ТЕМА «КОНФЛИКТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.
КАК ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ»
Цели:
1.Образовательная:
Актуализировать знания учащихся о конфликте.
Ознакомить учащихся со стратегиями
выхода из конфликтной ситуации.
2.Развивающая: развить
умение жить в понимании и дружбе с людьми
3.Воспитательная: воспитывать
культуру общения в обществе
Тип
урока:
Урок-размышление
Метод
урока:
Проблемно-поисковый
Наглядные
пособия:
интерактивная доска, лозунги с высказываниями, слайды. .
Ход
урока:
I. Вступление: Ребята,
тема сегодняшнего нашего урока « Предотвращение ссор и конфликтов»
1.Круг радости:
ребята берутся за руки и повторяют слова «Мы все дольки апельсина, мы дружны и
неделимы»
II. Беседа: Ребята,
кто из вас как понимает. Что такое конфликт?
III. Учебная
информация: Слово «конфликт» латинского
происхождения, в переводе означает столкновение. Имеется в виду столкновение
противоположных целей, интересов, позиций. В основе конфликта лежит конфликтная
ситуация. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, т.е. чтобы одна
из сторон начала действовать. Причины конфликтов бывают самыми разнообразными:
неспособность понять другого человека, нетерпимость к мнениям других, эгоизм,
склонность к сплетням, расхождение мнений и желаний.
IV. Чтение:
Стихотворение «Ссора».
Признаться честно, ссор не выношу.
И я всегда прощение прошу
Уже потом за то, что сгоряча,
В неистовее ругаясь и крича,
Кому-то колкие слова вонзала в душу,
Всё наболевшее моё текло наружу.
И это все потом, потом начать…
С сегодняшнего дня начну я все сначала:
Следить
за каждым словом, что сказала,
Подруга
милая, прошу меня просить!
Что
нужна, чтобы дружба воротить?
Теперь слова я буду подбирать,
Чтоб
никогда тебя не обижать.
Вопросы для
обсуждения:
- Что послужило
причиной для ссоры?
- Почему слова
иногда обижают гораздо больше чем поступки
- Что нужно
сделать обидчику, чтобы вернуть дружбу
V. Чтение «Выход
из конфликта»
Вопросы для
обсуждения:
- Как
удалось Ксении устранить конфликт и наладить работу сотрудников в
коллективе?
- Что она
считает худшим выходом из конфликта?
- Какие выходы
из конфликтных ситуаций можете предложить вы?
VI. Это
интересно « Этикет конфликта».
VII.
Разминка « Австралийский дождь»
-
в
Австралии поднялся ветер (учитель потирает ладони)
-
начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди)
- начинается
настоящий ливень (хлопки по бёдрам)
-
а вот и град, настоящая буря (топот ногами)
-
капли падают на землю (щелчок пальцами)
- тихий шелест ветра (потирание ладоней)
- солнце (руки вверх)
VIII. Сценка
«Кто важнее».
Вопросы для
обсуждения:
- На чьей вы бы
стороне были в этом споре?
- Что бы вы
сказали рту, носу, глазам и бровям, чтобы прекратить их конфликт?
IX. «Разбор конфликтных
ситуаций»
Учащиеся извлекают
из шкатулки описание определённой ситуации. Каждая ситуация это ситуация
зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации.
- 1.
Один
студент говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной
партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать!». Другой отвечает….
- 2.
Идёт
урок, учащиеся выполняют задание. Вдруг один ученик начинает стучать
ручкой по парте. Учитель делает замечание: « Сергей, не стучи, пожалуйста,
по парте. Выполняй задания». Сергей отвечает: «почему опять я? Опять
крайний! Вы что видели?»
- Какая реакция учителя на слова Сергея?
- Как бы вы поступили в этой
ситуации?
3. Мама
пришла с работы и говорит дочери: « Сколько можно говорить? Убери за
собой, разбросала всё, словно смерч пронесся в
квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей как об стенку
горохом!»
-Какова реакция девушки
- Как бы вы сделали на месте мамы?
4.Учитель
проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Иван Семенович , проверяя
работу ученика, сказал: « Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал,
как следует домашнее задание, написал , как курица лапой, ничего не разберёшь!»
- Какова реакция ученика?
- Как бы вы поступили на месте учителя?
X. Психологический
тест "Конфликтный ли вы человек?".
1. Представьте,
что в общественном транспорте или на рынке начинается спор.
Вы:
а)не вмешиваетесь - 4;
б)вмешаетесь и встанете на сторону того, кто, по вашему мнению, прав - 2;
в)ни за что не пройдете мимо и будете скандалить до победного конца. - 0
2. Когда вы
присутствуете на каком-либо собрании, вы:
а)никогда
не лезете с предложениями и критикой - 4;
б)иногда выступаете по какому-либо поводу - 2;
в)постоянно критикуете и выступаете. - 0
3. Ваш начальник
предлагает некий план проведения реформ или работы, который вам кажется
совершенно никчемным и бездарно составленным. Вы:
а)предложите свой план только в том случае, если будете уверены, что вас
поддержат остальные - 4;
б)изо всех сил будете проталкивать свой план, отстаивая свое мнение - 2;
в)ни за что не полезете с предложениями, памятуя о том, что инициатива
наказуема. - 0
4. Любите ли вы
спорить, дискутировать:
а)только с близкими друзьями - 4;
б)в общем-то нет, но если вопрос важный и серьезный, то почему бы и нет - 2;
в)обожаете это дело, спорите со всеми и по любому поводу. - 0
5. Вы стоите в
очереди, а кто-то назойливо лезет вперед вас, вы:
а)отталкиваете
нахала и пролезаете вперед него - 4;
б)злитесь, но не показываете этого - 2;
в)кидаетесь на него чуть ли не с кулаками. - 0
6. Если от вашего
мнения зависит судьба чьего-либо плана, а заодно и судьба самого сотрудника,
предложившего этот план, вы:
а)постараетесь
максимально объективно высказаться о проекте, указать как на достоинства, так и
на недостатки - 4;
б)отметите только достоинства, намекнув, что неплохо бы кое-что доработать - 2;
в)раскритикуете вовсю, чтоб в следующий раз неповадно было. - 0
7. Ваша супруга
(супруг) постоянно пилит вас за излишнюю расточительность, а сам(а) тем
временем тратит вами же заработанные денежки, причем не на самые нужные вещи.
Да к тому же нагло интересуется вашим мнением относительно покупок. Вы:
а)порадуетесь вместе с ним(ей) - 4;
б)насколько это возможно, раскритикуете покупку - 2;
в)не устаете скандалить по этому поводу. - 0
8. Мальчишка лет
десяти "стреляет" у вас сигарету. Вы:
а)даете,
дескать, "пусть их родители беспокоятся о них" - 4;
б)нравоучительно произносите что-нибудь типа "как тебе не стыдно, ты же,
еще совсем юный" - 2;
в)будь побольше народа, обязательно бы покричали и поругались. - 0
9. Продавец
обсчитал вас, вы:
а)злобно забираете сумку с продуктами и, хлопнув дверью, уходите, бормоча под
нос что-то типа "черт-те что, а не магазин!" - 4;
б)настоите на том, чтобы он еще раз пересчитал сумму - 2;
в)вот тут уж вы развернетесь, поорете и помашете кулаками вдоволь. - 0
10. Администратор
(гостиницы, дома отдыха), вместо того чтобы выполнять свою работу, занимается
посторонними делами, вы:
а)будете молчать, все равно ваши претензии вряд ли что изменят - 4;
б)начнете жаловаться на него, куда только возможно, надо же отомстить - 2;
в)срываете зло на уборщицах и официантках. - 0
11. Вы спорите с
ребенком и в конце концов понимаете, что он прав. Вы:
а)до
конца будете настаивать на своем мнении - 4;
б)признаете, что были не правы - 2;
в) в целях сохранения авторитета ни за что не признаете свою неправоту. – 0
От 30 до 40
баллов:
Вы более или менее тактичный человек. К конфликтам относитесь отрицательно,
каждый раз, когда это возможно, стараетесь избежать их. Умеете находить
компромисс. Но все же когда ваши друзья или коллеги нуждаются в вашей помощи,
выраженной в критике, не всегда можете ее оказать. Не кажется ли вам, что стоит
быть несколько более прямолинейным?
От 15 до 29 баллов: Вы -
достаточно конфликтная личность. Но тем не менее в коллективе вы все же
пользуетесь уважением. Иногда вы высказываете свое мнение, не принимая в расчет
то, что это может кого-то обидеть или задеть.
Менее 14 баллов: Вы -
жуткий спорщик и чрезвычайно конфликтная личность. Вас хлебом не корми дай
поспорить и поскандалить! Вы постоянно спорите с кем-нибудь, причем каждый раз
пытаетесь навязать свое мнение, независимо от того, правы ли вы. Вам даже
льстит то, что вас в глаза называют скандалистом. Вероятно, стоит задуматься о
том, нет ли у вас комплекса неполноценности.
XI.
Заключительное слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами,
ребята, поговорили о том, как лучше предотвратить ссоры и
конфликты. Конечно, наша жизнь полна противоречиями, но нужно из
конфликта научиться выходить достойно и с наименьшими потерями. Я надеюсь, что
из этого урока вы извлекли нужную информацию для себя, которая непременно
понадобится вам для дальнейшей жизни.
XII. Круг « От
сердца к сердцу». Участники берутся за руки и по кругу говорят о своих
положительных эмоциях и высказывают пожелания друг другу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.