Совокупной формой
методической, учебной и внеклассной работы в школе являются предметные недели,
которые представляют комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей
школьников, навыков неформального общения учащихся, родителей и педагогов в
составе разновозрастных творческих групп в ходе подготовки и проведения недели. Такая работа не только
способствует повышению квалификации учителя, но и требует от него
дополнительных усилий, проявления творчества, что не всегда получается в
повседневной педагогической деятельности. Внеклассная работа по математике
является неотъемлемой частью воспитательно-образовательной деятельности
учителя-предметника, кроме того, она имеет большое воспитательное значение, так
как заинтересовывает учащихся предметом, вовлекает их в серьёзную
самостоятельную работу. Одной из форм организации внеклассной работы является
проведение недели математики. В нашей сельской школе ежегодно проходит Неделя математики в конце ноября месяца, которая
включает в себя различные конкурсы и состязания для учащихся разных
возрастов и уроки математики, проводимые в нестандартных формах.
Девизом к Неделе
математики в школе для педагога служат слова К.Д.Ушинского: «Сделать учебную
работу настолько интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву –
это одна из труднейших и важнейших задач дидактики».
Целью
её проведения является развитие личностных качеств обучающихся и активизация их
мыслительной деятельности, поддержка и развитие творческих способностей и
интереса к предмету, формирование осознанного понимания значимости
математических знаний в различных сферах профессиональной деятельности.
Задачи
проведения Недели математики в школе:
Учебные:
1. Совершенствовать
профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и
проведения внеклассных мероприятий
2. Повысить уровень
математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
3. Углубить представления обучающихся
об использовании сведений из математики в повседневной жизни. Показать ценность математических знаний в
профессиональной деятельности.
4. Развитие у обучающихся
умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать
свою деятельность.
Развивающие:
1. Развивать у обучающихся
интерес к занятиям математикой.
2. Выявлять учащихся, которые
обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по
математике.
3. Развивать речь, память, воображение
и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность мышления, волю,
упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед
коллективом.
2. Воспитание умений применять
имеющиеся знания в практических ситуациях.
3. Воспитание умений защищать
свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей
собственной.
Принципы
организации Недели математики:
1. Принцип массовости (работа
организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно
больше обучающихся).
2. Принцип доступности
(подбираются разноуровневые задания).
3. Принцип заинтересованности
(задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и
по содержанию).
4. Принцип соревновательности
(ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами
учащихся разных классов).
Ожидаемые
результаты:
1. Подтверждение имеющихся у
обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой Недели математики.
2. Знакомство с видами
творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
3. Выявление круга учащихся,
стремящихся к углублению знаний по математике.
4. Расширение историко
–научного кругозора учащихся в области математики.
5. Развитие коммуникативных
умений при общении с учениками разного возраста.
Вся деятельность
учителей была направлена на достижение поставленных целей. Выбраны следующие направления:
Направление первое. “День
истории математики”.
Знакомство учащихся с
фрагментами истории математики имеет вполне определенные задачи:
- сведения из истории
повышают интерес школьников к изучению математики и ведут к глубокому пониманию
изучаемого материала;
- ознакомление с
историческими фактами расширяет кругозор учащихся и повышает их общую культуру,
помогает лучше понять роль математики в современном обществе;
- знакомство с историческим
развитием математики способствует общим целям воспитательной работы.
В этот день на уроках учителя
математики сообщали ребятам новые сведения о числе Пи.
В викторине «Знаешь ли ты
историю математики» приняли участие 48 человек. Наилучший результат показали
учащиеся 9 б класса. Участники викторины заработали 600 эвриков.
Направление второе. “День
занимательной математики”.
Активизировать
деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путем умелого
применения занимательных заданий. Занимательность характеризуется следующими
показателями: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним
представлениям. Занимательная задача – это та, которая вызывает непроизвольный
интерес, являющийся следствием необычности сюжета, непривычной формы ее
подачи. Решение таких задач вырабатывает у учащихся внутренний положительный
отклик, развивает их любознательность. Для учащихся в этот день была
организована ярмарка. Ребята заработали 896 эвриков.
Направление третье. “ День
прикладной математики”.
В формировании у
учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для применения математики в
других учебных дисциплинах, в трудовом процессе, в быту и т.д. заключается
прикладная направленность обучения математике.
Содержание
математической задачи, метод решения которой освоен учащимися, вызывает у них
интерес, если это содержание связано с раскрытием элементов профессионального
мастерства и математической культуры людей, с пониманием природы математики,
развитием мировоззрения.
Прикладные задачи повышают
интерес учащихся и к самому предмету, поскольку для подавляющего большинства
учащихся ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.
Надлежащего воспитательного эффекта можно ожидать от истинно практических
задач, удовлетворяющих определенным педагогическим требованиям:
- задача должна нести
познавательную информацию о современном производстве, показывать творческий
характер труда людей массовых профессий;
- вопрос задачи должен
соответствовать реальной ситуации, а не подстраиваться под определенную
математическую проблему;
- условие задачи должно быть
лаконичным, свободным от перегрузки специальной терминологией;
- решение задачи требует
содержательных математических знаний из школьного курса математики.
Решение прикладной
задачи тогда эффективно, когда учащиеся встречались с описываемой ситуацией в
реальной действительности, в быту, на экскурсиях, при изучении других
предметов. Для ребят прошли игры «Глазомер» и Бизнесмены». Ребята заработали
300 эвриков.
Направление четвертое
«Математика и красота»
Применение в процессе
обучения математике практики самостоятельного решения красивых задач
способствует развитию математической эстетики учащихся и пониманию им красоты
математики, что ведет к закреплению у них навыков творческого мышления и
развитию математической интуиции.
В этот день ребята с большим
интересом участвовали: разгадывали кроссворды, выращивали Пифагорово дерево,
разгадывали математические мозаики. С большим интересом участвовали в
просмотре презентаций «Красота математики - геометрические фракталы» Ребята
заработали 300 эвриков.
Направление пятое. “День
математических игр”.
Игра – творчество,
игра – труд. Игровые формы деятельности дают возможность эффективной
организации взаимодействия педагога и учащихся, их продуктивного общения с
присутствующими элементами соревнования, адаптивности, неформальности. В
процессе игры у детей вырабатывается навык сосредоточенного внимания,
самостоятельного мышления, переключения внимания. Игра развивает важные
познавательные навыки, интерес к знаниям.
Увлекшись, дети не
замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных
ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже
самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия,
чтобы не подвести товарищей по игре.
В этот день подвели итоги:
Ребята (5-11 класс) заработали 2096 эвриков. Математическая игра «Аукцион»
подводила итоги недели математики.
Все ребята в этот день
пришли участвовать в игре. На заработанные "эврики" классы или кто-то
индивидуально купили ( при заранее оговоренном в положении эквиваленте):
урок без двоек;
урок без домашнего задания;
половину домашнего задания
дополнительное занятие с
учителем
балл к оценке; подсказку к
контрольной работе; пятерка в день рождения и т. д.
Игра прошла весело. Ребята
вполне серьёзно вступали в торги, добивались упорно своего результата.
Неделя математики достигла
поставленных целей. Учителя - профессионалы в своей работе. Совершенствовалось
профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и
проведения внеклассных мероприятий. Все намеченные мероприятия проводились в хорошем
темпе, укладывались в отведённое время, поддерживалась хорошая дисциплина за
счёт интересного содержания конкурсов и контроля со стороны
учителей-организаторов. Наблюдалась слаженная работа всех членов методического
объединения, своевременная координация действий, взаимопомощь и поддержка.
Все мероприятия
способствовали развитию творческих способностей и интереса к предмету, личностных
качеств обучающихся и активизации их мыслительной деятельности, формированию
осознанного понимания значимости математических знаний в различных сферах
профессиональной деятельности. Работа
организовывалась таким образом, что в творческую деятельность вовлекались как
можно больше обучающихся. Подбирались разноуровневые задания. Все задания были
интересно оформлены, привлекали внимание визуально и по содержанию. Ученикам
предоставлялась возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся
разных классов. Ребята учились общаться между собой, приходить к согласию в
спорных вопросах.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.