его “из одной руки в другую”.)

Почему черт был зол на кузнеца?

(На одной из картин кузнец изобразил “святого Петра в день Страшного суда.., изгонявшего из ада злого духа ”; “… и с той поры черт поклялся мстить кузнецу”.)

Почему Гоголь собирал предания, пословицы, поговорки, песни русского и украинского народов?

(Они должны были помочь в написании книги о народной жизни украинцев.)

2. Работа над новой темой

1. Слово учителя 

– Вспомним о Рождественском народном обычае украинского народа.

(Многие ритуалы со временем потеряли первоначальное значение и стали восприниматься как игры, забавы. Любимым развлечением молодежи накануне Рождества (вечером 6 января) было колядование. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами домов колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучие, а те в ответ одаривали их кто чем мог – деньгами, вкусной едой , пирогами. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год. Такое поверье , распространено и у нас в России.)

2. (Входят заранее подготовленные ученики в костюмах и поют колядки.)

Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко
Новый год пришел,
Старый угнал
Себя показал!
Ходи народ,
Солнышко встречать
Мороз прогонять!

Если хозяева скупились, то пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:

Не даешь пирога –
Мы корову за рога.
Не даешь кишку –
Мы свинью за виску
Не даешь блинка-
Мы хозяина в пинка.

3. Беседа об украинских народных костюмах. 



Украинский традиционный костюм

Разнообразной и красочной была народная одежда Украины. Женский костюм состоял из вышитой рубахи (сорочки) и поясной одежды – дерги, запаски, плахты, с 19 в.- юбки (спидницы), к которой в прохладную погоду добавляли безрукавки (корсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косу, укладывали вокруг головы, украшая цветами, венком из бумажных цветов, пёстрыми лентами. Женщины носили различных видов чепцы, покрывая их длинной полотенце образной накидкой или платком. Мужской костюм состоял из сорочки и штанов (на Полесье и в Карпатах узких, на остальной территории- преимущественно типа шаровар) с добавлением также безрукавок (у гуцулов и др. горцев – меховых). Головным убором служили соломенные шляпы – брыли, войлочные или барашковые шапки.


Венок – один из основных атрибутов женского украинского национального костюма, наряду с плахтой и красными сапожками. Венок – это символ непорочности, юности и чистоты, он же также является неотъемлемой частью свадебного обряда.

Особенности национальной одежды. Украинский национальный костюм – это не просто одежда. Это символ нации, это искусство и народное достояние. Это память предков, возрождающаяся на пяльцах рукодельниц. Это – гордость украинского народа. Это мастерство, пережившее годы. Национальная одежда представляет соборную Украину; она является таким же символом нации, как язык, вера, обычаи. Основа украинской национальной одежды – стиль барокко, который проявляется в преувеличениях основных форм. Вспомним хотя бы вышитые рукава женской сорочки, орнамент вышивок, кружева, специальные декоративные ткани, плахты. Разноцветные ленты и нитки бус дополняют убор, придают ему праздничности.

4. Инсценировка учащимися 3 части повести “Чудная девка!”.

5. Характеристика персонажей.

Как ведет себя Оксана?

(Оксана преувеличенно весело хохочет, желая подразнить кузнеца, высмеивает его при девушках. Она пользуется своей властью над кузнецом, чтобы подшутить, поиздеваться над Вакулой.)

Какой характер у Оксаны?

(Своенравный, капризный, она избалованная, самолюбивая.)

Опишите ее внешность, используя слова из текста.

(Черные брови и очи, черные косы, “… приятная усмешка, прожигавшая душу”, кокетка, “капризна, как красавица”.)

Кому из героев вы симпатизировали?

6. Работа с текстом.

Чтение и озаглавливание четвертой и пятой главы повести.

Какими человеческими чертами наделил Гоголь сказочных героев – черта и ведьму?

(Ведьме и черту холодно, черт перепрыгивал с одного копытца на другое, дул себе в кулак; ведьма летела как на коньках по воздуху, словно человек.)

Какими изображает Гоголь ведьму и черта?

(Смешными и забавными.)

Каким способом достигается юмористический эффект в повести?

(Недоразумение, нелепость – вызывает смех. Чуб заблудился в метели, не узнал свою хату, испугался кузнеца, переменил голос и его никто не узнал.)

7. Словарная работа. 

Юмор – добродушно-насмешливое отношение к чему- нибудь, умение представить события в комическом виде.

Юмор – характерная черта народного творчества.

Сатира – осуждение и высмеивание порочных явлений общественной и человеческой жизни.

В юмористических произведениях (в отличие от сатирических) автор с доброй улыбкой, дружески подшучивает над неуклюжими поступками, нелепыми случаями, достойными осмеяния качествами человека.

(Знакомство с новыми словами.) 

  • Панночка – девушка из богатой семьи, дворянка.

  • Черевички (украинское) башмачки.

  • Ладунка (украинское) сумочка.

Составьте предложения и запишите в тетради.

(Я достану такие башмаки, какие редкая дворянка носит. Сумочка висела на боку.)

Почему некоторые сноски в тексте сделаны самим Гоголем, а некоторые – составителями хрестоматии?

(Гоголь поясняет слова, непонятные читателям его времени. Эти сноски являются как бы продолжением повести, разговором с читателем, незнакомым с обычаями и диалектными словами.)

8. Чтение и анализ отрывка шестой части. 

Как достигается необыкновенная поэтичность и красота описания пейзажа?

(В тексте использованы художественно- изобразительные средства языка.)

Найдите в этом тексте сравнение, олицетворение, эпитеты, метафоры.

(Ответы детей.)

(Олицетворение: “Месяц, пользуясь случаем, вылетает через трубу”.

Весело смеющаяся ночь”.

Эпитеты и метафоры: “Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами”.)

III. Подведение итогов

  1. Просмотр и обсуждение фрагмента видеофильма.

По повести Н.В.Гоголя, снят фильм. Режиссер и автор сценария Эдвард Роу. Посмотрим одну из сцен художественного фильма и обсудим, что особенно понравилось: соответствие гоголевскому тексту, игра актеров, декорации.

(Да, действительно, речь актеров, соответствуют тексту повести, а костюмы героев и декорации, позволяют нам мысленно перенестись в то время.)

– Каким чувством проникнуто все произведение Н.В.Гоголя?

(Повесть проникнута глубокой, искренней любовью к родному краю, его природе, его людям. Юмор, который пронизывает произведение, добродушен и незлобив.)

Что помогает читателю понять картину народной жизни?

(Фантастичность, фольклорные мотивы, сказочность, свойственные произведению Гоголя.)

Фантастичность переплетается с реальностью, и проявляются отношения между людьми, разделяя добро и зло.

Гоголь показывает дух вольности, широту натуры, гордость, живущие в вольных казаках, мощь и силу человека, способные победить злые силы, которые хозяйничают в природе и вмешиваются в жизнь людей.

5. Рефлексия. Домашнее задание

– О приключениях кузнеца в поисках черевичек вы узнаете, прочитав следующие четыре главы.

  1. Прочитать следующие главы и озаглавить их.

  2. Сделать иллюстрации к понравившемуся эпизоду повести.

3. Комментирование оценок













































КГУ «СО школа-лицей №7»





Открытый урок

по литературе в 6 «А» классе



"Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"


C:\Users\user\Desktop\ира.jpg





























Подготовила Кисс Ирина Игоревна



г. Семей, 2014 г.

разработка открытого урока по литературе в 6 классе "Фольклор и народная мифология в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная работа поможет расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, дать представление о юморе.Разработка урока нацелена на развитие речи учащихся, умение анализировать поступки героев повести на воспитание художественного вкуса, уважительное отношение к другим народам (их национальным культурам); на интерес к чтению произведений классической литературы, развитие читательских умений и навыков учащихся.

Автор Кисс Ирина Игоревна
Дата добавления 13.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1369
Номер материала 7082
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓