Главная / Начальные классы / Разработка урока Я и Украина (гражданское образование)

Разработка урока Я и Украина (гражданское образование)

Разработка урока Я и Украина (гражданское образование)
  • Начальные классы
Описание:

     

                               Я и Украина. Гражданское образование.

                                               4 класс
Тема. Правила гостеприимства
Цель:– раскрыть значимость гостеприимства;

– развивать способность понимать и уважать традиции народа;

– воспитывать уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям.

Тип урока: изучение нового материала, интегрированный.
Методы: наглядный, практический, частично-поисковый, проект. 
Формы :фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. 

Оборудование и материалы:

* тематическое оформление класса; 

* веб камера;

* видеоролики по теме урока;

* листы ватмана, иллюстрации из журналов для коллажа;

* клей, пластилиновые звери;

* презентация к уроку, словарь С.И. Ожегова;

* видеопроектор, телефон.
I. Организационная часть. 
Приветствие. 
Готовность к уроку. 
II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. 
- Правила поведения в школе. Оформление уголка «Правильного поведения».

III. Распаковка темы. Целеполагание.

1)      Беседа. 
- Вы никогда не задумывались, зачем люди ходят в гости? (Ответы детей) 
Учитель: Во время общения узнают новости, обсуждают события, советуются, делятся друг с другом радостью и горем. 
Сообщение темы. 
-Сегодня на уроке мы поговорим о традициях приёма гостей. 
- Как можно по- другому назвать прием гостей…(гостеприимство). 
- Как вы понимаете слово "гостеприимство"? 
- Ритуал гостеприимства, по существу, — это общение двух сторон,— хозяина и гостя. 

ІV.Осмысление новой информации.

1)       Словарная работа. 
Ученица: В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование значения слова “гость” - тот, кто посещает, навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время. – От слова гость образовано много однокоренных слов. Назовите их. 
Гостить – жить у кого-нибудь в качестве гостя. 
Гостинец – подарок или деньги гостя хозяину. 
Гостеприимство – радушие к гостям.

А вот в библейском словаре даётся такое определение.

 

2)      Слайды национальных костюмов. 
- Есть ли общие традиции гостеприимства у этих национальностей? Назовите их. 
Высказывания учащихся. 
Учитель - Гостеприимство это, целое искусство - умение сделать так, чтобы гости остались довольными. Именно гостеприимство - это, пожалуй, самая главная черта многих народов. В народе говорят: "Гость доволен - хозяин рад". 
- Некоторые современные правила приема гостей повторяют правила этикета. 
Ученица: Этикет (от фр. Étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. 

Составьте структуру  приема гостей. Учитель делит детей на группы.
(приглашение, встреча, угощение, развлечение, прощание). 
3) Работа в группах. Самостоятельная работа с книгой. Стр. 35 «Истории Пана Котского».  Выборочное чтение текста по направлению группы.
1 этап "Приглашение" 

- Прием гостей в своем доме – это большая ответственность, ведь Вы должны все сделать так, чтобы гости приятно провели время. Поэтому принимать гостей нужно правильно. 
- Как же это сделать? 
- Как можно пригласить гостей? 
(по телефону, лично, письменно). 

- С каких слов мы чаще всего начинаем приглашение в гости? 
Каждая группа говорит вариант приглашения. 
- Приходите ко мне завтра… 
- Я приглашаю вас к себе на… 
- Я буду очень рад, если вы придете ко мне… 
- Каким может быть повод для приглашения в гости? 
- В зависимости от вида торжества, на которое Вы приглашаете, лично при встрече, по телефону или, выслав приглашение почтой, укажите дату, время и место проведения торжества, при необходимости, вид одежды. 
Приглашая гостей, необходимо помнить, что приглашенные должны иметь достаточный запас времени на подготовку к торжеству, ведь каждый гость должен выбрать подарок хозяевам вечера, подобрать соответствующий наряд. Как правило, на свадьбу или значительный юбилей принято приглашать за месяц до торжества, на домашние праздники – не менее чем за неделю. 
4) Работа в парах  (задания на карточках)
• День рождения – по телефону.
• Чаепитие – в устной форме.
• Новый год – письменно.
• Вечеринка – лично.
• Просмотр фильма – по телефону.
- Как вы думаете, можно ли ходить в гости без приглашения? (Ответы учеников). 

2 этап "Встреча". 
Встреча гостей должна происходить в приподнятом, праздничном настроении, чтобы уже с порога чувствовалась особая праздничная атмосфера. 
- К назначенному времени вы должны быть при «полном параде», т.е. уже причесанными, одетыми в праздничную одежду, должно быть все готово, а хозяева свободны. 
Просмотр Ералаша «Гостеприимство». 

5) Фронтальная работа

 Чтение плаката «Если ты хозяин».

- Быть приветливым хозяином – это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь развлечь его.

- Быть внимательным хозяином – видеть всех гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить.

- Быть предупредительным хозяином – значит заранее подумать не только об угощении, но и о том, чем займёте гостей.

- Быть щедрым – значит не жалеть для гостей угощения, времени и стараний, затраченных на то, чтобы принять их хорошо.

- Быть бескорыстным хозяином - не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостя, не жаловаться на трудности и заботы, связанные с его приходом, не рассчитывать на ответный приём, угощение и подарки.

- Быть тактичным – значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затягивать разговора на неприятную для него тему.

- Быть воспитанным хозяином – быть вежливым и, что бы ни случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.

- Дети, продолжите фразу: «Хозяин должен быть…». 

3 этап "Угощение" 

Постараться угостить гостей блюдами, которые они любят. Не готовить блюда из не всем знакомых продуктов, оно может не понравиться гостям.
Задание в группах. Накрыть стол. (Аппликация на полотне)
Просмотр отрывка из мультфильма «Винни Пух»

- Как вы оцениваете поведение Винни Пуха? 
- Чему можно поучиться у Кролика? 
4 этап "Развлечение"

- Как можно развлечь гостей? (ответы  детей)

Я предлагаю сейчас отдохнуть и потанцевать.

Физкультминутка
5 этап "Прощание с гостем" 
- Ребята, еще одна традиция гостеприимства - это умение правильно попрощаться. Вам нужно подобрать слова, выражения, которые мы произносим, когда прощаемся с гостями. 

- Как должны вести себя хозяева и гости во время прощания? 
Например: - Спасибо, гости дорогие, что зашли к нам, проведали. 
- Приходите к нам еще, мы всегда рады встрече с вами. 

V. Контрольно-оценочный момент.

Учитель читает притчу

Гость должен уйти вовремя

Армянская притча

Один человек пришёл в гости к своему знакомому. Обрадованные встречей, гость и хозяин обнялись, расцеловались, стали расспрашивать друг друга о здоровье, о здоровье детей и жён, не зная, как выразить свою радость. Хозяева бросили к ногам гостя ленту зелёно-красного цвета и всё спрашивали, как случилось, что он приехал, что он вспомнил хозяев.

— Ну, жена, готовь постель гостю, прикажи зарезать курицу, подай вина, завари кофе, приготовь обед.

Жена постелила гостю разукрашенный розами арцахский ковёр, сверх ковра постелила матрац, сверх матраца одеяло и, наконец, подушку.

Через день хозяева убрали подушку, через два — одеяло, через три — матрац. На четвёртый день гость стал прощаться с хозяевами и собрался уходить. Хозяева дома спросили:

— Почему уходишь от нас так рано, что случилось, чем мы тебе не угодили, кто тебя обидел? Не уходи, оставайся ещё.

Гость ответил:

— Вы мне ничего плохого не сделали, а ухожу я не рано. Я должен был уйти тогда, когда вы убрали подушку.

-Правильно ли хозяева хотели попрощаться с гостем?

- На самом деле ли были рады хозяева гостю?

         - Кто из героев притчи был не прав? Почему?

         - Чему учит нас эта притча? (Быть искренними, гостеприимными по-настоящему, а если возникли проблемы у хозяев, то нужно сказать об этом гостям тактично, вежливо, чтобы не обидеть)
Викторина  «Этикет» 
Учащиеся «отвечают»  аплодисментами или топанием ногами.  
1. Если гость вручает Вам подарок, примите его с улыбкой и поблагодарите? 
2. Предлагать ли гостям сменную обувь? 
3. Если не все из приглашенных гостей знакомы между собой, то хозяева дома должны познакомить всех? 
4. Размещая гостей за праздничным столом указывать каждому гостю его место движением руки, или вручить карточку с указанием его места? 
5. Вы должны, учитывать места почетных гостей и чтобы соседям по столу было интересно друг с другом? 
6. Можете тактично намекнуть гостям о том, что пора уходить? 
7. Вы приметись за уборку стола и помещения, пока Ваш дом не покинет последний гость? 
8. Если у хозяина или хозяйки плохое настроение, надо стараться, чтобы гости этого не заметили? 
9. При приёме, хозяева должны отдавать предпочтение кому-нибудь из гостей? 
10. Приглашает к столу хозяйка? 
11. За столом мужчины и женщины рассаживаются вперемешку? 
12. За столом старайтесь говорить на темы, интересные всем присутствующим. 
13. На чужую тарелку можно класть кушанья без спросу? 
14. Женщинам все подается раньше, чем мужчинам? да 
Ответы:1-да ; 2-нет ; 3-да; 4-да; 5-да; 6- да; 7-нет; 8-да; 9-нет; 10-да; 11-да; 12-да; 13-нет; 14-да. 
Слайды по сказкам
-Назовите литературное, народное творчество о гостеприимстве. 
(“Лиса и журавль”, “Вини Пух в гостях у Кролика”, «Муха Цокотуха», «Каша из топора».)

Пословицы

 VІ. Подведение итогов урока Рефлексия
- Давайте подведем итог нашего занятия. 
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

 Мне показалось важным …

Я понял (а), что …

Я почувствовал(а), что …

Создание мультипликационного фильма "Гостеприимный теремок". Один ученик выполняет роль Теремка, остальные - зверьки. Зверьки вежливо просятся в теремок и объясняют почему хотят в нем пожить, а теремок - гостеприимно открывает двери, подбирая разные слова-приглашения и подсказывает, чем в теремочке можно заняться. Например: "Терем-теремок, я лягушка-квакушка пусти меня, пожалуйста погреться, а то водичка в моем болоте замерзла". А теремок отвечает "Милости просим на огонек, проходи лягушка-квакушка, теплым чаем угощу".

  Заключительное слово учителя. 
- Так давайте быть радушными хозяевами, благодарными гостями. Давайте делиться новостями, смотря друг другу в глаза, улыбаться и видеть улыбку хозяина или гостя, ощущать тепло и поддержку близкого человека, придя к нему в гости или принимая его у себя, в кругу друзей, знакомых и близких людей. 
Каждый ученик получает памятку «Правила для гостеприимных хозяев. Правила для гостей».

VII. Домашнее задание

– Расспросите взрослых о семейных традициях приема гостей; найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки о гостеприимстве.

 

                  

Автор Стешенко Лариса Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 530
Номер материала 29879
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓