Инфоурок Литература КонспектыРазработка итогового урока по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"

Разработка итогового урока по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ГОГОЛЬ.pptx

Скачать материал "Разработка итогового урока по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор""

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по взаимоотношениям

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Н. В. Гоголь
комедия «Ревизор»

    1 слайд

    Н. В. Гоголь
    комедия «Ревизор»

  • «Ошибаются те, кто думает, что эта комедия смешна и только. Да, она смешна, т...

    2 слайд

    «Ошибаются те, кто думает, что эта комедия смешна и только. Да, она смешна, так сказать, снаружи, но внутри это горе - гореванище…»

    Н. В. Гоголь

  • 1. Городничий
2. Жена Городничего
3. Хлестаков
4. Осип
5. Ляпкин – Тяпкин
6....

    3 слайд

    1. Городничий
    2. Жена Городничего
    3. Хлестаков
    4. Осип
    5. Ляпкин – Тяпкин
    6. Земляника
    7. Почтмейстер




    Сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики
    1. неглупый по своему человек
    2. умнее своего барина
    3. услужлив и суетлив
    4. молодой человек, несколько приглуповат
    5. простодушный до наивности
    5. провинциальная кокетка
    7. прочитавший 5-6 книг


  • Определите героя, которому принадлежат эти слова.

Литературный диктант

    4 слайд

    Определите героя, которому принадлежат эти слова.



    Литературный диктант

  • Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкн...

    5 слайд

    Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь.

  • Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый...

    6 слайд

    Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится.

  • Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в сто...

    7 слайд

    Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего.

  • Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в тако...

    8 слайд

    Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляники тоже в голубом. Нет, лучше я надену цветное.

  • Да для вас, дядюшка, еще ничего не готово. Простова блюда вы не будете кушать...

    9 слайд

    Да для вас, дядюшка, еще ничего не готово. Простова блюда вы не будете кушать, а вот как барин ваш сядет за стол, так и вам того же кушанья отпустят.

  • ((входя и останавливаясь, про себя). Боже, Боже! Вынеси благополучно; так во...

    10 слайд

    (

    (входя и останавливаясь, про себя). Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться…

  • Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно и...

    11 слайд

    Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного.
     

  • (бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из...

    12 слайд

    (бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...

  • Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег...

    13 слайд

    Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит…» Нашли важную птицу!

  • Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же ча...

    14 слайд

    Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.

  • Разгадайте кроссворд:1. С чего начинается произведение?
2. Жанр произведения?...

    15 слайд

    Разгадайте кроссворд:
    1. С чего начинается произведение?
    2. Жанр произведения?
    3. Какое известие собирается сообщить городничий?
    4. Как звали Хлестакова?
    5. Кто является автором «Ревизора»?
    6. Кто брал взятки борзыми щенками?
    7. Название последней сцены?
    8. Сколько действий в комедии?
    9. На чем Хлестаков мечтал вернуться домой?

  • Проверь себя:Эпиграф
Комедия
Пренеприятное
Иван
Гоголь
Ляпкин - Тяпкин
Немая...

    16 слайд

    Проверь себя:
    Эпиграф
    Комедия
    Пренеприятное
    Иван
    Гоголь
    Ляпкин - Тяпкин
    Немая
    Пять
    Карета

  • Учитель русского языка и литературы 
МОУ «Общеобразовательная школа – детский...

    17 слайд

    Учитель русского языка и литературы
    МОУ «Общеобразовательная школа – детский сад с. Хрустовая»
    Олеся Васильевна Безушко

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ГОГОЛЬ.docx

ИТОГОВЫЙ УРОК ПО КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР».

ПО СТРАНИЦАМ ГОГОЛЕВСКОЙ КОМЕДИИ…

Цели урока:

1.     продолжить формирование умения выборочно работать с текстом;

2.     продолжить работу по развитию устной и письменной речи учащихся;

3.     способствовать развитию у учащихся творческих способностей;

4.     воспитывать у учащихся познавательный интерес к изучению классических произведений.

Тип урока:обобщение и закрепление изученного.

Оборудование урока:

компьютерная презентация, выполненная в программе «powerpoint»;

раздаточный материал;

печатные листы для выполнения литературного диктанта и творческой работы.

ХОД УРОКА:

 

Эпиграф к уроку: 

Ошибаются те, кто думает, что эта комедия смешна и только. Да, она смешна, так сказать, снаружи, но внутри это горе - гореванище…                         Н. В. Гоголь

1.     Организация начала урока.

2.     Целеполагание.

3.     Вступительное слово учителя.

Во всем мире сейчас необычайно широк интерес к творчеству Гоголя. Повсеместно издают его книги, ставят на сцене пьесы и инсценировки прозаических произведений, создают кинофильмы. Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще.

В течение нескольких уроков мы изучали великое произведение Гоголя «Ревизор». На страницах комедии перед нами, читателями, предстали разнообразные герои со всеми их пороками и недостатками. Герои легкомысленные и мудрые, добрые и злые, смешные и грустные. Анализируя поступки героев, мы говорили о сложности их характеров. Некоторые эпизоды произведения вызывали на наших лицах улыбку, а иногда и задорный смех. Но сегодня наше знакомство с произведением подходит к финалу. И нам предстоит ответить на вечные вопросы, которые волнуют каждого из нас. А, кроме этого, познакомиться с новым героем произведения, о котором до сегодняшнего дня мы ничего не знали. Но об этом чуть позже, а сейчас запишите тему урока «ПО страницам гоголевской комедии …».

4.     Работа с эпиграфом к уроку.

Как вы понимаете смысл высказывания Н. В. Гоголя?

В русском языке есть крылатое выражение «смех сквозь слезы». Имеет ли оно какое-нибудь отношение к «Ревизору»?

В самом начале работы над комедией Гоголь планировал назвать ее «Городничий». Как вы считаете, почему?

Какие эпизоды запомнились вам больше всего? Почему?

Какие герои предстали перед вами? Кто из них вызывает симпатию и антипатию?

Дайте характеристику любого образа комедии?

5.     А теперь проверим, насколько внимательно вы прочитали произведение и поняли сущность героев. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. На доске слева написаны действующие герои, а справа – черты поведения и характера, свойственные им. Ваша задача сделать верный выбор.(Устная работа).Слайд № 3.

 

 

            

 

1.     Городничий

 

1

 

1.неглупый по своему человек

 

2

 

2.     Жена городничего

 

2

 

2.умнее своего барина

 

3

 

3.     Хлестаков

 

3

 

3.услужлив и суетлив

 

4

 

4.     Осип

 

4

 

 4.молодой человек, несколько приглуповат

 

5

 

5.     Ляпкин-Тяпкин

 

5

 

5.простодушный до наивности

 

6

 

6.     Земляника

 

6

 

6.провинциальная кокетка

 

7

 

7.     Почтмейстер

 

7

 

7.прочитавший 5-6 книг

 

Ключ к заданию:

1 – 1

2 – 6

3 – 4

4 – 2

5 – 7

6 – 3

7 – 5

Если бы вы были актером, роль какого героя вы сыграли бы на сцене театра? Почему?

Как вы думаете, с какой целью Гоголь дает характеристику каждому из героев в начале произведения?

Какие черты характера отражены в афише: положительные или отрицательные? Почему драматург не наделил героев чем-то светлым и добрым?

Обратите внимание на высказывание А. И. Герцена  «Гоголь приподнял одну сторону занавеси и показал нам русское чиновничество во всем безобразии его». Как вы понимаете смысл этих слов?

Среди живых героев комедии есть образ, который каждый из нас может считать таковым, а может и нет, но, по мнению Гоголя, главным героем произведения является смех. Почему драматург так считал?

Какие эпизоды вызывают смех?

Кто из героев, на ваш взгляд, является самым смешным?

Над чем все мы с вами смеемся?

Каждый из героев играет свою роль блестяще. А теперь постараемся выяснить, насколько блестяще вы помните содержание реплик, принадлежащих героям комедии.

6.     Литературный диктант. ( работа выполняется на печатных листах)

Прочитайте фразы из комедии. Определите героя, которому принадлежат эти слова. Слайды №5 -14.

ГОРОДНИЧИЙ.  Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь.

 

ОСИП. Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится.

 

ХЛЕСТАКОВ. Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего.

 

МАРЬЯ АНТОНОВНА. Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляники тоже в голубом. Нет, лучше я надену цветное.

 

МИШКА. Да для вас, дядюшка, еще ничего не готово. Простова блюда вы не будете кушать, а вот как барин ваш сядет за стол, так и вам того же кушанья отпустят.

 

АММОС ФЕДОРОВИЧ.  (входя и останавливаясь, про себя). Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор Ляпкин-Тяпкин.

 

АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ. Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного.

 

ГОРОДНИЧИЙ.  (бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...

 

ЛУКА ЛУКИЧ. Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит…» Нашли важную птицу!

 

ЖАНДАРМ. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.

 

7.     Работа с иллюстрациями к произведению, выполненными учащимися.

Читая то или иное произведение, характеризуя героев, в нашем сознании предстают разнообразные картины. Мы представляем, как выглядят герои, во что они одеты, в кокой обстановке находятся. К сегодняшнему уроку учащиеся приготовили иллюстрации к произведению, которые сейчас нам продемонстрируют.

Какие эпизоды изображены на иллюстрациях?

Озаглавьте их?

Почему именно этот эпизод вы запечатлели?

И в завершении урока вам следует разгадать кроссворд. (работа выполняется в группах). Самопроверка. Слайд № 15.

1. С чего начинается произведение?

2. Жанр произведения?

3. Кто сообщил городничему в письме о приезде ревизора?

4. Как звали Хлестакова?

5. Кто написал «Ревизора»?

6. Фамилия уездного лекаря?

7. Название последней сцены?

8. Сколько действий в комедии?

9. На чем Хлестаков мечтал вернуться домой?

1

П

Я

Т

Ь

2

Н

Е

М

А

Я

3

К

А

Р

Е

Т

А

4

Г

О

Г

О

Л

Ь

5

Э

П

И

Г

Р

А

Ф

6

К

О

М

Е

Д

И

Я

7

Г

И

Б

Н

Е

Р

8

Ч

М

Ы

Х

О

В

9

И

В

А

Н

 

8.     Подведение итогов. Задание на дом.

Какие впечатления произвела на вас комедия Н. В. Гоголя?

Существуют ли в современном мире гоголевские герои?

Выразительное чтение немой сцены.

Какова роль этой сцены?

Придумайте продолжение гоголевской комедии. Напишите домашнее  сочинение ( объем 50-80 слов ).

 

 

 

 


Список используемой литературы:

1.     Н. В. Гоголь. Ревизор. Ленинград. «Художественная литература». 1985.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка итогового урока по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор""

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ПРИДУМАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОГОЛЕВСКОЙ КОМЕДИИ.docx

ПРИДУМАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОГОЛЕВСКОЙ КОМЕДИИ. НАПИШИТЕ ДОМАШНЕЕ  СОЧИНЕНИЕ ( ОБЪЕМ 50-80 СЛОВ ).

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

                                   ФИО учащегося __________________________________

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка итогового урока по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор""

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ФИО учащегося.docx

  ФИО учащегося __________________________

 

Литературный диктант.

Прочитайте фразы из комедии. Определите героя, которому принадлежат эти слова.

1.     __________________

2.     __________________

3.     __________________

4.     __________________

5.     __________________

6.     __________________

7.     __________________

8.     __________________

9.     __________________

10. __________________

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка итогового урока по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор""

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД.docx

РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД( работа в группах )

1. С чего начинается произведение?

2. Жанр произведения?

3. Кто сообщил городничему в письме о приезде ревизора?

4. Как звали Хлестакова?

5. Кто написал «Ревизора»?

6. Фамилия уездного лекаря?

7. Название последней сцены?

8. Сколько действий в комедии?

9. На чем Хлестаков мечтал вернуться домой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка итогового урока по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор""

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка данного урока подготовлена в помощь учителю для проведения итогового урока по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Цели урока: 1. продолжить формирование умения выборочно работать с текстом; 2. продолжить работу по развитию устной и письменной речи учащихся; 3. способствовать развитию у учащихся творческих способностей; 4. воспитывать у учащихся познавательный интерес к изучению классических произведений. Тип урока: обобщение и закрепление изученного. Оборудование урока: компьютерная презентация, выполненная в программе «powerpoint»; раздаточный материал; печатные листы для выполнения литературного диктанта и творческой работы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 484 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.03.2020 463
    • RAR 2.5 мбайт
    • 19 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Микасева Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Микасева Наталья Николаевна
    Микасева Наталья Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 87823
    • Всего материалов: 209

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 49 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 34 регионов

Мини-курс

Медиа и коммуникации в современном обществе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 22 регионов

Мини-курс

Организация и планирование воспитательной работы в СПО

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе