Дайындаған:
дефектолог Маговьянова Г.Г.
Информационная
справка
Место
проведения: КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции» Глубоковского
района
Время
проведения:
Сведения
о педагоге: Маговьянова Г.Г. – педагог-дефектолог второй квалификационной
категории ГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции» Глубоковского района,
высшее образование, педагогический стаж 12 лет.
Используемый
материал:
1.http://dohcolonoc.ru
2.http://kladraz.ru/
3.http://www.maam.ru/obrazovanie/didakticheskie-igry
4.http://dovosp.ru/articls/educator/corrective_pedagogy_and_psychology/didakticheskiye_igry_svoimi_rukami/
План-конспект
мастер-класса
Цель
–
активизировать использование дидактических игр в коррекционной работе педагогов
КППК.
Задачи:
ü ознакомить
педагогов КППК с методикой использования дидактических игр на
коррекционно-развивающих занятиях;
ü представить для
ознакомления копилку дидактических игр;
ü развивать умение
педагогов использовать различный бросовый материал для изготовления
дидактических игр, составлять паспорт на игру.
Наглядные
пособия:
выставка дидактических игр с описанием, презентация «Методические рекомендации
по использованию дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ», бланки паспорта
дидактической игры.
Оборудование:
1) Логопеду:
- пластиковая
бутылка 0,5л.,
- пенопласт,
- коктейльная
трубочка
2) Психологу:
- заготовка
ромашки из цветной бумаги,
- смайлики с
эмоциями,
- клей.
3) Социальному
педагогу:
- цветные
паролоновые кубики (желтые, зеленые, красные),
- пластиковая
бутылочка 0,5л.,
- бумага красного,
желтого, зеленого цвета.
4)
Для изготовления дидактической игры «Ромашка»:
-
шаблоны лепестков ромашки и центра,
-
материал флис, флизелин;
-
прозрачная пленка;
-
нитки, иголки;
I.
Теоретическая часть.
1.1. Сообщение темы, цели и задач
мастер-класса.
1.2. Знакомство с выставкой
дидактических игр.
1.3. Презентация «Дидактические игры
в работе с детьми с ОВЗ».
1.4. Слушание сказки.
Сказка «Талант».
Ходил по
дорогам парень, отдавал свой талант.
- Слышь,
дед, возьми мой талант.
- Зачем
он мне нужен - свой некуда девать.
- Слышь,
принц, возьми мой талант.
Получил
плетью.
-
Красавица, возьми мой талант.
-
Заходи.
Зашел,
так и жить остался. Талант-то девка в сундук заперла, к своему поближе. Парень
ниче, работает. Через год родился у них сын, потом дочь обосновалась. Как
выросли - никто не заметил. Вот исполнилось сыну семнадцать лет, стал он в путь
собираться. Наготовила ему мать суму еды и браги, а как ночью все легли спать,
отец прокрался и в тот сыновний мешок тихонько талант засунул.
Утром
распрощались, сын уехал.
Сладко
вольной птице петь, да не долго. Едет сын сквозь дремучие леса, широкие степи,
кристальные горы. Любо-дорого смотреть на молодца. А у него самого мешок все
тяжелее делается. Растет талант на свободном воздухе.
Устал он
не в меру, загрустил, слез с коня в поле. "Дай, - думает, - посмотрю, что
в мешке поселилось". Открывает - а там талантище!
Здоровущий,
аж из мешка прет. Парень быстро смекнул, что к чему. Прямо там, где был, не
сходя с дороги, выстроил корчму, кузницу, магазин.
Талант
все покроет!
Дела его
пошли успешно. Завел семью, выросли дети. Когда старшему сыну исполнилось
семнадцать, от таланта оставался уже маленький кусочек. Отец и сам от него
устал, и когда сын в дорогу собрался, отдал ему весь талант, сколько ни было.
"В твоих годах у меня самого еще и меньше было".
Вот
выехал парень на вольные просторы. Талант свое дело знает; вот уже лошадь под
мешком приседать стала. "Ух, - думает сын, - что ж это мне родители туда
наложили?" Открыл мешок - а там талант, размером с теленка. "О
господи, - подумал сын, - мне ведь так много и не надо. Что ж мне с ним
делать?" Оглянулся вокруг: трава, кусты жухлые. Лето, жара. Он взял и,
недолго думая, порастряс талант над лугом. Пролился тот на зелень дождем, вся
поляна распустилась цветами. "И ладно", - решил молодец. Вскочил на
коня - теперь легко! - да и поехал дальше.
Так и
стал он ездить по белу свету, талант нарастал, а он его раскидывал. От таланта
всегда оставалась малая толика. Много лет прошло или мало, да только и у него
подрос сын. Ясное дело, что в семнадцатилетие досталась ему та толика вместе с
мешком да с запасом провизии. Вот и он выехал на вольную ширь. Едет, едет,
талант растет. Вот уже целый мешок им наполнился. "Уж я его не растрачу
как отец", - думает сын. Глянул вокруг: ничего нет, трава, кусты.
Жаворонки поют. Течет река. Хочется сыну найти что-то поважнее. Он прислонил
мешок у дороги, а сам - к реке. "Что у тебя, река, под водою?" Река
журчит: ничего нет, песок да камни, дно. Он - к траве, стал перед ней на
колени: "Скажи, трава, что больше тебя, что дальше тебя, что важнее?"
Трава мягко вяжет свои слова: нет ничего. Он побежал к дереву... А пока бегал,
талант его с дороги и украли. На том и сказка кончилась.
С той
поры гуляет талант по свету. К тебе попадет - ой, к тебе попадет! - что будешь
делать?
Ответы участников мастер-класса.
- Мораль сказки. Рассуждения.
II.
Практическая часть.
2.1. Изготовление
дидактических игр и составление паспорта игры.
Участникам
раздаются мешочки с материалом для изготовления игры:
1) Логопеду: пластиковая бутылка 0,5л.,
пенопласт, коктейльная трубочка
2) Психологу: ромашка, смайлики с эмоциями,
клей.
3) Социальному педагогу: цветные
паролоновые кубики (желтые, зеленые, красные), пластиковая бутылочка 0,5л.,
цветная бумага: красная, желтая, зеленая, клей.
- Какие дидактические пособия можно
изготовить из данных вам материалов?
После изготовления
игры необходимо составить паспорт на созданную игру.
2.2. Защита
дидактической игры и обсуждение.
Ознакомить
участников с целями, задачами, вариантами игры.
Участники предлагают дополнительные варианты игры.
1) Пособие для
дыхательной гимнастики «Буря в бутылке».
Цель: развитие
речевого дыхания, силы выдоха.
2) Дидактическая
игра «Букет
эмоций»
Цель: Познакомить
детей с разными эмоциями, помочь овладеть навыками управления своей
эмоциональной сферой;
Развивать способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции,
правильно их оценивать и полноценно переживать;
Тренировать невербальные средства общения;
Развивать воображение, память, восприятие;
Развивать связную речь.
3)Дидактическая
игра «Светофорчик»
Цель игры: 1. Совершенствовать знания
детей о светофоре и его сигналах.
2. Закреплять знания детей о цветах.
3. Развивать сенсомоторную координацию,
внимание.
4. Воспитывать усидчивость.
2.3. Изготовление
дидактической игры в виде ромашки.
Оборудование: шаблоны
лепестков и серединки ромашки, кусочки ткани разных цветов, прозрачная
пленка.
Дидактическая
игра-тренажер может быть использована в разных областях:
1) На лепестках можно
разместить соответствующие картинки-времена года (осень-желтый; голубой-зима и
тп.)
2) Учить
складывать слоги: например, в центре поместить изучаемую гласную букву, на
лепестках – согласные.
3) Поможет освоить и закрепить состав числа из двух
слагаемых до 5, 10, 20 и т.д.
Методические
рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ.
1. Рекомендуется как можно шире
использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно – развивающих
занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах в
группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
2. Дидактические игры должны быть доступны
и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.
3. В каждой дидактической игре должна
ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия
и коррекционному этапу.
4. При подготовке к проведению
дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не
только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с
нарушениями в развитии.
5. Проводя дидактическую игру, необходимо
использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку
и соответствовать эстетическим требованиям. 6. Зная особенности детей с ОВЗ,
для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической
игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и
зрительного, слухового и тактильного ...).
7. Должно соблюдаться правильное
соотношение между игрой и трудом ребенка.
8. Содержание игры должно усложняться в
зависимости от возрастных групп. В каждой группе следует намечать
последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам,
игровым действиям и правилам.
9. Игровым действиям нужно обучать. Лишь
при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
10. В игре принцип дидактики должен
сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует
умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
III.
Заключительная часть.
3.1. Рефлексия.
3.2. Упражнение «Птица счастья».
Каждый педагог на
птице, выполненной в технике оригами, пишет свои пожелания и дарит одному из
коллег.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.