Главная / Химия / Разработка конспекта урока по теме "Чистые вещества и смеси"

Разработка конспекта урока по теме "Чистые вещества и смеси"

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifЧистые вещества и смеси

(разработка урока по химии для учащихся 8 класса

Хайдарова Лариса Ахметовна, учителя химии

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан)

Цель урока: создать условия для изучения понятий «смеси», виды смесей и способы их разделения.

Задачи:

  1. Инициировать активность учащихся по изучению темы;

  2. Оснастить навыками проведения опытов, способами разделения смесей, оформления наблюдений в виде таблиц, схем; развивать интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы, наблюдать.

  3. Создать условия для рефлексии, индивидуального выбора, взаимопомощи, организованности при работе в парах, группах

Тип урока: изучение нового материала

Методы: 1) эвристическая беседа; создание проблемной ситуации

2) наглядные (таблицы, схемы, демонстрационные опыты, компьютерная презентация);

3) практические (лабораторные опыты, упражнения);

4) групповая и парная формы работы

Литература и оборудование:

  1. Учебник «Химия» 8 класс, Новошинский И.И., М.: «Русское слово», 2008 г.

  2. Реактивы: на столах учащихся:

  • ложечка для сыпучих веществ;

  • лист бумаги;

  • стеклянная палочка;

  • стакан с водой;

  • магниты;

  • порошки серы и железа.

На столе учителя: 3 стакана с водой;

  • песок;

  • растительное масло;

  • сахар или соль.

3. Мультимедийный проектор.

Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие. Целеполагание и проектирование урока.

Тема урока: «Чистые вещества и смеси»

Какова цель урока? (Узнать что такое чистые вещества и смеси и чем они отличаются друг от друга)

Какие задачи вы ставите перед собой для изучения темы?

Как вы думаете какими знаниями по теме мы должны овладеть к концу урока? (совместно формулируются результаты деятельности: знать определения чистых веществ и смесей, видов смесей, отличительные особенности, способы разделения смесей).

(тема урока и предполагаемые результаты на экране). Ребята эта тема представлена в заданиях ГИА, прошу обратить на нее особое внимание.

Как вы предпочитаете получить информацию по теме: работая с учебником, в сети Интернет, от меня, или в совместной работе? (в совместной работе и проводя опыты)

Актуализация знаний. Вспомним материал, необходимый для успешного усвоения темы. Что бы это значило? (запись на доске) Химия изучает…

(Ответы учащихся по цепочке: химия изучает вещества, их свойства и изменения, происходящие с веществами; вещество – то из чего состоит тело; вещества бывают простые и сложные; простые вещества – вещества, состоящие из атомов одного химического элемента. Например: кислород, водород, углерод. Сложные вещества – вещества, состоящие из атомов разных химических элементов, например, вода, сахар; все вещества обладают физическими и химическими свойствами; к физическим свойствам относятся агрегатное состояние веществ, температуры плавления и кипения, электро- и теплопроводность, растворимость в воде и другие; химические свойства – способность веществ реагировать с другими веществами).

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация: Вода Черного моря замерзает при более низкой температуре, а закипает при более высокой температуре, чем вода Балтийского моря. Почему? (работа в группах, ответы учащихся: Дело в том, что в морской воде содержатся различные растворенные вещества, например, соли).

Таким образом, мы можем сказать, что морская вода – смесь различных веществ, состав которых меняется в широких пределах. Поэтому и свойства смеси не постоянные. Определение понятия «смесь» было дано в 17 веке английским ученым Р.Бойлем: «Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов» (определение на экране). Попробуем выявить отличительные особенности смеси и чистого вещества. Предлагаю вам провести опыты, проанализировать их по предложенному плану и сделать выводы (работа в группах, выполняют лабораторную работу).

Опыт 1. «Приготовление и изучение смеси железа и серы»

Инструкция:

  1. Насыпьте на лист бумаги отдельными кучками порошки железа и серы, рассмотрите их цвет и агрегатное состояние.

  2. Возьмите небольшую часть каждого вещества и проведите следующие операции: а) испытайте магнитом; б) опустите в стакан с водой.

  3. Смешайте стеклянной палочкой оба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси.

  4. Разделите полученную смесь на две части и проведите с ней те же операции, что и с чистыми веществами: а) испытайте магнитом; б) опустите в стакан с водой.

План анализа (на экране)

  1. Опишите агрегатное состояние и цвет серы.

(Сера твердое вещество желтого цвета)

  1. Каковы агрегатное состояние и цвет железа в виде порошка?

(Железо твердое серое вещество)

  1. Как эти вещества относятся к магниту?

(Железо притягивается к магниту, сера – нет)

  1. Как эти вещества относятся к воде?

(Железо тонет, сера – всплывает, так как не смачивается)

  1. Что можете сказать о соотношении железа и серы в смеси? (соотношение различное, непостоянное)

  2. Сохраняются ли свойства железа и серы а смеси? (да)

  3. Как можно разделить данную смесь?

(Данную смесь можно разделить магнитом или при помощи воды)

Вывод: свойства компонентов смеси …. и ….

Опыт 2. «Взаимодействие железа и серы»

Внимательно посмотрите на полученное вещество – сульфид железа (II) и проведите его качественный анализ с последующим заполнением таблицы. Видны ли в нем отдельно серый порошок железа и желтый порошок серы? (Нет, полученное вещество желто-серого цвета)

  1. Действует ли на данное вещество магнит? (Нет)

  2. Разделяются ли железо и сера? (Нет)

  3. Как относится данное вещество к воде? (Тонет)

  4. Сохраняет ли сера и железо свои свойства, входя в состав сульфида железа? (Нет, новое вещество отличается по свойствам от исходных веществ)

  5. можно ли разделить сульфид железа физическим методом на простые вещества? (Нет)

Занесите полученные результаты в таблицу: (заполнение таблицы в группах)

Признаки сравнения

Чистое вещество

Смесь

Состав



Вещества



Физические свойства



Разделение



Изменение энергии при образовании



Проверьте себя по образцу

Признаки сравнения

Чистое вещество

Смесь

Состав

Постоянный

Непостоянный

Вещества

Одно и тоже

Различные

Физические свойства

Постоянные

Непостоянные

Разделение

С помощью химических методов

Физическими методами

Изменение энергии при образовании

Происходит

Не происходит

Далее переходим к рассмотрению видов смесей. Для этого приготовим следующие смеси. Возьмем три стакана с водой, в один добавим песок, в другой - растительное масло, в третий - соль (сахар).

Что можете сказать о данных смесях? ( В первом и втором стакане видны компоненты, в третьем – нет). Найдите информацию о видах смесей в учебнике и составьте схему (работают с параграфом 2, проверка по образцу с дополнением записей).

Схема 1

Смеси



Гомогенные гетерогенные

(однородные, компоненты не видны) (неоднородные, компоненты видны)


растворы (г., ж., тв.) взвеси


суспензии эмульсии

(тв. + ж.) (ж. + ж.)

Приведите свои примеры (приводят свои примеры с объяснением).

В природе вещества существуют в виде смесей. Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые вещества. Для очистки веществ, применяются различные способы разделения смесей. Переходим к их рассмотрению. Рассмотрим способы разделения гетерогенных и гомогенных смесей. (Просмотр видеофильмов из ЕК ЦОР с последующим заполнением схемы)

Схема 2.

Способы разделения смесей

гетерогенных гомогенных


отстаивание действие магнитом фильтрование перегонка, дистилляция выпаривание

На каких физических свойствах компонентов смеси основаны эти способы?

( предлагают свои варианты ответов, совместный вывод определений.

Отстаивание: различная плотность и смачиваемость веществ, различная скорость осаждения. Выпаривание: различная кристаллизация. Фильтрование: растворимость веществ, размеры частиц веществ).

С некоторыми способами разделения смеси мы с вами сталкиваемся в жизни. Например, способ фильтрования – основа работы бытовой техники. Фильтрование используют хирурги – марлевые повязки, буровики и рабочие элеваторов – респираторные маски. С помощью чайного ситечка для фильтрования чаинок Остап Бендер получил один из 12 стульев у Эллочки – Людоедочки. Если бы Золушка знала о фильтровании, она очень легко бы разделила рожь от чернушки. Стоило взять сито.

При выпаривании воды из озер Эльтон и Баскунчак получают поваренную соль. С помощью хроматографии русский ботаник Цвет впервые выделил хлорофилл из зеленых частей растений.

4. Подведение итогов.

Сегодня мы с вами рассмотрели теоретически, как можно разделить различные смеси. А на практике осуществим эти способы разделения на следующем уроке. Итак, вернемся к цели нашего урока и запланированным результатам: какова была цель урока? Какие вы ставили перед собой задачи? Достигли ли вы их? Что вызвало трудности?

1. Дайте определения чистых веществ и смесей.

2.Каковы отличительные особенности смеси и чистого вещества.

3. Какие виды смесей бывают?

4. Перечислите основные способы разделения гомогенных смесей?

5. Перечислите основные способы разделения гетерогенных смесей?

Молодцы, а теперь проверьте, пожалуйста, себя. Сможете ли вы применить полученные знания в различных жизненных ситуациях (работа в группах).

Ситуация 1. При измельчении руды на горно-обогатительных фабриках в нее попадают обломки железных инструментов. Как их можно извлечь из руды?

Ситуация 2. перед переработкой бытового мусора, а также бумажной макулатуры необходимо избавиться от железных предметов. Как проще всего это сделать?

Ситуация 3. Вода, после мойки автомобилей в крупных гаражах, оказывается загрязненной машинным маслом. Как следует поступить перед сливом ее в канализацию?

Ситуация 4. как разделить зубной порошок и поваренную соль? Бензин и воду? Спирт и воду? Железные и древесные опилки?

Ситуация 5. Муку очищают от отрубей просеиванием. Какой способ разделения смесей используют?

Пожалуйста, проанализируйте и оцените свою деятельность на уроке. Подумайте, на что необходимо обратить внимание при домашней работе над темой.

  1. Домашнее задание §2 (разобрать и ответить на вопросы после параграфа), подготовится к практической работе №3.




Разработка конспекта урока по теме "Чистые вещества и смеси"
  • Химия
Описание:

(разработка урока по химии для учащихся 8 класса

Хайдарова Лариса Ахметовна, учителя химии

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан)  

            

Цель урока: создать условия для изучения понятий «смеси», виды смесей и способы их разделения.

Задачи:

1.     Инициировать активность учащихся по изучению темы;

2.     Оснастить  навыками проведения опытов, способами разделения смесей, оформления наблюдений в виде таблиц, схем; развивать интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы,  наблюдать.

3.     Создать условия для рефлексии, индивидуального выбора, взаимопомощи,  организованности при работе в парах, группах

Тип урока: изучение нового материала

Методы:    1) эвристическая беседа; создание проблемной ситуации

                   2) наглядные (таблицы, схемы, демонстрационные                                       опыты, компьютерная презентация); 

                   3) практические (лабораторные опыты, упражнения);

                   4) групповая и парная формы работы

Автор Хайдарова Лариса Ахметовна
Дата добавления 13.01.2015
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1009
Номер материала 53922
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓