День
профилактики «Закон на нашей земле» (деловая игра)
Цель:
- упорядочить знания ребят о
правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;
- развивать представления о
последствиях противоправных деяний;
- воспитывать чувство ответственности
за свои поступки.
Ход
1.
Организационный момент.
– Здравствуйте! Я с вами
поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и
счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)
2.
Объявление темы и постановка цели занятия:
- Ребята, вы вступаете в
сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы
должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по
разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до
погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от
ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
- И сегодня – это начало
знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры
разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за
что несем ответственность.
3.
Основная часть:
Давным-давно, тысячи лет
назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними
появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и
чего не обязаны?
На что они имеют право и на
что не имеют?
Появилось два государства:
Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было
разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять
человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители
жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно
враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло
государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там
свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего
государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах
хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда
правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства
Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению
объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился
порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему
страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в
безопасности?
- Жители стали жить по
законам.
- Если люди уважают права других
людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности.
Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе
утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
В конце концов людям удалось
решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация
прав человека.
ЗАКОН – нормативно-правовой
акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый
правительством.
- Есть ли у нас в
государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в
любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны
эти законы?
Законы записаны в
Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции
существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс»,
«Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Задание 1
- В главе 2 Конституции РФ
определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы
имеем права… (таблички с правами помещать на доске).
- Поговорим о наших
обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).
Выберите права и обязанности
(распределить таблички)
Права
Жить и воспитываться в семье
Получить паспорт гражданина
РФ
Работать в свободное от
учебы время
Право на охрану здоровья
Обязанности
Слушаться родителей и лиц,
их заменяющих.
Получить основное общее
образование (9 классов)
Соблюдать Устав школы,
правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения,
установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных
местах.
Ответственность
Исключение из школы за
совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.
Возмещение причиненного
вреда.
Уголовная ответственность за
отдельные виды преступления.
За совершение общественно –
опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных
напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.
За каждое нарушение закона
необходимо нести отвественность. Народная мудрость гласит «Не было бы
нарушения, не надо бы было нести ответственность»
Рассмотрим понятие
нарушений:
Задание 2
Учитель. Вам дано три
понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»
Необходимо к этим понятиям
найти определения.
Проступок.
Правонарушение.
Преступление
Проступок – это нарушение
правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это
нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и
подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное
нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста
привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим
несколько ситуаций:
Ситуация № 1.
Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет
посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок,
правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима
ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил
тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также
прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса
(администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в
образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по
теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их
раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу
учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей;
уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
Он находится в вестибюле
школы).
- Чем же будет считаться
нарушение какого-либо пункта устава школы?
(Проступком)
- Предусмотрено какое-либо
наказание за проступок? Какое?
(Да. Ученик может
получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу
родителей)
- Рассмотрим следующую
ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке,
правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2.
Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на
дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина.
В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их
поведение?
(это правонарушение, так как
они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)
- Верно, это
административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса
об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие
алкогольной продукции в общественных местах».
- Представьте себе следующую
ситуацию.
Ситуация № 3. Семиклассники
Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы,
отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не
поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как
проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили
преступление)
- Вы абсолютно правы.
Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили
вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса
Российской Федерации.
.
- Для привлечения к
уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в
возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и
осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно
.
К несовершеннолетним
применяются следующие виды наказаний (ст.88):
➣ штраф;
➣ лишение
права заниматься определенной деятельностью;
➣
обязательные работы;
➣
исправительные работы;
➣ арест;
➣ лишение
свободы на определенный срок.
4. Вывод. Всегда надо
помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что
главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Ни один человек в нашем
обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в
действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на
нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
5.
Рефлексия.
Кого заставил задуматься
сегодняшний классный час?
6.
Памятка школьнику
Дорогой друг, ты учишься в школе,
в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают
одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам
«бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести
что-то новое в развитие школы.
Во-первых,
не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором
прописаны твои права и обязанности как школьника.
Во-вторых,
запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих,
ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же
права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа
- твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К
тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена
материальная ответственность.
В-пятых,
веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных
мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты
должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.
В-седьмых,
если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут
тебе.
В-восьмых,
помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить
спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои
поступки.
В-девятых,
как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел,
так как они твои законные представители.
В-десятых,
если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям.
Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
P.S. Если ты будешь
следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Закончить я хочу словами
оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка
Туллия Цицерона
«Мы должны
быть рабами законов, чтобы быть свободны
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.