Главная / Классному руководителю / Разработка классного часа "Многонациональная Кубань"

Разработка классного часа "Многонациональная Кубань"

Классный час на тему: «Многонациональная Кубань».

Форма: интеллектуальная игра «Брейн - ринг»,

Цели:

- образовательная: показать как складывались отношения между разными этнокультурами народов населявших Кубань в XIX веке, на примере изучения культуры, быта и традиций кубанских казаков и черкесов.

- развивающая: формировать историческое мышление, память, выделять главное, самостоятельно истолковывать факты и события, устанавливать причинно-следственные связи, оперировать терминами и понятиями.

- воспитательная: воспитание у учащихся чувства патриотизма, гуманизма, толерантности, ответственности за сохранение культурно – исторического наследия родного края.





Оборудование:

1.Компьютер. 2. Видеопроектор. 3. Настенная карта « Краснодарский край. Республика Адыгея». 4. Костюмы казака и казачки. 5. Предметы быта: кочерга, рубель, турлук, секач, вага, саман, коромысло, ухват, чеплейка, глэчик, чугунок, утюг. 6. Край кубанский (краеведческие викторины) (составили Антищев О.Ю., Лакербай З. К.). – Краснодар, 2000. 7.Ратушняк В.Н. кубанские исторические хроники. Малоизвестное об известном: Очерки.- Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2005. 8. Маслов А. В. Три века истории Кубани (XVIII – XX) Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2005. 9. Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры (составил О. В. Матвеев), Краснодар, 2002.















Ход мероприятия.


2 вед: Как хорошо, что дружба есть на свете.

Она, как воздух, нам с тобой нужна.

Так пусть шагает дружба по планете!

Пускай, как солнце, светит нам она!


2 вед: У нашего края есть три сокровища:

Первое- Земля: горы и равнины;

Второе- Вода: реки, родники, озера, моря;

И третье сокровище: Люди, их мастерство и свершения.


1 вед: Но самым главным сокровищем у нас всегда считалась Дружба трудолюбивых, мужественных народов и их гостеприимство.


2 вед: На Кавказе говорят: «Горе легче тогда, когда друзья разделяют его с тобой. Радость полноценна тогда, когда ею наполнишь ты друзей свих - поделишься ею».

слайд

1 вед: А друзей у нас много. Ведь Земля на юге России стала родиной для многих народов.


Учитель: В этот прекрасный день мы собрались все вместе, на классный час по теме: «Многонациональная Кубань».

Кубань – многонациональный край. На Кубани проживает, в мире и согласии более 120 национальностей. И каждая нация, каждый народ, имеет свои традиции, обычаи, быт и культуру. На протяжении многих веков формировался и складывался этнокультурный образ Кубани. Сегодня мы вспомним эти обычаи и традиции.


Стихотворение «Венок Кубани»


1 ученик

Вышла казачка на берег Кубани,

Бросила в воду цветок

Утренней свежести дар принимая

Дальше понесся поток

2 ученик

Этот цветок увидали адыги

Со своего бережка.

Стали бросать они алые маки

И их принимала река.

3 ученик

Кубань! Кубань, а ну узнай.

Где чей подарок.

К цветку цветок

Сплетай венок

Пусть будет он красив и ярок.

4 ученик

И молдаване, армяне и греки-

Дети российской земли

Бросили тоже цветы полевые

В гребень кубанской волны.

5 ученик

Этот венок увидали славяне.

Со своего бережка.

Стала Кубань наша ярче и краше.

В дружбе, в любви на века

 

Учитель:

Проведем мы наш классный час в форме интеллектуальной игры «Брейн - ринг».

Командообразование

Название команд

Выбор капитанов

В игре принимают участие 4 команды из 9 -11 классов.

(Каждая команда состоит из 7 игроков, один из которых становится капитаном. Капитан следит за дисциплиной; выбирает, кто из членов команды будет давать правильный ответ или же он сам. )

  1. Задание. «Разминка»

- А какие национальности проживают на территории Кубани вы узнаете, когда соберете слова из слогов. 
3. Работа по карточкам.( разложить каждому на парты) 
1. Русские 5. Украинцы 9. Белорусы 
2.Адыги 6. Турки 10. Цыгани 
3.Армяни 7.Чеченцы 11. Поляки 
4. Греки 8. Грузины 12. Евреи 
13. Осетины 15. Татары 
14. Дагестанцы 16. Молдаване 17.Абхазцы 

2. Задание.

Выберите предметы быта по списку, лежащему у вас на столе, и объясните их применение в быту.

( 1 бал за каждый предмет, всего-5 баллов.)

1. ___________________ - емкость, посуда в которой готовилась еда. Как утверждали старые казаки, что более ароматного борща и вкусной каши не приготовишь ни в одной другой посуде.

2. ____________________- приспособление, которое всегда стояло у плиты, и которым могли разгрести в печи жар.

3. _____________________- деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож. «Прадедушка» современного утюга.

4. ____________________- ручной режущий инструмент для разрубки чего-либо.

5. _____________________- этот предмет использовался для взвешивания различных грузов и товаров.

Ответ: коромысло, ухват, чеплейка, глэчик, утюг, чугунок, кочерга, рубель, секач, вага.

1. _____________________ - толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах для ношения ведер на плече (плечах).

2. _____________________- металлическая рогатка на длинной рукоятке для подхватывания в печи горшков, чугунов.

3. _____________________- приспособление, на длинной рукоятке, с помощью которого вытаскивали из печи сковородки.

4. ________________________ - глиняный горшок для молока или другой жидкости.

5. ________________________- металлический предмет, внутрь которого насыпали раскаленные угли. От этого он нагревался, и можно было гладить одежду.

Конкурс капитанов – выбрать и назвать предметы быта.

3. Задание. Решите тест.( правильный один ответ).

( 1 бал за каждый ответ, всего-10 баллов.)

1.Как называется поселение у адыгов:

а) станица; б) аул; в) курень.

2.Известно, что у кубанских казаков жилищем была турлучная или саманная хата. Объясните, что такое турлук:

а) обмазанный глиной плетень; б) необожженный кирпич из глины с примесью соломы и конского навоза; в) так называли фундамент хаты.

3.Что такое аталычество?

а) так у адыгов называлась кровная месть; б) обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи; в) искусство верховой езды на лошадях.

4. Рушник – это…

а) покрывало; б) вышитое полотенце; в) скатерть.

5. Кунаком адыги называли:

а) врага; б) друга; в) коня .

6. Люлька- так казаки называли:

а) маленькую детскую кроватку; б) курительную трубку; в) корыто для воды.

7. Сакля- это…

а) растение произрастающее только на территории Адыгеи; б) напиток из трав; в) жилище черкесов.

8. В красном углу казачьей хаты располагались:

а) стол с лавками; б) люлька с ребенком; в) иконы.

9. Какую религию исповедуют адыги:

а) христианство; б) буддизм; в)ислам.

10. Какую религию исповедуют кубанские казаки:

а) христианство; б) буддизм; в)ислам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





















1.б 2.б 3. б 4.б 5.б 6.б 7. в 8.в 9.в 10.а





4. Задание. На Кубани, как у казаков, так и у горцев

чтились и почитались семейные праздники, обряды и традиции, связанные с заключением брака.

(Каждая команда получает карточку с рассказом, описывающим свадебные традиции и обряды казаков (горцев). Необходимо вставить пропущенные слова и словосочетания. Задание выполняется за определенное время. 
По истечении времени команды отдают карточки жюри, которые проверяют правильность вставленных слов, после чего зачитывают рассказы вслух, указывая ошибки. Жюри оценивает работу обеих команд.)

(1 балл за каждое правильно угаданное слово)



5. Задание.

Появляются казак и казачка (присаживаясь на скамейку).

« - Муж!
- Га. 
- ... Ты же говорил, что все знаешь, что на свете делается... 
- Ну и что? 
- А я у тебя спрошу такое, что ты не знаешь. 
- Брешешь, все знаю! 
-А ну скажи: почему на свете баб больше, чем мужиков? 
-...Ось, слухай, потом сама скажешь, что ты дурная! 
- Вся земля — это все равно, что большая ярмарка или базар. А ты сама знаешь, что на ярмарке или на базаре каждый раз плохого товара бывает больше, чем хорошего: так оно и тут: мужиков меньше, а баб наплодилось, как того бурьяну наросло!»

Вопрос:

Каково было положение женщин в кубанских казачьих семьях?

(Учащиеся делают вывод о снисходительном отношении к женщине, о ее низком социальном статусе у кубанских казаков.)

(1 бал за правильный ответ)

Историческая справка: (читает ученик)

- Общая значимость мужского статуса приводила к превосходству мужчин над женщинами не только в экономической сфере, но и в других, в частности социальной. И в семье, и на людях это всячески подчеркивалось. Так, на Кругу правом решающего голоса обладали только лица войскового сословия, мужчины; женщины могли выступать здесь только в роли просительниц. Это правило нарушилось только во время переселения на Кубань, когда женщины тянули жребий за своих отсутствующих мужей. В церкви, куда казаки ходили всей семьей, тоже существовали различные условности. Мужчины, например, всегда располагались в правом притворе (почетной у казаков считалась правая сторона, т.к. по поверьям за правым плечом каждого христианина располагался ангел хранитель), женщины в левом.

В семейной жизни превосходство мужчин тоже было несомненным. Женщины всячески удалялись от «общих вопросов жизни». Для казака считалось неприличным обращаться к жене на людях не только с ласкою, с уважением, но и даже по вопросам, просто не относящимся к делу.

7. Задание. Перед вами костюм казака и черкеса. Назовите из чего он состоит? ( команда №1 описывает костюм казака, команда №2 - черкесов.)

(1 элемент одежды - 1 бал)





476784803.jpgЦей зэпылъ.jpg

Ответ: Описание мужского казачьего костюма

В начале XIX в. единой формы у казаков не было. Черноморцы носили синие шаровары и кафтан красного или синего цвета. Линейные казаки предпочитали одежду черкесского образца.

К середине XIX в. форма становится единой. Как правило, это были черные либо темно-синие черкески с газырями — напатронниками, под черкеску одевался бешмет-рубашка, сшитая из атласа, сапоги, башлык. В зимнее время прибавлялась бурка — верхняя одежда из овечьих шкур без рукавов. Папахи у казаков были черные — парадные и серые — повседневные.

Черкеска шилась из черного фабричного сукна, покрой заимствован у горцев. Шили ее длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широкими отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей, это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набором, украшением черкески.

Красота и богатство казачьего костюма заключались в том, чтобы в нем было больше серебра.

Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин – «чекмень». Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др.

Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка, длинный узкий рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы.

Носили казаки шаровары суконные темных тонов. На ногах башмаки, зимой – сапоги опойковые.

В праздничное время казаки носили атласные бешметы, оправленные серебром. Зимней одеждой служили шубы – кожухи, папахи, бурки. 




Описание мужского черкесского костюма

Традиционный мужской костюм — черкеска (цей) однобортный кафтан с открытой грудью, длиной чуть ниже колен, с широкими рукавами. Молодые мужчины в возрасте воина носили черкески с короткими рукавами — что бы не стесняли движений в бою. С обеих сторон груди нашивались газыри (адыгское хазыр — готовый) — прошитые тесьмой узкие кармашки для особых герметичных пенальчиков, чаще — костяных. В пенальчике была мерка пороха и завернутая в тряпицу пуля, отлитая по мерке ружья владельца. Пенальчик позволял быстро зарядить ружьё на всем скаку. Крайние кармашки, расположенные почти подмышками, использовались для хранения сухих щепок на растопку. Позже, с появлением ружей, где порох воспламенялся не фитилем или кремнием, а капсюлем, крайние кармашки стали использоваться для хранения капсюлей. черкеска строго различалась у мужчин по сословной принадлежности цветом — белого цвета у князей (пшы), красного у дворян (уорк), серый, коричневый и чёрный у крестьян (синий, зелёный и другие цвета как правило не использовали). Бешмет (къэптlал) по покрою напоминал черкеску но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узкими рукавами, длина его была чуть выше колена, шился как правило из светлого и более тонкого материала, часто бешмет был стеганый на ватной или шерстяной основе. Штаны (гъуэншэдж, гъуэнчэдж) с широким шагом к низу сужались . Папаха (пыlа) шилась из овчины, белого, чёрного или бурого цвета, высота варьировалась. Также у черкесов имели большое распространение в быту войлочные шляпы (упlкlэ пыlа).Башлык (щхьарыхъуэн, шъхьарыхъон) шили из тонкого домашнего сукна или покупного материала, украшался басонными изделиями, редко вышивкой, чаще белого цвета но бытовали и тёмных оттенков. Бурка (щlакlуэ, кlакlуэ)- длинный, войлочный плащ, черного, редко белого цвета. Наборный пояс. Пряжка его использовалась как кресало для высечения огня. Обувь — чувяки (вакъэ) шились из сафьяна красного света как правило бытовали у высшего сословия, крестьяне носили из сыромятной кожи или из войлока. Ноговицы- (лъей) из тонкой кожи или сафьяна, украшенные галунами с подвязками под коленом с серебряными пряжками. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка. Кинжал (къамэ)- рукоять и ножны богато украшались серебром, как правило, черненным — что бы не демаскировать владельца, как и рукоять шашки (сэшхуэ) но ножны шашки украшались галуном и вышивкой золотом (этой работой занимались молодые девушки горцев) Сейчас только некоторые имеют полный комплект национального костюма и появляются в нём по праздникам.



КОМАНДА 1 .

Свадебные обычаи и традиции черкесов

Кубанцы живо интересовались обычаями и традициями черкесов. Браки заключались между равными по происхождению мужчиной и женщиной через сговор или путем …… …………………..За невесту платили «уасе» - …… ……………., который носил в основном натуральный характер. Свадьба, которая была праздником для всего аула, сопровождалась ……………………….., ………………….……, …….……. Гостей усаживали в……………….., комнате, предназначенной для приёма гостей.  Перед ними ставили маленькие столики с тремя ножками. Гости удобно располагались на низких табуретках, покрытых  живописными циновками. Появлялись женщины с блюдами, в очень изящных костюмах. Поставив кушанья, женщины быстро удалялись: они не могли принимать участия в празднестве за одним столом с …………………….. Многое узнавали за праздничным столом казаки и горцы друг о друге. Такое соседство сближало два народа, связывало их, способствовало постепенному установлению надёжного мира и добрых отношений. В семейном быту был распространен обычай ………………………, когда муж избегал встреч и разговоров с женой в присутствии родителей и старших. Особенно строго этот обычай соблюдался по отношению к ……………… ……………..…. При посторонних людях муж делал вид, что не замечает ………………….. Невестка не должна была произносить имена родственников своего мужа и давала им собственные ласкательные имена.

Кунацкая, родители жены, скачки, танцы, игры, большое пиршество, мужчины, похищение невесты, жена, выкуп, избегание.

КОМАНДА 2 .

Свадебные обряды и обычаи казаков.

Большинство свадеб справляли ……, после окончания …… Казак старался сам себе отыскать невесту – ровню по социальному и материальному положению. Юношу старались женить до …… ……, в возрасте …… лет, девушек выдавали замуж в …… лет. …… было длительной и сложной процедурой, служило основным испытанием для жениха. Получив положительный ответ родителей, девушка разрезала принесенный сватами …… ……, символически отделяя себя от …………. Предсвадебный день был связан с обычаем нести жениху сшитую невестой ……, которую придирчиво рассматривали мать и сестры жениха. По обычаю свадебный стол накрывался в двух домах: жениха и невесты. За ним могли присутствовать только …… …… Второй день свадьбы проходил у родителей …… Заканчивалась свадьба тем, что …… ловили кур по дворам участников гулянья, варили на костре …… …… Это называлось «тушить» свадьбу.



НЕВЕСТА, ОСЕНЬЮ, КУРИННАЯ ЛАПША, РЯЖАНЫЕ , СВОЯ СЕМЬЯ, СВАТОВСТВО, ЖАТВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, 18-19 лет, 17-18 лет, КАРАВАЙ, РУБАШКА, ЖЕНАТЫЕ ЛЮДИ,

Ответ: Большинство свадеб справляли ОСЕНЬЮ, после окончания ЖАТВЫ. Казак старался сам себе отыскать невесту – ровню по социальному и материальному положению. Юношу старались женить до ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, в возрасте 18-19 лет, девушек выдавали замуж в 17-18 лет. СВАТОВСТВО было длительной и сложной процедурой, служило основным испытанием для жениха. Получив положительный ответ родителей, девушка разрезала принесенный сватами КАРАВАЙ, символически отделяя себя от СВОЕЙ СЕМЬИ . Предсвадебный день был связан с обычаем нести жениху сшитую невестой РУБАШКУ, которую придирчиво рассматривали мать и сестры жениха. По обычаю свадебный стол накрывался в двух домах: жениха и невесты. За ним могли присутствовать только ЖЕНАТЫЕ ЛЮДИ. Второй день свадьбы проходил у родителей НЕВЕСТЫ. Заканчивалась свадьба тем, что РЯЖАНЫЕ ловили кур по дворам участников гулянья, варили на костре КУРИННУЮ ЛАПШУ. Это называлось «тушить» свадьбу.

6. Задание. Каждая команда должна рассказать о особенности кулинарии казаков и адыгов. (это задание команды заранее должны были подготовить)

(1 бал за правильный ответ)

Историческая справка. (читает ученик)

Адыгейская кухня – кухня острых блюд, приготовляемых с применением всевозможных приправ, специй, пахнущих трав, перца, чеснока, чесночной соли, причем не только к мясным блюдам, но даже и к кисломолочным (самоквасы).
Самый распространенный продукт – мясо, баранина, птица, говядина. Свинина, конина не употребляются вообще. Особенным спросом пользуется мясо индейки, из которой готовят вторые блюда – тхэчетщине и тхэчетлибжь. «Тхэ-чет» в переводе на русский язык означает «божья курица». Больше всего любят адыгеи блюда из натурального мяса. Рыбопродукты практически не употребляются.
Все вторые блюда, заправки для первых блюд, соусы готовятся только на сливочном масле. Бараний, говяжий, свиной жиры в адыгейской кухне почти не употребляются.
Чрезвычайно богат ассортимент мучных изделий. Широко применяется фасоль.
Молочные продукты очень своеобразны, популярен адыгейский сыр.
Блюда:
.Лепс (бульон с картофелем), Тхачупхапх (плов-лапша по-адыгейски), Дэшхолэпс (суп с фасолью и орехами), «Шипс» ( подлива, приготовленная на курином бульоне, с добавлением специй и немного кукурузной муки).

 Кубанская кухня – яркий пример смешения кулинарных традиций. Выделить какое либо блюдо очень сложно. Здесь, на столе можно увидеть и грузинские шашлыки, и украинский борщ, и пироги из России, армянскую толму (долму), узбекский плов.… Однако, шедевром кубанской кулинарии можно назвать – кубанский борщ, который в каждой станице, казачьей семье готовят по особому рецепту.



«Дерево Дружбы»- что это такое? Мы тоже вырастим такое дерево. На ладошках давайте напишем свои пожелания всем народам Кубани, чтобы они жили в мире и согласии.

Дружба народов, великое слово

Жаль, мы давно не слыхали такого

Много в стране расплодилось нацистов,

Всяких скинхедов и их активистов.

Часто мы слышим, кого-то избили,

Будто добру никого не учили.

Помню как прежде с теплом принимали

Тех, кто гостями в страну приезжали.

Время идет, а мы ходим по круг,

Люди, прошу Вас, любите друг друга!

( Марк Львовский)

Рефлексия

Подведение итогов. (выставление баллов, название победителя).



Вывод.

Учитель:

Изучая историю Кубани в XIX в. мы увидели, как шел процесс взаимопроникновения, взаимоуважения культур народов населяющих наш край. Особенно тесное такое сотрудничество в XIX веке прослеживается между казаками и черкесами. Изучение культуры, быта, традиций на примере этих двух народов, показывает, что ни Кавказская война, ни миграционные процессы, ни какие другие катаклизмы XIX в., не смогли препятствовать установлению мирных отношений.



Разработка классного часа "Многонациональная Кубань"
  • Классному руководителю
Описание:

Этот классый час можно провести в форме интеллектуальной игры "Брейн -ринг".

Цели:

образовательная: показать как складывались отношения между разными этнокультурами народов населявших Кубань, на примере изучения культуры, быта и традиций кубанских казаков и черкесов;

развивающая: формировать историческое мышление, память, выделять главное, самостоятельно истолковывать факты и события, устанавливать причинно- следственные связи, оперировать терминами и понятиями;

воспитательная: воспитание у учащихся чувства патриотизма, гуманизма, толерантности, ответственности за сохранение культурно - исторического наследия родного края.

Автор Горбенко Светлана Алексеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1380
Номер материала 49739
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓