Главная / Классному руководителю / Разработка интегрированного классного часа и урока литературы на тему: «Помните! Через века, через года, помните!» (10-11 класс)

Разработка интегрированного классного часа и урока литературы на тему: «Помните! Через века, через года, помните!» (10-11 класс)

Интегрированный урок литературы и классный час


Тема: «Помните! Через века, через года, помните!»

(посвящён 70-летию Победы в ВОВ)


Цель: воспитание чувства Памяти к историческому прошлому Отечества и его защитникам.

Задачи:

  • Показать необходимость сохранения памяти о трагических событиях Отечества;

  • Воспитывать патриотизм и гражданственность;

  • Формировать чувство благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины;

  • Развивать творческие способности воспитанниц.

Задачи учителя словесника:

  • Продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • Способствовать развитию литературных способностей учащихся:
    эмоциональной чуткости к слову;
    образной конкретизации и образному обобщению словесных образов;

  • Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.

Направление: гражданско-патриотическое, нравственное

Форма: интегрированный урок литературы и классный час, кинолекторий

Подготовительный этап: просмотр постановки пьесы «Вечно живые» в рамках проекта «Спасибо за жизнь!», просмотр фильма «Летят журавли», индивидуальные задания воспитанницам:

  • биография Виктора Розова;

  • памятники Великой Отечественной Войны


План проведения:

  1. Введение.

  2. Основная часть.

    1. «Вечно живые» - пьеса и фильм

    2. Память народа

  1. Заключение. Рефлексия.


http://www.pansion-mil.ru/12109/ -ссылка на событие

Ход занятия

Слайд 1

Памяти наших отцов и старших

братьев, памяти вечно молодых

солдат и офицеров Советской

Армии, павших на фронтах

Великой Отечественной войны…


  1. Введение.

Классный руководитель: Добрый день, мы рады приветствовать вас на нашем занятии. По окончании постарайтесь определить его цель. А сейчас – внимание на экран.

Слайд 2

  • Просмотр видео фрагмента постановки спектакля «Вечно живые» (1976г)

Классный руководитель: скажите, вам знаком этот фрагмент? О чем он?


Классный руководитель: Совершенно верно, этот спектакль «Вечно живые» по одноименной пьесе Виктора Сергеевича Розова мы посмотрели в Центральном академическом театре Российской армии. Кто же он Виктор Розов?

  1. Основная часть.

    1. «Вечно живые» - пьеса и фильм

Слайд 3

1-я воспитанница: Виктор Розов… (краткая биография Виктора Розова, основные произведения - Приложение 1)


Классный руководитель: Как вы думаете, что побудило автора написать пьесу в 1943 году?

Слайд 4

2-я воспитанница: впервые спектакль был поставлен в 1956 году Олегом Ефремовым в театре «Современник». С Олегом Далем и Мариной Неёловой в главных ролях. Спектакль стал для молодого театрального коллектива талисманом успеха, с которым труппа долго не расставалась. Слова Бориса Бороздина: «Если я честный, я должен!» - стали девизом нового театра и поколения. Позже пьесу ставили и другие театральные коллективы.


1-я воспитанница: 12 октября 1957 года на экраны страны и мира вышел художественный фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова по мотивам пьесы «Вечно живые».


Слайд 5

  • Просмотр фрагмента фильма «Летят журавли»

Слайд 6

2-я воспитанница: фильму присужден особый приз I Всесоюзного кинофестиваля в Москве, он также завоевал награды на многих Международных фестивалях (на слайде, не читать)

  • Большой приз «Золотая пальмовая ветвь» на XI Международном кинофестивале в г. Канн;

  • Почетный приз Татьяне Самойловой за исполнение главной роли;

  • Первый приз оператору Сергею Урусевскому;

  • Диплом IX Международного кинофестиваля в Чехословакии;

  • Почетная грамота I Международного фестиваля в Канаде;

  • Почетный диплом Международного фестиваля в Мексике;

  • Премия лучшему иностранному фильму в США.


Слайд 7 (кадры фильма и спектакля)

Учитель литературы:

  • Вопрос: скажите, почему через 10-летие окончания войны был поставлен спектакль и снят фильм, получившие такую популярность?

  • Вопрос: в чем отличие между фильмом и театральной постановкой?

  • Вопрос: что вам понравилось больше: спектакль или фильм и почему?

  • Вопрос: почему мы говорим, что это пьеса о войне?


Слайд 8 (кадры из фильмов)

  • Вопрос: какие произведения, постановки о Великой Отечественной войне вам известны? («Сталинград», «Брестская крепость», «Судьба человека», «Гости из будущего»…)

  • Вопрос: Почему авторы решились на их создание?


Слайд 9 (фрагмент фильма «Памятник до неба и каждое имя золотом»)

Слайд 10

Учитель литературы: Домашнее задание – рецензия на кинофильм (спектакль)

Примерный план рецензии на кинофильм (спектакль)

  • Жанр фильма.

  • Кто является автором сценария, кто поставил фильм.

  • Ключевые актеры и их герои.

  • В какое время и где происходят события.

  • Краткое описание завязки.

  • Если в основе фильма лежит литературное произведение, то необходимо сравнить режиссерский замысел с литературным произведением.

  • Если фильм является самостоятельным произведением, сравните его с теми, что вы смотрели ранее, укажите на сходства и различия.

  • Основные (на ваш взгляд) достоинства и недостатки фильма.

  • Личное впечатление.




    1. Память народа

Слайд 11

1-я воспитанница: Память Российского народа закреплена во многих видах искусства: в драматургии, кино, художественной литературе, архитектуре


2-я воспитанница: Памятники архитектуры отражают историю войны, в них увековечены главные исторические сражения Победы:

Слайд 12-13

  1. Брестская крепость – 3-я воспитанница (Приложение 1)

Слайд 14

  1. Пискаревское кладбище – 4-я воспитанница

На гранитной стене, расположенной позади монумента, высечены последние строки эпитафии Ольги Берггольц:


...Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита,

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто!


Слайд 15

  1. Мамаев курган – 5-я воспитанница

"Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!"

Слайд 16-17

  1. Памятник Неизвестному солдату – Вечный огонь – 6-я воспитанница

автор слов Сергей Михалков: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен…»

Миллионы жизней унесла та война, на плитах высечены километры имен, но есть те, чье имя неизвестно до сих пор. Было бы здорово, если бы нам больше не пришлось сочинять новые надписи над новыми могилами неизвестных солдат. Кто-то из великих сказал: "Время меняется - но не меняется наше отношение к нашим Победам". В самом деле, мы исчезнем, уйдут наши дети и правнуки, а Вечный огонь будет гореть.


  1. Заключение. Рефлексия.

Слайд 18

2-я воспитанница:

Вслед за днем первым было 1418 суровых дней Великой Отечественной войны. И сколько бы не прошло времени с тех пор, в благодарной памяти людей, в их сердцах будет жить и не загладится никогда та точка отсчета лет, месяцев, дней и часов бессмертия, подвига, несгибаемого мужества и героизма людей!



Слайд 19

Классный руководитель:

  • Скажите, о чем мы сегодня говорили?

  • Вы готовы назвать цель нашего занятия?

  • Как вы думаете, мы ее достигли?

Учитель литературы: итоги урока

Слайд 20

Роберт Рождественский, поэма «Реквием» - читают две воспитанницы под видеоряд (хроника военных лет) и музыку С. Рахманинова

Помните!
Через века́, через года, - помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте достойны!

Люди! Покуда сердца́ стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, -

пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полёт, - помните!
О тех, кто уже никогда не споёт, - помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли, - помните!
К мерцающим звёздам ведя корабли, -

о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придёт никогда, -
заклинаю, - помните!

Разработка интегрированного классного часа и урока литературы на тему: «Помните! Через века, через года, помните!» (10-11 класс)
  • Классному руководителю
Описание:

Проведению мероприятия предшествовал просмотр спектакля "Вечно живые" по пьесе В.С. Розова и фильма "Летят журавли".

Мероприятие, посвященное семидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне, является частью системной работы гражданско-патриотического направления воспитательного процесса по формированию чувства Памяти об историческом прошлом Отечества и его защитниках, основанном на чувстве благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость страны. Методическая разработка включает в себя активное участие воспитанниц, их индивидуальные выступления, способствующие формированию умения готовить необходимый исторический материал, вести исследовательскую работу, выступать с сообщениями на конкретную тему, создавать рецензии на спектакль и художественный фильм, отмечая специфические особенности передачи замысла автора в разных жанрах.

 

Автор Изъюрова Ирина Алексеевна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 475
Номер материала 12621
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы