Дата
проведения — 16 ноября 2013 года
Цель: сформировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
1. помочь ученикам осознать важность разумного отношения к своему
здоровью;
2. способствовать укреплению здоровья детей;
3. развивать навыки работы в группах, коммуникативные способности,
внимание, творческие способности, речь;
4. воспитывать культуру поведения и общения при работе в группах.
Учитель:
Ребята, сегодня
мы проводим классный час, который называется “Здоровый образ жизни”.
Ребята, а как вы
думаете, о чём конкретно мы сегодня будем говорить? И что, по вашему, входит в
понятие “здоровый образ жизни”?
Учащиеся дают
разнообразные варианты своих ответов.
Учитель:
Конечно же, мы
будем говорить о том, как важно регулярно заниматься физической культурой и
спортом, правильно питаться, соблюдать режим дня, правильно работать и
отдыхать, не иметь вредных привычек, чтобы всю жизнь оставаться здоровыми,
бодрыми, энергичными, жизнерадостными, полными сил и энергии, а в
конце мы с вами вместе выведем Формулу здорового
образа жизни.
Ребята, скажите
мне, что люди обычно говорят друг другу при встрече?
Учащиеся дают
разнообразные варианты своих ответов.
Учитель:
Конечно же, вы
правы. Они говорят друг другу “Здравствуйте”, то есть “Будьте здоровы!” или “Я
желаю вам здоровья!” И это не случайно! Ведь ещё в Древней Руси люди говорили:
“Здоровье дороже богатства”, “Здоровье не купишь”, “Дал бог здоровье, а счастье
найдём”, “Стареет тело без дела”, “Живи разумом, так и лекаря не надо”, “Спорт
сочетаешь с делом, здоров душой и телом”.
то есть люди
издавна понимали, что здоровье – самое главное, что необходимо человеку для
нормальной жизни.
Может быть,
кто-то из вас, ребята, знает и другие пословицы о здоровье и здоровом образе
жизни?
Учащиеся дают
свои ответы. После этого учитель просит детей продолжить следующие пословицы и
поговорки:
1. От хорошего сна … (молодеешь.)
2. Сон – лучшее … (лекарство).
3. Выспишься – … (помолодеешь).
4. Выспался – будто вновь… (родился).
5. Кто хорошо жуёт, тот долго… (живёт).
6. Хочешь есть калачи – … (не сиди на печи).
7. Кто не умерен в еде -… (враг себе).
8. Аппетит от больного бежит, а к здоровому ……… (катится).
9. Болезнь с грязью ……… (дружит).
10. Ум да здоровье …… (всего дороже).
11. От сладкой еды – …………… (жди беды).
Учитель:
Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц по
этой теме.
Ребята, а что же такое здоровье? Чем здоровый человек отличается от
больного?
Учащиеся дают
разнообразные варианты своих ответов.
Учитель:
Я считаю, что,
прежде всего, своим настроением, так как больной человек угнетён своим
состоянием и думает только о том, как избавиться от своего недуга.
Ребята, а отчего
зависит здоровье человека?
Учащиеся дают
разнообразные варианты своих ответов.
Учитель:
Да, оно зависит
от многих факторов, например, от состояния окружающей среды, природы, от
питания человека, но в большей степени, от него самого, от того образа жизни,
который ведёт сам человек. Сейчас N прочтёт вам стихотворение, а вы
постараетесь ответить на поставленный в нём вопрос.
Ученик читает
стихотворение:
Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха:
“Что такое хорошо и что такое плохо?”
Если делаешь зарядку, если кушаешь салат,
И не любишь шоколадку –
То найдёшь здоровья клад.
Если мыть не хочешь уши и в бассейн ты не идёшь.
С сигаретою ты дружишь – то здоровья не найдёшь.
Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.
Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,
Быть здоровым постараться. Это нужно только нам!
Учитель:
Итак, ребята, исходя из этого стихотворения,
что такое хорошо, и что такое плохо в отношении здорового образа жизни?
Учащиеся дают разнообразные варианты
своих ответов.
Учитель:
Древние греки,
например, мало болели и долго жили. А отчего им так везло? А всё очень просто:
пищу они ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали вовсе, вино
пили только после 30 лет и то разбавленное и в малых количествах. Но самое
главное – с раннего детства и до преклонных лет они занимались закаливанием
своего организма и неустанно пребывали в движении. Дети у древних греков полдня
занимались в гимназии науками, а полдня – физкультурой. Ребята, поднимите руки
и скажите, кто из вас посещает какие-либо спортивные секции или спортивные
кружки?
Учащиеся
отвечают на поставленный вопрос, называют кружки и секции.
Учитель:
Молодцы! Значит,
вы понимаете, что прожить долгую жизнь и оставаться сильным и здоровым можно
только в союзе со спортом, с физическими упражнениями, в движении.
Ребята, я хочу
познакомить вас с результатами недавно проведённого среди вас анкетирования на
тему “Как сохранить здоровье”. Было опрошено 23 человека. Результаты – на
доске.
Учитель:
Ребята, какой
напрашивается вывод? Все ли из вас понимают важность и значимость физических
упражнений и зарядки в сохранении и укреплении здоровья?
Учащиеся
отвечают на поставленный вопрос.
Учитель:
Ребята, сейчас мы
поиграем в игру, которая называется “Что такое хорошо и что такое плохо”, чтобы
понять, знаете ли вы самые элементарные правила гигиены и сохранения здоровья.
Я буду называть первую строчку стихотворения, а вы хором отвечайте “да” или
“нет”:
1. Зарядка, зарядка, с утра к себе зовёт
Зарядка, зарядка, здоровье вам даёт?
2. Вот зарядку ты закончил, в ванную спешишь пойти.
Мыло, щётка, порошок там ведь ждут тебя, дружок?
3. Руки с мылом вы помыли, нос и щёки не забыли?
4. На столе лежит еда. Руки вымыть нужно?
5. Перед обедом наелся конфет. Так поступать полагается?
6. Чтобы зубки не болели, мы их чистим иногда?
Учитель:
Молодцы! Вижу,
что вы знаете основные правила гигиены.
Сегодня медики утверждают, что
наше здоровье зависит от нашего образа
жизни: от наших привычек,
от наших усилий по его укреплению.
Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять –
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.
Учитель:
А вот многие из вас не умеют выполнять распорядок дня,
не берегут время,
зря тратят не только минуты,
но и целые часы.
А чтобы научиться беречь время,
нужно правильно организовать свой режим дня.
Я думаю, что стихотворение С.
Островского “Будьте здоровы” как раз подтверждает мою
мысль о том, что школьнику необходим и распорядок дня, и физические нагрузки, и
свежий воздух, чтобы быть здоровыми и хорошо учиться.
Ученик читает
стихотворение:
Ты с красным солнцем дружишь,
Волне прохладной рад.
Тебе не страшен дождик,
Не страшен снегопад.
Ты ветра не боишься,
В игре не устаешь.
И рано спать ложишься,
И с солнышком встаешь.
Зимой на лыжах ходишь,
Резвишься на катке,
А летом – загорелый,
Купаешься в реке.
Ты любишь прыгать, бегать,
Играть тугим мячом.
Ты вырастешь здоровым,
Ты будешь силачом.
Учитель:
Ребята, а сейчас мы с вами снова немножко
поиграем. Ваша задача – угадать мои загадки на тему “Здоровье”.
1) Вот какой забавный случай:
Поселилась в ванной туча
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока (душ)
2) Целых 25 зубов для кудрей и хохолков
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расчёска)
3) Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю
Им утру потоки слёз
Не забуду и про нос. (Платочек)
4) Точно ёжик я колюсь
Запылишься – пригожусь! (Щётка)
5) Я не сплю со всеми
Караулю время.
Если хочешь – разбужу
А не надо – погожу. (Будильник)
6) Мойдодыру я родня
Отверни, открой меня.
И холодною водою
Живо я тебя умою. (Кран)
7) Гладко и душисто.
Моет очень чисто. (Мыло)
Учитель:
Ребята, вы
знаете, что медицинские работники ежегодно проводят осмотры детей в школе. Как
вы думаете, для чего они это делают?
Конечно же, для
того, чтобы оценить состояние вашего здоровья и предупредить развитие болезней.
Дело в том, что врачи утверждают, что в последнее время здоровье детей стало
резко ухудшаться. Сегодня совершенно здоровым является 1 ученик из 10-ти. А у
остальных 9-ти детей обнаруживаются какие-либо заболевания. Давайте
познакомимся с результатами второй анкеты, которую я проводила среди вас “Какое
у тебя здоровье?”
Какой можно
сделать вывод? Всё ли благополучно со здоровьем у вас? Умеете ли вы заботиться
о своём здоровье?
(Учащиеся дают
свои ответы).
Учитель:
Вот поэтому мы
дальше будем говорить о способах сохранения здоровья.
Какие способы
сохранения здоровья вы можете назвать?
(Учащиеся дают
свои ответы – спорт, физические нагрузки, режим дня, правильное питание,
закаливание, отказ от вредных привычек).
Учитель:
Как вы думаете,
ребята, какие болезни занимают первые места в школьном списке болезней? Чем
чаще всего болеют дети?
(Учащиеся дают
свои ответы)
Учитель:
По статистике
первые 3 места занимают – болезни позвоночника, нарушения зрения и нервные
расстройства. Вы, наверное, от родителей слышали такую фразу – все болезни – от
нервов. Многие ребята из нашего класса частенько жалуются мне на головные боли,
утомляемость, а ваши родители – на то, что у вас плохой сон и
раздражительность. А это и есть первые признаки нервного расстройства, которое
возникает у тех ребят, которые постоянно испытывают страх, что его спросят на
уроке и он получит не ту оценку, которую ждут от него родители. Эти ребята не
умеют управлять своими чувствами и эмоциями. По статистике каждый четвёртый
ученик не уверен в себе и испытывает страх в школе, когда его вызывают к доске,
сильно переживает свои неудачи; каждый пятый ученик – переутомляется в школе,
что также вредно сказывается на его здоровье. А как же обстоят дела у нас, в
нашем классе? Давайте познакомимся с результатами анкеты “Моё настроение в
школе”
Учитель:
А теперь давайте
сделаем вывод, умеете ли вы управлять своими чувствами?
(Учащиеся дают
свои ответы)
Учитель:
Ребята, а что же
еще мешает нам быть здоровыми?
Конечно же,
вредные привычки – курение, алкоголь, наркотики, переедание. Это самые страшные
разрушители здоровья, потому что они могут быть смертельными. И вы должны об
этом помнить всегда. Послушайте одну притчу:
В далеком
прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у
подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это
одурманивающее растение и убеждал людей не использовать его. Однажды старец
увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась
огромная толпа. Купцы кричали: “Божественный лист, божественный лист! В нем
средство от всех болезней!” Подошел мудрый старец, сказал: Этот “божественный
лист” приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не
укусит собака, он никогда не состарится. Купцы с радостью посмотрели на него.
Ты прав, о, мудрый старец!– сказали они. – Но откуда ты знаешь о таких чудесных
свойствах “божественного листа”? И мудрец пояснил: Вор не войдет в дом курящего
потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом
бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабеет и будет
ходить с палкой. А какая собака укусит человека, если он с палкой?! И, наконец,
он не состарится, ибо умрёт в молодости... Отошли люди от купцов, задумавшись.
Задумайтесь и вы
о том, что состояние вашего здоровья во многом зависит от вас.
Учитель:
А сейчас, ребята,
проведём конкурс эрудитов:
·
Как древние греки назвали бы человека, страдающего
влечением к оцепенению? (Наркоманом, от греч. nark –
оцепенение, mania– влечение).
·
Закончите английскую пословицу: “Курильщик впускает
в свои уста врага, который похищает…” (Мозг).
·
Известный врач П. Брэгг говорил, что есть 9
докторов. Начиная с четвертого это естественное питание, голодание, спорт,
отдых, хорошая осанка и разум. Назовите первых трех докторов, упомянутых
Брэггом. (Солнце, воздух и вода).
·
Назовите принципы закаливания – “Три П”. (Постепенно,
последовательно, постоянно).
·
Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у
человека навыков гигиены. (Блохи, вши).
·
Какая поговорка учит нас правильному режиму
питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай
врагу).
·
Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой
атлетикой? (До этого возраста активно формируется скелет).
·
Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый
человек – 8 часов, подросток – 9 – 10 часов, ребенок – 10 –
12 часов).
·
Какими видами спорта следует заниматься для формирования
осанки? (Плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой).
·
Приведите примеры общих закаливающих процедур. (Душ,
купание, загорание.)
·
Приведите пример местных закаливающих процедур. (Ходьба
босиком, умывание холодной водой и т. д.)
Учитель:
Ребята, давайте
попытаемся наши представления о счастливой полноценной жизни выразить в виде Дерева
жизни.
Листья этого
дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать
крону будут равноценные ветви: “я могу”, “я хочу”, “я должен”. Это ведь
замечательно, что человек делает в жизни то, что он может, и это не
противоречит тому, что он должен, не противоречит интересам других людей; когда
то, что человек должен делать, он и может, и хочет. Эти ветви поддерживает
ствол “здоровый образ жизни”, питаемый корнями – “составляющими
здоровый образ жизни”.
(Учащиеся дают
свои ответы, при этом корни дерева закрыты)
Учитель:
А сейчас подведём
итог нашему разговору и все вместе выведем Формулу здорового образа жизни.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.