Главная / Классному руководителю / Разработка классного часа "Межличностные конфликты, пути их разрешения"

Разработка классного часа "Межличностные конфликты, пути их разрешения"

МОУ «Каменская ОСШ №3»
















Разработка открытого классного часа


МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ,

ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ












Составила:

классный руководитель

6 класса

Яцкова Е. А.













КАМЕНКА, 2011



Классный час: «Межличностные конфликты, пути их разрешения»



Цели:

- разъяснить детям понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», рассмотреть способы предупреждения конфликтов;

- способствовать формированию позитивного отношения к людям;

- побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию;

- формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.


Оформление: эпиграф на доске:

Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь”.

Польский сатирик Станислав Ежи Лец.


Классный руководитель задаёт ситуацию – провокацию. К доске выходят два ученика. Им дается задание быстро и красиво нарисовать здание.

Ученики начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала, потому что ученики допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает ученика и выдвигает всё новые и новые претензии: здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша – современная и т.д.

Затем учитель даёт возможность закончить рисунок. После чего он сообщает, что всё равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет. Школьники после выполнения данного задания были очень рассержены.

В. Почему?

В. Что произошло в данной ситуации? /Конфликт/

В. Почему рисунок не получился? /Комментарии уч-ся. “Плохо объяснили”, “Ученики не поняли”./

В. Что не было сделано до начала работы? / “Не обговорили правила выполнения рисунка”/

В. Можно было избежать конфликта? / “Можно”./

В. Как?

Уч-ся должны понять, что результаты работы зависят от установленных правил. Рисунок не получился, потому что не договорились, что и как необходимо рисовать.


Ребята, вы слышали выражение: «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу»? Приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это заключалось? (Возможные ответы детей: «напутал чего-то», «перессорился со всеми», «попал в трудную ситуацию» и т. д.)

Классный руководитель. А есть другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь». О ком так говорят? (Дети: «о бестолковых, ленивых, несговорчивых», «о таком человеке, с которым невозможно договориться».)

Классный руководитель. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить «расхлебывать» кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.

В человеческих отношениях присутствует один интересный феномен. Ученые провели психологический опыт, который позволил выявить, ЧТО люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.


(Записано на доске)

Люди хотели развить в себе качества:

- уверенности, решительности — 46 % опрошенных

- выдержки, уравновешенности — 30 %

- целеустремленности, силы воли — 30 %

- терпимости — 12 %

- доброжелательности — 10 %

А вот окружающим людям все хотели бы добавить:

- доброты, человечности — 50 % опрошенных

- честности, порядочности — 30 %

- взаимопонимания, сочувствия — 22 %

- терпимости — 16 %

- щедрости — 12 %

Классный руководитель. Итак, люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт.

Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

- А что такое конфликт?

Конфликт — это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. В чем же вред конфликтов?

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук.

В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как вы думаете, чем обусловлено возникновение конфликта?

Для возникновения конфликта достаточно присутствия двух человек, наличия двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмета спора.

Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Общение — основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях.


Ситуации:

1. Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».

Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается.)

2. Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?»

Права ли Настя?

3. Тебя обозвали. Твоя реакция?

а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова).

б) Отблагодарю тем же (обзову).

в) Пожалуюсь старшим.


Группам раздаются листочки с описанием конфликтной ситуации

Классный руководитель. В данном упражнении вы разобьетесь на пары. Один будет играть роль виновника конфликта, а другой роль пострадавшего.

1. Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете пирожок продавцу и говорите… (Высказывания детей.)

2. Приятель сообщил, что рассказал кому-то вашу тайну… (Высказывания детей.)

3. Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными. Вы говорите… (Высказывания детей.)

4. К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то наговорили про него общим приятелям... (Высказывания детей.)

Классный руководитель. Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов — умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.


Игра «Комплимент»

Вызываются 2 ученика — мальчик и девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты.

Классный руководитель. В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость — неотъемлемое качество общения. Давайте поиграем в «Речевой этикет».

Играют две команды (группы).

Игра «Речевой этикет»

1. Назовите слова приветствия. («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Приветствую вас», «Привет», «Салют».)

2. Выскажите просьбу. («Вы можете мне сказать...», «Не могли бы вы мне...», «Скажите, пожалуйста…», «Разрешите попросить вас…», «Не могли бы вы...», «Будьте добры...».)

3. Какими словами лучше всего начать знакомство? («Разрешите представить вам…», «Разрешите познакомить вас…», «Познакомьтесь…», «Как тебя зовут?», «Вы знакомы?», «Позвольте познакомиться».)

4. Как принято извиняться в культурном обществе? («Приношу вам свои глубокие извинения», «Позвольте мне извиниться», «Не могу не принести вам свои глубокие извинения», «Простите за…».)

5. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? («Не огорчайтесь», «Нет повода для беспокойства», «Нет ничего плохого в том, что…», «Все будет хорошо», «Успокойтесь».)

6. Слова благодарности. («Благодарю вас», «Спасибо», «Разрешите поблагодарить вас», «Заранее благодарен», «Признателен вам», «Примите мою благодарность».)

7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? («До свидания», «Надеюсь видеть вас еще», «Доброго пути», «До завтра», «Всего хорошего», «Всегда рады вас видеть», «Приятно было познакомиться».)

Классный руководитель. Вы, наверное, со мной согласитесь, что спор, как правило, не приносит ни удовлетворения, ни истины. Не зря говорят: «Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее». Конечно, лучше всего ссору погасить в самом начале. Для этого можно пойти на компромисс, то есть или уступить, или уговорить уступить того, с кем ссоришься. Первое, как правило, проще. Попробуйте во время ссоры попытаться представить себя на месте вашего соперника — и вы поймете, что у него тоже есть причины для защиты своих аргументов.


Давайте попробуем разыграть сценку, в которой ссорятся две подруги.

Выходят две ученицы.

1-й вариант разговора.

Ой, привет, ты где это так подстриглась?

А что, тебе не нравится?

Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка.

Ты на себя в зеркало посмотри!..

Учитель отмечает, что обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.

2-й вариант разговора.

Тебе просто не идет эта стрижка.

Ты на самом деле так считаешь?

Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?

А что мне делать?

Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.

Пойдем.

Классный руководитель. В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.

Копилка добрых советов

Высвечиваются на экране.

Классный руководитель. Ребята, послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.

Совет первый.

Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

Как вы это понимаете? (Ответы учеников.)

Совет второй.

Помните о законе «зеркального отражения»: как вы к людям — так и они к вам.

Что необходимо сделать, чтобы «отражение» было лучшим? (Ответы учеников.)

Совет третий.

Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения!

Как вы понимаете этот совет? (Ответы учеников.)

Совет четвертый.

Не обижайтесь.

В чем смысл этого совета? Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон». (Ответы учеников.)

Совет пятый.

«Но, отходя ко сну, спроси себя: « Кого и чем порадовал ты за день?»

Как вы понимаете эти стихотворные строки? (Ответы учеников.)

Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли: избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды.


Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих не нее.

(Е. Евтушенко.)

И человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя. Это не значит, что он хуже тебя: он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.


Упражнение «Давайте улыбнемся»

Классный руководитель. А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера, затем встать и выйти в середину класса. Вам необходимо стать в два круга — внутренний и внешний — так, чтобы вы разбились по парам. Во внутренний круг пусть станут те ребята, у кого номера четные, а во внешний — у кого нечетные. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Я думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу. Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущей внешний круг передвигается по часовой стрелке, и у вас есть возможность сказать хорошие слова вашим товарищам.


Итоговое упражнение «Подарок»

Классный руководитель. Здесь, в комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе.

Каждый находит в комнате листок (в виде сердца, звездочки и проч.) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание.


Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.

11. Будь обаятелен и добр.

12. Извинись, если ты не прав.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.



Классный руководитель. В заключение предлагаю вам 10 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения. Это правила Дэйла Карнеги (памятка раздается ученикам).

1. Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.

2. Проявляйте уважение к мнению собеседника.

3. Никогда не говорите человеку, что он не прав; если вы не правы, признайте это.

4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9. Относитесь сочувственно мыслям и желанием других.

10. Взывайте к более благородным мотивам.


Классный руководитель. Закончить наше занятие мне хочется следующими словами (записаны на доске):

«Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным».



Литература.

1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003.

2. Билык Н. И. Спутник классного руководителя: 5–7 классы. — Волгоград: Учитель, 2007.

3. Диреклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность». — М.: 5 за знания, 2006.

4. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры): 7–8 классы / Авт.-сост. И. А. Зайцева, Н. А. Догадова. — Волгоград: Учитель, 2005.

5. Классные часы: 9 класс / Авт.-сост. Н. Г. Колодезнева и др. — Волгоград: Учитель, 2006.

6. Савченко Е. В., Жиренко О. Е. Классные часы: 5–9 классы. — М.: ВАКО, 2007.

7. Классные часы на темы этикета: 5–11 классы. — М.: Глобус, 2007.

Разработка классного часа "Межличностные конфликты, пути их разрешения"
  • Классному руководителю
Описание:

Данный классный час предлагается для классных руководителей 6 класса. Он также может быть использован и для работы с учащимися 5 и 7 классов. Межличностные конфликты возникают по различным причинам. Задача классного руководителя - разобрать конфликтную ситуацию и предложить пути выхода из нее. Предложенные игровые ситуации помогают учащимся вырабатывать в себе чувство толерантности, тактичности, уважения к собеседнику. Представленные в разработке правила помогут учащимся в формировании красивой речи, правила этики и элементарные нормы общения, разработанные Дэйлом Корнеги, будут способствовать формированию чувства уверенности.   

Автор Яцкова Елена Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 822
Номер материала 30926
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓