Главная / Химия / Разработка открытого урока: " Решение задач"

Разработка открытого урока: " Решение задач"

ГУ СШ № 3 с ДМЦ







Открытый урок по химии в 10 классе

Решение расчетных задач.





Подготовила Корнилова Т.С.

учитель химии и биологии












2014г. г.Текели

Урок 36.

Дата проведения урока: 22.01.14г. 10 класс.

Тема урока: Решение расчетных задач.

Цель урока: Дети научатся решать химические задачи с использованием выхода продукта реакции.

Задачи: 1. Ученики повторят и закрепят алгоритмы решения задач на проценты во время этапа повторения, а также во время групповой работы.

2. Ученики продолжат развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы во время групповой работы, что необходимо для успешного решения задач.

3. Дети продолжат формировать умение работать как самостоятельно, так и в группе, умение слушать и слышать тех, кто работает рядом.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма организации обучения: групповая работа.

Методы работы: активный, интерактивный.

Ход работы:

Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю

китайская пословица.

I. Организационный момент.

II. Повторение.

а) Что необходимо сделать в первую очередь чтобы начать решение задачи? ( внимательно прочитать условие задачи и составить уравнение протекающей химической реакции).

б) Как необходимо оформить уравнение химической реакции?

( Подчеркнуть известное и неизвестное вещества, сверху подписать данные, снизу молярные массы или молярный объём).

в) Каков алгоритм решения простой химической задачи? ( 1.Находим υ известного вещества, затем по соотношению находим υ неизвестного вещества и затем находим массу или объём неизвестного вещества.)

г) Давайте вспомним основные формулы, знание которых необходимо для решения задач. По какой формуле определяется количество вещества ( υ = m/M), а через объём? ( υ = V/Vm), Vm = 22,4л/моль, как найти выход продукта реакции? ( ɳвых = mпр./mтеор.*100% )

III. Актуализация. Постановка проблемы.

Ребята! В реальных химических реакциях масса продукта всегда оказывается меньше расчетной? Не знаете? А почему?

- Многие химические реакции не доходят до конца.
- При взаимодействии органических веществ часто образуются побочные продукты.
- При гетерогенных реакциях часть веществ просто не вступает в реакции.
- Немаловажное значение имеет оборудование, с помощью которого осуществляется химическая реакция. Не герметичность соединений всегда приводит к потерям газообразных веществ.

IV. Формирование новых знаний.

Сегодня на уроке мы научимся решать задачи трех типов:

1. Даны массы исходного вещества и продукта реакции.

Определить выход продукта реакции.

2. Даны массы исходного вещества и выход продукта реакции.

Определить массу продукта.

3. Даны массы продукта и выход продукта. Определить массу исходного вещества.

Алгоритм решения задач первого типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи

2) Запиши: «Дано» и «Найти».
3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).
4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции.
5) Вычисли массовую долю продукта реакции по отношению массы практической к массе теоретической, которая указана в «дано».

Алгоритм решения задач второго типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи

2) Запиши: «Дано» и «Найти».

3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).

4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции.

5) Вычисли массу практическую продукта реакции, воспользовавшись обратной формулой (умножь массу теоретическую на долю выхода)

Алгоритм решения задач третьего типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи.

2) Запиши: «Дано» и «Найти».
3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).
4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по обратной формуле

(m пр / η вых) .

5) Вычисли массу исходного вещества по уравнению реакции.

Просмотр презентации по решению задач.

V. Закрепление.

Решите задачи.

1. При сгорании 2 г железа в хлоре образовалось 2,5 г соли трёхвалентного железа. Выразите данный выход в процентах от теоретически возможного.

2. При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль массой 5, 5 г. Определите выход продукта реакции (%).

3. Вычислите массу карбида кальция, образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если выход составляет 80%.

4. Карбонат натрия взаимодействует с соляной кислотой. Вычислите, какую массу карбоната натрия нужно взять для получения оксида углерода (IV) объёмом 28,56 л (н. у.). Практический выход продукта 85%.

5. При взаимодействии водорода объемом 11.2 литра с оксидом железа (железная окалина) образовалось железо массой 18 грамм. Сколько процентов составляет данный выход от теоретически возможного.

6. При взаимодействии натрия количеством вещества 0, 5 моль с водой получили водород объёмом 4,2 л (н. у.). Вычислите практический выход газа (%).

7. Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr2O3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 г, если практический выход хрома составляет 95 %.

8. Определите, какая масса меди вступит в реакцию с концентрированной серной кислотой для получения оксида серы (IV) объёмом 3 л (н.у.), если выход оксида серы (IV) составляет 90%.

9. К раствору, содержащему хлорид кальция массой 4,1 г, прилили раствор, содержащий фосфат натрия. Определите массу полученного осадка, если выход продукта реакции составляет 88 %.

10. Вычислите объем аммиака, который можно получить, нагревая 20г хлорида аммония с избытком гидроксида кальция, если объемная доля выхода аммиака составляет 98%.

VI. Оценивание результатов работы.

VII. Итоги урока.

VIII. Рефлексия – « стена вопросов».











Приложение 1.

Ответы к задачам:

1. 42,74% 2. 91,67% 3. 15.36г. 4. 159г.

5. 85,71% 6. 75% 7. 148,2г. 8. 9,6г.

9. 3,3г. 10. 8л.

Приложение 2.

Решите задачи.

1. При сгорании 2 г железа в хлоре образовалось 2,5 г соли железа ( III ). Найдите выход продукта в процентах от теоретически возможного.

2. При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль массой 5, 5 г. Определите выход продукта реакции (%).

3. Вычислите массу карбида кальция ( СаС2 ), образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если выход составляет 80%.

4. Карбонат натрия взаимодействует с соляной кислотой. Вычислите, какую массу карбоната натрия нужно взять для получения оксида углерода (IV) объёмом 28,56 л . Практический выход продукта 85%.

5. При взаимодействии водорода объемом 11.2 литра с оксидом железа (железная окалина) образовалось железо массой 18 грамм. Сколько процентов составляет данный выход от теоретически возможного.

6. При взаимодействии натрия массой 11,5г. с водой получили водород объёмом 4,2 л Вычислите практический выход газа (%).

7. Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr2O3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 г, если практический выход хрома составляет 95 %.

8. Определите, какая масса меди вступит в реакцию с концентрированной серной кислотой для получения оксида серы (IV) объёмом 3 л , если выход оксида серы (IV) составляет 90%.

9. К раствору, содержащему хлорид кальция ( СаСl2 ) массой 4,1 г, прилили раствор, содержащий фосфат натрия ( Na3PO4 ). Определите массу полученного осадка, если выход продукта реакции составляет 88 %.

10. Вычислите объем аммиака ( NH3 ), который можно получить, нагревая 20г хлорида аммония ( NH4OH )с избытком гидроксида кальция ( Ca(OH)2 ), если объемная доля выхода аммиака составляет 98%.


Приложение 3.

Алгоритмы решения задач трех типов.

Алгоритм решения задач первого типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи

2) Запиши: «Дано» и «Найти».

3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).

4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции.

5) Вычисли массовую долю продукта реакции по отношению массы практической к массе теоретической, которая указана в «дано».

Алгоритм решения задач второго типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи

2) Запиши: «Дано» и «Найти».

3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).

4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции.

5) Вычисли массу практическую продукта реакции, воспользовавшись формулой : η вых = m пр / mтеор. * 100%.

Алгоритм решения задач третьего типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи.

2) Запиши: «Дано» и «Найти».

3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).

4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по обратной формуле

mтеор. = m пр / η вых) .

5) Вычисли массу исходного вещества по уравнению реакции.

Разработка открытого урока: " Решение задач"
  • Химия
Описание:

ГУ СШ № 3 с ДМЦ

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по химии в 10 классе

Решение расчетных задач.

 

                                                          

 

 

 

 Подготовила  Корнилова Т.С.

                                                              учитель химии и биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014г. г.Текели

Урок 36.

Дата проведения урока:       22.01.14г.                             10 класс.

Тема урока:  Решение расчетных задач.

Цель урока:  Дети научатся решать химические задачи с использованием  выхода продукта реакции.

Задачи:  1.  Ученики повторят и закрепят алгоритмы решения задач на проценты во время этапа повторения, а также во время групповой работы.

2. Ученики продолжат развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы во время групповой работы, что необходимо для успешного решения задач.

3. Дети продолжат формировать  умение работать как самостоятельно, так и в группе, умение слушать и слышать тех, кто работает рядом.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Форма организации обучения:  групповая работа.

Методы работы:  активный, интерактивный.

                                               Ход работы:

Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю

                                                                                     китайская пословица.

I. Организационный момент.

II. Повторение.

          а) Что необходимо сделать в первую очередь чтобы начать решение задачи?   ( внимательно прочитать условие задачи и составить уравнение протекающей химической реакции).

         б) Как необходимо оформить уравнение химической реакции?

( Подчеркнуть известное и неизвестное вещества, сверху подписать данные, снизу молярные массы или молярный объём).

         в) Каков алгоритм решения простой химической задачи? ( 1.Находим υ известного вещества, затем по соотношению находим υ неизвестного вещества и затем находим массу или объём неизвестного вещества.)

         г) Давайте вспомним основные формулы, знание которых необходимо для решения задач. По какой формуле определяется количество вещества ( υ = m/M), а через объём? ( υ = V/Vm), Vm = 22,4л/моль, как найти выход продукта реакции? ( ɳвых = mпр./mтеор.*100% )

III. Актуализация. Постановка проблемы.

Ребята!  В реальных химических реакциях  масса продукта  всегда оказывается  меньше расчетной?  Не знаете?  А почему?

- Многие химические реакции не доходят до конца.
- При взаимодействии органических веществ часто образуются побочные продукты.
- При гетерогенных реакциях часть веществ  просто не вступает в реакции.
- Немаловажное значение имеет оборудование, с помощью которого осуществляется химическая реакция. Не герметичность  соединений всегда приводит к потерям газообразных веществ.

IV. Формирование новых знаний.

Сегодня на уроке мы научимся решать задачи трех типов:

1. Даны массы исходного вещества и продукта  реакции.

     Определить выход продукта реакции.

2. Даны массы исходного вещества и выход продукта реакции.

     Определить массу продукта.

3. Даны массы продукта и выход продукта. Определить массу исходного вещества.

Алгоритм решения задач первого типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи

2) Запиши: «Дано» и «Найти».
3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).
4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции.
5) Вычисли массовую долю продукта реакции по отношению массы практической к массе теоретической, которая указана в «дано».

Алгоритм решения задач второго типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи

2) Запиши: «Дано» и «Найти».

3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).

4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции.

5) Вычисли массу практическую продукта реакции, воспользовавшись обратной формулой (умножь массу теоретическую на долю выхода)

Алгоритм решения задач третьего типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи.

2) Запиши: «Дано» и «Найти».
3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).
4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по обратной формуле

(m пр / η вых) .

5) Вычисли массу исходного вещества по уравнению реакции.

Просмотр презентации по решению задач.

V. Закрепление.

Решите задачи.

1.   При сгорании 2 г железа в хлоре образовалось 2,5 г соли трёхвалентного железа. Выразите данный выход в процентах от  теоретически возможного.

2.   При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль массой 5, 5 г. Определите выход продукта реакции (%).

3.   Вычислите массу карбида кальция, образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если выход составляет 80%.

4. Карбонат натрия взаимодействует с соляной кислотой. Вычислите, какую массу карбоната натрия нужно взять для получения оксида углерода (IV) объёмом 28,56 л (н. у.). Практический выход продукта 85%.

5.  При взаимодействии водорода объемом 11.2 литра с оксидом железа (железная окалина) образовалось железо массой 18 грамм. Сколько процентов составляет данный выход от теоретически возможного.

6. При взаимодействии натрия количеством вещества 0, 5 моль с водой получили водород объёмом 4,2 л (н. у.). Вычислите практический выход газа (%).

7. Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr2O3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 г, если практический выход хрома составляет 95 %.

8. Определите, какая масса меди вступит в реакцию с концентрированной серной кислотой для получения оксида серы (IV) объёмом 3 л (н.у.), если выход оксида серы (IV) составляет 90%.

9. К раствору, содержащему хлорид кальция массой 4,1 г, прилили раствор, содержащий фосфат натрия. Определите массу полученного осадка, если выход продукта реакции составляет 88 %.

10. Вычислите объем аммиака, который можно получить, нагревая 20г хлорида аммония с избытком гидроксида кальция, если объемная доля выхода аммиака составляет 98%.

VI. Оценивание результатов работы.

VII. Итоги урока.

VIII. Рефлексия – « стена вопросов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Ответы к задачам:

1.   42,74%               2.   91,67%                3.   15.36г.                 4.   159г.  

5.   85,71%               6.   75%                     7.   148,2г.                8.   9,6г.

9.   3,3г.                     10.  8л.

 Приложение 2.

Решите задачи.

1.   При сгорании 2 г железа в хлоре образовалось 2,5 г соли железа ( III ). Найдите выход продукта в процентах от  теоретически возможного.

2.   При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль массой 5, 5 г. Определите выход продукта реакции (%).

3.   Вычислите массу карбида кальция ( СаС2 ), образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если выход составляет 80%.

4. Карбонат натрия взаимодействует с соляной кислотой. Вычислите, какую массу карбоната натрия нужно взять для получения оксида углерода (IV) объёмом 28,56 л . Практический выход продукта 85%.

5.  При взаимодействии водорода объемом 11.2 литра с оксидом железа (железная окалина) образовалось железо массой 18 грамм. Сколько процентов составляет данный выход от теоретически возможного.

6. При взаимодействии натрия массой 11,5г. с водой получили водород объёмом 4,2 л  Вычислите практический выход газа (%).

7. Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr2O3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 г, если практический выход хрома составляет 95 %.

8. Определите, какая масса меди вступит в реакцию с концентрированной серной кислотой для получения оксида серы (IV) объёмом 3 л , если выход оксида серы (IV) составляет 90%.

9. К раствору, содержащему хлорид кальция ( СаСl2 ) массой 4,1 г, прилили раствор, содержащий фосфат натрия ( Na3PO4 ). Определите массу полученного осадка, если выход продукта реакции составляет 88 %.

10. Вычислите объем аммиака ( NH3 ), который можно получить, нагревая 20г хлорида аммония ( NH4OH )с избытком гидроксида кальция ( Ca(OH)2 ), если объемная доля выхода аммиака составляет 98%.

 

Приложение 3.

Алгоритмы решения задач трех типов.

Алгоритм решения задач первого типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи

2) Запиши: «Дано» и «Найти».

3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).

4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции.

5) Вычисли массовую долю продукта реакции по отношению массы практической к массе теоретической, которая указана в «дано».

Алгоритм решения задач второго типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи

2) Запиши: «Дано» и «Найти».

3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).

4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по уравнению реакции.

5) Вычисли массу практическую продукта реакции, воспользовавшись формулой :   η вых = m пр / mтеор. * 100%.

Алгоритм решения задач третьего типа:

1) Прочитай внимательно условие задачи.

2) Запиши: «Дано» и «Найти».

3) Составь уравнение реакции (не забудь расставить коэффициенты).

4) Вычисли массу теоретическую продукта реакции, по обратной формуле

mтеор. = m пр / η вых) .

5) Вычисли массу исходного вещества по уравнению реакции.

Автор Корнилова Татьяна Семёновна
Дата добавления 01.03.2015
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1977
Номер материала 57278
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓