Главная / Русский язык и литература / Разработка итогового урока по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"

Разработка итогового урока по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"

Название документа ГОГОЛЬ.docx

ИТОГОВЫЙ УРОК ПО КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР».

ПО СТРАНИЦАМ ГОГОЛЕВСКОЙ КОМЕДИИ…

Цели урока:

  1. продолжить формирование умения выборочно работать с текстом;

  2. продолжить работу по развитию устной и письменной речи учащихся;

  3. способствовать развитию у учащихся творческих способностей;

  4. воспитывать у учащихся познавательный интерес к изучению классических произведений.

Тип урока:обобщение и закрепление изученного.

Оборудование урока:

компьютерная презентация, выполненная в программе «powerpoint»;

раздаточный материал;

печатные листы для выполнения литературного диктанта и творческой работы.

ХОД УРОКА:



Эпиграф к уроку:

Ошибаются те, кто думает, что эта комедия смешна и только. Да, она смешна, так сказать, снаружи, но внутри это горе - гореванище… Н. В. Гоголь

  1. Организация начала урока.

  2. Целеполагание.

  3. Вступительное слово учителя.

Во всем мире сейчас необычайно широк интерес к творчеству Гоголя. Повсеместно издают его книги, ставят на сцене пьесы и инсценировки прозаических произведений, создают кинофильмы. Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще.

В течение нескольких уроков мы изучали великое произведение Гоголя «Ревизор». На страницах комедии перед нами, читателями, предстали разнообразные герои со всеми их пороками и недостатками. Герои легкомысленные и мудрые, добрые и злые, смешные и грустные. Анализируя поступки героев, мы говорили о сложности их характеров. Некоторые эпизоды произведения вызывали на наших лицах улыбку, а иногда и задорный смех. Но сегодня наше знакомство с произведением подходит к финалу. И нам предстоит ответить на вечные вопросы, которые волнуют каждого из нас. А, кроме этого, познакомиться с новым героем произведения, о котором до сегодняшнего дня мы ничего не знали. Но об этом чуть позже, а сейчас запишите тему урока «ПО страницам гоголевской комедии …».

  1. Работа с эпиграфом к уроку.

Как вы понимаете смысл высказывания Н. В. Гоголя?

В русском языке есть крылатое выражение «смех сквозь слезы». Имеет ли оно какое-нибудь отношение к «Ревизору»?

В самом начале работы над комедией Гоголь планировал назвать ее «Городничий». Как вы считаете, почему?

Какие эпизоды запомнились вам больше всего? Почему?

Какие герои предстали перед вами? Кто из них вызывает симпатию и антипатию?

Дайте характеристику любого образа комедии?

  1. А теперь проверим, насколько внимательно вы прочитали произведение и поняли сущность героев. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. На доске слева написаны действующие герои, а справа – черты поведения и характера, свойственные им. Ваша задача сделать верный выбор.(Устная работа).Слайд № 3.







  1. Городничий



1



1.неглупый по своему человек



2



  1. Жена городничего



2



2.умнее своего барина



3



  1. Хлестаков



3



3.услужлив и суетлив



4



  1. Осип



4



4.молодой человек, несколько приглуповат



5



  1. Ляпкин-Тяпкин



5



5.простодушный до наивности



6



  1. Земляника



6



6.провинциальная кокетка



7



  1. Почтмейстер



7



7.прочитавший 5-6 книг



Ключ к заданию:

1 – 1

2 – 6

3 – 4

4 – 2

5 – 7

6 – 3

7 – 5

Если бы вы были актером, роль какого героя вы сыграли бы на сцене театра? Почему?

Как вы думаете, с какой целью Гоголь дает характеристику каждому из героев в начале произведения?

Какие черты характера отражены в афише: положительные или отрицательные? Почему драматург не наделил героев чем-то светлым и добрым?

Обратите внимание на высказывание А. И. Герцена «Гоголь приподнял одну сторону занавеси и показал нам русское чиновничество во всем безобразии его». Как вы понимаете смысл этих слов?

Среди живых героев комедии есть образ, который каждый из нас может считать таковым, а может и нет, но, по мнению Гоголя, главным героем произведения является смех. Почему драматург так считал?

Какие эпизоды вызывают смех?

Кто из героев, на ваш взгляд, является самым смешным?

Над чем все мы с вами смеемся?

Каждый из героев играет свою роль блестяще. А теперь постараемся выяснить, насколько блестяще вы помните содержание реплик, принадлежащих героям комедии.

  1. Литературный диктант. ( работа выполняется на печатных листах)

Прочитайте фразы из комедии. Определите героя, которому принадлежат эти слова. Слайды №5 -14.

ГОРОДНИЧИЙ. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь.



ОСИП. Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится.



ХЛЕСТАКОВ. Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего.



МАРЬЯ АНТОНОВНА. Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляники тоже в голубом. Нет, лучше я надену цветное.



МИШКА. Да для вас, дядюшка, еще ничего не готово. Простова блюда вы не будете кушать, а вот как барин ваш сядет за стол, так и вам того же кушанья отпустят.



АММОС ФЕДОРОВИЧ. (входя и останавливаясь, про себя). Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор Ляпкин-Тяпкин.



АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ. Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного.



ГОРОДНИЧИЙ. (бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...



ЛУКА ЛУКИЧ. Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит…» Нашли важную птицу!



ЖАНДАРМ. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.



  1. Работа с иллюстрациями к произведению, выполненными учащимися.

Читая то или иное произведение, характеризуя героев, в нашем сознании предстают разнообразные картины. Мы представляем, как выглядят герои, во что они одеты, в кокой обстановке находятся. К сегодняшнему уроку учащиеся приготовили иллюстрации к произведению, которые сейчас нам продемонстрируют.

Какие эпизоды изображены на иллюстрациях?

Озаглавьте их?

Почему именно этот эпизод вы запечатлели?

И в завершении урока вам следует разгадать кроссворд. (работа выполняется в группах). Самопроверка. Слайд № 15.

1. С чего начинается произведение?

2. Жанр произведения?

3. Кто сообщил городничему в письме о приезде ревизора?

4. Как звали Хлестакова?

5. Кто написал «Ревизора»?

6. Фамилия уездного лекаря?

7. Название последней сцены?

8. Сколько действий в комедии?

9. На чем Хлестаков мечтал вернуться домой?

1

П

Я

Т

Ь






2

Н

Е

М

А

Я





3

К

А

Р

Е

Т

А




4

Г

О

Г

О

Л

Ь




5

Э

П

И

Г

Р

А

Ф



6

К

О

М

Е

Д

И

Я



7

Г

И

Б

Н

Е

Р




8

Ч

М

Ы

Х

О

В




9

И

В

А

Н








  1. Подведение итогов. Задание на дом.

Какие впечатления произвела на вас комедия Н. В. Гоголя?

Существуют ли в современном мире гоголевские герои?

Выразительное чтение немой сцены.

Какова роль этой сцены?

Придумайте продолжение гоголевской комедии. Напишите домашнее сочинение ( объем 50-80 слов ).











Список используемой литературы:

  1. Н. В. Гоголь. Ревизор. Ленинград. «Художественная литература». 1985.



Название документа ГОГОЛЬ.pptx

 Н. В. Гоголь комедия «Ревизор»
«Ошибаются те, кто думает, что эта комедия смешна и только. Да, она смешна, т...
1. Городничий 2. Жена Городничего 3. Хлестаков 4. Осип 5. Ляпкин – Тяпкин 6. ...
Определите героя, которому принадлежат эти слова. Литературный диктант
Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкн...
Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый ...
Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в сто...
Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в тако...
Да для вас, дядюшка, еще ничего не готово. Простова блюда вы не будете кушать...
( (входя и останавливаясь, про себя). Боже, Боже! Вынеси благополучно; так во...
Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно и...
(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из...
Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег ...
Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же ч...
Разгадайте кроссворд: 1. С чего начинается произведение? 2. Жанр произведения...
Проверь себя: Эпиграф Комедия Пренеприятное Иван Гоголь Ляпкин - Тяпкин Немая...
Учитель русского языка и литературы МОУ «Общеобразовательная школа – детский...
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1  Н. В. Гоголь комедия «Ревизор»
Описание слайда:

Н. В. Гоголь комедия «Ревизор»

№ слайда 2 «Ошибаются те, кто думает, что эта комедия смешна и только. Да, она смешна, так
Описание слайда:

«Ошибаются те, кто думает, что эта комедия смешна и только. Да, она смешна, так сказать, снаружи, но внутри это горе - гореванище…» Н. В. Гоголь

№ слайда 3 1. Городничий 2. Жена Городничего 3. Хлестаков 4. Осип 5. Ляпкин – Тяпкин 6. Зем
Описание слайда:

1. Городничий 2. Жена Городничего 3. Хлестаков 4. Осип 5. Ляпкин – Тяпкин 6. Земляника 7. Почтмейстер Сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики 1. неглупый по своему человек 2. умнее своего барина 3. услужлив и суетлив 4. молодой человек, несколько приглуповат 5. простодушный до наивности 5. провинциальная кокетка 7. прочитавший 5-6 книг

№ слайда 4 Определите героя, которому принадлежат эти слова. Литературный диктант
Описание слайда:

Определите героя, которому принадлежат эти слова. Литературный диктант

№ слайда 5 Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкнове
Описание слайда:

Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь.

№ слайда 6 Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый пол
Описание слайда:

Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится.

№ слайда 7 Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столов
Описание слайда:

Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего.

№ слайда 8 Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком,
Описание слайда:

Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляники тоже в голубом. Нет, лучше я надену цветное.

№ слайда 9 Да для вас, дядюшка, еще ничего не готово. Простова блюда вы не будете кушать, а
Описание слайда:

Да для вас, дядюшка, еще ничего не готово. Простова блюда вы не будете кушать, а вот как барин ваш сядет за стол, так и вам того же кушанья отпустят.

№ слайда 10 ( (входя и останавливаясь, про себя). Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот к
Описание слайда:

( (входя и останавливаясь, про себя). Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться…

№ слайда 11 Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно испо
Описание слайда:

Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного.  

№ слайда 12 (бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ум
Описание слайда:

(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...

№ слайда 13 Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не
Описание слайда:

Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит…» Нашли важную птицу!

№ слайда 14 Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час
Описание слайда:

Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.

№ слайда 15 Разгадайте кроссворд: 1. С чего начинается произведение? 2. Жанр произведения? 3
Описание слайда:

Разгадайте кроссворд: 1. С чего начинается произведение? 2. Жанр произведения? 3. Какое известие собирается сообщить городничий? 4. Как звали Хлестакова? 5. Кто является автором «Ревизора»? 6. Кто брал взятки борзыми щенками? 7. Название последней сцены? 8. Сколько действий в комедии? 9. На чем Хлестаков мечтал вернуться домой?

№ слайда 16 Проверь себя: Эпиграф Комедия Пренеприятное Иван Гоголь Ляпкин - Тяпкин Немая Пя
Описание слайда:

Проверь себя: Эпиграф Комедия Пренеприятное Иван Гоголь Ляпкин - Тяпкин Немая Пять Карета

№ слайда 17 Учитель русского языка и литературы МОУ «Общеобразовательная школа – детский са
Описание слайда:

Учитель русского языка и литературы МОУ «Общеобразовательная школа – детский сад с. Хрустовая» Олеся Васильевна Безушко

Название документа ПРИДУМАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОГОЛЕВСКОЙ КОМЕДИИ.docx

ПРИДУМАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОГОЛЕВСКОЙ КОМЕДИИ. НАПИШИТЕ ДОМАШНЕЕ СОЧИНЕНИЕ ( ОБЪЕМ 50-80 СЛОВ ).



___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ФИО учащегося __________________________________

Название документа РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД.docx

РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД( работа в группах )

1. С чего начинается произведение?

2. Жанр произведения?

3. Кто сообщил городничему в письме о приезде ревизора?

4. Как звали Хлестакова?

5. Кто написал «Ревизора»?

6. Фамилия уездного лекаря?

7. Название последней сцены?

8. Сколько действий в комедии?

9. На чем Хлестаков мечтал вернуться домой?

1










2










3










4










5










6










7










8










9




















Название документа ФИО учащегося.docx

ФИО учащегося __________________________



Литературный диктант.

Прочитайте фразы из комедии. Определите героя, которому принадлежат эти слова.

  1. __________________

  2. __________________

  3. __________________

  4. __________________

  5. __________________

  6. __________________

  7. __________________

  8. __________________

  9. __________________

  10. __________________

Разработка итогового урока по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка данного урока подготовлена в помощь учителю для проведения  итогового урока по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Цели урока:

1.      продолжить формирование умения выборочно работать с текстом;

2.     продолжить работу по развитию устной и письменной речи учащихся;

3.     способствовать развитию у учащихся творческих способностей;

4.     воспитывать у учащихся познавательный интерес к изучению классических произведений.

Тип урока: обобщение и закрепление изученного.

Оборудование урока:

компьютерная презентация, выполненная в программе «powerpoint»;

раздаточный материал;

печатные листы для выполнения литературного диктанта и творческой работы.

Автор Безушко Олеся Васильевна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1610
Номер материала 5476
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓