Главная / Классному руководителю / Разработка классного часа « Семья в жизни человека» (10 класс)

Разработка классного часа « Семья в жизни человека» (10 класс)

Классный час « Семья в жизни человека»

Цель: Воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений; дать возможность осмыслить ценность семейного очага..

Задачи: Воспитывать уважительное отношение к понятию «семья»; формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой.

Форма проведения: дискуссия с элементами игры.

Технология: проблемно-диалогическая.

Предварительная подготовка:

1. Учащиеся готовят плакаты, связанные с темой « Семья». Условием подготовки плаката является отражение взаимоотношений в семье.

2. Предварительный опрос родителей, родственников, педагогов. Вопросы: Счастливы ли вы в своей семье? Представляете ли вы свою жизнь без семьи? Что дает человеку семья?»

( подготовить видеоматериал)

3. Подготовить статистические данные о семейных отношениях в мире.

4. Подготовить мультимедийное сопровождение классного часа.

5. Подготовить соответствующее оборудование: «кирпичики», фломастеры,

коробок для записок, сценические костюмы, листики, ручки, весы.


Ход мероприятия.


I. Вступительное слово классного руководителя.

( на интерактивной доске слова появляются под музыку)

СЛАЙД 1

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И все же – не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда-то и им малышей растить,

Все перечувствовать и пережить,

И побывать в «стариках» и «предках».


Классный руководитель (музыка звучит приглушенно)

Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью. Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи.

А какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»?

- идет обсуждение, учащиеся дают ответы.

Молодцы, вы все говорите верно. Посмотрим, какое значение имеет слово «семья» в толковом словаре.


СЛАЙД 2

Слово «семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, т.е. рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи.


II. Немного статистики.

При подготовке к классному часу, мы сделали небольшую подготовительную работу. Две творческие микрогруппы учащихся получили определенные задания. так, одна из групп проводила небольшое исследование по изучению положения семьи в нашем современном обществе.

Выступление Юры Голубева. Слайды 3-4 ( звучит музыка)


Классный руководитель: Спасибо. Что же получается? Вы так хорошо, правильно отмечали, что такое для вас семья: приводили примеры что дает человеку семья, как важна в жизни человека семья. Однако, по статистическим данным, как мы видим, семья утратила свою ценность: много разводов, большое количество детей не имеют семей; безучастность родителей в жизни детей и наоборот, дети порой стесняются своих родителей; резкость рождает ответную резкость и перерастает в конфликт, что приводит к указанным результатам.

- учащиеся возражают.


hello_html_m1f70e252.gifКлассный руководитель: Как же нет! Вот смотрите,

( забирает у Юры лист с выступлением) есть факты в подтверждении утерянной ценности семьи.

Классный руководитель кладет на чашу весов лист Юры Голубева с информацией, сворачивая его в трубочку и зафиксировав резинкой.

Семья, оказалось, не занимает должного места в жизни человека.

- учащиеся возражают.

III. Постановка проблемы: Если нет, тогда должны быть факты, подтверждающие ценность семьи.

IV. Объявление цели классного часа: Это и будет целью нашего классного часа - сбор фактор в подтверждение, что семья – ценность.

( классный руководитель вешает на доску цель)


Так какая же тема сегодня нашего классного часа?

- учащиеся предлагают.

СЛАЙД 5


V. Дискуссия

Классный руководитель: СЛАЙД 6

Хочется вспомнить слова В. Маяковского. « Плохо человеку, когда он один, горе одному, один в поле не воин». Подавляющее большинство людей согласны с Маяковским. Присоединитесь ли и вы к большинству. Почему?

- идет обсуждение

-!!!!Учащиеся : Действительно, для преодоления одиночества люди порой создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи невозможно было не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

       -!!!!Учащиеся И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю люди стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи очень трудно считать вполне счастливым.


Классный руководитель: Кто-то из вас привел в начале нашего разговора ассоциацию семьи - дом. Посмотрите на экран, замечательные стихи поэтессы Л. Сусловой.

(Классный руководитель читает)

СЛАЙД 7


О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

- идет обсуждение


Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого – это любовь к Дому своему.

!!!!Учащиеся: Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат?

Классный руководитель: Как же построить такой дом? С чего начать?

- идет обсуждение

У меня заготовлен строительный материал. Предлагаю вам выполнить следующее задание «Строители».

СЛАЙД 8

* Задание для первой группы: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».

Дом - это….(крепость, очаг…)

* Задание для второй группы: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).

Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)

* Задание для третьей группы: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. Ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.

Итак, что можно….., что нельзя…..

Учащиеся работают в группах под музыку « Мимо текла, текла река…»

( защита проектов – учащиеся выстраивают дом)

Классный руководитель: Итак, с чего же мы начнем строительство нашего дома? Ведь возведенное строительное сооружение, как поется в песне, еще не дом, любовь к которому зарождается у каждого из нас еще в детстве и крепнет с годами.

Выводы:

2 группа – это фундамент, нормы семьи; то, на чем строится семья, на чем строятся семейные отношения.

3 группа – это отношения, как надо себя вести каждому члену семьи.

1 группа – предназначение семьи; мы должны знать зачем нужна семья человеку, без этих знаний не будут строиться отношения ( стены) и будет разрушен фундамент.


Классный руководитель: Дом построен и жизнь в семье идет своей чередой. Но, что «греха таить», в семейных отношениях возникают и конфликтные ситуации, где резкость может рождать ответную резкость, а непонимание перерасти в ссору. И как необходимо уметь управлять своими эмоциями и стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами выполним следующее задание «Компакт-опрос».

Смотрим на экран.

СЛАЙД 9 ( фрагмент из кинофильма « Родня»)

Классный руководитель: Что вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте?

- идет обсуждение

Давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения в семье.

Я предлагаю сейчас создать творческую группу, которая попытается разыграть продолжение просмотренной ситуации и выход из нее.

Есть желающие? У вас есть время (5 минут), инвентарь, работайте.

Учащиеся должны разыграть ситуацию разрешения конфликта.

Классный руководитель: Ребята! Я думаю, что каждый из вас был когда-либо участником конфликтной ситуации в вашей семье. Что же нужно делать, как правильно себя вести, чтобы семейные отношения не перерождались в конфликтные ситуации, которые могут потом оказаться причиной распада семьи?

Вам дается задание подумать и предложить конкретные советы, применимые для всех членов семьи.

1 группа: подумайте, как должны вести себя родители.

2 группа: подумайте, как должны вести себя дети.

3 группа: какая роль отводится родителям родителей.

Творческая группа разыгрывает сценку.

Классный руководитель: Спасибо ребятам. Мы посмотрели, как увидела творческая группа разрешение конфликта, взятого из кинофильма. Я уверена, что каждый из вас предложил бы свой выход из сложившейся ситуации. Но есть определенные правила разрешения семейных конфликтов и приемы правильного « Кодекса поведения». Это нам представят группы.

Выступление групп.

- !!!!учащиеся делают определенные выводы ( трудно, еще не готовы, большая ответственность…)

Классный руководитель: Да, я согласна с вами. Труднее всего не только создать семью, как сохранить ее. И ответственность за то, на сколько прочная будет семья, ложиться на плечи каждого члена семьи. И каждый из вас должен уже сейчас готовить себя, а значит учиться быть семьянином.

Я предлагаю все-таки просмотреть решение конфликтной ситуации из кинофильма.

СЛАЙД 10 ( счастливый конец фильма « Родня»)

Классный руководитель: СЛАЙД 11 ( тихая музыка)

Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения. Вы после классного часа пойдете домой, каждый в свою семью. И поверьте, для ваших родных ценно уже то, что вы будите находиться просто рядом. Вы промолчите, может вы устали или вас гложет какая-то обида, но просто коснувшись руки родного человека, даже молча присев рядом, вы покажете непринужденно, что он вам дорог. И он поймет…

Классный руководитель: Так от кого же зависит быть семье, и если быть то какой?

( от нас самих)

Вернемся к началу нашего классного часа ( показывает на цель классного часа на доске). У вас на столе лежат маленькие белые листочки. Я предлагается вам ответить двумя-тремя словами на вопрос: « В чем для вас лично ценность вашей семьи??»

Ребята пишут ответы на маленьких листочках бумаги и опускают в чашу, которую классный руководитель пускает по кругу.

СЛАЙД 12 ( звучит музыка) - показ слайдов с фотографиями детей и их родителей.

Классный руководитель: Затем учитель достает записочки и зачитывает их без указания фамилий.

Как вы думаете, достаточно фактов подтверждающих, что семья – ценность и это зависит только от нас с вами? (да)

Полученные результаты выкладываются на правую чашу весов. Учащиеся делают вывод.( еще не перевешивает)

Классный руководитель: Вспомните слова В.Маяковского. Наша вторая творческая микрогруппа, в состав которой входили ребята из команды школьного телевидения, провела соцопрос среди учащихся, их родителей и учителей нашего учреждения. внимание, видеорепортаж.

СЛАЙД 13 ( видеорепортаж опроса учащихся, родителей и учителей гимназии»).

Классный руководитель: Какой вывод можно сделать? Семья ценность для каждого из нас в отдельности и общества в целом

( на весы кладутся еще аргументы, весы перевешиваются).

Классный руководитель: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях. Именно то вас зависит какой будет ваша семья в будущем.

Классный руководитель: Маша Шорстова нашла стихотворение, которым как нельзя кстати можно закончить наш сегодняшний разговор.

Учащийся: СЛАЙД 13

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Классный руководитель: Завершая классный час, я прошу вас показать свое впечатление от того общения, которое было сегодня. У вас на столе лежат листочки двух цветов.

Если тема сегодняшнего классного часа оставила в вашей душе положительные эмоции и заставила задуматься, то уходя приклейте на доску синий цвет.

Если проблема сегодняшнего разговора вас не коснулась и оставила равнодушной, то желтый цвет.

Спасибо за приятное общение, удачи!








Разработка классного часа « Семья в жизни человека» (10 класс)
  • Классному руководителю
Описание:

Цель: Воспитывать у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений; дать возможность осмыслить ценность семейного очага..

Задачи: Воспитывать уважительное отношение к понятию «семья»; формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; развивать положительные эмоции и чувства, связанные с данной проблемой.

Форма проведения: дискуссия с элементами игры.

 Технология: проблемно-диалогическая.

Предварительная подготовка:

1. Учащиеся готовят плакаты, связанные с темой « Семья». Условием подготовки плаката является отражение взаимоотношений в семье.

2. Предварительный опрос родителей, родственников, педагогов. Вопросы: Счастливы ли вы в своей семье? Представляете ли вы свою жизнь без семьи? Что дает человеку семья?»

( подготовить видеоматериал)

3. Подготовить статистические данные о семейных отношениях  в мире.

4. Подготовить мультимедийное сопровождение классного часа.

5. Подготовить соответствующее оборудование: «кирпичики», фломастеры,

 

коробок для записок, сценические костюмы, листики, ручки, весы.

Автор Жиленкова Наталья Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1219
Номер материала 39222
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓