Главная / История / разработка музейного урока "Юность, опаленная войной..."

разработка музейного урока "Юность, опаленная войной..."


Музейный урок «Юность, опалённая войной…»

Якименко Наталья Юрьевна


В предмете отечественной истории и литературы имеются несколько типов учебного материала, которые путём углублённого изучения их содержания и применения традиционных или инновационных методов обучения, способствуют развитию исторического мышления и патриотического воспитания учащихся.


«Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне, то будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.»

Д.С.Лихачев

Основополагающей темой для воспитания патриотизма, нравственным ценностям прошлых поколений на музейном уроке являются события, связанные с Великой Отечественной войной, с историей поселка и его жителях.

Методическая разработка интегрированного музейного урока предназначена для учащихся средней школы. На мероприятие отводится 45 минут. Используются материалы школьного историко-краеведческого музея.

Цель: использование возможностей школьного историко-краеведческого музея для организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия учащихся и педагогов в рамках образовательного процесса.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. Продолжать изучение военной истории родного края;

  2. Приобщать учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности по военно-исторической и патриотической тематике;

  3. Развивать навыки поисково-исследовательской работы, умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации;

  4. Формировать историческое сознание, музейную культуру учащихся.

  5. Воспитывать патриотизм и сопричастность к системе культурных ценностей, истории малой Родины и традициям родного края;

  6. Приобщать школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям человечества.


Общедидактические цели: создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации, способствовать осмыслению связи нового материала с изученным ранее.


Тип учебного занятия: музейный урок


Технология - формирование исследовательской культуры учащихся.


Триединая дидактическая цель урока:

Образовательный аспект:

сформировать у учащихся представления о тяготах и лишениях во время войны;

обеспечить усвоение учащимися краеведческого материала о личностях;

формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку, активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.

Развивающий аспект:

развитие аналитического и креативного мышления на основе краеведческого материла о роли обыкновенных людей в обеспечении победы в Великой Отечественной войне;

нравственное развитие учащихся;

воспитание культуры умственного труда;

формирование коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения);

формирование требовательности к себе и другим;

разрешение проблемного вопроса: каким должен быть человек.

Прогнозируемый результат

В процессе личностно-значимой деятельности учащиеся приобретут позитивный опыт, который позволит им овладеть нравственными ценностями, необходимыми для жизни в современном обществе.

Оборудование урока: 

материалы школьного музея: альбом «Выпускники 1941 года», статьи из газет «Знамя коммунизма» (1981 г.) и «Южная магистраль» (1972 год), а также информация, полученная из личных бесед с жителями п. Пролетарский


Эпиграф:

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

 

Виктор Афанасьев


Проблемный вопрос: «Каким должен быть человек?».

Ход урока.

Организационный момент.


Учитель истории.

Прошло 69 лет с тех пор, когда закончилась Великая Отечественная война… Ваше поколение знает о ней только по урокам истории, литературы да рассказам старших. Мы живем под мирным небом, часто сетуя на жизнь (то не так, это не так), завидуя друг другу (у кого-то есть крутая машина, а у меня нет….) и не задумываемся над тем, какой же ценой и благодаря кому завоевана Великая Победа! К сожалению, участников Великой Отечественной войны с каждым годом остается всё меньше и меньше, и не с кем поговорить о том времени, расспросить о том, что их волновало, чем они жили в те страшные годы, что двигало их на борьбу с фашистами…


Учитель литературы.

- Вы дома пытались найти ответ на вопрос: «Каким должен быть человек?» Прочтите свои ответы (2-3 человека). В конце урока мы вернемся к этому заданию, и вы, возможно, что-то добавите в свои сочинения.


Новая тема:


Учитель истории.

Посещая в прошлый раз, школьный музей, вы обратили внимание на альбом «Выпускники 1941 года», оформленный выпускниками нашей школы в 2000 году. Порой мы не задумываемся над тем, как мы живем, к чему стремимся, какие у нас ценности… А осознаете ли, что вы немного моложе тех девчонок и мальчишек, которым в июне 1941 года было всего лишь 17. О чём же они мечтали на пороге школы? К чему стремились?


Сообщение учащейся из актива музея.

Мы узнали, что всего выпускников в 1941 году было 36, узнать всё о каждом из них сейчас невозможно, для этого должна быть проделана очень большая работа, поэтому мы решили остановиться на судьбах выпускников 1941 года - женщинах, которые наряду с мужчинами были участниками Великой Отечественной войны.


Учитель литературы.

21 июня 1941 года был торжественный день - вручение аттестатов о среднем образовании. Весело отметили выпускники 10-х классов знаменательное событие в жизни. Целую ночь не умолкали звуки духового оркестра, оркестрантами которого были выпускники 1941 года: Ваня Шаповалов, Ваня Ткаченко, Славик Недосеков… Без устали кружились в вальсе. Со школой распрощались на рассвете. Никто не мог предполагать, что этот рассвет окажется последним, что мечты развеет чёрная туча войны…


Заслушивается стихотворение  учащихся из актива музея (заранее подготовленное)


В школьном музее

В маленьком зале

Год сорок первый

Нам показали


Здесь на столе

Под стеклом мутноватым

Нашего горя

Легли экспонаты


Каска, патроны,

Граната и фляга

Да пожелтевшая

Писем бумага


А со стены

С фотографий глядели

Наши ребята

В солдатской шинели


Они добровольно

Шагали в солдаты

Рыли окопы,

Крыли накаты…

Раны болели

В бинтах порыжелых,

Они замерзали

В снегах подо Ржевом.


Но поднимались

С Волжской лугою,

Но выгибались

Курской дугою…


Мы становились

Седыми в семнадцать,

А, повзрослев,

Отучились бояться!


И, не считая

Врагов своих, били,

И беззаветно

Россию любили!


Вот потому-то

У стендов музея

Нынче собрал

Ветеранов-друзей я…


Учитель литературы.

Этим стихотворением «В школьном музее», автором которого является выпускница 1941 года Люда Меньшикова, открывается альбом…

Оно пронизано патриотизмом, любовью к Родине…36 мальчишек и девчонок, выпускников школы № 59 ст.Готня, мечтали о счастье, о светлом будущем… 21 июня 1941 года им вручили аттестаты. Казалось, вся жизнь впереди!!! Дерзай, добивайся своего, стремись вперёд!!!


Сообщение учащейся из актива музея.

Изучая материалы школьного музея, мы узнали, что две выпускницы 1941 года наряду с мужчинами воевали с врагом, защищали Родину. Это Тамара Филипповна Коваленко и Анна Ивановна Новикова.



Работа в группах.

Учащимся предлагается исследовать материалы школьного музея: альбом «Выпускники 1941 года», статьи из газет «Знамя коммунизма» (1981 г.) и «Южная магистраль» (1972 года).

Учащиеся 1 группы работают с материалами о Анне Ивановне Новиковой, 2 группы – о Тамаре Филипповне Коваленко.


Вопросы первой группе:

Какие черты характера Анны Ивановны Новиковой вы можете выделить? 
– Где проходила свой боевой путь Анна Новикова? 
– Какая мечта была у Анны Ивановны и исполнилась ли она? 


Учитель литературы.

Вы достигнете любой цели, если у вас будет горячее желание что-то изменить в своей жизни.


Заслушивается небольшое сообщение  учащихся первой группы подготовленное в ходе исследования

В сентябре 1941 года вместе с семьёй она была эвакуирована в Алтайский край. Когда ей исполнилось 18 лет, она уже была курсантом-радиотелеграфистом школы связи, которых готовили по ускоренной программе, а в сентябре 1942 года она была уже на восьмой отдельной артиллерийской батарее береговой обороны Тихоокеанского флота, в задачу которой входила защита подходов к Владивостоку. Шесть девушек и трое юношей должны были обеспечивать бесперебойную связь с бригадой и кораблями дозора. Анна Новикова написала: «Приходилось сутками не выходить из помещения радиостанции и командного пункта, отдыхать тут же, меняя друг друга через каждые четыре часа…». Особенно тяжело пришлось, когда наша страна вступила в войну с Японией, и была открыта дополнительная вахта. Анна Ивановна была награждена медалью «За победу над Японией», ей вручен значок «Отличник ВМФ». Демобилизовалась она в апреле 1946 года, честно выполнив свой воинский долг и внеся маленькую частицу в Великую Победу. Трудно было осознавать, что из троих детей в семье осталась жива только она (старший брат Николай погиб в Югославии, младший-Михаил – под Ленинградом…). А свою мечту - стать учителем – она осуществила уже после войны: закончила Саратовский педагогический институт, после окончания которого проработала учителем русского языка и литературы до ухода на пенсию, награждена значком «Отличник народного просвещения», ей присвоено звание Заслуженного учителя РСФСР. Информации удалось собрать не очень много, но уже этого достаточно для того, чтобы сказать: все, что она делала в своей жизни, она делала только на «отлично», она не запятнала за всю свою жизнь честь школы, честь посёлка, в котором родилась и выросла.


Вопросы первой группе:

Какие черты характера Тамары Филипповны Ковалевой вы можете выделить? 
– Где проходила свой боевой путь Тамара Ковалева? 
– Как реализовала себя Тамара Филипповна? 


Заслушивается небольшое сообщение  учащихся второй группы подготовленное в ходе исследования

Родом Тамара Филипповна из Красной Яруги (родилась 16 сентября 1923 года). В 1927 году семья переехала на станцию Готня, с которой она связала всю свою жизнь. Училась в средней школе № 59 ст.Готня. Была участницей Великой Отечественной войны с марта 1943 по октябрь 1945 года в составе Второго Украинского и Воронежского Степного фронтов. Была зачислена в штат одного из госпиталей медсестрой, а также регистратором в действующей Советской Армии. Из воспоминаний Тамары Филипповны, записанных с её слов в 2000 году во время одной из встреч с учащимися нашей школы: «Работы приходилось выполнять разные по уходу за ранеными, под разрывами снарядов и бомб. Была донором запаса. Отдавала кровь на спасение жизни солдат, которые подвергались ампутации в нашем госпитале». День Победы она встретила на Венгерской земле, где и было расформирование госпиталей. 6 ноября 1945 года она вернулась домой. С 1946 года работала заведующей технической библиотекой.

На протяжении многих лет работы в библиотеке (она ушла на пенсию в 1981 году) не только находила для своих читателей необходимую литературу, но и помогала готовиться к поступлению в техникумы, институты, договаривалась со своими знакомыми, имевшими домашние библиотеки, о том, чтобы дали попользоваться той или иной книжкой, каких нет в технической библиотеке, нуждающимся. Это всё говорит о её чуткости, внимательности к людям, желании оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается. А всё это надо было совместить с семьей, домашними хлопотами. Кроме того, она успевала заниматься общественной работой: была заместителем секретаря узлового парткома по идеологической работе. В газете «Южная магистраль» от 8 марта 1972 года корреспондент В.Чиндин, написавший о ней статью «Один вечер Тамары Филипповны», рассказал о том, что Тамара Филипповна поведала ему историю о лётчике, которую невозможно забыть….Лицо его было сплошной запекшейся раной…. Сердце сжималось от жалости, и именно ему Тамара Филипповна отдала тогда пятьсот кубиков крови, а когда поднялась после переливания, в глазах потемнело, зашаталась от слабости. Отдать кровь, отдать частицу себя, своего сердца – именно эти слова стали её жизненным кредо, которое она пронесла через всю свою жизнь. Ведь недаром она награждена медалью «За боевые заслуги».

Тамара Филипповна «…являлась центром связи и организатором встреч своих одноклассников на протяжении всей жизни (так написал о ней Иван Ильич Ткаченко, выпускник 1941 года, в письме учащимся 9 «Б» класса в феврале 2000 года), которых судьба разбросала в разные уголки страны. Последняя такая встреча состоялась в июне 1985 года, когда выпускники 1941 года были приглашены на выпускной вечер в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. Немного их было на встрече: Борис Глущенко, Иван Ткаченко, Вячеслав Недосеков, Мария Ковалева, Мария Симонова, Людмила Меньшикова, Тамара Коваленко, Анна Новикова… Их встреча состоялась в парке, у памятника погибшим воинам. Время оставило на их лицах разные автографы, но одно их объединяет: не стареют душой ветераны, не потеряли они интереса к жизни, не согнула их беда. Только к имени каждого прибавилось отчество…


Учитель истории.

- Нужно ли нам знать свою историю, свои корни?

- Вы познакомились с судьбой двух выпускниц грозного 1941 года Тамары Филипповны Коваленко и Анны Ивановны Новиковой, а чем схожи их жизни? (Учащиеся приходят к выводу, что их объединяет то, что они стремились стать лучше на протяжении всей своей жизни).

Вопрос к учащимся: что же может нам помочь стать лучше?

(Ответы: чтение, примеры жизни других людей, достойных подражания, любовь к родине).


Учитель литературы.

Творческое задание.

А теперь вернемся к сочинению, над которым вы работали дома.

Как бы вы сейчас ответили на вопрос «Каким должен быть человек?» Допишите. (Заслушивается несколько ответов).


Итоги урока. Сегодня мы говорили о жизни двух женщин, а вы задумывались об их и о своем жизненном пути, сделали выводы, что надо стремиться к тому, чтобы стать лучше.


Рефлексия. В результате урока

МНЕ бы хотелось продолжить исследовательскую деятельность в музее потому что…



Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма.

В этой связи наиболее актуальной для современного социума и школы становится задача восстановления образа нравственного человека как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.


8


разработка музейного урока "Юность, опаленная войной..."
  • История
Описание:

      В предмете отечественной истории и литературы имеются несколько типов учебного материала, которые путём углублённого изучения  их содержания и применения традиционных или инновационных методов обучения, способствуют развитию исторического мышления и патриотического воспитания учащихся.

Основополагающей темой для воспитания патриотизма, нравственным ценностям прошлых поколений на музейном уроке являются события, связанные с Великой Отечественной войной, с историей поселка и его жителях.

 

Методическая разработка интегрированного музейного урока предназначена для учащихся средней школы. На мероприятие отводится 45 минут. Используются материалы школьного историко-краеведческого музея.

Автор Якименко Наталья Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 802
Номер материала 28883
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓