Классный
час « Семья в жизни человека»
Цель: Воспитывать
у учащихся чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений;
дать возможность осмыслить ценность семейного очага..
Задачи:
Воспитывать уважительное отношение к понятию «семья»; формирование
представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений
анализировать ситуации; развивать положительные эмоции и чувства, связанные с
данной проблемой.
Форма проведения: дискуссия
с элементами игры.
Технология:
проблемно-диалогическая.
Предварительная подготовка:
1. Учащиеся готовят плакаты, связанные с темой
« Семья». Условием подготовки плаката является отражение взаимоотношений в
семье.
2. Предварительный опрос родителей,
родственников, педагогов. Вопросы: Счастливы ли вы в своей семье? Представляете
ли вы свою жизнь без семьи? Что дает человеку семья?»
( подготовить видеоматериал)
3. Подготовить статистические данные о
семейных отношениях в мире.
4. Подготовить мультимедийное сопровождение
классного часа.
5. Подготовить соответствующее оборудование:
«кирпичики», фломастеры,
коробок для записок, сценические костюмы,
листики, ручки, весы.
Ход мероприятия.
I. Вступительное слово классного руководителя.
( на интерактивной
доске слова появляются под музыку)
СЛАЙД 1
Да, так уж устроено у
людей,
Хотите вы этого, не
хотите ли,
Но только родители
любят детей
Чуть больше, чем дети
родителей.
И все же – не стоит
детей корить,
Ведь им не всегда
щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей
растить,
Все перечувствовать и
пережить,
И побывать в
«стариках» и «предках».
Классный
руководитель (музыка звучит приглушенно)
Да, рано или поздно,
в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают
семью. Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной,
участливой или безучастной – покажет время и ваши стремления к прогнозированию
будущей семьи.
А какие ассоциации
вызывает у вас слово «семья»?
- идет
обсуждение, учащиеся дают ответы.
Молодцы, вы все
говорите верно. Посмотрим, какое значение имеет слово «семья» в толковом
словаре.
СЛАЙД 2
Слово «семья»
восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, т.е.
рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным
предназначением создания семьи.
II. Немного статистики.
При подготовке к классному часу, мы сделали небольшую
подготовительную работу. Две творческие микрогруппы учащихся получили
определенные задания. так, одна из групп проводила небольшое исследование по изучению
положения семьи в нашем современном обществе.
Выступление Юры Голубева.
Слайды 3-4 ( звучит
музыка)
Классный руководитель: Спасибо. Что же получается? Вы так хорошо, правильно
отмечали, что такое для вас семья: приводили примеры что дает человеку семья,
как важна в жизни человека семья. Однако, по статистическим данным, как мы
видим, семья утратила свою ценность: много разводов, большое количество детей
не имеют семей; безучастность родителей в жизни детей и наоборот, дети порой
стесняются своих родителей; резкость рождает ответную резкость и перерастает в
конфликт, что приводит к указанным результатам.
- учащиеся
возражают.
Классный
руководитель: Как же нет! Вот
смотрите,
( забирает у Юры лист с выступлением) есть факты в подтверждении утерянной ценности
семьи.
Классный руководитель кладет на чашу весов лист Юры
Голубева с информацией, сворачивая его в трубочку и зафиксировав резинкой.
Семья, оказалось, не занимает должного места в жизни человека.
- учащиеся возражают.
III. Постановка проблемы: Если нет, тогда должны быть факты,
подтверждающие ценность семьи.
IV. Объявление цели классного часа: Это и будет целью нашего классного часа -
сбор фактор в подтверждение, что семья – ценность.
( классный
руководитель вешает на доску цель)
Так какая же тема
сегодня нашего классного часа?
- учащиеся
предлагают.
СЛАЙД 5
V. Дискуссия
Классный
руководитель: СЛАЙД 6
Хочется вспомнить
слова В. Маяковского. « Плохо человеку, когда он один, горе одному, один в поле
не воин». Подавляющее большинство людей согласны с Маяковским. Присоединитесь
ли и вы к большинству. Почему?
- идет
обсуждение
-!!!!Учащиеся : Действительно, для
преодоления одиночества люди порой создают семьи. Испокон веков семья помогала
человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории
человечества вне семьи невозможно было не только нормальное существование, но
даже физическое выживание.
-!!!!Учащиеся
И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь
в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю люди
стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с
этим трудности. Человека без семьи очень трудно считать вполне счастливым.
Классный
руководитель: Кто-то из вас
привел в начале нашего разговора ассоциацию семьи - дом. Посмотрите на экран,
замечательные стихи поэтессы Л. Сусловой.
(Классный
руководитель читает)
СЛАЙД 7
О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть
простой и понятной?
- идет обсуждение
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами
чувство, лежащее в глубине души каждого – это любовь к Дому своему.
!!!!Учащиеся: Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут,
посочувствуют, поддержат?
Классный руководитель: Как же построить такой дом? С чего начать?
- идет обсуждение
У
меня заготовлен строительный материал. Предлагаю вам выполнить следующее задание
«Строители».
СЛАЙД 8
* Задание
для первой группы: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно
больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».
Дом -
это….(крепость, очаг…)
* Задание
для второй группы: предложить несколько этических понятий, которые
составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).
Взаимопонимание…(Что
вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)
* Задание
для третьей группы: создайте «Технику безопасности» в конфликтных
ситуациях, которые неизбежны в семье. Ведь их тем больше, чем индивидуальнее
люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в
чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.
Итак,
что можно….., что нельзя…..
Учащиеся работают в группах под музыку « Мимо текла,
текла река…»
( защита проектов – учащиеся выстраивают дом)
Классный руководитель: Итак, с чего же мы начнем строительство нашего дома?
Ведь возведенное строительное сооружение, как поется в песне, еще не дом,
любовь к которому зарождается у каждого из нас еще в детстве и крепнет с
годами.
Выводы:
2 группа – это фундамент, нормы семьи; то, на чем строится
семья, на чем строятся семейные отношения.
3 группа – это отношения, как надо себя вести каждому члену
семьи.
1 группа – предназначение семьи; мы должны знать зачем нужна
семья человеку, без этих знаний не будут строиться отношения ( стены) и будет
разрушен фундамент.
Классный руководитель:
Дом построен и жизнь в семье идет своей чередой. Но, что «греха таить», в
семейных отношениях возникают и конфликтные ситуации, где резкость может рождать
ответную резкость, а непонимание перерасти в ссору. И как необходимо уметь
управлять своими эмоциями и стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре.
Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его
место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое умение
перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще
всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к
согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами выполним следующее задание «Компакт-опрос».
Смотрим
на экран.
СЛАЙД 9
( фрагмент из кинофильма « Родня»)
Классный
руководитель: Что вы можете
сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте?
- идет
обсуждение
Давайте
вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и
восстановить добрые отношения в семье.
Я
предлагаю сейчас создать творческую группу, которая попытается разыграть
продолжение просмотренной ситуации и выход из нее.
Есть
желающие? У вас есть время (5 минут), инвентарь, работайте.
Учащиеся
должны разыграть ситуацию разрешения конфликта.
Классный
руководитель: Ребята! Я
думаю, что каждый из вас был когда-либо участником конфликтной ситуации в вашей
семье. Что же нужно делать, как правильно себя вести, чтобы семейные отношения
не перерождались в конфликтные ситуации, которые могут потом оказаться причиной
распада семьи?
Вам дается
задание подумать и предложить конкретные советы, применимые для всех членов
семьи.
1
группа: подумайте, как должны вести себя родители.
2
группа: подумайте, как должны вести себя дети.
3
группа: какая роль отводится родителям родителей.
Творческая
группа разыгрывает сценку.
Классный
руководитель: Спасибо ребятам.
Мы посмотрели, как увидела творческая группа разрешение конфликта, взятого
из кинофильма. Я уверена, что каждый из вас предложил бы свой выход из
сложившейся ситуации. Но есть определенные правила разрешения семейных
конфликтов и приемы правильного « Кодекса поведения». Это нам представят
группы.
Выступление
групп.
- !!!!учащиеся
делают определенные выводы ( трудно, еще не готовы, большая ответственность…)
Классный
руководитель: Да, я согласна
с вами. Труднее всего не только создать семью, как сохранить ее. И
ответственность за то, на сколько прочная будет семья, ложиться на плечи
каждого члена семьи. И каждый из вас должен уже сейчас готовить себя, а значит
учиться быть семьянином.
Я
предлагаю все-таки просмотреть решение конфликтной ситуации из кинофильма.
СЛАЙД 10 ( счастливый конец фильма
« Родня»)
Классный руководитель: СЛАЙД 11 (
тихая музыка)
Чувства любви друг к другу, к
сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить - помогаем не
искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения. Вы после
классного часа пойдете домой, каждый в свою семью. И поверьте, для ваших родных
ценно уже то, что вы будите находиться просто рядом. Вы промолчите, может вы
устали или вас гложет какая-то обида, но просто коснувшись руки родного
человека, даже молча присев рядом, вы покажете непринужденно, что он вам дорог.
И он поймет…
Классный
руководитель: Так от кого же
зависит быть семье, и если быть то какой?
( от нас
самих)
Вернемся к началу нашего классного
часа ( показывает на цель классного часа на доске). У вас на столе лежат
маленькие белые листочки. Я предлагается вам ответить двумя-тремя словами на
вопрос: « В чем для вас лично ценность вашей семьи??»
Ребята
пишут ответы на маленьких листочках бумаги и опускают в чашу, которую классный
руководитель пускает по кругу.
СЛАЙД
12 ( звучит музыка) - показ
слайдов с фотографиями детей и их родителей.
Классный руководитель:
Затем учитель достает записочки и зачитывает их без указания фамилий.
Как
вы думаете, достаточно фактов подтверждающих, что семья – ценность и это
зависит только от нас с вами? (да)
Полученные
результаты выкладываются на правую чашу весов. Учащиеся делают вывод.( еще не
перевешивает)
Классный
руководитель: Вспомните слова
В.Маяковского. Наша вторая творческая микрогруппа, в состав которой входили
ребята из команды школьного телевидения, провела соцопрос среди учащихся, их
родителей и учителей нашего учреждения. внимание, видеорепортаж.
СЛАЙД 13 (
видеорепортаж опроса учащихся, родителей и учителей гимназии»).
Классный руководитель: Какой
вывод можно сделать? Семья ценность для каждого из нас в отдельности и
общества в целом
( на весы кладутся еще аргументы, весы перевешиваются).
Классный
руководитель: У каждого из
нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят.
Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы
ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях. Именно то вас
зависит какой будет ваша семья в будущем.
Классный
руководитель: Маша Шорстова
нашла стихотворение, которым как нельзя кстати можно закончить наш
сегодняшний разговор.
Учащийся: СЛАЙД 13
В семейном кругу
мы с вами растем
Основа основ –
родительский дом.
В семейном кругу
все корни твои,
И в жизнь ты
входишь из семьи.
В семейном кругу
мы жизнь создаем,
Основа основ –
родительский дом.
Классный
руководитель: Завершая
классный час, я прошу вас показать свое впечатление от того общения, которое
было сегодня. У вас на столе лежат листочки двух цветов.
Если тема
сегодняшнего классного часа оставила в вашей душе положительные эмоции и
заставила задуматься, то уходя приклейте на доску синий цвет.
Если
проблема сегодняшнего разговора вас не коснулась и оставила равнодушной, то
желтый цвет.
Спасибо за приятное общение,
удачи!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.