Главная / Русский язык и литература / Разработка интегрированного урока русского и ингушского языков

Разработка интегрированного урока русского и ингушского языков





Интегрированный урок

русского и ингушского языков


« Родства язык »



Преподаватель: Котиева З. Б.












Тип урока: урок развития речи.

Форма проведения: интегрированный урок.

Цели урока:

образовательные:

- обобщение и расширение знаний учащихся о русском языке как национальном достоянии и истории его развития с помощью работы с различными источниками информации;

- достижение более высокого уровня обобщения изученного материала как системы знаний;

- выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями.

развивающие:

- развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, анализа, синтеза;

- развитие познавательных процессов, а именно: формированию целостного представления о предмете изучения;

- развитие познавательного интереса;

воспитательные:

- воспитание и развитие коммуникативной культуры.

- воспитание положительной мотивации к учебной деятельности, любознательности за счет нестандартной формы урока,

- воспитание ценностного отношения к своему языку и культуре, чувства национальной гордости и патриотизма, формирование основ российской гражданской идентичности.


Методы работы:

- объяснительно-иллюстративные методы - словесные, наглядные, (повествование с демонстрацией презентации, беседа);

- методы самостоятельной работы и работы под руководством (сообщения, работа с презентацией);

- аналитические методы (отбор материала для презентации, проблемные вопросы);

- методы контроля (тестирование).


Формы организации учебной деятельности учащихся: общеклассная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, выставка книг.


Ход урока.

  1. Организационный этап.



  1. Постановка цели.



  1. Дорогие ребята! Сегодня необычный урок: я впервые не буду вас ругать за то, что на уроке русского языка вы говорите на ингушском, потому что урок наш интегрированный.

Мы завершили изучение основного курса за 8 класс. Вы узнали много нового о русском языке. А сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы усвоили материал. Проведем тестирование (слайды 4-15).



  1. Запишите тему и эпиграф к нашему уроку (слайды 1,3).



- Что значит скаредно? Каков общий смысл этих слов? ( Объяснения учащихся.)



- Я бы перефразировала это высказывание: « Что очень хорошо на языке ингушском- то может в точности быть скаредно на русском

Конечно, структура любого языка глубоко индивидуальна. Однако установить соответствия и соотношения между двумя языками вполне возможно.

Итак, наша задача заключается в том, чтобы определить сходства и различия синтаксиса и пунктуации сложных и простых осложнённых предложений на русском и ингушском языках. Для этого мы используем текст гимна Республики Ингушетия.

- Почему, по- вашему, именно гимн я решила использовать? ( Ответы учащихся.)





  1. Работа с ассоциациями.



- Одним из важных моментов изучения языка является умение говорить и писать ярко, образно. Иногда то или иное произнесённое, прочитанное или написанное слово вызывает в нашей душе некоторые воспоминания, какие- то впечатления, ассоциации.



- Что такое ассоциации? Это связи, возникающие в нашем сознании при восприятии слов. Наши впечатления, воспоминания- слуховые, зрительные ( слайд 17). Запишите в тетрадь определение.



- Проведём ассоциативный эксперимент. Запишите все ассоциации, которые у вас возникают со словом гимн: 1-я группа- последовательный ряд, 2-якольцевой. 3-я группа составляет словосочетания или предложения со словом гимн, используя художественные средства выразительности ( зачитываются работы).



  1. Работа а группах.



Для подготовки к уроку класс был заранее разделён на 3 группы, каждая группа получила задание: 1-я готовила информацию о символах Республики Ингушетия, 2-яо современной жизни языка, 3-яэссе о роли языка.



  1. Сообщение 1-ой группы ( сопровождается демонстрацией слайдов 19-22).



  1. Работа с текстом .



- У каждой группы своё задание.



1-я группа: найти простые осложнённые и односоставные предложения, перевести на русский язык. Произвести синтаксический разбор по одному из предложений.



2-я группа: выписать сложные предложения и словосочетания, перевести их на русский язык и произвести синтаксический разбор. Определить вид сложных предложений и вид связи в словосочетаниях.



3-я группа: комплексный анализ текста по плану:

а) тема;

б) основная идея;

в) стиль;

г) художественные средства выразительности;

д) композиция;

е) стихотворный размер, рифма.



Выводы: как в русском языке, так и в ингушском предложения делятся на простые и сложные. Простые предложения могут быть осложнены причастными и деепричастными оборотами, обращением, которые одинаково обособляются. Структура словосочетаний тоже схожа. Разница заключается в том, что в сложноподчинённых предложениях в русском языке 2 предложения связаны союзом или союзным словом, а в ингушском связь может осуществляться за счёт окончаний глаголов.



(Выводы записываются на листьях, которые прикрепляются к « дереву знаний».)





  1. Сообщение 2-ой группы «Современная жизнь языка».



Русский язык в современном мире выполняет 4 важнейшие социальные функции: он является



    • одним из шести официальных языков ООН;

    • национальным языком русского народа;

    • языком межнационального общения;

    • государственным языком Российской Федерации.



Россияодно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта. У каждого из них свой язык.

Эти народы тесно связаны общностью исторических судеб и обладают русским языком как языком межнационального общения, государственным и культурным достоянием. Русский языкодин из крупнейших языков мира, самый распространенный из славянских языков, а также один из самых распространенных в географическом отношении языков. Именно поэтому в самом русском языке имеется много диалектовместных наречий, особенностей языка характерных для жителей той или иной местности.


Люди, населяющие Россию и представляющие разные национальности, стремятся понять друг друга, осознают роль русского языка в установлении в российском обществе равноправных культурных, научных и экономических отношений, в формировании общероссийской идентичности. Это отражено и в стихотворениях поэтов разных народов Российской Федерации.


Например, в стихотворении М.Львова «Родства язык». М. Львов (настоящее имя - Рафкат Давлетович Габитов) родился в Башкирии, переводил на русский язык стихи национальных поэтов. Послушайте его стихотворение. (Стихотворение читает наизусть один из учащихся ).


Кайсын - балкарец, Но все мы люди семьи одной,

Расулаварец, И все мы любим язык родной,

Аткайкумык, Понятный с детства, как свой язык,-

Эльдя - калмык. Родной для сердца

Хоть все мы люди семьи одной, Живой родник.

Но каждый любит язык родной - Мильоноустый,

Язык балкарский, Великий, русский,

Язык аварский, Любви и братства,

Язык кумыков, Души богатства,

Язык калмыков, Родства язык.

Язык родной.



Или стихотворение балкарской поэтессы Т. Зумакуловой «Родной язык».

(Стихотворение читает наизусть один из учащихся ).


Родной язык! Он нужен мне, как небо, каждый миг,

Он с детства мне знаком, На нем живые трепетные чувства

На нем впервые я сказала: «МамаОткрылись мне и мир открылся в них.

На нем клялась я в верности упрямой. Я поняла на русском слово счастье»:

И каждый вздох понятен мне на нем. Большое счастье - жить в большой стране,

Родной язык! С ним не боюсь я горя и ненастья,

Он дорог мне, он мой, С ним не сгорю я ни в каком огне

На нем ветра в предгорьях наших свищут, Текут две речки в сердце, не мелея,

На нем впервые довелось услышать Становятся единою рекой….

Мне лепет птиц зеленою весной. Забыв родной язык - я онемею,

Но как родной, люблю язык я русский, Утратив русскийстану я глухой.


  1. Сообщение 3 группы: учащиеся зачитывают свои творческие работы.



  1. Подведение итогов и формулировка выводов.


- Давайте подведем итоги нашего урока.


Результаты тестирования следующие


- Что же было самым интересным из того, что вы вспомнили или узнали на сегодняшнем уроке? Почему? Но, к сожалению, урок наш закончился.


Подводя его итоги, хотелось бы верить, что вы сумеете пронести в своей душе любовь к родному языку, гордость за то, что вы являетесь частичкой огромной страны со своей культурой, историей. И давайте не забывать того, что нам завещала наша поэтесса (демонстрация слайда 22.)

Всё есть в словах :
И птиц многоголосье,
И ветра шум, и тишина полей
В них мысли отражаются и чувства,
И зов земли, и нежность матерей

Учитесь, люди, говорить красиво,
Без лжи и лести, без пустышек- фраз.
Слова скрепляйте благородным делом!
Мудрейшие нам дали сей наказ.



  1. Д/з: Написать мини- сочинение

«Мои мысли, впечатления от урока «Родства язык»

Разработка интегрированного урока русского и ингушского языков
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка  интегрированного  урока  русского  и ингушского языков в 8 классе  "Родства язык" с применением информационных технологий. 

Тип урока:  урок развития речи.

Форма проведения:  интегрированный урок.

Цели урока:

образовательные:

 -   обобщение и расширение знаний учащихся о русском языке как национальном достоянии и истории его развития  с помощью работы с различными источниками информации;

 -  достижение  более  высокого уровня  обобщения изученного материала как системы знаний;

 -  выявление  качества  и уровня овладения знаниями и умениями.

развивающие: 

- развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, анализа, синтеза;

-  развитие познавательных процессов, а именно: формированию целостного представления о предмете изучения; 

- развитие познавательного интереса; 

воспитательные: 

- воспитание и развитие коммуникативной культуры.

- воспитание положительной мотивации к учебной деятельности, любознательности  за счет нестандартной формы урока,

- воспитание ценностного отношения к своему языку и культуре, чувства национальной гордости и патриотизма, формирование основ  российской гражданской идентичности.

 

Методы работы:

- объяснительно-иллюстративные методы  - словесные, наглядные, (повествование с демонстрацией презентации, беседа);

- методы самостоятельной работы и работы под руководством (сообщения, работа с  презентацией);

- аналитические методы (отбор материала для презентации, проблемные вопросы);

- методы контроля  (тестирование).

 

Формы организации учебной деятельности учащихся:общеклассная,  групповая, индивидуальная.

 

Оборудование:компьютер, медиапроектор, выставка книг. 

Автор Котиева Зита Башировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 399
Номер материала 53667
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓