УДК 004.94
РАЗРАБОТКА И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ АВИАЦИОННОЙ
ТЕХНИКИ НА ОСНОВЕ 3D МОДЕЛИРОВАНИЯ И
ПРОТОТИПИРОВАНИЯ
Ильющенко Н.В., Уланович А.В.
Научный руководитель: ст. преподаватель Селезнев В.А.
Брянский государственный университет имени академика
И.Г.Петровского
Электронная почта: selesnev@rambler.ru
Бурное развитие технического прогресса существенно
изменило сущность авиационного моделирования. Если ранее создаваемые в
технических кружках авиамодели являлись довольно простыми по конструкции и
примитивными с точки зрения управляемости и технических характеристик, то
широкое развитие разнообразных конструкций радиоуправляемых моделей самолетов,
вертолетов и др. технических устройств коренным образом изменили ситуацию в
этой области технического творчества. Эти виды моделей по своей конструкции и
функциональным свойствам практически не отличаются от своих натуральных
прототипов за исключением размеров. Особая роль, в современных условиях, развитию
технического творчества отводится компьютерным технологиям. В этой работе нами
предложена апробированная инновационная методика проектирования и производства
деталей авиамоделей из пластика на основе компьютерных технологий и
прототипирования.
С помощью компьютерных систем можно выполнять
объемные 3D модели изделий, что позволяет на стадии проектирования оценить
свойства разработки. Методика «компьютерного инжиниринга», реализованная в ряде
компьютерных программ, даёт возможность на основе разработанной объемной модели
создавать конструкторскую документацию для дальнейшего изготовления деталей
(см. рис. 1) [2].
К числу программных продуктов, в полной мере
позволяющих решать подобные проектные задачи можно отнести свободно
распространяемые интегрированные конструкторско-технологические системы ADEM
7.0 SLt и ADEM 8.1 CAD/CAM/CAPP компании ADEM – авторизованного партнера
AutoDesk. Они содержит все
необходимые разделы для черчения, объемного моделирования, оформления
конструкторской и технологической документации. Профессиональные программы
компании ADEM широко применяются и в авиастроении, ряд деталей самолета Sukhoi
Superjet 100 разрабатывались и изготавливались с помощью этой интегрированной
конструкторско-технологической системы по безбумажным технология. Инновационные
процессы в компьютерных технологиях позволяют объединить преимущества
виртуального и физического моделирования.
Рис.1 «Компьютерный инжиниринг» при разработке 3D модели
крыла
В настоящее время разработаны процессы быстрого
прототипирования (Rapid Prototyping, RP) – это послойное построение физической
модели (прототипа) в соответствии с геометрией CAD-модели. Промышленные
комплексы для прототипирования имеют достаточно широкие возможности и поэтому
достаточно дороги для использования в моделировании, для этих целей авторы
разработали более простую и соответственно дешевую конструкцию 3D принтера на
основе комплекта для сборки подобных устройств RepRap Prusa Mendel [1].
Для разработки конструкции 3D принтера была выбрана
технология FDM, как наиболее приемлемая с точки зрения простоты её реализации в
конструкции и дешевизны расходных материалов. При FDM–процессе (FDM– Fused
Deposition Manufacturing - послойное наложение расплавленной полимерной нити)
термопластичный моделирующий материал, диаметр которого составляет 1,5 или 3 мм
подаётся через экструзионную (выдавливающую) головку с контролируемой
температурой, нагреваясь в ней до полужидкого состояния (см. рис. 3). Выдавливающая
головка наносит материал очень тонкими слоями на неподвижное основание в
соответствии с геометрией математической модели детали, разработанной в системе CAD. Математическая модель передается
в формате STL в специальное программное обеспечение Insight, которое
автоматически оптимальноориентирует ее относительно рабочей зоны установки и
разбивает на горизонтальные слои. Затем в Insight (тоже автоматически)
определяется необходимость применения поддерживающих элементов для нависающих
частей модели.
Сгенерированные данные
передаются на установку, и начинается процесс послойного создания модели.
Головка выдавливает материал с очень высокой точностью. Последующие слои также
ложатся на предыдущие, солидифируются (отвердевают), соединяются друг с другом
[3]. Создание объемных моделей на этом устройстве производится послойным
наплавлением разогретой пластмассы подаваемой в зону контакта. В качестве
рабочего материала используется шнур из пластмассы диаметром 3 мм. Маршрут от
проектирования до получения готового изделия показан на рис. 2.
Рис.2 Маршрут проектирования и изготовления авиамодели из
пластика
В качестве моделирующего материала применяется нить
диаметром 1.5 или 3 мм из пластика ABS. АБС-пластик (полное название акрилонитрилбутадиенстирол
или акрилонитрилбутадиенстирольный сополимер) имеет аморфную структуру и
относится к группе сополимеров стирола, наряду с сополимерами САН, АСА, СБС. АБС-пластик
является одним из наиболее широко применяемых конструкционных термопластов. Материал используется в таких отраслях
промышленности, как авиастроение, автомобилестроение, электротехника и
электроника и др. Применение АБСпластика в качестве моделирующего материала
обусловлено сбалансированностью механических свойств: высокая жесткость (модуль упругости =
2000 МПа - 2700 МПа) и стойкость к ударным нагрузкам (ударная вязкость по
Изоду стандартных марок на уровне 20-25 кг-см/см), в том числе при низких
температурах по сравнению с полистиролом, ударопрочным полистиролом и сополимером САН, это позволяет
использовать материал для получения тонкостенных и прочных изделий, что присуще
деталям в авиамоделировании. Пластик поставляется в бобинах весом один
килограмм и имеет достаточную палитру цветов. После окончания процесса
моделирования изделие можно почти сразу использовать для дальнейшей окраски и
сборки, поскольку не требуется его длительная последующая доработка.
Это принципиально отличает процесс FDM от
других RP-технологий, в соответствии с которыми процесс доводки моделей требует
значительных временных затрат и наличия лабораторий, оборудованных специальными системами вытяжки и охлаждения.
В результате проведенных технологических исследований
принтера получены следующие технические характеристики получаемых моделей:
-
точность воспроизведения заданных размеров по осям X ,Y и Z ± 0.1
мм;
-
шероховатость поверхности в плоскости X и Y (горизонтально) - Ra
3.2 мкм, в направлении оси Z (вертикально) - Ra 6.3 мкм;
-
плотность материала модели – 1,05 г/см³; - предел прочности на
разрыв – 2400 МПа (23ºС); - ударная прочность – 130 (при 23ºС).
Предложенная технология позволяет создавать изделия
различной сложности без дополнительной доработки, а также получать детали с
замкнутыми полостями внутри, что позволяет снизить вес летательного аппарата
без снижения его прочности. Описанные аддитивные процессы можно применять для
создания деталей сложной формы и для реального авиастроения. Разработанная
технология компьютерного проектирования и изготовления деталей из пластика
методом прототипирования апробирована на кафедре теории и методики профессионально-технологического
образования Брянского государственного университета имени академика
И.Г.Петровского в рамках изучения учебной дисциплины «Конструирование и
моделирование технических устройств» и даёт несомненные преимущества перед
традиционными способами изготовления подобных изделий.
Литература:
1.
Ильюшенко Н., Уланович А., Селезнев В.А. Компьютерные 3D технологии
и прототипирование при разработке и изготовлении моделей технических
устройств. В сб.: «Научное сообщество студентов XXI столетия»: материалы III
студенческой международной заочной научно-практической конференции. Часть VI.
(23 мая 2012 г.) – Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов»,
2012. С. 147-152.
2.
Селезнев В.А. Конструирование и моделирование технических
устройств. Учебное пособие для студентов специальностям 050501.65
«Профессиональное обучение», 050502.65 «Технология и предпринимательство». –
Брянск: Издательство ООО «Ладомир», 2010. – 110 с.
3.
Ильюшенко Н.В., Селезнев В.А., Уланович А.В. Электронный
информационный образовательный ресурс: <Объемное компьютерное 3D
моделирование изделий и их изготовление из пластика методом прототипирования>
Свидетельство о регистрации электронного ресурса ОФЭРНиО РАО ГАН №18466 от
24.07.2012.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.