Главная / Химия / разработка конспректа урока химии по теме "Экологические проблемы человечества"

разработка конспректа урока химии по теме "Экологические проблемы человечества"


Экологические проблемы человечества.

(Хайдарова Лариса Ахметовна,

учитель химии

МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района РТ)


Тип урока: комбинированный с использованием метода проектов.

Цель урока: актуализация знаний и житейских представлений по проблеме охраны окружающей среды, формирование и развитие ключевых компетентностей (информационной и компетентности решения проблем) как основы качества образования.

Задачи урока:

1. Стимулировать у учащихся умения выделять проблему, ставить цели, определять задачи и находить пути их решения, используя творческий потенциал и элементы исследовательской деятельности.
2. Создать стимуляционно-мотивирующую проблемную ситуацию на уроке как необходимое условие для развития логического мышления учащихся методами сравнения, анализа, обобщения и конкретизации.
3. На основе межпредметных связей химии, биологии, экологии актуализировать имеющие знания учащихсяпо экологическим проблемам.
4. Развивать самостоятельность и практическую активность школьников, навыки грамотно излагать свою точку зрения и доказательно отстаивать её.
5. Развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников и раскрытии практического значения материала.
Методы: метод проектов (по типу проект - информационно- исследовательский, межпредметный, по времени работы – краткосрочный), проблемное обучение

Форма работы: групповая

Продолжительность урока: 90 минут

Оборудование: 1. Компьютер (мобильный класс)

2. Учебники: Новошинский И.И., Новошинская Н.С. «Химия - 10» (базовый и профильный уровни), М.: Русское слово, 2008;

Кузнецова Н.Е.,Титова И.М. «Химия. 11». М.: Вентана-Граф, 2008


Ход урока.

  1. Организационный момент.

«Жить счастливо и жить согласно с природой – одно и то же!»

(Сенека. Римский философ. Ів.)

Как вы понимаете данное высказывание?

  1. Вызов: Актуализация знаний. Объявление темы урока, постановка целей и задач урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    В нашей стране очень много нерешенных проблем. Как вы думаете какие?


    Это войны, нестабильность экономики, рост безработицы и многое другое. К ним относятся глобальные, общечеловеческие проблемы

    Но есть проблемы, которые можно решить лишь совместными усилиями всех государств нашей планеты. Эти проблемы были во все времена, но в наши дни они стоят особенно остро и требуют особого внимания. Вот об этом мы и поговорим сегодня.

    Чадят болота смрадные. Чернеет косогор,

    Картины безотрадные наш замутняют взор,

    И как-то трудно дышится среди угрюмых лиц,

    И песня уж не слышится когда-то звонких птиц.

    О чем данное стихотворение?




    Нас волнует мысль о том, как нам жить дальше и не болеть. Влияние окружающей среды на здоровье людей было замечено еще в глубокой древности. В связи с поступлением в организм человека из окружающей среды различных отравляющих веществ медики говорят о появлении нового типа заболеваний – экологические болезни. Например, загрязнение атмосферы сероводородом, углеводородами, аммиаком приводит к тому, что дети заметно отстают в физическом, нервно-психическом развитии, в 3-4 раза выше хроническая заболеваемость. Для людей живущих в зоне выбросов металлургических комбинатов, особо опасен свинец, так как он поражает головной мозг, в результате чего нарушается координация движений, ухудшается слух. Увеличивается вероятность онкологических заболеваний.














    Строки этого стихотворения иллюстрируют печальную картину. Загрязняется воздух, вода, почва.

    Как можно сформулировать тему урока?


    Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.

    Какую проблему будем решать сегодня на уроке? В чем актуальность темы? (слайд 2)

    Как работаем над решением поставленных задач?

    Экологические проблемы человечества (слайд 1).






    Лучше разделиться на группы по решению отдельных вопросов.

  2. Осмысление. Усвоение новых знаний.

Учащиеся на уроке делятся на 4 группы (численностью от 3 до 5 человек) и выбирают экологическую проблему человечества для составления проекта. Они работают по плану:

        1. Сбор и обработка информации по данной проблеме.

        2. Подготовка стартовой версии презентации.

        3. Подготовка текста защиты проекта.

В проекте должны быть отражены:

1. Актуальность проблемы

2.Гипотеза

3.Способы решения проблемы

5 группа Web-дизайнеров готовят компьютерную презентации по общей теме. После того, как определены задачи каждой группы, начинается работа с текстами учебной и дополнительной литературы, статьями из журналов и газет, материалами Интернет-сайтов. Готовятся выступления - защита проектов и презентации.

  1. Закрепление и применение знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Человек всегда использовал окружающую среду как источник ресурсов. Не задумывался о последствиях своей деятельности. Сегодня создал угрозу своему существованию. Как же деятельность человека сказалась на его жизни?

Защита проектов по темам: «Глобальные проблемы человечества»( слайды 10 - 48), «Атмосфера. Ее загрязнение и охрана» (слайды 49 – 62), «Гидросфера и ее охрана»(слайды 63 – 74), «Почва. Ее загрязнители и охрана»( слайды 75 – 85).

Какие выводы можем сделать по результатам нашей работы?

Решать общечеловеческие глобальные проблемы, о которых мы говорили, силами одного государства невозможно. Здесь необходимо сотрудничество большинства стран

Более 100 лет назад Австро-Венгрия и Италия приняли декларацию об охране птиц. В конце прошлого века Россия, Япония и США заключили соглашение о совместном использовании и охране морских котиков в Тихом океане. ООН постоянно обсуждает проблемы охраны природы. По решению ООН в 1970-х годах начал действовать специальный документ «Программа ООН по окружающей среде». В настоящее время за охрану природы активно борются партия зеленых, международный союз охраны природы и природных ресурсов, другие общественные организации. Какие же общие способы решения экологических проблем вы видите? (слайд 3, 4)



















1. Строительство различных очистных сооружений;

2. Устройство замкнутых циклов водопользования;

3. Создание и внедрение безотходных и малоотходных технологических процессов;

4. Замена химических способов борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений биологическими;

5. Использование новых видов топлива, которое не приводит к загрязнению окружающей среды;

6. Создание лесных зон вокруг городов и промышленных центров.

7. Создание заповедников и резерватов лекарственных растений.


  1. Рефлексия.

4.1 Самоконтроль. Для закрепления материала давайте выполним тестовое задание с последующей взаимопроверкой (слайд 5,6):

I вариант

1. После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использованные реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей емкость. Как вы поступите:

а) выльете свои реактивы туда же, куда и он;

б) объясните ему, почему этого не следует делать;

в) расскажете о его действиях учителю?

2. Как бы вы поступили, если, прогуливаясь по берегу водоема, увидели ржавое ведро возле старого кострища:

а) очистили бы берег, выбросив ведро в воду;

б) не обратили бы на него внимания;

в) отнесли бы ведро на ближайшую свалку или закопали его в землю?

3. Вы — заместитель директора фабрики резиновых игрушек. Вам предложили новую краску, более дешевую и яркую, но содержащую кадмий. В результате ее использования фабрика получит большую прибыль. Как вы поступите, если знаете о токсичности красителей, содержащих кадмий:

а) согласитесь с директором на покупку новой краски;

б) будете против этого решения;

в) пойдете на компромисс и предложите выпускать 50% игрушек с использованием новой краски и 50% — старой?

4. Какие газы способствуют возникновению «кислотных дождей»:

а) P2O5, Сl2, NН3;

б) NO, NO2, SO2;

в) СН4, C2H2, CO2?

Ответы: 1б, 2в, 3б, 4б.

II вариант

1. Мальчик разбил термометр в отсутствие родителей. Как ему следует поступить:

а) выбросить остатки термометра в ведро, чтобыих не увидели родители;

б) вызвать представителейСЭС;

в) оставить все до прихода родителей?

2. Вы работаете на химическом заводе и случайно узнаете о неисправности в системе очистных сооружений. Как вы поступите:

а) сообщите директору завода, чтобы он сам принял решение;

б) сделаете вид, что вам ничего не известно о неисправности, так как не хотите потерять в зарплате из-за остановки завода;

в) скажете директору и, если он не примет меры, будете активно

действовать сами: сообщите рабочим, сотрудникам заводской газеты, соберете людей на митинг?

3. Один из путей защиты биосферы от загрязнения — очистки отходящих газов и сточных вод на промышленных предприятиях. Современные очистные сооружения достаточно эффективные, но дорогостоящие. Как бы вы поступили, если были бы директором крупного завода и имели в своем распоряжении значительную сумму денег:

а) положили бы деньги в банк для уплаты штрафов за загрязнение природной среды — это выгоднее, чем строить очистные сооружения;

б) вложили бы деньги в строительство очистных сооружений;

в) часть денег вложили бы в расширение производства, а часть использовали бы для увеличения заработной платы рабочим?

4. Какие газы способствуют возникновению парникового эффекта:

а) С2Н4, NН32; б)Cl2, C3H8,H2;в) СО2,Оз,СН4.

Ответы: 1б, 2в, 3б, 4в.

4.2. Собственно рефлексия:

  1. Оцените работу каждой группы?

  2. На сколько полно была раскрыта проблема, все ли вопросы были рассмотрены?

  3. Как активно члены группы участвовали в работе?

  4. Удовлетворены ли вы своей работой?

  5. Удалось ли решить цели и задачи урока?

Наш урок я хотела бы закончить следующими строками, которые является своеобразным выводом нашего урока:

Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна.

Не торопитесь люди все выскрести до дна.

Немудрено добраться до скрытых тайников,

Разграбить все богатства у будущих веков.

Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.

Нам пировать позорно в счет будущего дня.

Поймите это люди, как собственный приказ.

Не то Земли не будет у каждого из нас.

Спасибо всем за работу.



разработка конспректа урока химии по теме "Экологические проблемы человечества"
  • Химия
Описание:

Тип урока: комбинированный с использованием метода проектов.

Цель урока: актуализация знаний и житейских представлений по проблеме охраны окружающей среды, формирование и развитие ключевых компетентностей (информационной и компетентности решения проблем) как основы качества образования.

Задачи урока:

1. Стимулировать у учащихся умения выделять проблему, ставить цели, определять задачи и находить пути их решения, используя творческий потенциал и элементы исследовательской деятельности.
2. Создать стимуляционно-мотивирующую проблемную ситуацию на уроке как необходимое условие для развития логического мышления учащихся методами сравнения, анализа, обобщения и конкретизации.
3. На основе межпредметных связей химии, биологии, экологии актуализировать имеющие знания учащихсяпо экологическим проблемам.
4. Развивать самостоятельность и практическую активность школьников, навыки грамотно излагать свою точку зрения и доказательно отстаивать её.
5. Развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников и раскрытии практического значения материала.
Методы: метод проектов (по типу проект - информационно- исследовательский, межпредметный, по времени работы – краткосрочный), проблемное обучение

Форма работы: групповая

Автор Хайдарова Лариса Ахметовна
Дата добавления 13.01.2015
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 499
Номер материала 53920
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓