Инфоурок География Другие методич. материалыРазработка мероприятия по географии "У нас в гостях ЯПОНИЯ"

Разработка мероприятия по географии "У нас в гостях ЯПОНИЯ"

Скачать материал

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Личадеевская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

Разработка мероприятия по географии

 

 

 

У нас в гостях ЯПОНИЯ

 

9-10 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Выполнила:

                                                                                                 учитель географии

                                                                                          Красильникова С.Ф.

 

 

 

                                                                                      

2015 год

 

 

 

       Учитель:  / слайд 1 / Удивительный сосед есть у России на востоке – ЯПОНИЯ. На рубеже 70-80-х годов главная цель послевоенной экономической политики правящих кругов Японии – догнать передовые страны Запада по уровню экономического и научно-технического развития – в основном была достигнута. Как это произошло, мы узнаем с вами в увлекательном путешествии по старой и новой Японии. Постараемся показать связь её с прошлым, без опоры на которое сегодняшняя страна не смогла бы так уверенно развиваться. Постоянно возвращаясь к временам минувшим, японцы всё чаще думают о будущем. Вот почему нельзя было обойти вниманием склонность к долгосрочным планам, присущую каждой семье, руководителям предприятий, министерств, государства.

       Япония одна из первых ворвалась в 21 век. С желанием расширить представления о соседней державе, узнать её прошлое и настоящее, самое интересное из жизни японцев, отправляемся мы в путь вместе с вами, уважаемые зрители.

        Ученик: / слайд 2 /  Сад монастыря Рёандзи.

«Сад камней», «Филосовский сад», «Сад Рёандзи»… Десятки имён  у главной достопримечательности японского горда Киото и, вероятно, самой большой его ценности и десятки толкований сути, какую вложил столетия назад мудрый монах Соами в пятнадцать чёрных необработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку. В путеводителе указано: «пятнадцать камней». На самом деле замечаешь четырнадцать. Пятнадцатого камня  перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг по деревянной галерее, протянувшейся вдоль края песчаного прямоугольника – с остальных трёх сторон сад ограничен каменными монастырскими стенами, -  и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый -  тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень. Ещё шаг по галерее – и гениально спланированный хаос предстаёт опять в иной композиции, состоящей из всех тех же пятнадцати камней, из которых один невидим.

         Разные люди проходят по галерее. И разные мысли вызывал у них сад. «Сад камней» может символизировать собой своеобразие экономической структуры Японии, где «утёсы» монополистического капитала возвышаются над морем песчинок – бесчисленных мелких и крупных предприятий. Возможно, такие слова могут родиться у туриста ме6жду двумя спусками автоматического фотозатвора. Ассоциация бесспорная, что касается японской экономики, но воспринимающаяся в «Саду камней», будто скрежет гвоздя по ржавому железу.

        А возможно – и такие: / слайд 3 / «Это была наглядная модель познания, метафора науки.  Обязательно остаётся что-то неизвестное, несосчитанное, неучтённое. Мы уверены, что мы видим то, что есть, до конца, и в голову не придёт, что есть что-то ещё, чего мы не видим.»  Это итог размышлений в саду человека, кому достало воли и подлинного интереса к мудрой красоте, чтобы предать анафеме зычного гида-спринтера и отложить на время фотоаппарат. Таковы, наверное, полярные по чувствам и эстетической подготовленности восприятия « Сада камней».

         Ученица: / слайд 4/ Государство в Восточной Азии, расположено на четырёх крупных островах: Кюсю, Сикоку, Хонсю и Хоккайдо, островах Рюкю и более чем тысяче мелких островов.

        / слайд 5 / С севера омывается охотским морем, с востока – Тихим океаном, с юга – Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, с запада – Корейским проливом и Японским морем. Япония претендует на принадлежащие России Курильские острова, лежащие к северу от острова Хоккайдо.

          Площадь страны 377688 км2. Равнины Японии лежат в основном вдоль нижних склонов гор и вдоль побережья. Наиболее обширные долины расположены на острове Хоккайдо: вдоль реки Исикари в западной части острова, вдоль реки Токачи на юго-востоке и на восточном побережье вокруг городов Немуро и Кусиро. На острове Хонсю также имеются большие долины: в долине Осака расположены Кобе, Киото и Осака; в долине Канто находится Токио; в долине Наби – Нагоя. На острове Кюсю главной равниной является равнина Цукуси.

           / слайд 6 /Наиболее выдающейся топографической чертой Японии являются горы. Горные цепи тянутся через острова с севера на юг. На острове Хоккайдо расположена горная цепь вулканического происхождения, берущая начало на Курилах. Одна из более низких горных цепей острова называется Японские Альпы из-за их живописности.

           / слайд 7 / Гора Фудзи (3776 м) – высочайшая точка страны.  На  Японских островах расположено около 188 вулканов, более 40 из них активные. На Японских островах ежегодно бывает около 15 тысяч землетрясений.

           / слайд 8 /

           / слайды 9-15 /С давних времён жители Японии стремятся приспособить свою жизнь к грозящим землетрясениям. Поэтому конструкция традиционного японского дома отличается простотой и лёгкостью, а также почти полным отсутствием мебели. Размещение вещей в доме подчиняется правилу: ни одна тяжёлая вещь не должна находиться выше головы сидящего человека.

           / слайды 16-29/Ещё недавно японцы не возводили высотных зданий, но в наши дни строят сейсмоустойчивые высотные сооружения.

           Население страны (по оценке 1998 г.) составляет 125931500 человек, средняя плотность 333 человека на 1 км2. Этнические группы: японцы 99,4%, корейцы 0,5%, китайцы, айны. По населению Япония занимает 8-е место в мире.

            Язык: японский (государственный), многие японцы немного говорят по-

английски.

             / слайд 30/ Вероисповедание: синтоизм, буддизм, христианство; отличительная черта религиозной жизни Японии – веротерпимость и смешение верований, культов и обрядов из различных религий. В стране синтоизм и буддизм мирно сосуществовали и сосуществуют не только в обществе, но и в жизни людей. Так, в наши дни многие японцы празднуют свадьбу по синтоистскому обряду, а хоронят родственников по буддистскому. Синтоизм – религия, основанная на культе природы и почитания духов усопших, прежде всего духов предков. Синтоисты верят, что божества – ками – живут в животных, растениях, камнях, водопадах и многих других предметах и явлениях живой и неживой природы. Души умерших предков становятся божествами.

          / слайд 31 / Верховное синтоистское божество – богиня солнца Аматерасу.

          Ученица: / слайд 32/ Государственное устройство – конституционная монархия. Глава государства – император Акихито (у власти с 7 января 1989 г.). Глава правительства – премьер-министр Дзюньитиро Кондзуми. Денежная еденица – иена. Средняя продолжительность жизни (на 1998 г.): мужчины – 76 лет, женщины – 83 года. Уровень рождаемости (на 1000 чел.) – 10, 3 чел. Уровень смертности (на 1000 чел.) – 7,9 чел.

           Согласно преданию, Японская империя возникла в 660 г. до н. э.. когда на престол взошёл первый японский император Дзимму. В течение первого тысячелетия Япония развивалась под влиянием Кореи и Китая, имевших более высокий уровень цивилизации.

            В 7 веке из Кореи в Японию пришёл буддизм, ставший впоследствии государственной  религией страны.

             С 12 века в стране фактически установился военный режим и Японией стали править сёгуны (военные диктаторы), чьё господство продолжалось до 1867 г., когда последний сёгун Тогугава Есинобу передал власть императору Муцухито (Мэйдзи). Несколько раньше, в 1854 г., у берегов страны появилась американская эскадра, потребовавшая от японцев «открытия» страны. Япония была вынуждена согласиться с предъявленными ей требованиями. Вслед за этим последовало несколько неравноправных договоров, навязанных Японии США и европейскими державами в 1854-1856 гг. Япония фактически утратила часть своего суверенитета. Это было серьёзным ударом по экономике страны. Вспыхнула гражданская война 1863-1867 гг., и массовые недовольства привели к революции Мэйдзи исин (япон. - «обновление», «реставрация»), к власти пришёл император. В Японии ликвидировали систему сёгуната и провели реформы во всех сферах жизни общества. Эти реформы часто копировали с западных, но авторы пытались придать им японский дух.

             В 1889 г. была обнародована первая японская конституция. Она предоставляла абсолютные права императору. Открывший свои заседания в 1890 г. первый японский парламент представлял собой совещательный орган при монархе.

             В эпоху Мэйдзи в условиях крепкой центральной власти в Японии стремительно развивался капитализм. Стране потребовалось несколько десятилетий на то, что Западу удалось создать за несколько столетий.

             Ученица: /слайд 33/ В последние десятилетия 19 в. Япония начала всё более активно распространять своё влияние на соседние страны. В Китае и Корее её интересы столкнулись с интересами России. Япония взяла верх в японо - китайской войне 1894-1895 гг. и русско-японской войне 1904-1905 гг.. В годы первой мировой войны Япония захватила принадлежавшие Германии острова в Тихом океане; после Октября 1917 г. в России организовала интервенцию на её Дальнем Востоке (1918-1922гг.).

              1931 год – Япония захватила Маньчжурию.

              1937 год – напала на Китай, что положило начало японо-китайской войне 1937-1945 гг. И в то же время в борьбе за предел мира Япония находит себе союзников: в 1936 г. – Германию, 1940 г. – ещё и Италию, подписав с этими странами Тройственный пакт.

               Одновременно она вынуждена (после разгрома её войск у озера Хасан в 1938 г. и у реки Халхин-Гол в 1939 г.) подписать с СССР в апреле 1941 г. Пакт о нейтралитете.

                Япония, напав 7 декабря 1941 г. на американскую базу Пёрл-Харбор (Гавайские острова), вступила во вторую мировую войну. К середине 1942 г. японские войска захватили обширные территории в Восточной и Юго-Восточной Азии, Океании. Однако с конца 1942 г. фортуна отвернулась от японской армии, и она проигрывала одно сражение за другим.

                /слайд 34/ 1945 г. – сброшены атомные бомбы на города Хиросима и Нагасаки. Стало ясно, что Япония проиграла войну. Тогда же СССР разгромил японскую Квантунскую армию, освободив Маньчжурию и вернув себе Сахалин и Курильские острова, с чем Япония не согласна до сих пор, настаивая на возвращении ей четырёх островов. 2 сентября 1945 г. Япония капитулировала. Она лишилась всех завоёванных с конца 19 века территорий, были распущены вооружённые силы, проведены политические и экономические реформы.

                  Согласно новой конституции, принятой 3 мая 1947 г., Япония лишилась права иметь регулярную армию, а император передал все законодательные полномочия парламенту.

                  После войны Япония бросила все силы на восстановление, а потом на развитие экономики. Вначале она делала это при поддержке американских оккупационных сил, а затем развивала экономику самостоятельно.

                   В последние годы резко обострились торговые отношения Японии с Соединёнными Штатами, а затем и политические, связанные в первую очередь с размещением на территории страны американских военных баз. Имеются и серьёзные  разногласия с Россией по поводу принадлежности Курильских островов, которые Япония считает своими северными территориями.

                    Япония является членом ООН, МВФ, ГАТТ, Организации экономического сотрудничества и развития.

                    Ученик: /слайды 35-41/ Школа Японии.

                     В центре японского общества всегда был не отдельный человек, а сплочённый коллектив со строгим соподчинением членов-иерархий. Даже при росте индивидуализма в послевоенной Японии одним из важнейших факторов её успеха долгое время оставался коллективизм. Он сохраняется в Японии до сих пор.

Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья.

Под вишнями в цвету.

/Кобаяси Исса/

                  Семья, школа и компания – три основных звена в жизни каждого японца. Традиционно в японской семье центральное место отводилось отношениям матери и детей. Готовые на любые жертвы мать и благородно помнящие о её жертвенности сыновья и дочери – типичное для Японии явление.

                    Ребёнку до пятилетнего возраста позволяют практически всё, однако по мере его взросления всё больше становится ограничений, всё строже требуют от него полного послушания родителям, понимания своих обязанностей. В шесть лет японские мальчики и девочки идут в начальную школу; проучившись в ней шесть лет, почти все они переходят в трёхлетнюю младшую среднюю школу, затем – в трёхлетнюю старшую среднюю школу. Школы делятся на государственные, муниципальные, частные. Повышенные государственные средние школы считаются «дешёвыми», «частные» - дорогими. По стоимости обучения  муниципальные школы занимают место между ними. 253 тысячи иен следовало заплатить в 1990 г. за пребывание в государственной повышенной средней школе, в частной школе за этот же срок обучения надо заплатить было 534 тысячи иен.

                 Учебный год в японской школе – самый, наверное, длинный в мире: 240 дней. И несмотря на это, преподаватели задают на дом столько, что старшеклассники вынуждены сидеть над учебниками в дополнение к школьным урокам ещё 5-6 часов в день. Увильнуть невозможно. Бдительные родительницы, охваченные маниакальным стремлением определить своих детей в университеты, непременно престижные, не позволят чадам подняться из-за стола, пока вся домашняя работа не окажется выполненной.

                  Пытаться ввести японских матерей в заблуждение – напрасный труд. Они не хуже самих школьников знают, что и сколько задано на дом, и не хуже учителей могут определить, полностью и правильно ли решена задача по физике или вызубрен параграф из курса географии. Нынешних японских родительниц недаром прозвали «кёклу мама» - «мама, одержимая образованием». Такая мама не остановится перед тем, чтобы пойти в школу вместо заболевшего ребёнка, сесть за его парту и дословно записать объяснения учителей по всем предметам. Дома она заставит ребёнка выучить всё это «назубок».

                  Японские семьи живут тесно. Разговоры родителей, включенный телевизор, возня младшего брата или сестры мешают заучивать наизусть. Найден был удивительный по прагматизму и бесчеловечности выход. Промышленность выпустила деревянные разборные ящики в рост сидящего человека с партой и электрической лампой внутри. Этакие наглухо изолируемые от внешнего мира одиночные камеры, которые можно быстро и легко складывать и ставить в комнате. Ящик отпирается только снаружи: пока не вызубришь – не выйдешь. Зубрёжке отдано всё свободное время. Каждый вечер до полуночи, иногда и в воскресенье школьники учат, а точнее, именно зубрят:

           - исторические факты – все подрят по хронологической таблице;

           - английские слова – по словарю страница за страницей;

           - название станций на главных  железнодорожных магистралях по расписанию поездов маршрут за маршрутом.

                      К поступлению в университет старшеклассники готовятся очень серьёзно: «будешь спать 4 часа, в университет поступишь; будешь спать 5 часов- провалишься» - бытует в Японии поговорка.

                       60% опрошенных  школьников  никогда не очистили для себя яблоко, не приготовили яичницы  и не накрыли на стол. Всё  делают за них матери. «У школьников – с тревогой констатируется в справке – нет времени для занятий спортом, для развлечений, для гуляния на воздухе». Они зубрят по 10 часов в сутки. Слабое физическое развитие – общая черта всех японских школьников.

               Школа – часть общества. Она твёрдо следует взглядам теоретика японской педагогики Ацуси Каясима. «Для японских детей  жизненно важно усвоить дух общины и семейственности. Если в школе выделять детей по их способностям или по иным критериям, - пропагандировал Каясима, - это чревато появлением в детях чувства, будто они в чём-то отличны от других».

                Учителя признают существование различий в способностях у детей, но тем не менее считают недопустимым выделять кого-либо и ставят всему классу одинаковые оценки.

                 Не оставляют в японских школах на второй год. Даже за дверь с уроков не выгоняют, если школьник нашалил.

                 Ничто не должно нарушать общинного единства, создаваемого в классе.

                 Несмотря на побочные отрицательные эффекты, японская система образования производила и производит «ударные отряды», обладающие кругозором, который достаточен для овладения современной техникой, и приученные к строгой трудовой дисциплине.

                 Рабочей силы, сочетающей в себе эти качества в столь же высокой степени, нет ни в США, ни западноевропейских странах.

                 93% японцев имеют полное среднее образование.

                 20% неграмотных или малограмотных – в США.

                 40% японских юношей к 25 годам получают высшее образование.

                 20% молодых американцев – в США.

                 Ученик: /слайды 42-44/ Женщина в Японии.

                 Хрестоматийным примером японской жены служит на протяжении уже 4 столетий Кадзутоэ Ямаути. Она была женой бедного самурая с годовым жалованием 400 кулей риса. На свои сбережения Кадзутоэ купила мужу прекрасную лошадь. На ней муж выигрывал все придворные турниры,  выходил победителем  в самых жестоких схватках на поле боя. И самурай сделался в конце концов князем, чей доход стал составлять более 200 тысяч кулей риса в год.

                 Назначение легенды – учить женщин преданности. Но, с другой стороны, разве не учит она японских мужчин, что их успехи добыты ценой жертв со стороны женщин?

                 Ещё в 16 веке в Японии был написан трактат поведения женщин в семье: /слайд 45/  

      - Женщина должна ухаживать за своим мужем, растить детей, готовить еду, шить одежду мужу, детям.

      - Ухаживать за свёкром и свекровью, кормить их, шить одежду.

      - Жена должна раньше всех вставать в доме и позже всех ложиться спать.

      - В случае, если женщине угрожало насилие со стороны врага, она должна была на его глазах убить себя одним ударом кинжала.

      -Ежедневно перед сном японка произносит три фразы: «Да минуют болезни. Да сохраниться покой в семье. Да будет удача в делах».

                 В 17 веке в Японии сочинили «Наставление для женщин», которое было в ту пору сводом обязательных правил женского поведения: /слайд 46/

      - Женщина должна смотреть на своего мужа как на господина…

     и …служить ему с благоговением и почтением.

      - Никогда не позволяй себе думать о нём с неодобрением или легкомысленно.

      - Когда муж делает распоряжения свои, жена никогда не должна ослушаться его…

      - Если когда-либо муж разгневается, то жена должна слушать его со страхом и трепетом.

      - Жена должна смотреть на своего мужа, как будто он само небо, и никогда не уставать думать о том, как лучше подчиняться ему, и тем избежать небесной кары.

                 Изменились времена, но прежними остались нравы, дух «Наставления                              для женщин » жив. Его свято хранят мужчины. /слайд 47/

      Вставать раньше меня,

     Ложиться позже меня

     Ты должна.

     Мужу угождать,

     Мужа ублажать

     Ты должна.

     Хочешь выйти за муж за меня?

     Тогда усвой:

     Готовить вкусно ты должна,

     Чтоб в доме чистоту беречь умела,

     Меня красивым содержать должна,

     Мои капризы преданно терпела

     И от любви ко мне всегда шалела.

     Усвой, коль хочешь выйти за муж за меня,

     Что раньше мужа умереть ты не должна.

             Это не песенка- шутка, как может показаться. Это шлягер, который был в 90-е годы самым популярным на японской эстраде. Шлягер славил «Декларацию мужа-хозяина»,  а исполнял его очень известный тогда певец и артист кино Масаи Сади. «Песня года» определяется в Японии по числу заявок на её исполнение, полученных теле- и радиокомпаниями. Надо полагать, что мужчины не поскупились на почтовые открытки с просьбами ещё и ещё передать песню, воспевающую мужской домострой.

             Последнее условие песни «раньше мужа умирать ты не должна» продиктовано тем, что муж  может не может пережить потерю жены, но не из- за безмерной любви к ней, а из-за боязни остаться без готовой на все прислуги.

 

             /слайды 48-49/ Самураи

             Японские рыцари – самураи – один из самых колоритных персонажей всемирной истории. Происхождением своим они обязаны семейным военным отрядам. Которые в раннюю эпоху Японской империи сражались с племенами, издавна населявшими пограничные районы страны. В10-12 вв. одному из самурайских князей впервые удалось захватить власть в стране. В 1192 г. другой князь создал первое самурайское  государство, отобрав власть у императорского правительства и ограничив полномочия императора, - его роль свелась лишь к исполнению религиозных обрядов и участию в официальных церемониях. С тех пор почти на семь столетий в Японии утвердился режим, при котором политическая власть сосредоточилась в руках военной аристократии. Влияние военного сословия, его образа мыслей, религиозных убеждений, культуры, привычек на тогдашнюю жизнь было велико. Ощутимо оно и в современной Японии.

                 В конце 19 века самураи, в основном выходцы из военного сословия, стали опорой и движущей силой нового японского общества.  Бурный подъём страны расколол отстранённых от власти самураев на два лагеря. У одних, тех, что больше всего сокрушались о прошлом, опустились руки: ничего не предпринимая, они безвольно плыли по течению навстречу неведомому будущему.  

                 Другие со всей присущей им энергией обратились к новым целям. Прежде в самурайских кругах было строго запрещено заниматься торговлей или любой ремесленной деятельностью: воин не работал за деньги. Но под давлением обстоятельств многие отбросили устаревшие предрассудки и стали вкладывать полученную ими от правительства пенсию в промышленность и торговлю. Всюду теперь трудились представители прежней знати: в органах государственного управления, в области промышленности, банковского и горного дела, судостроения, сельского хозяйства, руководители прокладкой трамвайных путей, наконец, создавали крупные торговые дома.

                Дух бусидо, на котором были воспитаны эти люди, глубоко проникал в мир стремительно развивавшейся экономики. Отныне такие добродетели, как преданность интересам предприятия, чувство долга и добросовестность, уважение к начальству, беспрекословное послушание, дисциплина и пренебрежение собственной выгодой ради общего успеха, перенимали у бывших самураев их сослуживцы и подчинённые.

                 Ныне Япония – одна из ведущих промышленно развитых стран мира. Этот невероятный успех объясняется во многом трудолюбием и упорством народа, его прилежанием, надёжностью, терпением, настойчивостью, никогда не ослабевающей энергией, а также те, что былые самурайские добродетели – пусть в изменённом виде – продолжают почитаться всеми японцами.

                 Как известно, самураи считали сражение на мечах высоким искусством. Но самыми распространёнными у самураев видами оружия были лук и копьё.

             

           Ученица: /слайды 50-51/ Японская кухня. Банкет-фуршет.

           Название банкет-фуршет происходит от французского «а-ля фуршет», что означает «на вилку». Основным столовым прибором во время еды является вилка закусочная.

           Банкет-фуршет организуют обычно в случаях, когда в сравнительно ограниченное время (1-1,5 ч) необходимо принять большое количество

гостей. Гостям предоставляется свободный выбор места в зале. Гости сами выбирают блюда и напитки, расставленные на столе, едят и пьют стоя за фуршетным столом или около него. В любое время они могут уйти с банкета, не дожидаясь его окончания.

            Столы для банкета устанавливают в зале в виде прямоугольника или в виде букв П, Т и Ш, но так, чтобы расстояние между столами  и от столов до стен зала было достаточным для свободного передвижения гостей (1,5 м). У стен или по углам зала  располагают небольшие круглые или квадратные столы, накрытые скатертями, на которые ставят сигареты, пепельницы, спички, цветы в высоких вазах, бумажные салфетки.

           Меню банкета-фуршета состоит в основном из закусок, ассортимент которых значительно шире, чем ассортимент закусок других банкетов. Иногда в меню банкета-фуршета включают вторые горячие блюда, например, седло барашка, поросёнок или индейка, жареные целиком, и др., которые подают как горячую закуску. Мясо предварительно нарезают небольшими ломтиками, затем снова придают форму тушки. Едят это блюдо, используя закусочную тарелку и закусочные приборы. Все закуски приготовляют (нарезают) небольшими порциями, чтобы их удобно было есть стоя с помощью одной вилки.

           Фуршетные столы накрывают банкетными скатертями так, чтобы концы их со всех сторон стола свисали одинаково, на расстоянии5-10 см от пола. Углы каждой скатерти подвёртывают с торцовых сторон внутрь, скрепляют концы с боковыми сторонами, образуя прямой угол.

           Ученик: /слайд 52/ Деловая этика японских бизнесменов.

           Деловая этика японских бизнесменов существенно отличается от правил и норм делового мира Запада.

           Знакомство с представителем японского бизнеса начинается с обязательного обмена визитными карточками.

            При встречах с руководством фирмы и переговорах необходимо быть пунктуальным – японцы болезненно относятся к опозданиям, какими бы причинами они ни были бы вызваны. Если вы не можете прибыть во время, обязательно предупредите об этом японскую сторону, а продолжительность встречи сократите на время опоздания, так как у партнёра по встрече могут быть другие дела.

            Избегайте рукопожатий при встрече с японцами – они предпочитают поклон.

            Следует знать об ещё одной особенности японского бизнеса. Японский предприниматель стремится к реализации продукции и получении прибыли так же, как его американские и европейские коллеги, но в отличии от них он старается привнести в деловые отношения дух гармонии, установить между партнёрами «человеческие отношения».

             При кадровых изменениях в японских фирмах всем имеющим с ними контакты посылают уведомления об этом. Отечественным предпринимателям следует поучиться у своих японских коллег этой норме деловой этики.

              Итак, вот что советуют новичкам от бизнеса, отправляющимся в Японию.

              Будьте максимально вежливы, поскольку сами японцы в большинстве очень вежливы и высоко ценят такое же отношения к ним самим.

              Не теряйте самообладания, не горячитесь в присутствии японских партнёров. Даже если вас довели до «белого каления», оставайтесь холодным и улыбайтесь, пока можете. Нет сил улыбаться – так хоть держите себя в руках и не допускайте воинственных действий и слов. Не давите на японца, не принуждайте его к конкретным действиям.

               Показывайте, что вы доброжелательны, практичны, искренни, отзывчивы, общительны – эти черты особенно симпатичны японцу, ибо нередко именно их не хватает нашим бизнесменам. Совет прост: не разочаровывайтесь собеседника.

               Не разбирайте человеческие проблемы холодно и безучастно, ибо тем самым вы можете затронуть эмоциональный настрой японского партнёра.

               Ученица: /слайды 53-56/ Японская кухня.

                Основу японской кухни составляют растительные продукты, овощи, рис, рыба, многие продукты моря. Японцы любят блюда из говядины, свинины, баранины и птицы. Любимым продуктом является рис. Его варят под крышкой в небольшом количестве воды. Во время варки рис никогда не помешивают. Как правило, рис варится несолёный, поэтому к нему подают  острые солёные или остро-сладкие приправы.

                 Из овощей широко используется различная капуста, в том числе и в очень больших количествах морская, огурцы, редис, репа, баклажаны, а также картофель, соя и различные виды бобов, часто проращиваемые до их употребления в пищу.

                 Очень многие национальные блюда готовятся из даров моря: моллюсков, трепангов, кальмаров, осьминогов, крабов, креветок, морских водорослей.

                  Большое значение в питании японцев имеют бобовые продукты – и мисо. Тофу – бобовый сыр, состоящий в основном из соевого белка и напоминающий творог. Это почти повсюду обязательное блюдо на завтрак.

                  Мисо – полужидкая масса, приготовляемая из варёных и раздавленных соевых бобов, в которую для брожения добавляют дрожжи. Мисо идёт для приготовления различных супов. Суп из мисо иногда едят с вермишелью из пшеничной или гречневой муки с добавлением мяса, зелени. Кроме этого, в суп кладут строганную сушёную рыбу.

                  Для приготовления вторых блюд широко употребляются рыба в различных видах: сырая (нарезанная ломтиками), жареная и др., макароны. Очень популярны рисовые пирожки Моти, пирожки норимаки из рисового теста с ломтиками сырой рыбы, завёрнутой в сушёные водоросли.

           Ученица: Большинство японских национальных блюд подаётся обязательно с различными острыми приправами. Существует много видов приправ, но основные готовятся из редьки, редиса и зелени. Широко используются в качестве приправы, а также для изготовления супов и других блюд солёные и квашеные овощи, квашеная редька, маринованный чеснок, солёные огурцы.

           Большинство блюд японской национальной кухни готовят на растительном масле или рыбьем жире.

           Японцы употребляют также много фруктов, печенья. В качестве прохладительного напитка распространён кори – строганый лёд с фруктовым сиропом.

           Любимый напиток – чай. Его готовят из зелёных чайных листьев, которые высушивают и растирают в порошок. Японский чай имеет зеленоватый цвет и по виду и по вкусу отличается от европейского. Пьют чай без сахара. За последние годы получил широкое распространение чёрный кофе.

           Японская кулинария очень хороша для тех, кто хочет выдержать диету. Постные блюда содержат мало калорий, но богаты витаминами, не приносящими никакого вреда организму. Все эти изделия – дети голода. Как, должно быть, страдали от него древние японцы. Сейчас старинные блюда приобретают вторую жизнь.

           Японская кулинария следует девизу: «Не сотвори, а найди и открой».

           Японцы заняты поиском новых вкусовых ощущений, и учёные-химики изобрели чудо-порошок, завоевавший все страны мира.

            Это глютаминат натрия, называемый по-японски «адзимото» - «основа вкуса».

            По виду похож на сахарный песок, по вкусу – тоже, но также и на соль,   и на что-то ещё приятное, влажное, кажущееся очень знакомым. Он удивительным образом заново проявляет вкус любой еды, даже не японский: посыпанная им варёная картошка становится более сладковатой и нежной, солёная рыба – пикантной, как бы малосолёной, а вкусовая палитра борща с его помощью обогатится до невероятных размеров (пределов).

            Ученица: Четыре времени года.                 

            /слайд 57/ Весна.

            Каждое время года в Японии прекрасно и отличается своей неповторимой красотой.

            Японская весна – это крестьяне, которые, стоя по колено в воде, высаживают на полях рисовую рассаду.

            Наиболее известный символ японский весны – это цветы сакуры. Ветки унизаны цветками, когда на них ещё нет и листьев. Весна начинается в марте, в апреле достигает полного рассвета, а уже в мае переходит в душное лето.

            /слайд 58/ К японскому лету надо как следует подготовится. Прежде всего надо купить зонтик: в период дождей – во второй половине июня – начале июля – нельзя выходить без зонтика даже в самую солнечную погоду. Период дождей, или, как его называют японцы, цую, вообще не очень приятное время. Весь дом – стены, пол, мебель – всё становится влажным, продукты быстро портятся, обувь, одежда, ковры плесневеют. После периода дождей начинается жара.

            Японское лето – это пот, который днём струится из каждой поры, это усталость и изнеможение. Это влажные тёплые вечера, когда так трудно уснуть из-за неумолкающего звона цикад. Это покрытые густой зеленью ступенчатые поля, океанские волны и солнечные ожоги.

            /слайд 59/ Японская осень – это настоящее чудо, освободающее из плена сладкого дурмана летних вечеров, это милосердный живописец, который, взмахнув кистью, за несколько дней превращает жаждующую зелень в желтизну сжатого риса. В деревне осень – период уборки урожая. Развешенные повсюду золотистые снопы спелого риса – это главный признак осени в японских деревнях.

            /слайд 60/ Японская зима – это голубые керамические грелки хибати и обложенные тяжёлыми футонами котацу – отверстия в полу, откуда от раскалённых древесных углей или от электрической печки струится жар.

            Настоящая зима с толстым снежным покровом бывает лишь в горах Средней и Северной Японии и на острове Хоккайдо. Многометровый слой снега каждый год держится здесь в течение двух-трёх месяцев.

            Со снегом или без снега, на севере или на юге, морозная или тёплая, зима – это прежде всего Новый год, самый большой праздник для японцев.

            Ученица: /слайд 61/ Природа в жизни японцев.

             Японцы очень любят природу, и вся их традиционная культура выражает стремление человека к единению с природой. Об этом можно судить по древним праздникам с очень поэтичными названиями: весенний Праздник любования цветением сакуры  (японская вишня), осенний Праздник хризантемы, любования луной и любования кленовыми листьями. Распространены также икэбана – традиционное искусство составления букетов, бонсай – выращивание карликовых деревьев и бонсэки – разведение мини-садов. Символами своей страны японцы избрали хризантему и сакуру. В основе конструкции традиционного японского дома, которая сложилась к 17-18 вв., также лежит принцип единства мира людей и мира природы. Раздвижные наружные стены позволяют японцам в тёплое время года легко устранять преграду, отделяющую внутреннее пространство дома от сада и чувствовать полное единение с природой.

            Ученица: / слайды 62-63/ Фудзи-сан – символ Японии.

            Без Фудзи-сан не поймёшь Японию, не узнав Японию – не оценишь Фудзи-сан, то приветливо сверкающую своей седой вершиной, то сурово укутанную в серую мантию тумана.

            Как бы стремительно ни менялся облик городов и сёл, гор и долин, Фудзияма всё равно останется непревзойдённой царицей японской природы, символом мощи, совершенства форм и пропорций.

            Человеческое воображение поражает не только громадность Фудзиямы, особенно очевидная на фоне окружающей её равнины и довольно невысоких гор. Восхищение вызывало и вызывает постоянство, вечность колоссальной горы, изменения которой незаметны живущему так недолго человеку.

             Ну а чтобы боготворить Фудзи-сан, слагать о ней стихи и легенды, изображать её на бесчисленных гравюрах – уикёэ – и современных картинах, посвящать ей песни, книги, фотоальбомы и многочасовые фильмы, нужно совсем немного: любить свою землю, каждую её гору, реку, озеро, вулкан.

             Уметь восхищаться той красотой, которая рядом с тобой, доступна повседневному, но постоянно свежему восприятию.

             Чувствовать вечность и неповторимость природы, осознавать себя её частицей.

            У подножия горы Фудзи стоит поднебесный храм Фудзи. Служители храма выжигают на посохе последнее, десятое клеймо: «Вершина Фудзи, 3776 метров», а многие туристы-японцы и иностранцы вспоминают далёкую от поэтического пафоса японскую пословицу: «Кто ни разу не взобрался на эту гору, тот дурак; но кто вздумал сделать это дважды, тот дважды дурак».

            Хотя из десяти этапов древней паломничьей тропы экскурсанты  проходят лишь половину (восхождение теперь начинают лишь с пятой станции, куда проложена платная автодорога), пеший подъём с 3 часов дня до 3 часов ночи нельзя назвать пустяковой прогулкой.

            5 млн экскурсантов приезжают каждый год к подножию Фудзи. Четверть миллиона человек ежегодно совершают восхождение на вершину. В этом пёстром потоке почти теряются белые одежды пилигримов, бормочущих старинные заклинания: « Да очистятся шесть чувств».

            Здесь, как нигде, постигаешь, насколько велика народная любовь к Фудзи. Здесь убеждаешься, что восхищение её красотой воплощает тот самый культ родной природы, который сидит в душе японца прочнее всех религий.

             /слайды 64-65/ Традиционный японский национальный театр.

             Ученица: /слайды 66-105/ Разноликий Токио.

             Токио представляет собой самый большой в мире городской агломерат, который со своим 26-миллионным населением (включая пригороды) оставил далеко позади такие города-гиганты, как Мехико и Шанхай.

             Плотность населения в центральной части города – одна из самых высоких в мире.

             Пожалуй, нет такой крупной столицы, где жизнь была бы столь ослепительной, яростной и… дорогой, по крайней мере для приезжих. Постороннему человеку этот город представляется урбанистическим кошмаром:

             - небоскрёбы, возвышающиеся в беспорядке в атмосфере ядовитого тумана;

             - автомобильные заторы в хитросплетении улиц;

             - подземка, переполненная настолько, что «толкачам» в белых перчатках приходится буквально впихивать пассажиров в вагоны; 

             - громады зданий, состоящих из меблированных комнат, где целая семья занимает площадь, равную автомобильному гаражу;

             - ослепительные неоновые джунгли как электронный символ поклонения богу потребительства.

             Токийцев привлекает немонотонность жизни, разнообразие возможностей потратить деньги, разнообразие возможностей потратить деньги, ведь столица Японии считается одним из мировых центров розничной торговли (160 тысяч магазинов, 180 универмагов), а также является общепризнанным законодателем в области мод и дизайна, здесь обилие культурных центров и мест для отдыха и развлечений.

            Монотонность бетонных очертаний Токио обманчива. Столица являет собой калейдоскоп из 23 районов, 26 городов-спутников, 15 небольших городков, несколько островов и сотен полностью обособленных кварталов.

            У Токио одна из крупных проблем – острая нехватка жилья. 18% населения имеют площадь ниже официально установленного минимума. Но как показал опрос, проведённый токийскими властями, 82% населения города нравится жить в столице, ¾ населения даже согласились бы ради этого остаться жить в своих клетушках. 

             /слайды 106-164/ Исторические и архитектурные       достопримечательности Японии в ТОКИО              

             Ученик: /слайды 165-187/ Япония на колёсах.

            Токио связан с остальной Японией чуть ли не всеми возможными видами транспорта. Широкофузеляжные авиагиганты и винтовые карлики, обычные поезда и несущиеся с 200-километровой скоростью «поезда-пули», неторопливые морские паромы и автобусы дальнего следования… И всё же большинство японцев предпочитают в редкие дни отдыха поездки на машине.

           Компактные, удобные, надёжные и экономичные автомобили стали таким же символом сегодняшней Японии, какими были для Америки лет тридцать назад огромные и мощные «броненосцы на колёсах», с рёвом уносившиеся в неоглядную даль. Названия автомобилестроительных фирм-гигантов «Тоёта», «Ниссан», «Хонда» стали в один ряд расхожими словами-символами Страны восходящего солнца типа «сакура», «гейша», «самурай».

          Стремительный взлёт японского автомобилестроения вызвал ужас и озлобление среди законодателей автомобильных мод в США, ФРГ, Франции, Италии.

           «Курума» - «телега», как фамильярно называют японцы свои автомобили, изменила структуру национальной экономики, образ жизни обитателей Японских островов.

            Глядя на стаи легковых машин, тяжёлых грузовиков и автобусов, скачками перемещающиеся от светофора до светофора по тесным токийским улицам, трудно представить себе, что Япония по-настоящему вступила в автомобильную эру совсем недавно, каких-нибудь сорок пять лет назад. Первое авто появилось здесь на рубеже двух веков – это был подарок императору, привезённый из-за границы. В1902 г. одна японская фирма собрала из импортных деталей машину мощностью 12 л. С., а ещё через 5 лет в мастерской под громким названием «Токийский автомобильный завод» родилась первая автомашина, целиком сделанная в Японии. На протяжении первой четверти 20 века автомобили оставались дорогостоящими забавными игрушками. Всего 12700 автомобилей насчитывалось по стране к 1923 г., ставшему важным рубежом в истории японского автомобилестроения. 1 сентября катастрофическое землетрясение разрушило Токио, Йокогаму и десятки менее крупных городов столичного района. Возникла острая потребность в сотнях автобусов и грузовиков, которую не могли удовлетворить японские автозаводы, также стёртые с лица земли. Вакуум заполнялся сначала закупленными в Америке «фордами», а затем автомобилями, собранными из привозных частей на заводах, которые построили широко известные американские фирмы «Форд» и «Дженерал Моторс» в окрестностях Токио.

            Сначала 30-х годов, когда японская армия развернула захватнические войны в Китае, в других азиатских странах, правительство взяло под контроль всю автомобилестроительную промышленность, нацелив её на выпуск грузовиков. Ко времени капитуляции Японии автомобилестроение, как, впрочем, и многие другие отрасли японской промышленности, почти перестало существовать. Американские бомбёжки сожгли заводы, часть рабочих и инженеров погибли на фронте или попали в плен. Оккупационные власти, ссылаясь на нехватку топлива, запретили строить машины. Как и после великого землетрясения 1923 г., Япония опять остро нуждалась в грузовиках и автобусах. Их производство стало быстро расти только после окончания оккупации в 1952 г. и достигло к 1955г. соответственно 55тысяч и 5 тысяч штук. В том же году легковых машин «Тоёта» и «Ниссан» было построено и продано лишь 20 тысяч штук.

             1955 г. не случайно считается точкой отсчёта «автомобильной эры» Японии. Автомобилестроительные заводы смогли закупить новое оборудование, технологию. Стал расти спрос на легковые «телеги» - появилась прослойка людей, нуждавшаяся в символах своей зажиточности. К 1970 г. производство легковых машин увеличилось в 15 раз и достигло 3200 штук, а общее производство автомобилей всех типов составило 5300 тысяч.

             Несмотря на эти впечатляющие успехи японских автозаводов, в Детройте, «автомобильной Мекке» Соединённых Штатов, царило благодушие. Японские машины не рассматривались как достойные конкуренты и служили мишенями для шуток.

             Но, как говорится, хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. И на сегодняшний день, по крайней мере, хорошо смеются вовсе не американские фирмы. В то время как они с трудом отползают от пропасти банкротств, популярность японских машин в Америке выросла настолько, что покупателям иногда приходится «доставать» понравившуюся модель «по знакомству». Остра конкуренция и за пределами США, где американские автомобили были практически королями дорог.

              90-е годы – Япония экспортировала 6, 1 млн автомашин! И разве удивительно, что в списке 15 крупнейших в мире производителей автомобилей ещё в 1984 г. значилось 6 японских названий? «Тоёта» вышла на второе место, пропустив вперёд только «Дженерал моторс». «Нисан закрепился на четвёртом, «Мазда» и «Мицубиси» заняли соответственно десятое и одиннадцатое места, «Хонда» стоит на двенадцатом, а «Судзуки» - на пятнадцатом месте. Другие автомобилестроительные фирмы Страны восходящего солнца тоже не теряют времени даром, чтобы протиснуться в заветный список.

              Завоевать сердца и кошельки западных автомобилистов помог в немалой степени «нефтяной шок» 1973 г., когда сокращение поставок топлива и последовавший резкий скачок цен заставили приспосабливаться к изменившимся условиям, искать экономичные модели машин. Покупатели не хотели, да не могли ждать результатов весьма вяло  разворачивавшихся в США и Западной Европе разработок. Тем более что им сразу был предложен целый веер существовавших в металлической плоти, а не на бумаге экономичных и дешёвых машин с клеймом «Сделано в Японии».

             Было бы преувеличением считать, что капитаны японской автоиндустрии заранее предвидели  «нефтяной шок» и подготовились к нему. На самом деле проблема экономии горючего всегда очень остро стояла перед японскими автомобилистами. Цена бензина всегда в Японии была в три раза выше, чем в США, и в два раза выше, чем в странах Западной Европы. Только экономические модели имели шанс выжить на внутреннем рынке. Ещё в 70-е годы пробег средней японской машины на литре бензина составлял 11, 4 км, американской – лишь 7,7 км. Разрыв сохраняется и сейчас.

             Японская специфика объясняет и другие преимущества «телег». Гораздо раньше, чем их заокеанские конкуренты, японские автозаводчики были вынуждены обратить самое пристальное внимание на необходимость уменьшить загрязнение воздуха выхлопными газами. Экологический кризис 60-70-х годов вызвал мощное движение общественности, заставившее Токио ввести жёсткие стандарты. Уровень загрязнённости атмосферы в японских городах резко в немалой степени благодаря усилиям  автомобилестроителей, сокративших количество выхлопных газов в 10 раз!

             Дешевизна, которой на первых порах славились японские машины, тоже вызывалась особенностями внутреннего рынка – более низким, чем в США или Западной Европе, уровнем доходов населения.

             А высокое качество отделки интерьера автомобиля объясняется тем, что его владелец рассматривает свою  «телегу» не просто как средство передвижения, но и как дополнительную, зачастую парадную комнату своей весьма скромной квартиры.

            Автомобилестроение часто сравнивают с колёсами, на которых катится вперёд вся японская промышленность.

             /слайд 188/ Спасибо за внимание!!!

             

 

 

 

 

                                   

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка мероприятия по географии "У нас в гостях ЯПОНИЯ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Удивительный сосед есть у России на востоке – ЯПОНИЯ. На рубеже 70-80-х годов главная цель послевоенной экономической политики правящих кругов Японии – догнать передовые страны Запада по уровню экономического и научно-технического развития – в основном была достигнута. Как это произошло, мы узнаем с вами в увлекательном путешествии по старой и новой Японии. Постараемся показать связь её с прошлым, без опоры на которое сегодняшняя страна не смогла бы так уверенно развиваться. Постоянно возвращаясь к временам минувшим, японцы всё чаще думают о будущем. Вот почему нельзя было обойти вниманием склонность к долгосрочным планам, присущую каждой семье, руководителям предприятий, министерств, государства.

 

       Япония одна из первых ворвалась в 21 век. С желанием расширить представления о соседней державе, узнать её прошлое и настоящее, самое интересное из жизни японцев, отправляемся мы в путь вместе с вами, уважаемые зрители.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 545 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рейтинг: 1 из 5
  • 04.10.2020
  • 4718
  • 477
«Экология (базовый уровень)», Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 308
    • DOCX 588 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Красильникова Светлана Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 52908
    • Всего материалов: 48

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 145 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе