Главная / История / Разработка открытого урока по истории Казахстана 5 класс

Разработка открытого урока по истории Казахстана 5 класс

Открытый урок в рамках работы Творческой лаборатории по формированию общеучебных умений (5 класс)


Урок–путешествие «Степная земля бесконечна как время»


Цели:

- закрепить и обобщить знания учащихся

- формирование исторического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза

- способствовать формированию у учащихся понятию «Родина», чувства гордости за свою страну


Ход урока

Оргмомент (слайд 1)

Мотивация (слайд 2)

Представление команд

Названия команд: Озат, Номад, Томирис, Тулпар



Слайд 3

Разминка (первый круг по 3 вопроса каждой команде- 1 балл)


  1. В переводе слово «история» означает (рассказ, повествование)

  2. Наука, которая изучает историю монет, денежных знаков (нумизматика)

  3. Летописец по-казахски (шежиреши)

  4. Отец истории на Востоке (Сыма Цянь)

  5. Наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам (археология)

  6. Музей по-казахски (мұражай)

  7. Первый день Нового года у казахов (22 марта)

  8. Наука, изучающая традиции и обычаи народов (этнография)

  9. Архив по-казахски (мұрағат)

  10. Двенадцатилетний цикл летоисчисления у казахов (мушель)

  11. Наука, изучающая гербы и отличительные знаки (геральдика)

  12. Хиджра переводится как (переезд)


Разминка (второй круг по 2 вопроса- 2 балла)

  1. Английский естествоиспытатель, высказавший смелую мысль о родственных связях обезьяны и человека (Ч. Дарвин)

  2. Это слово в переводе означает «человекоподобный» (гоминид)

  3. Немецкий ученый, доказавший прямое влияние труда на формирование человека (Ф.Энгельс)

  4. Это слово в буквальном переводе означает «южная обезьяна» (австралопитек)

  5. Немецкий археолог, открывший древний город Трою, опираясь на поэму «Илиада» (Г.Шлиман)

  6. Хомо хабилис переводится как (человек умелый)



Разминка (какая команда ответит первой-3 балла)

  1. Сколько весило ручное рубило (2 кг)

  2. 20 век – продолжительность жизни 70 лет, средние века – 20-30 лет, а в каменном веке (19 лет)

  3. Это короткое слово используют и философы, и литературоведы, и археологи (век)


Станция: Хронос


I конкурс Периодизация истории

Расположи периоды истории в правильной последовательности:

Задание 1:

история средних веков, новая история, история древнего мира, новейшая история (история древнего мира, история средних веков, новая история, новейшая история) 2 балла

Задание 2:

Эпоха бронзы, энеолит, палеолит, эпоха железа, мезолит, неолит (палеолит, мезолит, неолит, энеолит, эпоха бронзы, эпоха железа)

3 балла


II конкурс Историческое время

Задание: Вставь пропущенные даты

Человек разумный хомо сапиенс сформировался около___ тыс.лет назад (40)

Первые люди на территории Казахстана появились около ____ млн лет назад (1)

Примерно ___ тыс. лет назад наступил ледниковый период (100-80)

Около ___ тыс. лет назад ледник начал таять (13-12)


1 балл за каждый правильный ответ


III конкурс Достижения древних людей

Задание: Распредели достижения древних людей по историческим периодам (подсказка – по 4 в каждый период)

Периоды: палеолит, мезолит, неолит

Достижения:

микролиты

лук и стрелы

рубило

зернотерка

бумеранг

палка-копалка

глиняная посуда

капкан

дубина

земледелие

ловушка

чоппер


1 балл за каждый правильный выбор


Ответы:

Палеолит: рубило, палка-копалка, дубина, чоппер

Мезолит: лук и стрелы, бумеранг, ловушка, капкан

Неолит: микролиты, зернотерка, глиняная посуда, земледелие


  1. Конкурс «Самая внимательная команда»

Казахское летоисчисление

  1. Мышь

  2. Корова

  3. Барс

  4. Заяц

  5. Улитка

  6. Змея

  7. Лошадь

  8. Баран

  9. Обезьяна

  10. Курица

  11. Собака

  12. Кабан


1 балл за каждое правильное звено в последовательности, не нарушающее цепь



Станция: Шартарап

5 Конкурс Историческая география

  1. Самые первые человекоподобные существа жили в __ и __ 2,5-3 млн. лет назад (Азии Африке)

  2. Местность Олдувай, где были найдены первые останки австралопитека находится в ______ (Восточной Африке)

  3. Останки синантропа нашли в пещере Чжоу-Коудянь в _______ (Китае)

  4. Останки древних людей нашли в местности Неандерталь в _______ (Германии)

  5. Древнейшие стоянки первобытных людей найдены в _______ Казахстане (Южном)

  6. Захоронение воина в золотых доспехах обнаружил в 1969 году в ______ кургане в Жетысу известный археолог Акишев (Иссыкском)


1 балл за верный ответ


Станция Властители эпох

Конкурс «Маска, я вас знаю…»


Этцель, Атыл, Едиль.

Венгры(мадьяры) считают его своим предком.

В Европе его прозвали Бич божий.

Его походы положили начало Великому переселению народов. (Аттила)

3 балла

Сын царя Филиппа II.

Величайший полководец.

Мусульмане звали его Искандер Зулькарнайн.

Создатель мировой державы.

В 30-е гг IV в до н.э. вторгся в сакские земли, но не смог их завоевать.

(Александр Македонский)

3 балла

Куруш. Сын Камбиса I.

По приказу отца был оставлен на съедение диким зверям.

Великий завоеватель.

На берегах Яксарта (Сырдарьи) основал город.

Согласно легендам поход в Среднюю Азию оказался для него роковым

(Кир)

3 балла


Слайд 21 Картина-загадка


Томирис

Царица саков-массагетов. Ее сын Спаргапис погиб в плену у персов. Томирис жестоко отомстила за смерть сына. Персы потерпели поражение. Как пишет Геродот, царица окунула голову Кира в бурдюк, наполненный кровью, со словами: «Ты хотел крови, так насыться же ею!»

3 балла


Слайд 23, 24, 25

Исторические параллели


Жалованная грамота царя Михаила Федоровича наследникам Ивана Сусанина


Как мы, великий государь, царь и великий князь в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а Ивана Сусанина изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, царь и великий князь всея Руси были, и он, Иван, ведая где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям не сказал, и замучили его до смерти

Из статьи В.Самойлова. Газета «Северная правда», 1938г

Подвиг Ивана Сусанина, отказавшегося изменить Родине, и за это зарубленного поляками воплотил заветное стремление русского народа к ограждению своей национальной независимости

Слайд 26

  • Какой герой сакских степей не пожалел своей жизни во имя независимости своей родной земли.

  • Расскажите о его подвиге

Слайд 27

Подвести итоги блока Исторические личности мне хочется словами

И.С. Тургенева, которые как нельзя лучше отражают его суть: "...И когда переведутся такие люди, пусть навсегда закроется книга истории. В ней нечего будет читать".


Слайд 28

Станция Мудрецы древности
Конкурс капитанов

Анахарсис – первый выдающийся философ саков. Платон называл его одним из семи мудрецов мира. До нас дошли его афоризмы.

Закончите афоризм: «Все беды человека от …» (языка)


10 баллов


Слайд 29
Казахская народная загадка


В глухой степи живет дракон 
Нет сил, нет мочи шевельнуться... 
Его кости напоминают стволы и ветви. 
На темени сверкает единственный глаз


10 баллов

Слайд 30

Стихотворение-загадка


Шерсть собрали с тысячи овец,

Сотни две сковали мне колец,

Круглый остов из прибрежных ив

Прочен, свеж, удобен и красив.

Ее вихрь не может покачнуть.

От дождя ее твердеет холм,

Нет в ней ни застенков, ни углов,

Но внутри уютно и тепло

Бо-Цзю-И

5 баллов


Просмотр учебного фильма Золотой человек


Слайд 31

Слайд 32


Рефлексия






Разработка открытого урока по истории Казахстана 5 класс
  • История
Описание:

Вашему вниманию предоставляется повторительно-обобщающий урок по курсу "Рассказы по истории Казахстана" 1 полугодие. Урок был проведен в рамках работы творческой лаборатории по формированию общеучебных умений в 5 классе. Учащимся были предложены задания на систематизацию, классификацию, сравнение. К уроку была приготовлена электронная презентация для сопровождения. Была сделана попытка задейстовать несколько типов интеллекта. Задания предполагают широкий кругозор учащихся. Несколько заданий проверяют знание не только отечественной, но и всемирной истории. Задания проверяют знание исторического времени, исторического пространства, исторических событий и личностей.

Автор Ромбаева Айгуль Хуанышевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 890
Номер материала 25154
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓