Главная / Начальные классы / Разработка в помощь учителю, работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Разработка в помощь учителю, работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья

hello_html_m3430af0f.gif

Турыгина Анна Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 70 г. Хабаровска


Цель:

     -диагностировать уровень развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК, характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам и ориентировки в окружающем мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми;

- составлять на основе диагностических данных индивидуальный образовательный маршрут ребенка;

    - отслеживать динамику развития учащихся;

- взаимодействовать со специалистами и родителями;

-охранять и укрепление соматическое и психоневрологическоге здоровье ребенка


«Дневник наблюдения за учащимся с ОВЗ» ведется на протяжении всего времени обучения ребенка в коррекционном классе. (в виде файловой папки)

Данные наблюдения вносятся по мере необходимости (1-2 раза в неделю), учителем, воспитателем ГПД, психологом, логопедом, врачом, что позволяет отслеживать динамику развития ребенка.

На каждого ученика отводится несколько файловых страниц, куда собираются материалы отслеживания: анкеты, тесты, диаграммы, листы достижений.



hello_html_cb3f9e5.gif

1. Титульный лист

2. Содержание

  • «Общие сведения об учащемся»

  • «Медико-педагогические и социальные данные»

  • Основные страницы «Особенности познавательной деятельности», «Эмоционально-волевая сфера»

  • «Коррекция специалистов» (логопеда, психолога)

  • « Индивидуальная работа с учащимся»


Общие сведения об учащемся.

В этом разделе помещается информация, помогающая специалистам проанализировать личные данные учащегося, а также характеристики на ученика составленные классным руководителем и психологом школы.

Медико-педагогические и социальные данные.

В этом разделе помещаются данные о состоянии здоровья, физическом состоянии, рекомендации врача, краткие сведения о семье ученика, особенности личности учащегося.



Основные страницы.

Особенности познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера.

В данный раздел помещаются результаты наблюдений и учет успеваемости и посещаемости учащегося; а также описание основных форм и направлений его учебной, поведенческой и творческой активности. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной активности ученика.

Коррекция специалистов (логопеда, психолога)

В этом разделе помещены наблюдения узких специалистов, рекомендации по коррекции, отслеживается динамика развития ребенка.


1.         Диагностическая работа

·     медико-психологический мониторинг при зачислении детей в школу

медики, психологи. В начале года.

·     выяснение роли наследственных, социально-экономических условий в процессе формирования личных качеств

медики, психологи, кл .руководители, соц.педагог. Постоянно.

·     создание индивидуальных программ развития детей группы риска

психологи, зам.директора по ВР, соц.педагог.

·     использование их (программ) для выявления факторов риска

·      отслеживание промежуточных и конечных результатов

2.    Профилактическая и коррекционно-развивающая работа:

·     формирование потребности в получении знаний, способствующих благоприятному развитию и сохранению психического здоровья

·     активное воздействие на развитие личности и индивидуальности ребенка, содействие стабилизации эмоционального уровня.

через:  (тренинг личностного роста, коррекцию поведения, индивидуальные и групповые психопрофилактические беседы; консультирование; факультативные группы, уроки психологии.);

·     посещение семей

постоянно, кл .руководители, администрация

·     анализ результатов исследования с указанием конкретных мер и контроль за их выполнением;

постоянно. Психологи, администрация




























МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №70 г. ХАБАРОВСКА








hello_html_mcc4392d.gif


















Общие сведения


ФИО РЕБЕНКА


Дата рождения.



Мать – _________________________________________________

ФИО, место работы

Отец - ___________________________________________

ФИО, место работы


Дом. адрес: ____________________________________________

Телефон: ________________________


Выводы ПМПК




Рекомендации по коррекции

















Состояние здоровья


Физическое состояние

Рекомендации врача

Семья

Особенности личности

Педагогические меры






















Особенности познавательной деятельности

Эмоционально-волевая сфера

Особенности личности

Коррекция
































Коррекция логопеда

1 четверть











2 четверть










3 четверть

4 четверть


Коррекция психолога

1 четверть











2 четверть










3 четверть

4 четверть

Содержание






1. « Общие сведения об учащемся »




Анкета для родителей.


Характеристика особенностей межличностного общения учащегося.


Характеристика на учащегося составленная учителем.



2. «Медико-педагогические и социальные данные»


Социальная карта


Карта обследования семьи учащегося.




3. Особенности познавательной деятельности.

Эмоционально-волевая сфера




Учебная карта.


Текущий контроль за поведением учащегося.


Табель успеваемости по четвертям.




4. «Коррекция специалистов» (логопеда, психолога)

Бланк заявления от родителей о согласии на обследование ребенка

Представление педагога-психолога на учащегося

Представление педагога-психолога на учащегося





5. Индивидуальная работа

План индивидуальной работы с учащимся


Индивидуальный маршрут учащегося.


Карты успеха по предметам.


































  1. Общие сведения об учащемся


Анкета для родителей.

  1. Фамилия, имя, отчество ребёнка _________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Дата рождения ребёнка ________________________________________________



  1. Домашний адрес ______________________________________________________





  1. Телефон ______________________________________________________________



  1. Состав семьи: 1)полная 2)одинокая мать 3)одинокий отец 4)мать, отчим

5)отец, мачеха 6) разведённая мать 7)опекуны 8) ____________________

6. Род занятий и образование родителей

Мать Отец

Образование _______________________________ ________________________________

Профессия __________________________ ______ _______________________________

Место работы ______________________________ _______________________________

7.Другие дети в семье: НЕТ, ЕСТЬ (сколько, возраст, пол)

______________________________________________________________________________



8.Кто играет ведущую роль в воспитании ребенка в семье? Мать, отец, бабушка, дедушка.________________________________________________________________


9.Тип наказания: осуждение, лишение удовольствий, физическое воздействие

( иногда или систематически), иное _________________________________________



10.Тип поощрения: словесное, подарок, другое _________________________________


11.Посещал ли детский сад: ДА, НЕТ № д/с____________________________

С какого возраста _________________ до какого возраста______________________

Реакция на ясли или детский сад:

а) испугался б) переживал в) не отпускал маму

г) плакал д) потерял интерес е) спокойно

12. Постарайтесь назвать 3 любимых занятия ребёнка:

_____________________________________________________________________________________


13.Есть ли у Вашего ребёнка друзья? _____________________________________________________________________________________


Приходят ли они к нему домой? ________________________________________________________


14. Какие игры предпочитает Ваш ребёнок: подвижные, настольные, коллективные, индивидуальные,

другие____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


15. Готов ли Ваш ребёнок к школ: (подчеркнуть)

Знает ли он буквы? ДА НЕТ

Умеет ли читать? Бегло, по слогам, по буквам, не умеет.

Знает ли цифры? ДА НЕТ

Умеет ли считать? До _______________, складывать в пределах ________________

Пересказывает ли сказки? Да, нет, дословно, своими словами.


16. Какие особенности своего ребёнка Вы хотели бы ещё отметить?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Характеристика особенностей межличностного общения учащегося


  1. Какое положение занимает учащийся в коллективе?

(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)

  1. Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим

замечаниям?

(благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)

  1. Стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный;

агрессивный; неустойчивый; обособленный)

  1. Пользуется ли авторитетом в коллективе?

(у большинства мальчиков, только у девочек, у небольшой группы, не

пользуется авторитетом)

  1. Имеет ли друзей?

(только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса, сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)

  1. В качестве кого участвует в школьных мероприятиях?

(инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует)

7. Как выполняет общественные поручения?

(с удовольствием, хорошо, удовлетворительно, плохо, уклоняется от поручений)

  1. С кем чаще всего бывают конфликты?

(с одноклассниками, учащимися других классов, учителями, родителями и родственниками)




  1. Медико-педагогические и социальные данные

СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА



Социальный статус семьи (подчеркнуть)

  • Многодетная (перечислить ФИО детей и их дату рождения)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Малообеспеченная

  • Обеспеченная

  • Опекуны

Жилищные условия (подчеркнуть и указать кол-во комнат)

  • Частный дом

  • Квартира

  • Общежитие

  • Съёмная квартира

Учебное место учащегося

  • Своя комната

  • Свой детский уголок

  • Свой письменный стол

  • Условия для занятий

Состояние здоровья ребёнка

  • Инвалидность (диагноз)

  • Диспансерный учёт (диагноз)

  • Есть ли у ребёнка недержание мочи

  • Нарушение сердечного ритма

  • Аллергия

Уточнить номера сотовых телефонов (при изменении) и имена, отчества родственников.

  • Мама ___________________________

  • Папа ____________________________

  • Бабушка _________________________

  • Родственники ____________________

  • Домашний _______________________

Гражданство (отметить)

  • Россия

  • Иное (указать какое) ______________________

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ

  1. Ф.И.О. ребенка, дата его рожде­ния

  2. Адрес проживания семьи, телефон _____________________

  3. Мать (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность,
    рабочий телефон)________________________________________________________

  4. Отец (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность,
    рабочий телефон)____________________________________________________

  5. Дети (Ф.И.О., дата рождения, что посещают, где учатся) ______________________

______________________________________________________________________________________

  1. Сведения о других проживающих вместе с ребенком ________________________ ____________________________________________________________________

  2. Условия проживания (краткая характеристика жилья, условий, созданных для
    несовершеннолетних) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Даты обследования семьи ________________________________________________________

  4. Необходимая помощь (материальная, медицинская, психологическая) _________________________________________________________

10. Формы работы с семьей (посещения, беседы, привлечение к работе в классе, в школе и др.) _________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАРТА НА УЧАЩЕГОСЯ


1. ФИО ученика (цы) ____________________________________________________

2. Класс _______________________________________________________________

3. Дата (число, месяц, год) и место рождения_____________________________ _______________________________________________________________________ 4. Домашний адрес, домашний телефон, код подъезда ________________________

______________________________________________________________________

5. Семья ребенка:

Мать __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

Отец __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка: ______________________


Состав семьи, её структура:_______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жилищно-бытовые условия ______________________________________________

_______________________________________________________________________ Взаимоотношения в семье ________________________________________________

_______________________________________________________________________ Наличие отклонений от норм поведения в семье _____________________________

_______________________________________________________________________

Культурный уровень семьи _______________________________________________

_______________________________________________________________________ Воспитательный потенциал семьи _________________________________________

_______________________________________________________________________

6.Группа здоровья ребенка, заболевания: ___________________________________

_______________________________________________________________________

7. Характер ребёнка _____________________________________________________

8. Качества личности ребенка (положительные, отрицательные) ________________

9. Положение ребенка в коллективе. _________________________________________

10. Учебная деятельность:

успеваемость ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________

уровень знаний _________________________________________________________

_______________________________________________________________________

мотивация обучения _____________________________________________________

_______________________________________________________________________

посещаемость уроков ____________________________________________________

_______________________________________________________________________

способности к обучению _________________________________________________

_______________________________________________________________________ познавательный интерес _________________________________________________

_______________________________________________________________________ 11. Трудовая деятельность:

наличие трудовых навыков _______________________________________________

_______________________________________________________________________

предпочитаемые виды труда ______________________________________________

_______________________________________________________________________

участие в трудовых делах ________________________________________________

_______________________________________________________________________ 12. Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы ____________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

13.Круг общения (ФИ друзей):

в школе _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

вне школы _____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Относится ли к «группе риска» (с какого года)? ___________________________

_______________________________________________________________________

15. Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина) ____

_______________________________________________________________________

16.Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета) _________________

_______________________________________________________________________

17.Состоит ли в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина) ___________________________________________________

_______________________________________________________________________

18. Состоял ли на учете в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата снятия с учета) _________________________________________________________

_______________________________________________________________________

19. Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина)__________

_______________________________________________________________________

20. Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина)__________

_______________________________________________________________________


______________________

(год оформления карты)



______________________________ _________________

(ФИО классного руководителя) (подпись)



3.Особенности познавательной деятельности.



Эмоционально-волевая сфера


Дневник наблюдения (основные страницы)


ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

за поведением учащегося _______________________

(ФИО)

в 200__ - 200__ учебном году.


Дата

Предмет

Проблема

Принятые меры
















hello_html_m1dfaa3d8.gif

ТАБЕЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩЕГОСЯ


Предметы

Всего пропусков

Из них

Оценки

По болезни

Без причины

I чет.

II чет.

III чет.

IV чет.

Русский язык








Чтение








Математика








Окружающий мир








ИЗО








Физическая культура








Технология








Музыка








Ритмика








Всего:








По болезни:








Без причины:










  1. Коррекция специалистов (логопеда, психолога)



Бланк заявления от родителей о согласии на обследование ребенка

Председателю ПМПк (или ПМПК)

______________________________

(Ф.И.О.)

от______________________________

(Ф.И.О.)

проживающего по адресу__________

________________________________

Дом. тел.: _______________________

Заявление

Прошу обследовать моего ребенка_____________________________________________

(Ф.И.О.)

с целью определения образовательного маршрута.

Дата "____"________20___г, ____________________

(подпись)


Представление педагога-психолога на учащегося

Ф.И.О. ребенка _____________________________________________________________

Дата рождения___________________Возраст на момент обследования_______________

школа_______________________________класс________________

Запрос специалистов/родителей_______________________________________________

1. Внешний вид и поведение в ситуации обследования________________________

_____________________________________________________________________

2. Темп работы и работоспособность_______________________________________

3. Общая осведомленность ребенка (социально-бытовая ориентировка)__________

_____________________________________________________________________

4. Особенности латерализации_____________________________________________

5. Характеристика моторики, в т.ч. графической деятельности__________________

_____________________________________________________________________

6. Особенности памяти:

o слухоречевая___________________________________________________

o зрительная_____________________________________________________

o опосредованная_________________________________________________

7. Особенности восприятия:

o цвета__________________________________________________________

o формы_________________________________________________________

o величины______________________________________________________

o пространства___________________________________________________

8. Особенности внимания:

o концентрация__________________________________________________

o объем__________________________________________________________

o переключаемость________________________________________________

o устойчивость___________________________________________________

9. Особенности мышления:

o Уровень развития мышления:

- наглядно-действенное__________________________________________

- наглядно-образное_____________________________________________

- элементы словесно-логического__________________________________

o классификация_________________________________________________

o обобщение_____________________________________________________

o анализ и синтез_________________________________________________

10. Особенности воображения______________________________________________

11. Особенности речевого развития_________________________________________

12. Особенности эмоционально-личностной сферы____________________________

13. Особенности мотивационно-волевой сферы_______________________________

14. Характер межличностных отношений____________________________________

15. Заключение педагога-психолога_________________________________________

16. Рекомендации________________________________________________________

Дата «_____»_______________20____г. ________________(Подпись

Логопедическое представление на учащегося

Ф.И.О. ребенка______________________________________________________________

Дата рождения___________________Возраст на момент обследования_______________

школа__________________________ класс_____________________

1. Речевое окружение________________________________________________________

(недостатки речи у близких, двуязычие, наследственность и т. д.)

2. Краткий анамнез __•

(беременность, ее течение, роды, раннее физическое развитие, заболевания раннего

возраста)

3. Раннее речевое развитие:

o гуление______________________________________________________________

o лепет _______________________________________________________________

o слово _______________________________________________________________

o Фраза_______________________________________________________________

4. Слух, зрение______________________________________________________________

5. Общая и мелкая моторика__________________________________________________

6. Связная речь:

o общая характеристика речи_____________________________________________

(качество рассказа, пересказ, уровень связности, типы используемых предложений,

владение речью в соответствии с возрастом)

o общее звучание речи ________________________________________________

(темп, плавность, голос, дыхание, интонация)

7. Строение артикуляционного аппарата _______________________________________

8. Двигательная функция _____________________________________________________

9. Звукопроизношение:

o отсутствие звуков _____________________________________________________

o смешение звуков ______________________________________________________

o замена звуков _______________________________________________________

o искажение произношения ______________________________________________

10. Фонематический слух, звуковой анализ и синтез ______________________________

11. Слоговая структура и звуконаполняемость слова ______________________________

12. Словарный запас:

o общая характеристика словарного запаса _________________________________

13. Грамматический строй речи:

o словоизменения______________________________________________________

o словообразования ____________________________________________________

o синтаксис (типы построения предложений и особенности нарушения их

строения)____________________________________________________________

o понимание текста_____________________________________________________

14. Заключение ____________________________________________________________

15. Рекомендации __________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Дата"_______"_________20_________г. __________________

(подпись специалиста)



  1. Индивидуальная работа с учащимся



ПЛАН

индивидуальной работы с учащимся

на ___________ четверть


п/п

Мероприятия

Дата

Ответственный

Отметка о проведении

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.








Образец


Карта успеха. Математика.

Фамилия, имя учащегося ______________________________ Класс 1А

Учебные умения

Даты

1

Умение соотносить кол-во предметов и число

сен

окт

нояб

дек

янв

фев

мар

апр

май

2

Умение выстраивать последовательность чисел первого десятка











3

Умение использовать порядковые числительные










4

Умение соотносить математическую запись с предметным рисунком










5

Умение сравнивать длину предметов










6

Умение определять времена года и их последовательность










7

Умение ориентироваться на листе бумаги в клетку










8

Выполнять действия по заданному алгоритму










9

Определять понятия «больше», «меньше», «равно»










10

Умение определять понятия «слева», «справа», «сверху», «снизу», «над», «под», «впереди», «сзади», «после», «перед», «за».










11

Умение определять понятия «больше», «меньше». «больше на…», «меньше на…», «столько же».










12

Умение считать до 10 и обратно










13

Умение записывать числа по порядку, начиная с самого большого










14

Умение записывать числа по порядку, начиная с самого маленького










15

Умение объяснять состав чисел










16

Умение складывать числа в пределах 10.










17

Умение вычитать числа в пределах 10.










18

Умение находить отрезок среди фигур










19

Умение начертить отрезок по заданному алгоритму










20

Умение различать прямоугольник, треугольник, квадрат, круг.










21

Умение находить прямую и кривую линию










22

Умение называть предыдущее и последующее число










23

Умение называть числа, стоящие между какими-либо числами










24

Умение применять знаки: +, -, =.











Оhello_html_7e3fb717.gifhello_html_56e6707.gifhello_html_6f57023a.gifhello_html_m54763280.gifhello_html_m44e8f7b6.gifбозначения: - замечательно, - молодец, - хорошо, - уже лучше, - постарался

Карта успеха. Обучение грамоте.

Фамилия, имя учащегося ______________________________ Класс 1А

Учебные умения

Даты

1

Обводка изображения.

сен

окт

ноя

дек

янв

фев

мар

апр

май

2

Штриховка изображения.










3

Различие узкой и широкой строки










4

Правильный размер букв










5

Наклон букв










6

Форма букв










7

Соблюдение пространства










8

Соблюдение строки










9

Элементы букв, правильное соединение










10

Знание печатных букв










11

Знание строчных письменных букв










12

Знание заглавных письменных букв










13

Умение соотносить слово со схемой










14

Умение отличать слово от набора букв










15

Умение дифференцировать гласные и согласные










16

Умение выделять звуки и соотносить их с буквами










17

Умение соотносить предложение (произведённое на слух) со схемой










18

Умение находить иллюстрацию к знакомой сказке










19

Умение делить слова на слоги










20

Умение находить ударный слог










21

Умение различать слоги с твёрдым и мягким слиянием










22

Умение соединить слово с картинкой, картинку со схемой.










23

Умение выделять группы слов с мягкими и твёрдыми согласными










24

Умение определять кол-во букв, звуков, слогов в слове










25

Умение чертить схему слова и схему предложения











Оhello_html_7e3fb717.gifhello_html_56e6707.gifhello_html_6f57023a.gifhello_html_m54763280.gifhello_html_m44e8f7b6.gifбозначения: - замечательно, - молодец, - хорошо, - уже лучше, - постарался

Карта успеха. Окружающий мир.

Фамилия, имя учащегося ______________________________ Класс 1А

Учебные умения

Даты

1

Знать свою фамилию, имя , отчество, адрес, имена родителей

сен

окт

ноя

дек

янв

фев

мар

апр

май

2

Умение объяснять ПДД










3

Умение объяснять значение слов: Родина, Россия










4

Умение объяснять понятия: растения, животные, деревья, кустарники, травы










5

Умение различать живую и неживую природу










6

Умение различать реальные и фантастические объекты и факты










7

Умение соотносить названия российских праздников с изображением на картинке, открытке










8

Умение различать отдельные объекты природы










9

Умение отличать животных Хабаровского края










10

Умение классифицировать по признаку: овощи, фрукты, ягоды, и т.д.










11

Умение составлять рассказ по картинке в учебнике, описывать последовательность действий










12

Умение слушать суждения товарищей, учителя, принимать его.










13

Умение выстраивать последовательность своих действий при ответе










14

Умение различать времена года










15

Умение называть дни недели










16

Умение объяснять явления природы (снег, гроза, ветер, дождь)










17

Умение объяснять правила гигиены, правила ЗОЖ










18

Умение различать понятия: город и страна










19

Умение задавать простые вопросы










20

Умение оценивать свои ответы и ответы товарищей.











Оhello_html_7e3fb717.gifhello_html_56e6707.gifhello_html_6f57023a.gifhello_html_m54763280.gifhello_html_m44e8f7b6.gifбозначения: - замечательно, - молодец, - хорошо, - уже лучше, - постарался






























Разработка в помощь учителю, работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • Начальные классы
Описание:

Предлагаемая модель дневника наблюдения преемлема в условиях общеобразовательной школы в целях отслеживания динамики развития и адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Целью ведения "Дневника наблюдения" является : 

 сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;

   обеспечение обратной связи с узкими специалистами, работающими с детьми;

   коррекция деятельности;

дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образователтьные возможности, индивидуальные особенности, состояние здоровья.

 

 

Автор Турыгина Анна Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2316
Номер материала 41403
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓