Главная / Информатика / Разработка обобщающего урока по информатике в 10 классе по теме "Системы счисления".

Разработка обобщающего урока по информатике в 10 классе по теме "Системы счисления".

Название документа pril1.doc

Согласны ли вы с утверждением

Да

Нет

1

Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

+

 

2

Все системы счисления делятся на три группы: позиционные, непозиционные и алфавитные.

 

+

3

В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.

+

 

4

Основанием двоичной системы счисления, записанном в самой системе счисления, является число 2.

 

+

5

Число А21СFD4 записано в шестнадцатеричной системе счисления.

+

 

6

Число 3567 записано с ошибкой.

 

+

7

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011

 

+

8

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.

 

+

9

Число 3005,234 записано с ошибкой.

+

 

10

Число 6398 записано в восьмеричной системе счисления.

 

+


Название документа pril2.doc

Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же дробное число должно быть записано в различных системах счисления:


Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

0,10011001





0,73





0,65





0,0F



hello_html_m64f94ccb.gif

Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же дробное число должно быть записано в различных системах счисления:


Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

0,10011001





0,73





0,65





0,0F



hello_html_m64f94ccb.gif

Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же дробное число должно быть записано в различных системах счисления:


Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

0,10011001





0,73





0,65





0,0F



hello_html_m64f94ccb.gif

Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же дробное число должно быть записано в различных системах счисления:


Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

0,10011001





0,73





0,65





0,0F


hello_html_m64f94ccb.gif

Название документа pril3.doc

Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления:


Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

1001001111





2371





1087





AE9



hello_html_m64f94ccb.gif

Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления:


Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

1001001111





2371





1087





AE9



hello_html_m64f94ccb.gif

Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления:


Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

1001001111





2371





1087





AE9



hello_html_m64f94ccb.gif

Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления:


Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

1001001111





2371





1087





AE9


hello_html_m64f94ccb.gif

Название документа pril4.ppt

Системы счисления
Система счисления - это….? Система счисления – это знаковая система, в которо...
Римская система счисления Не является позиционной, т.е. количественное значен...
Единичная система счисления. Не является позиционной, т.е. каждый символ обоз...
Алфавитные системы счисления. Алфавитные системы счисления являются более сов...
Недостатки непозиционных систем счисления. Существует постоянная потребность ...
Позиционные системы счисления Значение цифры зависит от ее позиции в записи ч...
Десятичная система счисления (является общепринятой для записи чисел) Основан...
Двоичная система счисления. Основание – 2; Содержит 2 цифры: 0; 1; Примеры дв...
Восьмеричная система счисления Основание системы – 8; Содержит 8 цифр: 0; 1; ...
Шестнадцатеричная система счисления Основание системы – 16; Содержит 16 цифр:...
Некоторые правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. Для пер...
Таблица соответствия (между сиситемами счисления с основаниями 10, 2, 8 и 16).
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Системы счисления
Описание слайда:

Системы счисления

№ слайда 2 Система счисления - это….? Система счисления – это знаковая система, в которой ч
Описание слайда:

Система счисления - это….? Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами. Системы счисления делятся на два класса: алфавитная

№ слайда 3 Римская система счисления Не является позиционной, т.е. количественное значение
Описание слайда:

Римская система счисления Не является позиционной, т.е. количественное значение цифры не зависит от позиции в записи числа Цифры обозначаются латинскими буквами: I (один палец), V (раскрытая ладонь), X (две сложенные ладони), C (Centum - сто), D(Demimille - половина тысячи), M(Mille - тысяча)(1, 5, 10, 100, 500, 1000) Например: XXX – 30 (цифра Х - обозначает во всех трёх позициях одно и то же количество - 10, 10+10+10=30) Римская система счисления используется до сих пор, например: для нумерации глав и разделов в книгах; для нумерации столетий; в циферблатах часов и т.п.

№ слайда 4 Единичная система счисления. Не является позиционной, т.е. каждый символ обознач
Описание слайда:

Единичная система счисления. Не является позиционной, т.е. каждый символ обозначает всегда одно и тоже количество - 1. Цифра – только одна: 1. Является самой примитивной системой счисления (способы обозначения - палочки, зарубки, засечки, штрихи). Дети учатся считать на пальцах, палочках, фактически применяя именно единичную систему счисления.

№ слайда 5 Алфавитные системы счисления. Алфавитные системы счисления являются более соверш
Описание слайда:

Алфавитные системы счисления. Алфавитные системы счисления являются более совершенными непозиционными системами счисления. К числу таких систем можно отнести греческую, славянскую, финикийскую и другие. В них числа от 1 до 9, десятки от 10 до 90 и сотни от 100 до 900 обозначались буквами соответствующего алфавита. В России славянская нумерация сохранилась до конца XVII века и только при Петре I возобладала так называемая арабская нумерация, которой мы и пользуемся сейчас. Славянская нумерация сохранилась в богослужебных книгах.

№ слайда 6 Недостатки непозиционных систем счисления. Существует постоянная потребность вве
Описание слайда:

Недостатки непозиционных систем счисления. Существует постоянная потребность введения новых знаков (цифр) для записи больших чисел. Нет возможности представлять дробные и отрицательные числа. Невозможно разработать простые и универсальные алгоритмы выполнения арифметических операций.

№ слайда 7 Позиционные системы счисления Значение цифры зависит от ее позиции в записи числ
Описание слайда:

Позиционные системы счисления Значение цифры зависит от ее позиции в записи числа, т.е. одна и та же цифра соответствует разным значениям в зависимости от того, в какой позиции числа она стоит; Основанием системы может быть любое натуральное число. Основание позиционной системы счисления– это количество цифр, используемое для представления чисел. Например: 999:одна и та же цифра 9 обозначает разные значения - 900, 90 и 9. Любое позиционное число можно представить в виде суммы степеней основания системы.

№ слайда 8 Десятичная система счисления (является общепринятой для записи чисел) Основание
Описание слайда:

Десятичная система счисления (является общепринятой для записи чисел) Основание – число 10; Содержит 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; Любое десятичное число можно разложить по степеням основания. Например:

№ слайда 9 Двоичная система счисления. Основание – 2; Содержит 2 цифры: 0; 1; Примеры двоич
Описание слайда:

Двоичная система счисления. Основание – 2; Содержит 2 цифры: 0; 1; Примеры двоичных чисел: 11100101; 10101; Разложение по степеням основания, пример: Важное примечание: Числа в компьютере представлены именно в двоичной системе счисления (0 - электрический сигнал слабого напряжения, 1 - более сильного напряжения).

№ слайда 10 Восьмеричная система счисления Основание системы – 8; Содержит 8 цифр: 0; 1; 2;
Описание слайда:

Восьмеричная система счисления Основание системы – 8; Содержит 8 цифр: 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; Примеры восьмеричных чисел: 2105; 73461; Для перевода двоичного представления числа в восьмеричное используют правило соответствия каждой восьмеричной цифре триады двоичных цифр

№ слайда 11 Шестнадцатеричная система счисления Основание системы – 16; Содержит 16 цифр: 0;
Описание слайда:

Шестнадцатеричная система счисления Основание системы – 16; Содержит 16 цифр: 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; A; B; C; D; E; F; Для перевода двоичного представления числа в шестнадцатеричное используют правило соответствия каждой шестнадцатеричной цифре тетрады двоичных цифр Примеры шестнадцатеричных чисел: 21AF3; B09D;

№ слайда 12 Некоторые правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. Для перево
Описание слайда:

Некоторые правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. Для перевода чисел из систем счисления с основаниями 2,8, 16 и др. в десятичную можно использовать разложение по степеням соответствующего основания, например: Для перевода целых чисел из десятичной системы счисления в системы счисления с другими основаниями можно использовать правило последовательного деления данного числа на соответствующее основание и запись последнего частного (меньшего основания) и всех предыдущих остатков в обратном порядке, например: 39:2=19(ост1) 19:2=9(ост1) 9:2=4(ост1) 4:2=2(ост0) 2:2=1(ост0) Получим

№ слайда 13 Таблица соответствия (между сиситемами счисления с основаниями 10, 2, 8 и 16).
Описание слайда:

Таблица соответствия (между сиситемами счисления с основаниями 10, 2, 8 и 16).

Название документа pril5.doc

Таблица оценивания.


Ф.И. учащегося

1 вид работы

2 вид работы

3 вид работы

4 вид работы

5 вид работы

ИТОГО

1.








2.








3.








4.








5.








6.








7.








8.








9.








10.








11.








12.








13.








14.








15.










Название документа Обобщающий_Урок_По_Теме_Системы_Счисления.doc

Обобщающий урок по теме "Системы счисления". 10-й класс (Профильный уровень).

Цели урока:

  • Обучающие:

    • контроль усвоения учебного материала по теме “Системы счисления”;

    • формировать общеучебные и специальные умения и навыки.

  • Развивающие:

    • развивать умение выделять главное;

    • развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность;

    • развивать речь,  логическое мышление учащихся.

  • Воспитательные:

    • формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля;

    • активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока

II. Быстрое повторение

Согласны ли вы с утверждением

Да

Нет

1

Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

+

 

2

Все системы счисления делятся на три  группы: позиционные, непозиционные и алфавитные.

 

+

3

В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.

+

 

4

Основанием двоичной системы счисления, записанном в самой системе счисления,  является число 2.

 

+

5

Число А21СFD4 записано в шестнадцатеричной системе счисления.

+

 

6

Число 3567 записано с ошибкой.

 

+

7

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, в двоичной системе счисления записывается как 1011

 

+

8

Число 10, записанное в десятичной системе счисления, меньше числа 10, записанного в восьмеричной системе счисления.

 

+

9

Число 3005,234 записано с ошибкой.

+

 

10

Число 6398 записано в восьмеричной системе счисления.

 

+

Таблица сохраняется отдельным файлом (Приложение 1) и выводится на экран, знаки  +  сначала  скрыты (задан фоновый цвет шрифта), после каждого ответа можно вывести знак + для проверки, выделив последние столбцы и задав цвет.

III.  Закрепление знаний, умений и навыков

1) Арифметические операции в системах счисления с разными основаниями (2, 8, 16) – 3 ученика работают у доски. Проверку провести с использованием калькулятора.

Двоичная

Восьмеричная

Шестнадцатеричная

 110101111
+   1101001
(1000011000)

  547
+  63 
(632)

  A1F
+   9C
(ABB)

  1110
x  110
(1010100)

  315
x  42
(15472)

    2C
x  5A
(D5C)

2) Остальные ученики работают на местах с раздаточным материалом – 2 варианта. Перевод чисел – заполнить таблицы.

Вариант 1:  перевод дробных чисел (Приложение 2):

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

         0,10011001

 

 

 

 

0,73

 

 

 

 

0,65

 

 

 

 

0,0F

Вариант 2: перевод целых чисел (Приложение 3):

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

         1001001111

 

 

 

 

2371

 

 

 

 

1087

 

 

 

 

AE9

3) По завершении работы – а) учащиеся формулируют соответствующие правила перевода; б) проверяют результаты с помощью калькулятора на интерактивной доске.

4) Перевести число 56710 в систему счисления с основанием 7, разложить его по степеням основания, проверить.

hello_html_3642f106.png

56710 = 14407  = (1 · 73 + 4 · 72 + 4 · 71 + 0)10 = (343 + 196 + 28)10 = 56710

IV.   Итоговое обобщение

Организуется в форме опроса. После ответа на каждый вопрос демонстрируются соответствующие слайды из презентации, после чего ученики могут также предложить дополнения и (или) уточнения (Приложение 4).

  • Дать определение системы счисления.

  • Классификация систем счисления.

  • Описать примеры непозиционных систем счисления (единичной, римской и алфавитной), в чём недостаток непозиционных систем счисления.

  • Дать понятие позиционной системы счисления, описать примеры: десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная позиционные системы счисления.

  • В какой системе счисления работает компьютер, почему?

  • Сформулировать правила перевода чисел из системы счисления с основанием 10 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно.

V.  Подведение итогов урока. Оценка результатов работы учащихся на уроке.

Для оценивания в процессе урока применять таблицу:

Таблица оценивания (Приложение 5)

Ф.И. учащегося

1 вид работы

2 вид работы

3 вид работы

4 вид работы

5 вид работы

ИТОГО

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

13.

 

 

 

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

 

 

 

15.

 

 

 

 

 

 

 

VI. Задание на дом

1. Повторить теоретический материал (указать страницы учебника)
2. Перевести число 69110  в системы счисления с основаниями 4 и 11, проверить разложением по степеням основания.
3. Выполнить перевод чисел (раздать карточки с таблицами 


Разработка обобщающего урока по информатике в 10 классе по теме "Системы счисления".
  • Информатика
Описание:

Предлагаю разработку обобщающего урока по информатике в 10 классе по теме "Системы счисления" по учебнику Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Разработка включает в себя: план-конспект урока и приложения, применяемые в процессе урока: презентацию, тест, задания для устной и письменной работы, таблицу оценивания.

Чтобы работали гиперссылки из текста плана-конспекта архив нужно распаковать и открывать файл из распакованной папки.                                                      

Автор Дамаев Ряшит Харисович
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 762
Номер материала 8935
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓