Главная / Русский язык и литература / Разработка фрагмента урока литературного чтения в 1-м классе.

Разработка фрагмента урока литературного чтения в 1-м классе.

Разработка фрагмента урока литературного чтения в 1-м классе. "Е.Чарушин. "Никита-охотник" ( «Играть - это увлекательно! Рассказ Е. Чарушина «Никита – охотник»)

Цель урока: формирование типа правильной читательской деятельности в ходе изучения рассказа Е. Чарушина « Никита – охотник».



Работа до чтения произведения:

1.Самоопределение к деятельности.

Запись на доске: «Горячему охотнику и берёзовый пень зайцем кажется»

- Прочитайте запись.

- Объясните значение пословицы.

- Для чего я дала эту пословицу?

2. Актуализация знаний, фиксация затруднений.

Антиципация.

Иллюстрация: мальчик с игрушечным ружьём, вокруг него игрушки: медвежонок, ёжик, зайчик и т. д.

- Кто нарисован?

- Что делает мальчик?

- В какую игру он играет?

- Почему вы решили, что он охотник?

- Этот мальчик - настоящий охотник? (Нет, это игра.) - Почему?

- Подходит ли к нашему герою пословица?

- А вы уверены, что правы?

3. Постановка учебной задачи.

- Как нам это проверить? ( Посмотреть в учебнике) - Откройте учебник на стр. 42.

- Что изображено на иллюстрации?

- Кто главный герой иллюстрации? (Мальчик-охотник.)

- Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена перед текстом? (Предположения детей: наверное, мы будем читать об охоте, о мальчике ...)

- Кто написал это произведение? Прочитайте имя автора (Евгений Чарушин.)

- Прочитайте название.

- Про кого же мы будем читать? (Про Никиту-охотника.)

-Прочитайте, что написано в скобках под названием произведения. (Рассказ.)

- А что такое рассказ, как вы понимаете? (Рассказ - это описание какого-то случая, события в жизни человека, героя произведения. Рассказ написал автор.)

Чем- отличается рассказ от сказки? А от других произведений? (Ответы детей.)

- Чем мы с вами сегодня займёмся? ( Будем читать Рассказ Е. Чарушина «Никита – охотник»)

- Как вы это определили? ( По автору, заглавию и иллюстрации)

- Кто же герой рассказа? ( Никита)

- Как вы думаете, он взрослый или маленький?

-Как вы определили? ( По иллюстрации)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

А) Первичное чтение текста.

- Прочитайте 1 часть рассказа и убедитесь, что вы правы.

- Какие слова об этом говорили?

- Когда читали рассказ, вы почему – то улыбались?

- Почему? Что вас рассмешило?

- Хотите узнать, что было дальше? Я начинаю читать. Можете следить за мной или слушать. Ваша задача понять содержание и подсчитать, сколько животных упоминается в рассказе. 

После прочтения: - Вы были внимательны? Давайте проверим. Для этого я предлагаю вам тест. Выполните 1 и 2 задание теста. (Работа с тестом).

Тест.

Фамилия имя

Оценка

1.Сколько животных упоминается в рассказе? а) 3 б) 5 в) 4


2. В кого играл Никита? а) водолаза б) охотника в) строителя


3.Соотнеси животных с их действиями стрелками.

Тигр* *рычит, мяукает

Слон* *мычит, лязгает зубами

Крокодил* *трубит

Змея* *кричит

*извивается


Б). – Перечитывание текста. - В правильности ответов давайте убедимся, читая текст.

- Сколько животных упомянуто? (Показ игрушек: тигр деревянный, крокодил резиновый, слон из тряпок, змея – верёвочка)

-Сравните, какие характеристики игрушек не соответствуют игрушкам Никиты? (Дети находят несоответствия между предложенными игрушками и описаниями их в тексте)

- Встретились ли вам слова, которые вам непонятны? ( слово КОМОД )

-Где узнаём значение непонятных слов?( В толковом словаре) - Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и различных мелких домашних вещей.

Часть I, 1 абзац - Какие игрушки есть у Никиты? Из чего они сделаны? 2 абзац - Для чего Никите верёвочка? 3 абзац. - Куда спрятал Никита крокодила? - Зачем спрятал Никита своих игрушечных зверей? 4 абзац. - Вот, оказывается, зачем понадобилась Никите верёвочка! Кем её вообразил мальчик? Вопросы ко всей 1 части: Что мы узнали из 1 части? - Можно ли придумать к этой части своё название? (Подготовка к охоте)

-Сейчас мы поиграем вместе с Никитой и подготовимся к чтению по ролям.

-Давайте определим, сколько будет ролей? (Автор и Никита)

-Почему?( У животных нет слов, о них говорит автор)

Читаем вторую часть. Мы её будем читать по ролям. Для того чтобы предать настроение нам необходимо после прочтения уточнить, что и как делают персонажи, ответив на вопросы КТО? и ЧТО ДЕЛАЕТ? Теперь решим, что будем передавать при чтении. Выберем средства речевой выразительности (тон, темп, жесты, мимику) Тон: Никита возбужденно кричит за зверей, подражая их звукам, да еще собственная радость, смелость победителя. А у автора - спокойный, поясняющий. Мимика и жесты: машет руками и т. д. ( Чтение 2 – ой части рассказа по ролям)

Вопросы после чтения: - Как начал игру Никита? (Зарядил своё ружьё).

-Кто первым встретился Никите на охоте? (Тигр).

-Как вёл себя тигр? (Рычал, мяукал).

- Это действительно тигр рычал и мяукал?

- Обратите внимание: рычит и мяукает сам Никита. Он хорошо знает повадки тигра! Откуда он может это знать? (Из книг, фильмов, побывал в зоопарке).

-Стрелял Никита из ружья? (Нет. Он будто стрелял).

- Почему Никита во время охоты полз?

- Какие звуки издавал дикий слон? - Чем трубит слон? (Хоботом).

- Конечно, и за слона трубил Никита.

В ходе работы с текстом на доске появляется следующая схема:

C:\Users\1\Downloads\img1.jpg

- С кем встретился охотник во второй части? - Как можно назвать эту часть? (Встреча Никиты с тигром и слоном).

Часть 3. Читают самостоятельно.

- Кого встретил следующим охотник Никита?

-Как вы понимаете: «крокодил зубами лязгает».

-Что узнал Никита от папы? - Какие же звуки издавал крокодил?

- Каким охотником считает себя Никита? ( Настоящим, смелым, сильным …)

- Всегда ли можно охотиться на животных по - настоящему?

Нет! Сейчас весна. У многих животных появляется потомство и охотиться нельзя. Охота запрещена!

- Как можно озаглавить эту часть? (Конец охоты).

На доске запись:

План рассказа

1. Подготовка к охоте.

2. Встреча Никиты с тигром и слоном.

3. Конец охоты.

Пересказ текста по плану.

В) Обобщение первичного восприятия текста.

- Есть ли что – то на нашей доске, что говорит о Никите? ( Пословица)

- Как бы вы назвали Никиту? ( Фантазёр)

- К какому моменту нарисовал художник свою иллюстрацию?

- С чем бы вы не согласились?

- Почему художник нарисовал Никиту не в комнате? (фантазировал вместе с Никитой)

Физминутка

-Сейчас мы с вами тоже пофантазируем. ( Дети повторяют движения и слова за учителем.)

Мы охотимся за львом…(Ходьба на месте 1, 2, 3, 4.)

Не боимся мы его…(повороты 1, 2, 3, 4.)

У нас охотничье ружье…(1, 2, 3, 4.)

И калёный меч. Во… (Руки в стороны 1, 2, 3, 4.)

Выполните 3 задание теста. ( Взаимопроверка)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Смысловые вопросы ко всему тексту.

- Каким вы представляете себе Никиту?

- Как автор относится к Никите?

- Как ваши родители относятся к вашим играм?

- Можно ли предположить, что Никита и Евгений Чарушин родственники? ( Предположения: автор видел игру, значит, они были в одной квартире. Возможно автор вспоминает своё детство и др. )

2. Знакомство с писателем.

В этом рассказе автор пишет о своём сыне Никите. У Чарушина много весёлых рассказов о Никите. Если вам понравилось то, о чём вы прочитали, возьмите книгу Евгения Чарушина «Никита и его друзья» и прочтите её, узнаете в какие игры можно поиграть с друзьями. (Учитель показывает книгу).

Рассказ о писателе.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( Работа в группе ).

1.Восстанови последовательность:

Никита охотится на деревянного тигра.

Мальчик спрятал свои игрушки.

Никита – охотник убил игрушечного тигра.

Всех перестрелял охотник.

Мальчик дополз до игрушечного слона.

Никита убил тряпочного слона.

И резиновый крокодил готов! ( Проверка: презентация )

2.– Какие бывают игры? (Настольные, тихие, подвижные, ролевые, командные, подражательные, игры за столом, игры-эстафеты.)

– В какие игры можно играть дома, в школе? А какие игры опасные?

- А сейчас подошло время узнать, какие любимые игры и игрушки у вас. ( Домашнее задание) Покажите нам рисунки с их изображениями! ( Оформление выставки рисунков)

7. Рефлексия:

- Посмотрите на доску, что - нибудь изменилось? Вместо пословицы запись: «Играть - это увлекательно! Рассказ Е. Чарушина «Никита – охотник»

- Подходит ли эта запись к нашему уроку? – Почему?

Евгений Чарушин нам рассказал

О том, как Никита охотником стал.

Что животные были игрушки, не важно,

Встречался Никита-охотник с добычей отважно.

Рассказ выразительно мы прочитали

И интересного много узнали.

- Какие произведения писал Евгений Чарушин?

- Кто хочет проверить?

- Кто хочет, может найти рассказы Е. Чарушина и прочитать.

Разработка фрагмента урока литературного чтения в 1-м классе.
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка фрагмента урока  литературного чтения в 1-м классе. "Е.Чарушин. "Никита-охотник"    ( «Играть -  это увлекательно! Рассказ  Е. Чарушина «Никита – охотник»)

Цель урока: формирование типа правильной читательской деятельности в ходе изучения рассказа Е. Чарушина « Никита – охотник».

Задачи урока:самостоятельное решение типовых задач, умение проверять результат работыорганизация работы с текстом, а также создание для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 

 

Автор Ятцулевич Ирина Владимировна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 902
Номер материала 17571
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓