Главная / Классному руководителю / Разработка классного часа на тему "Мы граждане Казахстана" (5- 9 классы).

Разработка классного часа на тему "Мы граждане Казахстана" (5- 9 классы).

Название документа Разработка классного часа Мы граждане Казахстана.doc

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Классы 5 - 9.

Классный час "Мы граждане Казахстана".

Цели: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за историческое прошлое настоящее и светлое будущее народов Казахстана; развитие речи учащихся и обогащение словарного запаса, воспитание толерантности.

Задачи:

Интеллектуальное:

- развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, индивидуальных творческих способностей каждой личности;

Нравственное:

- формирование требовательности к себе, уважения к чужому мнению, сотрудничества и взаимопомощи;

- воспитание учащихся в духе солидарности, национального согласия, уважения и почитания культуры всех народов, проживающих в Казахстане.

Патриотическое:

-воспитание любви к Родине.

Оборудование:

Конституция Республики Казахстан, плакат с государственными символами республики Казахстан, шары, торжественная музыка, презентация.

Ход классного часа.

Ради детей, ради степей,

Ради родной земли своей,

Живя в достатке, мире, братстве,

Преумножай свои богатства!

Н. Назарбаев

1. Вступительное слово.

Здравствуйте! Саләметсіздерме! Уважаемые гости, ребята.

Мы дети свободной и мирной страны.

Народ наш великий не хочет войны.

И матери наши, и наши отцы

За мир, за свободу, за счастье борцы.

Учитель: 16 декабря1991 года была образована независимая Республика Казахстан.

В этот день Верховный Совет принял Закон «О независимости Республики Казахстан».

Ведущий 1. Назарбаев Нурсултан Абишевич родился 6 июля 1940 года в селе Чемолган Каскеленского района Алматинской области. В 1960 году окончил Днепродзержинское техническое училище. В 1967 году получил квалификацию инженера-металлурга, закончив Высшее техническое учебное заведение при Карагандинском металлургическом комбинате.

Ведущий 2. Наш Президент – единственный гражданин Казахстана, которого знает весь мир. А всего нашей стране проживает около 17 млн. человек! По численности населения мы занимаем 50-ое место в мире. Это достаточно солидное положение в мировом содружестве государств

Ведущий 3. На суше протяжённость границ Казахстана составляет 15 тысяч километров. Граничит с Россией, Китаем, Узбекистаном, Киргизией. Протяжённость водных границ (по Каспийскому морю) равна 1, 5 тысячам километров.

Ведущий 4. Среди 2000 наций и народностей мира казахи по общей численности занимают 70-е место, насчитывая более 11 миллионов человек. Кроме того, в Казахстане проживают представители почти 100 национальностей.

Ведущий 1. Как каждое независимое государство, наша страна имеет свои символы независимости.

Ведущий 2. В статье 9-ой провозглашается: «Республика Казахстан имеет государственные символы – Флаг, Герб и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются конституционным законом».

Муз. сопровождение. Исполнение гимна.

Ведущий 3. В новой государственной символике сочетаются высшие человеческие ценности. Сине-голубой цвет флага – это идея единения. И напоминание о безоблачном мирном небе, олицетворение спокойствия и благополучия. Синий цвет и его оттенки соответствуют честности, верности, надёжности. Золотое солнце, купающееся в своих лучах – покой и богатство, а степной орёл – Щедрость и зоркость, высота помыслов казахстанцев.

2. «Права человека и гражданина».

Учитель: Конституция Республики Казахстан 1995 года явила собой новый шаг в развитии страны как демократического правового государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Одно из центральных мест в Конституции Республики Казахстан занимают основные права и свободы человека и гражданина.

«Мозговой штурм»

Стихотворение Р.Сефа «Кто по улице идет?»

Кто по улице идет?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имен:

На заводе слесарь он,

В яслях он –

Родитель,

В кинотеатре –

Зритель.

А пришел на стадион –

И уже болельщик он.

Он кому-то

Сын и внук,

Для кого-то

Близкий друг.

Он мечтатель

В дни весны.

Он военный

В час войны.

И всегда, везде и всюду

Гражданин

Своей страны.

Как вы думаете, понятия «человек» и «гражданин» различаются?

(высказывания учащихся)

Гражданин – это «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. (С.И.Ожегов.)

В юридическом смысле «гражданин» - это человек, который обладает правилами, свободами, несет определенные обязанности в обществе.

Вывод, что человек - биологическое понятие, а гражданин- сын своей страны.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын…

Некрасов.

Ни одна конституция в мире не закрепляет так широко и полно права и свободы человека и гражданина, как в нашей стране.


Игра «Верно ли, что…» .

Учитель зачитывает утверждения, а учащиеся выражают свое согласие или несогласие разными способами: «Верно» хлопают в ладоши 1 раз, «Неверно» - не хлопают.

ВЕРНО ЛИ, ЧТО:

1. Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?

2. Права человека должны соблюдаться всегда и везде?

3. Права должны соблюдать только взрослые?

4. Права - это сама жизнь

5. Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.

6. Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав.

(неверные ответы –№№ 3, 5)

«Обязанности человека и гражданина»

У каждого человека и гражданина есть определенные обязанности, которые можно условно разделить на моральные и правовые. Есть много моральных обязанностей, которым вас учат с детства, например: здороваться, уступать место старшим, не перебивать … Продолжите. За невыполнение этих обязанностей Вас накажут морально - поговорят по душам, лишат каких-то удовольствий и т.д.

Но те обязанности, за неисполнение которых государство может привлечь человека к ответственности - это правовые обязанности, они записаны в Конституции Казахстана в статьях №34- 38.

Игра «Ситуация».

Давайте вспомним, знакомые с детства сказки и попробуем разобрать ситуации с точки зрения соблюдения прав главных героев.

(задания по группам):

1 группа:

Предлагаю разобрать сказку «Колобок» и ответить на вопросы:

1.Главный герой-пострадавший от нарушения прав или правонарушитель?

2.Какие права были нарушены?

(дети забывают, что бабка и дед сами покушались на жизнь колобка)

2 группа Сказка «Емеля»

Здесь дети забывают, что Емеля сам подавил много народа и является как пострадавшим, так и правонарушителем.

3 группа: Сказка «О царе Салтане»

Надо подсказать детям, что вначале сказки царь подслушивал, что является вмешательством в личную жизнь и т.д.

4 группа: Одноклассник ежедневно посылает тебя в буфет купить ему пирожок. Нарушаются ли при этом чьи – либо права? Разбери ситуацию.

5 группа: Письмо, адресованное тебе, было прочитано твоим другом (мамой, папой, учителем) без твоего разрешения. Является ли это нарушением права на тайну личной жизни?

С рождением нового государства, суверенного Казахстана, наш народ обрёл новые праздники. Давайте, перечислим их. Правильно, День Конституции, День Независимости, День языков, День Республики.

День Республики – это своеобразный день рождения нашего государства. В такое время принято вспоминать события, связанные с виновником торжества, с его рождением, ростом, возмужанием. Предлагаю вспомнить сегодня основные вехи на славном пути нашей родины.

Учащиеся рассказывают о борьбе казахского народа за независимость с джунгарами, о присоединении Казахстана к России, о развитии промышленности и сельского хозяйства в республике, строительстве космодрома Байконур и т.д.

В грядущее мы отправляемся смело.

И пусть нас уносит мечта в высоту.

Мечта в наше время становится делом,

Дело рождает мечту.

Сегодня Казахстан современное государство со всеми современными атрибутами Национальным Банком. Валютным и Алмазным Фондом, Золотым запасом, независимой налоговой кредитной валютной системой.

Ведущий: Наверное, прав тот мыслитель, кто сказал однажды: “Жизнь, не те дни, что прошли, а что запомнились и нам есть, что вспомнить. Нужно только на мгновенье остановиться и оглянуться назад, какое огромное множество событий радостных и печальных, тревожных и вселяющих надежду остались позади, вместившись в крохотный промежуток времени длиною 20 лет. Именно столько и исполняется независимому Казахстану 16 декабря этого года”.

Народная мудрость гласит: Все земли хороши, а своя земля лучше всех.

Викторина: Знаете ли вы свой край, культуру, язык, традиции и обычаи.

С какими странами граничит Казахстан? (Россия, Китай, Кыргызстан, Узбекистан,

Туркменистан).

• Какие горы на территории Казахстана самые высокие? (Тянь – шань).

• В каком озере вода наполовину солёная, наполовину пресная? (озеро Балхаш).

• Сколько раз можно встретить Новый год на территории Казахстана? (1 января, 22 марта,

а ещё 14 января – по старому стилю и 12 февраля – по восточному календарю).

• Назовите все известные столицы Казахстана. (Верный, Кызыл – Орда, Алма-Ата,

Астана) (муз сопровождение, песня об Астане).

• Когда Казахстан приобрёл независимость? (16 декабря 1991 года).

• Какой объект в 1961 году прославил Казахстан на весь мир? (Байконур).

• Кому из поэтов принадлежат эти строки?

Не для забавы я слагаю стих,

Не выдумками наполняю стих

Для чутких слухом, сердцем и душой,

Для молодых я свой рождаю стих

Кто сердцем прозорлив и чуток,

Тот поймет, что в каждом я влагаю стих.

Абай

Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальности. Говорят: гость в двери счастье – в доме. Откуда идут истоки знаменитого казахского гостеприимства?

Рассказывают, что дивным – давно, когда было еще совсем мало людей на свете – жил старец, который приручил диких лошадей, коров, овец и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него 3 сына. Когда пришло время умирать, призвал он к себе сыновей и сказал:

Оставляю вам все, что нажил своим трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равные части, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте дело отца. Живите дружно и учите добру свое потомство. Удивившись, сыновья, не ослышались ли мы, родитель наш, а верно ли мы поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на 4 части. Кому ты оставляешь четвертую часть? Отец ответил: Четвертую часть скота я оставляю гостю. Пусть каждый, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в наше жилище, найдут у вас приют, ласку и обильное угощение. Миновали века, и многое изменилось с тех пор. Но во все времена, годы и дни крепок степной обычай гостеприимства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждет привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство.

Вот что сказал по этому поводу мудрый казахский деятель 18 века Казыбек-би.

Стихотворение “Мы - народ”:

Мы, казахи, табунами богатый народ,

Ни с кем не воюющий, мирный народ.

Чтобы счастье с удачей народ наш познал,

Чтобы враг на границы не посягал,

Наготове мы копья держим свои,

Никакому врагу не покорялись мы,

Свободой одной наши души полны.

Дружбой великой велик мой народ,

И хлебом, и солью, благородный народ.

О, Казахстан, страна моя,

Совсем иным ты стал при нас,

Что ты когда-то жил страдая,

Нам трудно верится сейчас.

Наша страна прошла нелегкий путь, стремясь к Независимости, испытала сложные этапы становления. На этом тернистом пути побед и поражений происходили многочисленные исторические события. (Демонстрация портретов известных исторических личностей — хана Абулхаира, Абылай хана, Кенесары Касымова и др.)

Какие события связаны с этими датами?

Дружба народов — не просто слова,

Дружба народов — навеки жива,

Дружба народов — счастливые дети,

Колос на нивах и сила в расцвете.

Игра «Составь пословицу»

Одна у человека мать —…(одна и Родина)

Тот герой…(кто за Родину горой)

Для Родины своей…(сил не жалей)

Не будь сыном отца…(а будь сыном народа).

А теперь помечтаем...

Вернемся мысленно 135 лет назад в наш город. Я буду рассказывать, а вы закрывайте глаза и мысленно представляйте себе все, что я расскажу.

Итак, мы попали в 90 года 19 века. Грязно, пыльно, неуютно. На плоской как стол пыльной степи, на берегу полупересыхающего Тобола, без единого кустика и деревца стоит Кустанай. Название улицам первоначально давали по названию губерний, из которых приехали переселенцы: Оренбургская, Самарская ... Самыми большими были центральные улицы: Соборная, Большая, Пушкина. В центре большая площадь. И улицы, и площадь обстроены землянками, домишками, домами в четыре, в пять окон. В землянках и мазанках живут мужики. В сколоченных на живую нитку домишках разместились кабаки, постоялые дворы. В центре города два-три каменных дома, подобных крепости. «И страшный же этот город Кустанай. Целые недели по степи носятся бураны и затемняют солнце пылью».

Наш родной город (Костанай) давным - давно…

Начало 20 века - это уже бойкий торговый поселок. В центре каменные одно и двухэтажные здания. Никольский собор (1898) самая крупная постройка. К собору примыкает торговая площадь. Одна из главных проблем - обеспечение города качественной водой: анализы показали непригодность для потребления речной воды. Не имеет город и канализации, медленно развивалось уличное освещение.

1914 год осенью - устанавливается дизельный двигатель для освещения

1915 год весна - столбы для освещения.

Общественного транспорта нет, жителей обслуживают извозчики до 1959 года.

1895 год открыто телеграфное сообщение между Троицком и Кустанаем.

1895 год - построен первый каменный колодец с резервуаром - накопителем на

случай пожара, а также для полива общественного сада.

1914 год - закончена железная дорога и проложен водопровод. Им многочисленные

мельницы: ветряные, водяные, конные, паровые. Писатель Дедлов писал: «Выйдешь

к Тоболу - там голая степь... и несметное полчище ветряных мельниц»

И последнее.

Обратите внимание, каким стал наш город Костанай за последние несколько лет. Красивым, ухоженным. Ничего, что это только в центре. Даже такой красивый центр можно превратить в свалку, если не заботиться о чистоте и порядке. Поэтому, где бы вы не жили - в центре или на окраине - не превращайте город в свалку. Даже фантик от конфеты донесите до урны. Если каждый бросит фантик - будет куча мусора. Позаботьтесь о городе. Вам здесь жить.

Наша страна вошла в XXI век и третье тысячелетие в качестве безъядерной державы. Республика Казахстан – независимое суверенное государство первым в мире закрыло один из самых мощных полигонов планеты – Семипалатинский ядерный полигон, унесший много человеческих жизней и людских судеб.

Мой Казахстан!

Твои просторы, степи и поля

Навеки в моем сердце и сознании

Заслуживает уважения земля

Преодолевшая испытания различные.

Все задрожало. Небо потемнело

Над областью Семея грянул взрыв!

Не видывала ты еще такого,

Ты не испытывала столь большой подрыв.


Не знали радиации ни степи,

Ни горы, ни пустыни, ни леса.

Но кто нам подарил проблему эту?

Конечно род людской, а не святые небеса.

29 августа 1991 года вышел исторический Указ Президента Казахстана Н.А.Назарбаева

№ 409 “О закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона”, объединивший волю народа и здравый смысл политиков.

За 40 лет испытаний ядерного оружия Семипалатинский ядерный полигон стал местом ядерной катастрофы. Ее масштабы, последствия до сих пор остаются неизвестными.

Семипалатинский ядерный комплекс не имел в мировой практике аналогов.

На полигоне в течении 14 лет производились наземные и воздушные… А затем еще 25 лет подземные испытания. Суммарная мощность открытых и подземных ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне примерно в 1000 раз выше Хиросимской бомбы.

Семипалатинский степной край стал главной кузницей, где создавался ядерный щит. Хлебосолен казахский народ, рада гостям Земля наша. Но разве знала она, что «прославится» своим грозным на весь мир ядерным испытательным полигоном? Вскоре после войны с 1949 по 1989 гг. на Семипалатинской земле стали испытывать грозное оружие – ядерное оружие. Именно оно способно убивать. Человек – часть природы, он спокоен, пока не знает, что у него развивается какой – недуг. Встревожен, когда узнает об этом. Нечто подобное произошло с жителями Семипалатинского региона. Ведь практически все люди с любопытством наблюдали за медленно поднимающимся громадным грибовидным облаком и за вторым ярким солнцем на небе, как за новым чудом света. Ежемесячные многократные качания Земли, на которой жили семипалатин-цы стали привычным явлением. Тем временем “ феномен Семипалатинского дьявола “ уносил тысячи жизней степняков. Люди гибли от рака, белокровия, анемии, катаракты.

Люди гибли от аллергии, туберкулеза, нервно – психических заболеваний. Люди гибли от кожных, сердечно – сосудистых заболеваний. У многих были врожденные уродства, олигофрения.

До сих пор звучит «эхо» полигона.

Страшные цифры говорят сами за себя. 30 – 35 % от общего числа населения ВКО являются облучившихся. Средняя продолжительность жизни в регионе сократилась на 3 – 4 года. Последствия ядерных испытаний на потомках облученных лиц выразилась следующим образом : злокачественные опухоли выросли в 5 раз; болезни нервной системы отмечены до 4 раз. Отмечены врожденные пороки развития, среди которых – синдром Дауна, расщелины губы и неба. Несмотря на большую имеющуюся информацию по состоянию здоровья населения по Семипалатинскому региону многие вопросы медицинского характера нуждаются в тщательном и глубоком изучении.

В мае 1995 года – вывод с территории Казахстана последнего ядерного заряда, подготовленного к испытанию на Семипалатинском полигоне.

Суверенный Казахстан сказал «нет» ядерным испытаниям… И люди с воодушевлением это приветствовали. На сегодняшний день Семипалатинский ядерный полигон преобразовался в научный исследовательский центр, который работает в мирных целях.

«Давайте, дети, учиться!»

Дитя, когда учиться станешь ты,

То знание средь полной темноты

Светлее ламп осветит путь тебе,

И станут явью все твои мечты.

Давайте же, дети, учиться начнем

И знания светлые нити навек

В свою благодарную память вплетем!

(И.Алтынсарин)

Пожелания детей Казахстану

- Много хороших слов было сказано о нашей Родине. А что бы вы хотели пожелать нашему Казахстану?

Школьники высказывают свои пожелания.

О, Казахстан, моя родная мать!

Желаю я тебе во всех делах сильнее процветать!

Пусть небо будет вечно чистым над тобой!

Цвети, мой Казахстан, моя земля,

О, Родина моя, будь счастлива всегда!

На этом заканчивается наш классный час, посвящённый Дню Независимости Казахстана. Невозможно в пределах одного академического часа охватить панораму прошлого, настоящего и будущего Казахстана. У нас ещё будет возможность неоднократно прикоснуться к живым истокам родной земли.

Тебя не обойду, мой Казахстан!

И воспою тебя достойной песней,

И никакой на свете ураган

Не разлучит нас – вечно будем вместе.

7


Разработка классного часа на тему "Мы граждане Казахстана" (5- 9 классы).
  • Классному руководителю
Описание:

Классный час способствует патриотическому воспитанию школьников, любви к своей Родине, гордости за историческое прошлое настоящее и светлое будущее народов Казахстана, в частности своего родного города Костаная; развитие речи учащихся и обогащение словарного запаса, воспитание толерантности. Разработка классного часа способствует развитию познавательного интереса, навыков  мыслительной деятельности, индивидуальных творческих способностей учащихся; воспитывает школьников в духе солидарности, национального согласия, уважения и почитания культуры всех народов, проживающих в Казахстане. Одно из центральных мест в Конституции Республики Казахстан занимают основные права и свободы человека и гражданина, с которыми учащиеся знакомятся в ходе игр "Мозговой штурм". "Верноли, что...", "Ситуации", "Составь пословицу" и многе другое.

 

 

  

Автор Волкова Татьяна Викторовна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1946
Номер материала 19239
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓