Тема: Сплавы.
Цель: углубление понимания понятия «сплав», ознакомление с их свойствами и
областями применения.
Задачи:
Образовательные:
углубить понятие о сплавах, познакомить с их классификацией и свойствами;
познакомить с важнейшими сплавами их значением в жизни общества и
преимуществом сплавов перед чистыми металлами;
Развивающие:
развивать умение делать выводы; развивать логическое мышление и кругозор
учащихся; обучать и развивать умение самостоятельного поиска необходимой
информации
Воспитательные: воспитание чувства патриотизма и
эстетического вкуса.
Тип урока: усвоение
новых знаний.
Методы: рассказ
учителя, лабораторная работа учащихся, индивидуальные выступления учащихся.
Оборудование и реактивы: коллекции «Сплавы черных и цветных металлов», учебная презентация
«Сплавы», раздаточный материал к уроку.
Ход
урока.
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку учащихся, наличие
журнала. Выявление отсутствующих на уроке, причина.
Различные интеллектуальные и
спортивные конкурсы, соревнования и марафоны награждают своих победителей
медалями. И всем известно, что за первое место вручается медаль золотая, за
второе - серебряная и за третье место - бронзовая. Из чего состоят медали
победителей? – металлов. Какие это металлы, какими свойствами они обладают,
каково их содержание в медали… На эти и многие другие вопросы мы постараемся
ответить в течение нашего урока.
2.
Проверка знаний.
Прежде чем перейти
к новой теме, повторим некоторые вопросы прошлой урока: 2 человека у доски,
остальные работают устно.
1. Где элементы - металлы расположены в
периодической системе?
2. К каким электронным семействам относятся элементы
– металлы?
3. Расскажите об особенностях строения атомов
металлов.
4. Чем образована кристаллическая решетка металлов?
5. Какими физическими свойствами характеризуются
металлы, и чем они обусловлены?
6. Почему в химических реакциях металлы выступают в
роли восстановителей?
7. Как определить активность металла?
8. Допишите уравнения возможных реакций:
Zn + CuSO4 →
Mg + H2SO4 →
9. Осуществите превращения по схеме:
CaО
↑
CaCl2 ← Ca → Ca (OH)2
Итак, все металлы имеют общие черты в строении
атомов, в свойствах, но при этом есть и некоторые отличия. Человек давно
обнаружил эти свойства металлов и научился их использовать. Но редко
встречаются изделия, состоящие из чистых металлов. А из чего состоят окружающие
нас металлические предметы? (сплавов)
3.
Объяснение нового материала.
1. Целеполагание.
Итак, тема нашего урока «Сплавы».
Цель урока: познакомиться
с понятием «сплав», изучить их состав, классификацию, значение и
применение в жизни общества.
И в конце урока вы должны будете
ответить на один вопрос: «Почему с течением времени человечество
перешло от использования чистых металлов к использованию сплавов?»
2.
Понятие
«сплав».
Давайте подумаем,
с чем ассоциируется у вас слово сплав. (Сплавление чего–либо между
собой).
Сплавы - это
материалы с характерными металлическими свойствами, состоящие из двух и более
компонентов, из которых, по крайней мере, один - металл.
Как получают
металлы?
–сплавлением при
высоких температурах.
Оказывается, что
при сплавлении различных металлов строение их изменяется: расстояние между атомами
в узлах кристаллической решетки либо уменьшается, либо, наоборот, увеличивается
Считается, что
при этом появляются дополнительные силы, скрепляющие атомы в кристалле. Вот
почему сплавы обычно более прочные, чем чистые металлы.
3.
Классификация сплавов.
Существует
несколько классификаций сплавов, в зависимости от структуры, свойств и состава
сплава.
1.
По свойствам:
- легкоплавкие (сплавы олова, свинца, ртути и
цинка)
- тугоплавкие (вольфрамовые, титановые сплавы)
- коррозийно-устойчивые (стали, медные и магниевые
сплавы).
2. По основному
компоненту:
- черные
(основной металл – Fe) – стали, чугуны.
- цветные (в
качестве основного компонента другие металлы) – сплавы меди, никеля, цинка,
драгоценных металлов и др.
3. По строению:
- Механическая смесь.
Расплавленные
металлы смешиваются между собой в любых соотношениях, но при охлаждении
образуется не твердый раствор, а сплав, состоящий из мельчайших
отдельных кристалликов каждого из металлов. Например, свинца и олова,
свинца и серебра, висмута и кадмия. (металлы в расплавленном состоянии
смешиваются между собой, при этом сохраняя свою кристаллическую решетку)
- Твердый раствор.
Такие сплавы
получаются, если расплавленные металлы неограниченно растворяются друг в друге, то есть смешиваются в любых
соотношениях. Компонентами могут быть металлы, кристаллические решетки
которых одного типа, а атомы мало различаются по размеру. Например,
золото и серебро, серебро и медь, медь и никель. Такие сплавы содержат в
узлах кристаллической решетки атомы обоих металлов, а потому они однородны
и называются твердыми растворами внедрения. При существенном различии значений
атомных радиусов, образующих сплав, атомы металла с меньшим радиусом размещаются
в пустотах кристаллической решетки другого компонента. Примером такого сплава
может служить сталь. Такие сплавы называются твердым раствором внедрения.
- Интерметаллическая смесь.
Такие сплавы
получаются, если расплавленные металлы вступают во взаимодействие и
образуют между собой химические соединения. Например, медь и цинк, Кальций и
сурьма, свинец и натрий.
Физкультминутка.
А теперь, чтобы
активизировать работу головного мозга выполним несколько упражнений для наших
пальчиков. Оказывается, тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев
является стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры
головного мозга в целом.
1. Растирание рук,
массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху –
снизу.
2. «Колечко» -
поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо
с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом и
обратном порядке.
4. Примеры сплавов.
Рассмотрим состав и области применения различных
сплавов. (Выступление учащихся со своими презентациями). В процессе выступления
учеников остальные учащиеся записывают названия сплавов и их основные
характеристики.
Сталь.
Состав: Сталь сплав
железа и углерода (0.04 – 2%), и добавок марганца(0.1 – 1%), кремния(0.4%),
серы(0.08%), фосфора(0.09%), если сталь легированная, то в нее добавлены
хром и никель.
Свойства: Она
прочная, легкая, коррозионностойкая.
История получения:
В старину она считалась драгоценным металлом. Из нее в первую очередь делали
оружие. Самым знаменитым был булат. Его родина – Индия. До 19 века
сталь считалась исключительно оружейным сплавом, но в 1830 году в Англии из
нее стали делать бытовые предметы: шкатулки, подносы, портсигары.
Применение: В 20
веке из стали начали изготавливать светильники, и даже барельефы. Сталь с
различными видами обработки может иметь золотой, красный, синий, зеленый,
оранжевый цвет. Сталь - основа современной техники.
Чугун.
Состав: Чугун
сплав железа и углерода (2 -4.5%), с добавками марганца до 3%,
кремния до 4.5%, серы до 0.08%, фосфора до 2.5%.
Свойства: Чугун
значительно тверже железа, обычно он очень хрупкий, не куется, а при ударе
разбивается.
История получения:
Чугун сыграл важную роль в развитии изобразительного искусства и
архитектуры. В России его применение в архитектуре началось с литых
столбов, которые производили заводы Демидова на Урале. Изобретение
данного сплава стало причиной революции в мостостроении. Вообще, литье
из чугуна – самостоятельный вид искусства.
Применение. Этот
сплав применяется для изготовления различных массивных деталей методом литья,
так называемый литейный чугун и для переработки в сталь - передельный
чугун. Но данный сплав, в силу коррозионной стойкости и прочности
применяется также применяется и для изготовления кухонной утвари.
Бронза.
Состав: Сплав на основе меди с добавкой ( до
20% ) олова.
Свойства: Бронза
твёрже меди, устойчива на воздухе, хорошо перерабатывается в различные изделия,
но более легкоплавка.
История получения:
Историками установлено, что в период Древнего царства в Египте
ремесленники применяли только медные инструменты. Но некоторые свойства
меди не удовлетворяли потребности мастеров, поэтому с конца 4-го тысячелетия
до нашей эры стали появляться бронзовые изделия. Ее секрет раскрыли
китайцы, впервые ее получившие. С этого момента начинается в истории
бронзовый век. Наряду с изготовлением орудий труда и изделий культового
назначения уже в глубокой древности из бронзы начали отливать скульптуру.
Первая из них
появилась в 3 тысячелетии до нашей эры в Месопотамии. Это была статуя местного
божества. В России из бронзы лились даже колокола. Из нее отлиты знаменитые
Царь – колокол и Царь – пушка. Знаменитое чудо света - Колосс Радосский также
был отлит из бронзы. В Казахстане также найдены предметы древней казахской
культуры, которые хранятся в музеях Алматы.
Применение: Бронза
хорошо отливается, поэтому используется в машиностроении, где из нее
изготавливают подшипники, поршневые кольца, клапаны, арматуру и т. д.
Используется также для художественного литья.
Мельхиор.
Состав: Мельхиор
представляет собой соединение меди и никеля, причем процент никеля составляет
29 – 33%, иногда с добавлением серебра.
Свойства: обладает
высокой коррозийной устойчивостью и твердостью. Также внешне очень схож с
чистым серебром.
История получения:
Был получен с целью создания боле дешевой альтернативы серебру, и в отличие от
первого не стирается, так как более прочный.
Применение:
Мельхиор служит материалом для изготовления посуды, столовых приборов,
из него чеканили монеты. Это прочный материал, легкий в обработке.
Благодаря хорошим декоративным качеством часто используется для изготовления
украшений и предметов искусства.
Дюралюминий.
Состав: состоит
из алюминия и меди 6 – 8%. С добавками магния, марганца, кремния.
Свойства: Медь
добавлена в сплав для придания ему большей мягкости, что упрощает его
обработку, а так же для прочности. Более коррозийно-устойчив и прочен по -
сравнению с алюминием. Имеет хорошие механические свойства.
История получения:
был создан как хорошая альтернатива алюминию благодаря высокой прочности и
твердости.
Применение:
Используется как строительный материал, для изготовления легких и
прочных конструкций, а так же в современном машино- и авиастроении.
5. Лабораторный опыт: «Изучение свойств чистых
металлов и их сплавов».
У вас на столах
лежат небольшие коллекции с различными металлами и сплавами. Рассмотрите выданные
образцы, найдите среди них чистые металлы и сплавы и сравните их свойства (по
твердости, окисляемости, внешнему виду). Сделайте вывод о свойствах
сплавов и чистых металлов.
Вывод: сплавы металлов отличаются по
свойствам от чистых металлов, из которых они изготовлены. Сплавы более твердые,
прочные и устойчивы к окислителям.
? А с какими сплавами и где в жизни
встречаетесь вы?
? На каких свойствах основано их
использование?
Выводы:
А
теперь вернемся к началу нашего урока и ответим на вопрос: «Почему же люди
стали использовать сплавы?»
Ученики
отвечают на вопрос, предлагают свои варианты.
1. Сплавы
обладают различными свойствами, поэтому есть возможность создать сплав с
нужными свойствами.
2. Не смотря
на то, что в состав сплавов входят металлы, обладающие определенным
набором, но свойства сплава сильно отличаются от свойств компонентов,
входящих в него, что особенно ценно.
4.
Закрепление.
Сплавы
1. Сплав на основе железа.
2. Процесс разрушения металлов под
действием окружающей среды.
3. Металл, сплавы которого
используются в самолетостроении.
4. Самый тугоплавкий металл,
придающий сплавам жаропрочность.
5. Родина знаменитого сорта стали –
булата.
6.
Медный сплав,
применяемый в моторостроении.
1. Золотая медаль предстоящих Азиатских игр
весит 340 граммов. Известно, что она на 99,88% сделана из серебра с небольшим
напылением золота. Рассчитайте какова масса золота в медали? Можно ли золотую
медаль действительно считать золотой? (0,4 г) (Серебряная медаль также имеет
вес 340 граммов, а бронзовая изготовлена из литейной латуни, и весом она 520
граммов).
2. Мельхиор
– сплав, содержащий 80% Сu и 20% Ni.
Сколько нужно взять Сu и Ni для
производства 25 кг мельхиора?
3.
При действии избытка соляной кислоты на 60
г сплава меди и цинка выделился газ объемом 1,12 литра. Найдите массу
металла, растворившегося в кислоте и массовые доли металлов в сплаве.
4.
(работа на местах) При действии соляной кислоты на
500 г сплава серебра и магния выделился газ, объемом 112 литров. Найдите
массу металла, растворившегося в кислоте и массовые доли металлов в сплаве.
5.
(работа на местах) При действии разбавленной серной
кислоты на 10 г сплава меди и алюминия, выделился газ, объемом 1,24
литра. Найдите массу металла, растворившегося в кислоте и массовые доли
металлов в сплаве.
6.
Первоначальная проверка знаний.
Самостоятельная работа (дифференциация).
Уровень «А» - тест.
Уровень «Б» - дописать уравнения возможных реакций.
Уровень «С» - осуществить превращения по схеме.
7.
Итоги урока, домашнее задание.
§ 9.4, № 1,2,5 (устно), 6 (письменно). Мы рассмотрели далеко не все
сплавы, поэтому предлагаю подготовить сообщения о тех сплавах, которые мы
сегодня не рассматривали.
8. Рефлексия.
Ø Что было особенно интересно?
Ø Где вам могут пригодиться знания, полученные сегодня
на уроке?
Ø С каким настроением вы заканчиваете урок?
Выбрать смайлики:
веселое грустное
устали
Подводя итоги, я бы хотела пожелать, чтобы каждый из
вас в жизни достиг своей золотой медали.
Приложение.
Уровень «А»
1 вариант.
1. В
свободном виде в природе встречаются:
а) цинк, магний; б)
натрий, калий;
в) серебро, медь; г) железо, алюминий.
2. Контакты некоторых радиодеталей покрывают слоем
золота для
а) повышения прочности; б)
для защиты от радиопомех;
в) предохранения от окисления.
3.
Какой металл нельзя получить электролизом раствора его хлорида?
а) никель; б) медь; в)
калий; г) серебро.
4. Какой из приведенных ниже металлов самый мягкий?
а) серебро; б) никель; в)
калий; г) железо.
5. Никелирование – это процесс покрытия металлов или
сплавов:
а) оксидом никеля; б) никелем;
в) гидроксидом никеля; г) хромом.
6.
Какой из перечисленных металлов входит в состав бронзы;
а) никель; б) медь; в)
калий; г) серебро.
2 вариант.
1.К металлам не относится
последовательность элементов:
а) Са, Zn, Cd; б) Ti, Cr,
Мn; в) В, As, Те.
2. В электротехнике для производства
ламп накаливания используют вольфрамовую нить, поскольку этот металл обладает
наибольшей:
а) электропроводностью;
б) теплопроводностью;
в) тугоплавкостью;
г) ковкостью.
3. С водой при нагревании не будет
взаимодействовать:
а) кальций; б)
медь; в) алюминий; г) натрий.
4. В кристаллическом состоянии атомы
металлов связаны:
а) ионной связью; б)
донорно-акцепторной; в) металлической.
5. Какой из перечисленных ниже металлов
самый легкий?
а) алюминий; б) цинк; в) медь;
г) серебро.
6. Основным компонентов стали и чугуна является:
а) алюминий; б) цинк; в) медь;
г) железо.
Уровень «В»
В процессе получения сплавов
используют металлы, которые выделяют из руды. Составьте уравнения получения
металлов:
а) Cr2O3 + Al → б) CuO + H2 →
в) NaCl –электролиз → г)
FeO + C →
Уровень «С»
Для производства стали необходимо железо, которое
получают из руды. При этом происходят следующие процессы:
+A +Б
FeS → FeO → Fe,
Веществам А и Б соответствуют:
а) H2O, H; б) O2, C;
в) CO2, C; г)
O2, H2O.
Составьте уравнения соответствующих реакций.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.