Главная / Классному руководителю / Разработка мероприятия "Быть законопослушным- долг каждого гражданина Российской Федерации"

Разработка мероприятия "Быть законопослушным- долг каждого гражданина Российской Федерации"













«Быть законопослушным- долг каждого гражданина Российской Федерации»





















Цели:

  1. Обобщить знания учащихся об основных правах несовершеннолетних (Конвенция ООН о правах человека).

  2. Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении и наказании несовершеннолетних.

  3. Развивать представление о том, что проступки, правонарушения, преступления отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом; умение сравнивать и анализировать, аргументировано выражать свою точку зрения.

  4. Формировать навыки применения правовых знаний в повседневной жизни.

  5. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.



«Обеспечение прав и благосостояние детей

является ключом к устойчивому развитию стран и к миру

и безопасности во всем мире».

Керолл Беллами.

Ребята, сегодняшнее наше мероприятие посвящено серьезной проблеме правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Сегодня мы с вами должны понять, почему подростками совершаются большое количество правонарушений и что нужно сделать, чтобы в нашей стране уменьшилось их число, поэтому тема нашего мероприятия: «Быть законопослушным- долг каждого гражданина РФ».

Казалось бы, что многое создается для подрастающего поколения администрацией Верхнедонского района и конкретно Болдыревым А.Г., администрацией гимназии во главе с директором Кудиновой З.И., чтобы их досуг был интересным. Об этом говорят эти снимки:

Слайд. На экране слайды благоустройства ст. Казанской- строительство моста, здания гимназии, центр ст. Казанской, пляж , каток, спортивный спорткомплекс, секции и т.д.

Но проблема совершения правонарушений и преступлений молодежью существовала всегда. Несмотря на предпринятые меры, у нас в стране продолжает расти число несовершеннолетних правонарушителей.



Затем слайды сменяются отрывком фильма «Решетка» или слайдами про преступления несовершеннолетних.

По итогам 2013 года несовершеннолетними в России было совершено 9420 преступлений. Их удельный вес в общей структуре преступлений составил 5,7%. За 5 месяцев 2010 года по России несовершеннолетними и при их участии совершено 32,9 тыс. преступлений. Особо тяжких преступлений, совершенных лицами данной категории, по Ростовской области 8%, при среднероссийском показателе 3,5%.

По итогам 2013 года в ОВД по Ростовской области состояло на учете 6082 несовершеннолетних.

В Верхнедонском районе за 2013 год несовершеннолетними совершено 16 правонарушений, в 2014-18. Несовершеннолетними и при их соучастии в 2013 году совершено7преступлений , в 2014-9. слайд

Как вы думаете , почему у нас такое большое количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии?

Скажите, прав ли О.Де Бальзак сказав, что (слайд)

Нравы- это люди

Законы- разум страны.

(дети высказывают свои мнения).

- Согласны ли вы, что народ, дети- будущее России должны соблюдать закон?

Еще мудрейший Гераклит сказал: (слайд)

Народ должен защищать закон,

Как свой оплот,

Как охранительную стену.



-Пользуясь интерактивной доской, скажите, что такое право человека?(слайд на котором буде написано: права человека, а далее по экрану отдельные слова, соединив которые получим понятие- права человека )

Права человека

- система жизнеобеспечения личности,

Нарушение;

Преступление;

Правила, без которых человек не может существовать

Совокупность

Права человека- совокупность правил, которые присуще природе человека и без которых он не может существовать.

Как называется документ, где прописаны права ребенка? (Конвенция о правах ребенка, Декларация).

А сейчас я хочу, чтобы вы послушали легенду о возникновении законов

Сообщения учащихся:

1-й: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто- то приехал с запада, с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были мужчины и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

2-й: Всех объединяло одно желание: чтобы никто никогда не мог наказать людей без вины.

4-й: Поэтому они все написали закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.



В 1959 году ООН была принята Декларация прав ребенка.

(Слайд)20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

Так что же такое конвенция?

Слайд: Конвенция- международное соглашение, как правило, по какому- то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Ребята, чем отличается Декларация и Конвенция прав ребенка?

В Конвенции 54 статьи. Давайте вспомним некоторые из них. Посмотрите на интеративную доску

Слайд: с надписями статей 13, 14,16,28,29,31,37,38,1 под шторкой. Каждый учащийся выходит к доске сдвигает шторку и комментирует как он понимает данное право.

-А к кому вы можете обратиться в нашем районе, если были нарушены ваши права?

Слайд: со списком должностных лиц, которые работают по защите прав ребенка.

В Конвенции о правах ребенка записано, что « главное право каждого человека- право на жизнь». Маленький человек- ребенок тоже имеет право на жизнь. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами.: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый- пусть живет. А если слабым родился, больным- бросить его вниз со скалы.

- Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты. Объясните свою точку зрения.

Объяснение детей: Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать.

Правильно. Знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился больным, слабым человеком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек и талантливый военачальник.

Слайд с фото портрета А.В. Суворова.

- Ребята, ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. Они неразрывно связаны между собой.

Как вы думаете, что такое обязанности?

Правильно. Обязанность- это круг действий, возложенных на кого- то и обязательных для выполнения. Слайд

-Какие вы знаете обязанности человека по Конституции?(соблюдать законы, беречь исторические памятники, охранять природу, служить в армии).

- А какие обязанности у учеников? Ответы детей.

А откуда вы это знаете?(из устава)

Правильно. Существует главный документ, регламентирующий деятельность участников учебного процесса, который называется Устав.

-Кто является участниками учебно- воспитательного процесса? (ученики, родители, учителя)

Правильно. В этом документе прописаны права и обязанности всех участников учебного процесса. Слайд с фото устава и обязанностями детей.

-Давайте обозначим некоторые из обязанностей учащихся.

Дети: учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий, не пропускать без уважительных причин занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия, бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей, уважать честь и достоинство других учащихся и работников образовательного учреждения.

А теперь давайте прослушаем песню Е. Крылатовой на слова Ю. Энтина «Мы маленькие дети» и скажем, о чем идет речь в песне?

Правильно. О потребностях. Кроме прав и обязанностей у человека есть еще и потребности.

Мозговой штурм. Давайте ответим на вопрос Слайд«Что нужно всем детям, чтобы стать счастливыми?»

Первый этап штурма- подобрать слова, какие бы дали ответ на поставленный вопрос. Ученики выдвигают предположения и записывают их на интерактивной доске.

Второй этап штурма- А теперь, ребята, вам необходимо сгруппировать предложения в потребности и прихоти, подчеркнув потребности двумя чертами.

- Без чего вы не можете обойтись- без потребностей или прихотей?

-Правильно. Без потребностей.

Теперь давайте определим, какие еще есть потребности у человека с помощью рисунков (Слайд)

Так что такое потребности?

Потребности- это нужда человека в том, что необходимо для поддержки организма и всестороннего развития личности. (Слайд)

А теперь работа в группах:

-1 группа- Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца .Что ему необходимо для жизни?

2 группа -Напишите список потребностей 15- летнего подростка.

Пишут на листках, потом зачитывают.

Обобщаем знания о потребностях (Слайд с потребностями 2 месячного и 15- летнего подростка).

Потребности человека с возрастом меняются.

-Как с возрастом изменяются потребности ребенка?

- Итак, потребности становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше.

Одной из потребностей человека является самоутверждение. Эту потребность некоторые люди удовлетворяют не нарушая закона, а некоторые- с помощью силы, обходя закон.

Жизнь людей, всего человеческого общества порой сложна и противоречива. Есть в ней темные стороны, тяжелые проблемы и конфликты. Но мне бы хотелось, чтобы каждый из вас, вступающий во взрослую жизнь почувствовал и шел по светлой дороге права, закона.

И тогда закон, правосудие престанут как важнейшие завоевания гражданской культуры, цивилизации, которые должны стать твердой опорой в жизни каждого человека и общества. Сегодня правовые знания необходимы современному молодому человеку хотя бы для того, чтобы не нарушать их невольно или преднамеренно. Порой, какие-то на первый взгляд незначительные правонарушения могут оказаться преступлением.

-Как вы думаете, что общего между проступком, правонарушением и преступлением?

Дети: Все они обозначают нарушение каких- либо правил или законов.

-Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и тоже? Почему?

Ученики: наверное, нет. Проступок и преступление не одно и тоже. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушения и преступления.

Давайте рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация №1

Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?(слайд с рисунком)

Дети: Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.

Учитель: Что же все- таки он нарушил тем, что не посещал школу?

Дети: Устав школы.

Учитель: Предусмотрено какое- либо наказание за проступок? Какое?

Дети: Ученик может получить за него выговор, директор может вызвать в школу родителей.

Учитель: Рассмотрим следующую ситуацию, а также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении, преступлении?

Ситуация №2. Одиннадцатиклассники Саша , Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь скажут, им не поздоровится. Как можно квалифицировать действия Саши, Жени и Максима?(Слайд с видеозаписью)

Дети: проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.

Учитель: Вы абсолютно правы. Действия эти действительно противозаконны. Они совершили вымогательство- преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Учитель: В уголовном Кодексе российской Федерации описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.(Слайд)

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация №3. Десятиклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?(Слайд с рисунком)

Дети: Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте.

Учитель: Верно, это административное нарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации- «Распитие алкогольной продукции в общественных местах». (Слайд)

Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению, преступлению. Проступок- это…

Правильно. Проступок- это нарушение правил поведения, вызывающее поведение.

Слайд: Проступок- это такое нарушение, которое не может рассматриваться как преступление или правонарушение.

-Приведите свой пример проступка.(ученик нарисовал в тетради соседа, на парте).

-Теперь давайте сформулируем определение правонарушения.

Ученики: Правонарушение- это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста. Слайд

Учитель: Ребята, за административное правонарушение ответственность наступает с 16-ти лет. Кто несет ответственность за ваши действия, если вам нет еще 16 лет?

Дети: родители.

Учитель: Какое наказание вы или ваши родители могут нести за совершенное вами административное правонарушение?

Дети: штраф, подростка могут поставить на учет в милицию.

Учитель: Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию.

-А могут ли за административное нарушение посадить в тюрьму?

Ученики: Нет, в тюрьму сажают за преступления.

Учитель: Давайте дадим определение преступлению.

Правильно.

Слайд: преступление- это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

- Приведите пример преступления.

- Ребята, скажите, почему люди совершают преступления?

- Со скольки лет наступает уголовная ответственность?

-с 16 лет.

А за особо- тяжкие преступления?

-С 14 лет.

-За тяжелые преступления (грабеж, кража, разбой и др.) ответственность наступает с 14 лет.

- А какие преступления против общественного порядка и безопасности вы можете назвать?

- Правильно! Терроризм, хулиганство, уничтожение и повреждение памятников, изготовление и сбыт наркотических веществ.

-Какое наказание ждет подростков, достигших 14- летнего возраста за перечисленные преступления?

- Их могут закрыть в колонию или в какое- нибудь учреждение закрытого типа.

- Суд может лишить подростка свободы и направить его в места лишения свободы, в места отбывания наказания (воспитательно- трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить его на свободу, установив ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.

А теперь я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Верно- неверно». У каждого из вас на столе лежат красные и зеленые карточки. Вы берете их в руки. Я зачитываю ситуацию по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, я говорю,.. что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете зеленую карточку, если нет- красную. Всем понятны правила?

Ситуация№1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю. Что это проступок. Дети поднимают карточки.

- Объясните, почему это проступок?

-Названные мальчишки не нарушили закон, т.е. не совершили ни правонарушение, ни преступление, следовательно, их действия можно расценивать как проступок.

-Есть ли у девочек выбор?

-Они должны были или уйти или попробовать поговорить с ребятами.

- Что они могут им сказать?

-Они могут сказать, например, что не будут им мешать, просто погуляют в парке и уйдут.

- А если ребята начнут вести себя агрессивно, будут все равно их выгонять и угрожать?

-Тогда лучше уйти. Не идти с ними на конфликт.

- Должны ли девочки рассказать кому- нибудь о случившимся? И, если должны, то кому?

Ситуация №2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Тани сумочку, другой сорвал цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому- нибудь расскажет о случившимся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это правонарушение. Вы согласны со мной?

- Почему вы не согласны. Что же это по- вашему?

-Назовите, какое это преступление?

-Кража\ грабеж

-Так что же это грабеж или кража. В чем их различие?

- Грабеж- открытое хищение чужого имущества, кража- тайное хищение чужого имущества.

-Должна ли Татьяна рассказать кому- либо о случившимся? Кому?

-правильно. Она должна немедленно сообщить в милицию.

- Был ли шанс у Татьяны избежать данной ситуации?

- Татьяне нужно было кого- нибудь попросить, чтобы ее проводил домой с дискотеки, либо попросить, чтобы ее кто-нибудь из родственников встретил.

Итак, несовершеннолетних можно привлечь к уголовной ответственности (даже 14- летних) за убийство, умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью, похищение человека, насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство, вандализм, хищение или вымогательство оружия, боеприпасов, сбыт наркотических средств.

- проблема нарушения законов гражданами поднимается и в средствах массовой информации, в том числе в нашей газете «Искра». Я вас просила подобрать газету, где есть примеры нарушения законов гражданами в нашем районе.

- Зачитывают.

- Как вы думаете, почему совершено данное преступление?

-Как вы относитесь к данным людям?

- Чтобы вы сделали, чтобы не было этого преступления?

- Почему поднимают данную проблему в газетах, в СМИ (чтобы люди знали, что такое может быть, как это происходит и были осторожными).

- Ребята у нас присутствуют гости: ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Макушкина Лариса Георгиевна и школьный инспектор по делам несовершеннолетних Киршина Н.А.

Вопрос к вам, Лариса Георгиевна. Расскажите, пожалуйста, какова ситуация в нашем районе.

-В любом государстве есть правоохранительные органы. Для чего они существуют? Каковы их задачи?

Правильно, они призваны защищать человека, его права и свободны. И обеспечивать общественный порядок, безопасность граждан.

- Ребята. А как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время?

Какой закон вы нарушаете, находясь на улице позже 22.00?

Правильно Областной закон от16.12.2009 г. № 346 (Слайд)

Как вы думаете, надо ли с собой носить документы, удостоверяющие личность? И почему?

- Вы правы. Лучше всего с собой иметь ксерокопии паспорта.

А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?

Правильно

Слайд:

  1. Нарушение правил дорожного движения

  2. Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах

  3. Мелкое хулиганство (драка, злословие)

  4. Незаконная продажа

  5. Злостное неповиновение

Вопрос к Киршиной Н.А. Заметен ли рост правонарушений среди несовершеннолетних за последние годы? Какова, на ваш взгляд, основная причина, толкающая несовершеннолетнего на преступление?

А теперь давайте с вами ответим на вопрос, почему каждый гражданин должен быть законопослушным?

Слайд обобщение:

- Соблюдать закон- главная обязанность человека по Конституции;

- соблюдение законов- это моральный долг каждого гражданина;

- за любое преступление наступает ответственность;

- совершая преступление, мы ущемляем права других людей.

А теперь скажите, насколько серьезные вопросы мы поднимали на нашем мероприятии?

Мы поднимали очень серьезные вопросы, которые касаются всей молодежи нашей страны. Я считаю, что мы- представители волонтерского движения должны в первую очередь задуматься о том, что правонарушения, преступления совершаются часто ребятами из семей , находящихся в социально опасном положении. Наш человеческий долг- оказывать им помощь, поддержку, не отталкивать их от себя. Совместно с Натальей Александровной мы разработали план мероприятий в оказании им моральной и материальной поддержки таких семей. Мы собрали вещи, продукты для поддержки детей из семьи Жуковых в ст. Мигулинской. В гимназии создана лекторская группа из ребят нашего движения, которые проводят разъяснительную работу в средних классах во время правового декадника. Мы совместно с педагогами проводим работу по вовлечению в спортивные кружки учащихся.

И сегодня я хотела бы выступить с обращением к молодежи Верхнего Дона.

Уважаемая молодежь Верхнего Дона!

Мы, гимназисты ст. Казанской обращаемся к вам с призывом:

  1. Члены молодой гвардии, представители волонтерского движения, старшеклассники, давайте усилим работу по правовому воспитанию в своих школах, населенных пунктах.

  2. Сделаем досуговую деятельность молодежи Верхнего Дона интересной, увлекательной и полезной для здоровья.

  3. Постараемся вовлечь во многие проводимые мероприятия молодежь, склонную к противоправным поступкам.

  4. Давайте принимать активное участие в благоустройстве школ, территорий населенных пунктов.



-А теперь, ребята, давайте станем в круг и послушаем притчу.

Давным –давно в старые старые времена в высоких тибецких горах жил мудрец. Слова о его мудрости обошла весь свет. Со всех стран спешили к нему люди за советом, помощью, поделиться своими радостями, печалями. Тогда же в низовьях этих гор жил юноша. Он не верил в мудрость старца, и хотел доказать всем, что тот простой обманщик. Решил, что пойдет в поле, поймает бабочку, возьмет ее в ладони, поднимется к мудрецу и задаст ему вопрос: «Мудрец, как ты думаешь, бабочка жива или мертва?». Если он скажет жива, я сожму ладони и бабочка умрет, а если скажет мертва- я разожму ладони, и она улетит. Решил, так и сделал. Пошел в поле, поймал бабочку, поднялся к мудрецу и спросил: «Мудрец, бабочка жива или мертва?». Посмотрел на него мудрец и ответил «Все в твоих руках».

Ребята, данные жизненные ситуации, которые мы разбирали на сегодняшнем мероприятии могут случиться с каждым. Мне хотелось бы верить, что каждый из вас выйдет из них с достоинством, по чести и совести. Потому, что вы частичка нашего общества, и от нас с вами зависит, какое оно есть и каким оно будет! Все в ваших руках.

Слайд:

Товарищи взрослые и дети!

За свое будущее мы все в ответе!

Права и обязанности свои знайте,

Хорошими людьми вы вырастайте!

А теперь, все, пожалуйста, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло и энергию друг друга, наберите воздуха и дружно легким движением задуйте эту свечу и поделитесь своими впечатлении о проведенном мероприятии.

Спасибо за внимание!























Разработка мероприятия "Быть законопослушным- долг каждого гражданина Российской Федерации"
  • Классному руководителю
Описание:

Внеклассное мероприятие "Быть законопослушным- долг каждого гражданина Российской Федерации"

Цели:

1.     Обобщить знания учащихся об основных правах несовершеннолетних (Конвенция ООН о правах человека).

2.     Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении и наказании несовершеннолетних.

3.     Развивать представление о том, что проступки, правонарушения, преступления отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом; умение сравнивать и анализировать, аргументировано выражать свою точку зрения.

4.     Формировать навыки применения правовых знаний в повседневной жизни.

 

5.     Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Автор Паршукова Наталья Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 573
Номер материала 39071
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓