Я и моё Имя (право на имя)
Учителя ряда предметов проводят интегрированные уроки,
посвященные решению проблем формирования правовой грамотности и правовой
культуры школьников различных возрастных групп, классные руководители также
могут организовывать классные часы и деловые игры совместно со школьными
психологами и социальным педагогом, на которых затрагивать наиболее острые
проблемы правового положения детей и подростков.
Цели
классного часа:
-
формировать у учащихся представления о важности права на имя;
-
довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого
человека;
-
развивать правовое мировоззрение и нравственные представления;
-
активизировать словарь понятий: «конвенция», «право», «право на имя».
Формы
и методы обучения: объяснительно-иллюстративный;
фронтальная
и индивидуальная беседы.
Универсальные
учебные действия
Регулятивные:
ставить
цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, оценивать результат
своего труда.
Познавательные:
самостоятельный
поиск и решение художественно-творческой задачи, нахождение ответов на вопросы
с использованием своего жизненного опыта.
Личностные:
повышение
культуры речевого общения, развитие способностей к творческому самовыражению.
Коммуникативные:
уметь
обмениваться мнениями, слушать одноклассников, соблюдать организованность,
дисциплину на уроке.
Ход классного часа
I.
Организационный момент
-
Прочитайте тему классного часа и выскажите свои предположения, о чем сегодня
пойдет речь.
II. Беседа
по теме классного часа
-
Ребята, подумайте и скажите, что, на ваш взгляд, общего у детей
и
взрослых, в чем их отличие? (Ответы детей)
-
Дети и взрослые похожи друг на друга, потому что все мы люди. А люди могут
радоваться и огорчаться, болеть и выздоравливать, смеяться и плакать… Но и
отличие тоже есть. Взрослые – большие и сильные, умеют работать, защищать
слабых. А дети маленькие и нуждаются в защите. Поэтому, заботясь о детях, 20
ноября 1989 года взрослые написали особую книгу – «Конвенция о правах ребенка».
26 января 1990 года началось подписание Конвенции.
Конвенция
–
документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее силу для тех
государств, которые его подписали. Из этой книги можно узнать о ваших правах.
Права
–
это то, что разрешено человеку обществом и государством, это возможность пользоваться
разными благами, то есть пользоваться чем-то нужным человеку.
-
Сегодня мы поговорим о праве на имя. Каждый ребенок имеет
право
на имя, отчество
и фамилию.
-
У всех нас есть имя. А зачем оно нам? Как бы мы обращались друг
к
другу, если бы не было имени? Вы хотите обратиться к кому-нибудь, а имени не
знаете, что делать? (Ответы детей)
-
А теперь представьте, что в семье произошло радостное событие – на свет
появился малыш. Бабушка и дедушка, папа и мама выбирают ребенку имя. Папа хочет
назвать сына в честь своего отца, маме нравится другое имя, дедушка мечтает,
чтобы внук носил имя знаменитого полководца. Наконец на семейном совете
мальчика решили назвать Сергеем. Что ж! Прекрасное имя. Мальчик растет.
«Сереженька»
– обращается к нему мама.
«Сергуня»
– слышит он от бабушки.
Но
почему то в школе на месте Сергея появляется Серый. Именно так зовут его
одноклассники.
-
Допустима ли такая произвольная смена имени, имеют ли окружающие на это право?
Почему? (Ответы
детей)
-
Называя человека по имени, вы тем самым проявляете уважение к нему, а давая
клички, нарушаете право человека на имя.
-
Давайте подумаем, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать право
на имя? (Работа в группах. Ответы детей)
Не
придумывать клички.
Не
называть имя грубо.
Обращаться
с уважением.
Если
нарушил правило, извиниться.
-
Каждое имя по-своему красиво. Каждое имя имеет значение. Может быть именно
такими хотели бы видеть вас родители. Например, Виктор значит победитель, София
– мудрая, Александр – защитник людей, Анна – благодать. Но не имя красит
человека, а человек имя. Вы вырастите, будете совершать добрые дела и
прославите свое имя.
III.
Творческая практическая деятельность учащихся.
-
Итак, каждый из нас имеет имя. По имени можно немало узнать о человеке: мужчина
это или женщина, мальчик или девочка, молодой человек или пожилой. Иногда в
классе могут оказаться дети с одинаковыми именами, таких людей называют тезки.
Имена-то одинаковые, но люди разные. Вот и сейчас вы будете рисовать свое имя,
рассказывая каждой буквой своего имени о себе.
Например,
девочка Надя любит рисовать, кушать конфеты, смотреть по телевизору интересные
детские программы и кататься на роликах. Первую букву своего имени «Н» она
соберет из карандашей и кисточек, вторую «А» – из конфет, буква «Д»
превратиться в телевизор, а буква «Я» встанет на ролики.
Вот
такое веселое имя у меня получилось. Теперь ваша очередь рассказать именем о
себе.
IV. Итог
классного часа. Рефлексия.
1.
Выставка работ учащихся и их обсуждение.
-
Догадайтесь, что хотели рассказать о себе в своих рисунках ваши одноклассники? (Ответы
детей)
2.
Синквейн
-
Давайте завершим наше занятие сочинением поэтического произведения –
синквейном.
Познавательная
информация для учителя.
Слово
«синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение,
состоящее из пяти строчек». В каждой строчке синквейна по очереди используются
части речи.
1
строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, тема синквейна, имя
существительное;
2
строка – два прилагательных;
3
строка – три глагола;
4
строка – фраза на тему синквейна;
5
строка – вывод, одно слово, существительное;
Примеры
синквейнов, созданных учащимися:
Имя.
Имя.
Доброе,
ласковое. Яркое, красивое.
Дается,
носится, радует. Сопровождает, нравится,
радует.
Имя
должно быть у каждого. Я люблю своё имя.
Право.
Гордость.
V.
Домашнее
задание.
Узнать,
что означают ваши имена, почему вас так назвали родители.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.